Петр Егорович Егоров (1731-1789) - уроженец чувашской земли, известный архитектор России, один из создателей раннего русского классицизма в зодчестве. Имя его стоит в ряду таких знаменитостей, как А. Ринальди, А.Ф. Кокоринов, М.Ф. Казаков, Ж.Б.М. Валлен-Деламот, Ю.М. Фельтен, В.И. Баженов, Д. Кваренги, И.Е. Старов.
Во второй половине XVIII столетия развитие российского государства, рост промышленности, строительства и все начинания, идущие еще от Петровских времен, вывели страну на сложный путь пересмотра старых эстетических концепций, выработки свежих градостроительных подходов, новых пространственных мышлений, приемов и стилей.
Начиная с Петра Великого строительство северной столицы России являлось важнейшей задачей Российского государства, и к ее решению привлекались вместе с иностранными архитекторами - итальянцами, французами, немцами, голландцами - талантливые отечественные зодчие, что способствовало появлению и развитию в строительном деле различных тенденций. В середине XVIII в. арена борьбы двух крупных стилистических направлений в искусстве - барокко и классицизма, находившаяся в течение XVI-ХVIII столетий то в Италии, то в Англии, то во Франции, переносится в Россию - зарождается период раннего русского классицизма.
Первые шаги жизненного пути Петра Егорова тесно связаны со всеми происходившими в стране крупными изменениями. Одаренный мальчик из чувашской деревни, в 1742 г. по велению судьбы попавший в семью сподвижника Петра I генерал-майора артиллерии князя Егора Дадиани (1683-1765) и получивший в его доме прекрасное образование, находит пристанище и приложение своих сил и дарований в Петербурге.
В 1755, в год приезда его в Петербург, учреждается Академия трех знатнейших художеств (живописи, скульптуры и архитектуры), которая всю систему обучения, преподавания и воспитания строила на принципах эстетики классицизма. В то время здесь существовало одно-единственное в стране заведение, где велось обучение архитектурному и строительному делу и где затем создавал свои проекты и преподавал П.Е. Егоров, - Школа при Канцелярии от строений, педагогический и практический опыт которой был использован при открытии в Академии архитектурных классов. В годы становления Петра Егорова как архитектора специальным правительственным актом была организована Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы (1762). На набережной Невы сооружалось здание Академии художеств (1764-1788), которое явилось затем самым значительным произведением ранней поры русского классицизма, был возведен памятник Петру I (скульптор Э.М. Фальконе), начались работы по укреплению и облицовке гранитом берегов Невы и каналов.
Все то новое, что происходило в Петербурге, а также шедевры архитектуры Б.Ф. Растрелли оказали сильное влияние на формирование П.Е. Егорова как интеллектуала эпохи классицизма и как зодчего, мыслящего новыми категориями.
Дерзновенный полет мысли поднял его выше замыслов любимого учителя - великого Б.Ф. Растрелли - и полностью отрешил от такого многовекового направления и стиля в искусстве, как барокко. В творениях П.Е. Егорова монументальность, подчиняясь пространственной среде, создается на основе строгости, ясности и простоты. Соединяя гранит, мрамор и металл, он довел игру их цветов, линий и плоскостей до высшей гармонии.
Петр Егорович Егоров, создавая великое, стал великим. Об этом впервые было сказано и документально подтверждено в работах ленинградского искусствоведа Р.Д. Люлиной еще в 1950 г. Кропотливо изучив архивные материалы, чертежи и проекты, она убедительно доказала, что автором ограды Летнего сада является только П.Е. Егоров. Дело в том, что во многих искусствоведческих статьях, посвященных арихитектурным ансамблям Санкт-Петербурга, авторами знаменитой ограды Летнего сада называли Ю.М. Фельтена и П.Е. Егорова. Однако творческое участие Фельтена в ее создании не подтверждается ни архивными документами, ни графическими материалами. Ни один из чертежей ограды им лично не выполнен. В ее сооружении он участвовал лишь как главный администратор Конторы строений - ведущей строительной организации России, выполнявшей заказы императорского двора. Вслед за научным открытием Р.Д. Люлиной в поддержку утверждений искусствоведа было опубликовано несколько обоснованных статей. Историческая правда вошла в искусствознание, публицистику, программы специальных учебных заведений. В 1964 г. исследователи Ф.Д. Кузнецов и Э.Ф. Кузнецова-Рыцк издали монографию «Архитектор Петр Егоров», где был дан основательный анализ проектных чертежей и архитектурных сооружений зодчего. В 1984 г. под этим же названием вышла книга Э.Ф. Кузнецовой. В ней автор приводит новые сведения об архитекторе и его творениях.
В наши дни в честь П.Е. Егорова проводятся научно-практические конференции и симпозиумы, издаются исследовательские труды, художники посвящают ему свои живописные полотна. В столице Чувашской Республики Чебоксарах в 2001 г. сооружен памятник (скульптор Ф.И. Мадуров, архитектор Ю.М. Новоселов).
Творчество П.Е. Егорова ознаменовано созданием крупных памятников архитектуры. Среди них Мраморный дворец, его Служебный дом и ограда, Екатерининская церковь Успения Пресвятой Богородицы в Пярну (Эстония), Рождественская церковь, Иордань (сооружение для церковного обряда), дома адмиралов Г.А. Спиридова и А.Н. Сенявина и др. П.Е. Егоров участвовал в строительстве таких архитектурных сооружений, отличающихся своим величием и красотой, как Зимний дворец, Смольный монастырь, Дворцово-парковый ансамбль Петродворца, дом Штегельмана и др.
Данная книга создана на основе многолетнего труда Э.Ф. Кузнецовой («Архитектор Петр Егоров». Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1984). В нее также вошли отрывки из статей искусствоведа Р.Д. Люлиной и вновь обнаруженные документы, которые полнее раскрывают наследие зодчего и помогают переосмыслить некоторые страницы его жизни. Особую ценность представляют архивные материалы, приведенные в «Приложениях».
А.А.Трофимов,
доктор искусствоведения,
вице-президент
Национальной академии наук и искусств
Чувашской Республики