В Чувашской Республике утвержден комплекс мер по поддержке педагогических работников, работающих с детьми из социально неблагополучных семей.
Определены категории педагогических работников, работающих с детьми из социально неблагополучных семей (далее – педагогические работники) – это классные руководители, социальные педагоги и педагоги-психологи государственных и муниципальных общеобразовательных школ, социальные педагоги и педагоги-психологи государственных и муниципальных образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Предусмотрена система моральной и материальной поддержки данной категории педагогических работников.
Минобразования Чувашии организована работа по повышению квалификации педагогических работников по вопросам работы с детьми с особыми потребностями, учебными и поведенческими проблемами. За период 2012-2013 гг. все специалисты повышали свою квалификацию (большинство неоднократно) на республиканских и выездных обучающих семинарах, курсах. Организация методической работы позволила сформировать такие системы трансляции знаний и опыта как круглые столы, обучающие семинары, мастер-классы, методические рекомендации, стажировочные площадки для педагогов республики. В 2012 г. обучены 926 педагогов, за январь-октябрь 2013 года – 350 чел. В 2013-2014 учебном году эта работа будет продолжена.
Разработаны и доведены до педагогических работников, работающих с детьми из социально неблагополучных семей, методические рекомендации по профилактике употребления несовершеннолетними психоактивных веществ.
Оплата труда педагогических работников общеобразовательных учреждений увеличена на 25,5 % и составляет на 1 ноября т.г. 19250,4 руб.
Подписан Указ Главы Чувашской Республики «О внесении дополнений в Указ Президента Чувашской Республики от 5 октября 2005 г. № 101» (в части учреждения ежегодных денежных поощрений Главы Чувашской Республики социальным педагогам и педагогам-психологам, победителям ежегодных республиканских конкурсов «Социальный педагог года Чувашии», «Педагог-психолог года Чувашии» в размере 50 тыс. рублей каждому).
В соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 5 октября 2005 года № 101 «О дополнительных мерах по поддержке и развитию инновационного, творческого и духовного потенциала системы образования в Чувашской Республике» главному победителю конкурса «Самый классный классный» присуждается ежегодное денежное поощрение Главы Чувашской Республики в размере 50 тыс. рублей.
С 2007 года молодые классные руководители (победители конкурса) в возрасте до 25 лет становятся обладателями премии Президента Российской Федерации в части поддержки талантливой молодежи.
Обеспечение благополучного и защищенного детства, сохранение и укрепление здоровья детей и молодежи, обеспечение безопасности их жизнедеятельности является одним из основных приоритетов педагогических работников.
Ключевая роль в организации воспитательной работы с детьми из социально-неблагополучных семей принадлежит классным руководителям, основная цель деятельности которых – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. По состоянию на 1 октября 2013 года в Чувашской Республике функции классного руководителя выполняют 6544 педагога (59,5 % от общего числа).
В настоящее время успешно внедряется система морального и материального стимулирования классных руководителей. Реализация направления «Повышение уровня воспитательной работы в школе» приоритетного национального проекта «Образование» позволила увеличить размер доплаты педагогическим работникам, выполняющим функции классного руководителя.
Классные руководители получают дополнительное ежемесячное денежное вознаграждение в размере 1000 рублей за классное руководство в классах с наполняемостью не менее 25 человек в городской местности и не менее 14 человек – в сельской местности за счет средств федерального бюджета, до 450 рублей в месяц в рамках софинансирования из бюджетов образовательных учреждений. В 2013 году в консолидированном бюджете Чувашской Республики на выплату денежного вознаграждения за выполнение функций классного руководства предусмотрено 117,5 млн. рублей.
Средний размер ежемесячного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя в 3 квартале 2013 года составил 1233,49 рубля (1366,81 рубля – в образовательных организациях, расположенных в городской местности, 1120,01 рубля – в образовательных организациях, расположенных в сельской местности).
В создании адаптивных условий для формирования безопасной и комфортной среды для ребенка в образовательной организации и в семье, также обеспечении помощи и гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп важную роль играют педагоги-психологи и социальные педагоги.
В школах республики в 2013-2014 учебном году работает всего 142 психолога (28,9 % школ имеют психологов) и 247 социальных педагога (50,4 % школ имеют социальных педагогов), которые осуществляют психолого-медико-педагогическое сопровождение детей групп риска и их семей, детей с ограниченными возможностями здоровья, ведут системную работу по профилактике зависимостей, оказывают методическую помощь службам сопровождения образовательных учреждений, проводят консультирование по проблемам детско-семейных отношений специалистами, организуют коррекционные занятия для детей и др.
Уменьшение количества специалистов по психолого-педагогическому сопровождению детей является серьезным недостатком в системе воспитания.
В 2013-2014 учебном году нет ни одного психолога в школах Яльчикского района, лишь по одному психологу – в Алатырском, Аликовском, Моргаушском, Порецком, Шемуршинском, Янтиковского районах, всего один социальный педагог в Шумерлинском районе.
Наиболее благополучная ситуация в школах г.Чебоксары (все школы имеют психологов и 90,6 % - социальных педагогов), г.Новочебоксарск (63 % школ имеют и психологов и социальных педагогов), в Комсомольском (28,6 % школ имеют психологов, 57,1 % - социальных педагогов), Батыревском и Вурнарском (54,5% и 60 % школ района соответственно имеют социальных педагогов) районах.
Однако данного количества педагогов-психологов недостаточно для организации качественной работы по комплексному психолого-педагогическому сопровождению.
В соответствии с предложениями экспертов для результативной и эффективной работы необходима одна штатная единица педагога-психолога и одна штатная единица социального педагога на 300 учащихся.
В связи с этим представляется целесообразным указанный норматив законодательно закрепить в нашей республике.
Основными задачами классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов является создание условий для сохранения и развития физических и духовных сил учащихся, вовлечение детей во внеурочную деятельность, в том числе в физкультурно-спортивную работу.
Совместно с Минспорта Чувашии ежегодно проводится более 300 физкультурно-спортивных мероприятий с участием учащихся образовательных учреждений. Среди школьников наиболее популярны такие мероприятия, как Спартакиада школьников на Кубок Главы Чувашской Республики, соревнования школьников «Президентские спортивные игры» и «Президентские состязания», турниры юных футболистов «Кожаный мяч» и юных хоккеистов «Золотая шайба», чемпионаты школьной волейбольной лиги и школьной баскетбольной лиги «КЭС-БАСКЕТ» и др.
Самые хорошие показатели по данному направлению у учащихся школ г. Новочебоксарск, Яльчикского и Батыревского районов. При этом требуется повысить активность участия школьников в республиканских физкультурно-спортивных мероприятиях г. Алатырь и Алатырского района.
Обращаем также внимание на необходимость усиление охвата услугами дополнительного образования детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В настоящее время ситуация в республике неплохая. Охват детей «группы риска» различными формами дополнительного образования составляет 71,1 % (от общего числа детей, находящихся в «группах риска»). Активная работа по данному направлению ведется в Чебоксарском, Яльчикском, Аликовском, Ибресиском районах.
Культура общения, умение работать в команде, уважительное отношение друг к другу формируется, прежде всего, в рамках детских общественных организаций. Педагогами ведется последовательная работа по вовлечению детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, в ученическое самоуправление, целью которого является воспитание умения реализовать свои способности, работая в команде (совет школы, совет старшеклассников и др.). В настоящее время функционирует около 500 детских организаций, из них 13 зарегистрированы в управлении Министерства юстиции Чувашской Республики.
Следует заметить, что в сравнении с предыдущими годами активизировалась деятельность детских организаций Алатырского, Шемуршинского, Канашского, Батыревского районов и г.Новочебоксарск, снизилось участие в указанных мероприятиях детей Комсомольского, Ибресинского районов и гг. Канаш и Алатырь.
Мы очень часто говорим, что у воспитания отсроченный результат, что наиболее измеряемыми являются лишь несколько показателей. Одним из них, конечно же, является состояние детских правонарушений.
Уровень детской и подростковой преступности по итогам 9 месяцев 2013 года в республике вырос на 3% (с 428 до 441). Рост зарегистрирован в Аликовском, Янтиковском, Марпосадском, Алатырском районах, г. Канаш и др. Число несовершеннолетних, принимавших участие в совершении преступлений, увеличилось с 376 до 397 человек. Доля подростковой преступности в 3 квартале 2013 г. составляет 5,3 % (в аналогичном периоде прошлого года – 4,6 %).
Очень тревожная статистика. Семья утрачивает свои ведущие позиции в процессах социализации детей, в организации их досуга и отдыха. Многие родители, которые ответственно относятся к выполнению своих родительских обязанностей, не обладают достаточными знаниями о критериях, причинах, признаках, способах своевременного выявления и предупреждения различных форм аддиктивного поведения детей и подростков. В связи с этим необходима реализация дополнительных мер, направленных на повышение уровня компетентности и осведомленности родителей и педагогических работников. Одной из таких мер является целенаправленное и систематическое обучение педагогических работников, просвещение родителей.
Минобразования Чувашии разработаны и доведены до органов управления образованием методические рекомендации по введению в общеобразовательных учреждениях курса «Этика и психология семейной жизни». Вышеназванный курс нацелен на формирование у учащихся старших классов школ представлений о нравственных основах взаимоотношений между юношами и девушками, нравственных правилах поведения людей в ситуациях конфликта в семье, а также на выработку потребности в создании семьи, на духовно-нравственное воспитание и развитие.