Чувашская республика
Официальный портал органов власти
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Уважаемый пользователь.

Данный сайт обновлен и вы находитесь на устаревшей версии. Чтобы просмотреть актуальную информацию, перейдите на новую версию сайта http://www.cap.ru/. Данная версия будет закрыта в ближайшее время. 

Спасибо за понимание.

ПЕСНЯ, СТАВШАЯ ГИМНОМ

 

Каждое утро звучит по чувашскому радио торжественная и величавая мелодия Государственного гимна Чувашской Республики. История его создания связана с именами двух замечательных людей - композитора Г.С.Лебедева и поэта И.С.Тукташа. Гимн, ставший одним из государственных символов нашей республики, появился в феврале 1992 года на основе песни «Тăванçĕршыв» («Песня о Родине»).

Написанная в середине 40-х годов, эта песня - самое известное музыкальное произведение Лебедева. Стоит упомянуть, что музыка современного гимна Российской Федерации (автор А.В.Александров) лишь чуть старше - она появилась в 1939 году, а гимном нашего государства стала 1 января 1944 года.

Интересна история рождения песни Лебедева. Он написал ее для пьесы П.Осипова «В родном краю», поставленной в Чувашском академическом театре в сезоне 1944-1945 гг. Ее первое же исполнение было восторженно принято всеми присутствующими в зале. Атмосфера патриотического подъема, охватившего  страну, когда московские салюты один за другим возвещали о победах Красной Армии на фронтах Великой Отечественной войны, придавала ей особое звучание. Композитор как бы предвосхитил Великую Победу, которая почти совпала с большой юбилейной датой - 25-летием Чувашской автономии. «Песня о Родине» словно вобрала в себя народное ликование, стала символом обновления, возвестила о начале мирной жизни.

Среди коллег в Союзе композиторов Чувашии (слева направо): Ф.Лукин, Ф.Васильев, Т.Фандеев, Г.Хирбю, А.Токарев, Г.Лебедев, В.Ходяшев. Фото 1960-х гг.Песне замечательного чувашского композитора была уготована поистине счастливая судьба. Примечательно, что гимном она стала еще задолго до получения своего официального статуса. И произошло это знаменательное событие 30 октября 1950 года на торжественном вечере, посвященном празднованию в Москве, в Колонном зале Дома Союзов, 30-летия Чувашской АССР. На его сцене Чувашский государственный ансамбль песни и танца исполнил «Песню о Родине» в сопровождении симфонического оркестра.

Проникновенные слова и музыка тогда многим запали в душу. Уже за праздничным столом, будто сговорившись, участники вечера сами дружно запели «Песню о Родине», а оценивать ее было кому - среди приглашенных гостей были писатели и композиторы из союзных и автономных республик. Слова искреннего одобрения прозвучали из уст известного литовского поэта Антанаса Венцловы: «Эта песня достойна того, чтобы остаться на века, в ней выражена душа народа. Это - настоящий гимн!» А еще раньше такую же мысль впервые высказал чувашский писатель-сатирик Иван Мучи (1895-1946) в апреле 1946 года: «Герман Степанович, я преклоняюсь перед тобой... «Песня о Родине» звучит величаво, как чувашский гимн...»

Почти полвека песня активно исполнялась профессиональными и самодеятельными хоровыми коллективами. Все торжественные концерты, посвященные всенародным праздникам, обычно завершались «Песней о Родине» в исполнении сводного хора и оркестра.

Герман Степанович Лебедев - представитель второго поколения композиторов республики, ученик известного музыканта и фольклориста В.М.Кривоносова (1904-1941), признанный мастер чувашской песни. Его творчество было неразрывно связано с Государственным ансамблем песни и танца Чувашской Республики, в котором он проработал более тридцати лет. Многие песни, написанные им для этого творческого коллектива, стали подлинно народными.

Родился композитор 28 апреля 1913 года в деревне Салабайкасы Чебоксарского района в бедной крестьянской семье. Начальное образование получил в деревне Варпоси, а в 5-8 классах учился в Анат-Кинярской (+\лтикасси) сельской школе, где директором и учителем пения был воспитанник Симбирской чувашской учительской школы Т.С.Малышев. Под влиянием этого разностороннего педагога и развивались музыкальные способности мальчика, поступившего в 1930 году в Чувашский музыкально-театральный техникум. Здесь он одновременно учился на дирижерско-хоровом и композиторском отделениях, а с 1932 года начал петь в Чувашском государственном хоре, которым руководил один из основоположников профессиональной музыкальной культуры Чувашии В.П.Воробьев.Начальные такты Государственного гимна Чувашской Республики

Сохранилась характеристика, написанная в 1935 году на выпускника техникума Германа Лебедева, с оценкой деловых и музыкально-творческих качеств будущего композитора и хорового дирижера: «Обладает хорошими композиторскими способностями. Очень организованный, работоспособный и дисциплинированный студент, показал прекрасную успеваемость, активное и добросовестное отношение к занятиям. ...Прекрасно проявил себя в работе с самодеятельными кружками, в частности, с хором сельхозинститута... Следовало бы направить в консерваторию на композиторское отделение». К сожалению, это пожелание так и не было исполнено.

