Создание современных, удобных для граждан инструментов предоставления государственных услуг – важнейшая задача совершенствования государственного управления, призванная облегчить жизнь гражданам и бизнесу.
Так, одной из наиболее успешных и перспективных форм обслуживания населения стало предоставление государственных услуг в режиме «одного окна», в том числе на базе многофункциональных центров (далее – МФЦ). Это предполагает, что заявитель общается не с государственным или муниципальным служащим, а с сотрудником МФЦ, который принимает документы и при необходимости оказывает консультации по получению услуг.
Принцип «одного окна» предусматривает предоставление государственной или муниципальной услуги после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом.
Развитие сети МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» способствует сокращению сроков предоставления услуг, снижению очередей и, в конечном итоге, повышению уровня удовлетворенности граждан работой органов государственной власти.
МФЦ позволяют не только упростить процедуры оказания услуг населению, синхронизировать работу разных органов власти, но и обеспечить комфорт посетителей, снизить временные и финансовые затраты граждан при получении разных услуг. Документы в МФЦ принимает не чиновник, а сотрудник этого центра. Решение о предоставлении или не предоставлении услуги, как и раньше, принимается в государственном или муниципальном органе власти. Это не только повышает комфорт посетителя, но и существенно снижает риск возникновения коррупции.
Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и Федеральным законом от 28 июля 2012 года № 133-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна»» установлены не только функции, права и обязанности МФЦ и ведомств, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, принципы взаимодействия этих структур друг с другом, но и сняты ограничения по предоставлению услуг по принципу «одного окна».
В Чувашской Республике возможность получения услуг по принципу «одного окна» реализована практически во всех административных центрах муниципальных районах и городских округах. По состоянию на 1 октября 2013 г. на территории Чувашской Республики зарегистрировано 26 МФЦ, из них функционирует 25 МФЦ с 84 окном. На эти цели в 2012 году было выделено 17,4 млн. рублей, а в 2013 года - свыше 6,1 млн. рублей, закуплено офисное оборудование, мебель, программное обеспечение.
Вместе с расширением действующих МФЦ в республике реализуется проект по открытию в большинстве сельских поселений на базе модельных библиотек офисов организаций, привлекаемых для предоставления услуг. С 1 июля 2013 г. началось предоставление услуг по принципу «одного окна» на базе 118 модельных библиотек. В целях дооснащения рабочего места необходимым оборудованием для предоставления государственных и муниципальных услуг в библиотеке, после проведенной инвентаризации, закуплены многофункциональные устройства и сейфы для хранения документов. На эти цели в республиканском бюджете Чувашской Республики предусмотрено более 1 млн. рублей.
С начала 2013 года в МФЦ обратилось за услугами почти 150 тыс. человек, из них во вновь созданные МФЦ – более 15 тыс. человек. Доля предоставленных муниципальных услуг во всех МФЦ составляет 59,5%, во вновь созданных - 37,3% (в марте – этот показатель составлял 18,2%). Кроме муниципальных, на основании заключенных соглашений с территориальными органами федеральных органов власти, органами исполнительной власти Чувашской Республики, начинается прием (по мере технологической готовности к такому приему) заявителей по государственным услугам (услугам Росреестра, ФНС, ПФР, Минэкономразвития Чувашии, Минздравсоцразвития Чувашии). Наиболее популярные из них – услуги по регистрации права на недвижимость, по выделению земельных участков под строительство и разрешений на строительство, по предоставлению государственной поддержки субъектам предпринимательства, по оформлению загранпаспорта, по оформлению пособий социально незащищенных категорий граждан.
На базе модельных библиотек предоставлено 357 консультаций и оказано 6 муниципальных услуг.
Согласно Указу Президента к 2015 году доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в МФЦ, должна увеличиться до 90%.
Для реализации этой задачи в Чувашской Республике решениями Комиссии по проведению административной реформы:
утвержден план-график предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в Чувашской Республике (протокол от 17.12.2012 № 5);
утвержден рекомендованный перечень государственных услуг органов исполнительной власти Чувашской Республики, муниципальных услуг органов местного самоуправления в Чувашской Республике, предоставляемых на базе МФЦ (протокол от 28.02.2013 № 1).
Утверждены базовые параметры схемы размещения МФЦ и офисов привлекаемых организаций на территории Чувашской Республики.
В результате поэтапной работы к 2015 году услуги будут оказываться более чем в 500 окнах, из них: 269 окон (153 окна дополнительно нужно будет создать в 2014-2015 годах) будут созданы на базе 28 МФЦ (из них в г.Чебоксары – 3 МФЦ, в остальных административных центрах муниципальных районов и городских округов – по 1 МФЦ) и 232 окна в привлекаемых организациях (модельных библиотеках) в сельских поселениях.