В 1936-1940 гг. Герман Лебедев жил и работал в г. Шумерля Чувашской АССР, куда был направлен для руководства художественной самодеятельностью деревообрабатывающего комбината. Здесь он организовал пионерский хор и ансамбль песни и пляски рабочих, который с большим успехом выступил в 1940 году на республиканской олимпиаде народного, а также детского творчества Чувашии.

В начале 1941 года талантливого композитора отозвали из Шумерли в Чебоксары и назначили сначала заведующим учебной частью, а затем директором музыкального училища. В первые годы войны он участвовал как баянист-аккомпаниатор в концертах Государственного ансамбля песни и танца, а в начале 1943 года вместе с ним выезжал на фронт.

С ансамблем была связана большая часть жизни Германа Лебедева - он работал с ним вплоть до середины 1975 года - сначала дирижером-хормейстером, затем главным хормейстером. Есть в биографиии композитора и другие творческие вехи - в 1945-1948 гг. он возглавлял филармонию, в 1951-1953 гг. - вокальный ансамбль Чувашского радио. В 28 лет, в мае 1941 года, Германа Степановича приняли в члены Союза  композиторов СССР. Тогда же на его творчество обратил внимание видный российский композитор Р.М.Глиэр. Именно он предсказал, что из талантливого чуваша может вырасти «крупный композитор-профессионал, способный значительно поднять музыкальное искусство Чувашской АССР». Рейнгольд Морицевич обратился в правительственные органы Чувашии с просьбой направить Лебедева в консерваторию. Увы, этому помешала война. Однако, отсутствие высшего музыкального образования нисколько не сказалось на его творчестве. «Лебедева ни с кем не спутаешь», - говорили о нем. Где бы ни звучали его песни, они всегда напоминали Чувашию.

 Герман Лебедев вел также активную общественную деятельность: избирался депутатом Чебоксарского городского Совета, членом правления Союза композиторов Чувашии, председателем правления Хорового общества республики, уполномоченным Музыкального фонда СССР по Чувашской АССР. Он был одним из самых известных и уважаемых людей чувашского музыкального искусства. Худощавый, среднего роста, всегда добродушный, приветливый - таким он запомнился многим почитателям его таланта.

Сочинять музыку он начал еще будучи студентом музыкального техникума. За свою творческую жизнь Герман Лебедев создал около 400 песен. Его лирические шедевры проникнуты светлой поэзией чувств. В песнях о родном крае он воспел красоту природы просто, искренне и задушевно, в них всегда ощущается национальный колорит. Не случайно критика отмечала: «Волжский простор, душа чувашская живут в песнях Лебедева».

Прислушайтесь к таким песням, как «Любимая», «Край чувашский, край наш милый», «На Волге», «Хороводная», «Хоровод дружбы», «Вышивальщицы» - сколько в них  сердечной теплоты, творческих изюминок, оригинальных мелодических находок!Г.Лебедев с артистами Чувашского государственного ансамбля песни и танца. Фото 1970-х гг.

Умение тонко почувствовать и передать в песне юмор - еще одна, не менее яркая сторона творческого дарования композитора. В создании таких песен автор проявил немало изобретательности и  остроумия. В лучших из них он использует традиции народного песенного жанра, шуточной и плясовой песни и частушки: «Эх, Иван», «Русый парень», «Тальянка», «Танец победителей» и др.

Для Чувашского ансамбля песни и танца Лебедев создал тринадцать вокально-хореографических сюит, среди них – «Приглашаем на свадьбу», «Акатуй», «После трудового дня», «Чувашская рапсодия», представляющие праздничные жанровые сценки, своеобразные музыкальные зарисовки современной сельской жизни.

Композитор был удостоен почетных званий заслуженного деятеля искусств Чувашской АССР (1945) и заслуженного деятеля искусств РСФСР (1970), медали «За доблестный труд», знака Министерства культуры СССР «За отличную работу». Его имя занесено в Юбилейную Книгу Почета Чувашской АССР (1957).

Умер Г.С.Лебедев 3 февраля 1980 года, похоронен на Карачуринском кладбище. В столице республики на доме, где жил и работал композитор (ул. К.Маркса, 24), установлена мемориальная доска. Именем Г.Лебедева назван Чувашский национальный лицей-интернат в Чебоксарах. Здесь учатся одаренные дети из сельских районов республики.  Помимо музыкального образования они получают углубленные знания по чувашской филологии и физико-математическим дисциплинам, почти все выпускники лицея поступают в дальнейшем в высшие учебные заведения.

Ушел из жизни замечательный композитор. Но его музыка по-прежнему радует слушателей, она часто звучит по радио и в концертных залах. И каждый новый день встречаем мы под звуки Чувашского гимна. Талант композитора все так же служит народу*.

 

* Очерк подготовлен Ю.А.Илюхиным.

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика