Чувашская республика
Официальный портал органов власти
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Уважаемый пользователь.

Данный сайт обновлен и вы находитесь на устаревшей версии. Чтобы просмотреть актуальную информацию, перейдите на новую версию сайта http://www.cap.ru/. Данная версия будет закрыта в ближайшее время. 

Спасибо за понимание.

ОТЕЦ ТЕАТРА

Природа щедро наделила И.Максимова-Кошкинского талантами - он был драматургом и переводчиком, актером и режиссером кино. Но его путь не был усеян розами: он знал и сладость славы, и муки гонений. Но во все времена продолжал все также служить искусству.

И.С.Максимов-Кошкинский родился 14 сентября 1893 г. в селе Кошки-Новотимбаево Буинского уезда Симбирской губернии (ныне Тетюшский район Республики Татарстан) в семье крестьянина-середняка. В 1907 году окончил местную двухклассную школу. В Симбирскую чувашскую учительскую школу Иоаким Максимов приехал, когда прием уже был закончен. Но Иван Яковлев, узнав, что подросток из его родной деревни, сделал исключение и зачислил Иоакима.

Учащихся за счет школы иногда водили на спектакли городского драматического театра. Однажды в числе счастливчиков оказался и Иоаким. Спектакль буквально потряс его. Он, как сам впоследствии говорил, на всю жизнь «заразился» театром. Его увлечение разделяли Иван Яковлевич и его супруга Екатерина Алексеевна. Шустрый мальчик им нравился, его частенько звали в гости, иногда давали деньги на билеты в театр. Со временем увлечение театром перешло в страсть, и юноша непременно захотел попасть на сцену. Но как?

Как-то он узнал от ученика Казанской художественной школы, что можно стать статистом в городском театре. В 1912 году Иоаким Максимов, без пяти минут учитель, переезжает в Казань и поступает в художественную школу, благо были дарования. Но не для того, чтобы стать учителем рисования и черчения, а чтобы «ступить на сцену».

В театре ему нравилось все, даже специфический запах сцены - пыль и краску он вдыхал с наслаждением. Играя бессловесные роли мужиков, гусаров или разбойников, Иоаким чувствовал себя на седьмом небе. Его любовь к театру не осталась незамеченной, и вскоре он получает должность старшего статиста. Тогда он привел на сцену и своих друзей-чувашей, с которыми жил вместе, - Константина Васильева и Петра Федорова.

Иоаким знакомится с многогранной жизнью театра и работой его цехов. Иногда вместе с другом Костей расписывает в декорационной мастерской и несложные детали декораций.

По воспоминаниям  К.Васильева, дома Иоаким не расставался со сборником «Чтец-декламатор» и вдохновенно, входя в образ, читал  стихи, поэмы, монологи. А читал до того интересно, что «...даже хозяйка квартиры, обычно недовольная своим беспокойным квартирантом, приходила со своими дочерьми-гимназистками послушать доморощенного артиста».

С наступлением лета его друзья уезжали на каникулы в родные края, а  будущий актер сдавал в ломбард свои нехитрые пожитки и  с труппой артистов отправлялся на гастроли в провинцию - проверял себя в более крупных ролях, оттачивал мастерство.И.Максимов-Кошкинский в зрительном зале Чувашского академического театра. Фото 1956 г.

Казанский городской театр был в то время одним из лучших среди провинциальных. В разное время на его сцене работали такие выдающиеся мастера, как В.И.Качалов, Н.И.Собольщиков-Самарин и И.А.Слонов. Последнего застал и Иоаким. Так что было ему у кого учиться.

Настал 1917 год. Февральскую революцию друзья встретили восторженно, но разобраться во всем им было трудно.

«В это бурное время голова шла кругом - много пищи было для размышлений, но мы явно не были подготовлены для правильного осмысления и осознания происходящих событий», - писал в своих воспоминаниях К.Васильев. Октябрьскую революцию Максимов-Кошкинский тоже принял сразу. Он еще не знал, что всякие революции имеют закономерность «пожирать своих детей». Это ему предстоит испытать позже.

В это сложное время Максимову-Кошкинскому удалось осуществить свою мечту - организовать чувашский театр. Первых исполнителей он подбирал из учащейся молодежи. Поскольку чувашских пьес не было, решили поставить в переводе А.Островского «Не так живи, как хочется». И не просто перевели, но и «очувашили», как говорил Максимов-Кошкинский. Действие перенесли в чувашскую деревню, играли в чувашских костюмах, пели чувашские песни.

Спектакль прошел успешно. Артисты играли с подъемом. Особо отличились сам Максимов-Кошкинский (Петр), П.Осипов (Еремка), О.Шестипалова-Ырзем (Груша) и Е.Терентьева (Даша). После премьеры зрителей ждал сюрприз. Хор впервые исполнил песню на слова Тихона Алексеева, названную впоследствии «Чувашским гимном».

Окрыленный успехом, И.Максимов-Кошкинский ставит еще несколько спектаклей. Появляется первая чувашская пьеса М.Акимова «Преждевременная смерть». Но ожидалось взятие  Казани белыми. Труппу пришлось распустить. Максимов-Кошкинский вступает в Красную Армию, заведует чувашской секцией политотдела 5-й армии. После освобождения Казани возвращается в театр, начинает собирать труппу.

В 1920 году, после переезда театра в Чебоксары, Максимов-Кошкинский приметил на берегу Волги мочальный склад купца Хлебникова и переоборудовал его под театр. Так в феврале 1921 года был открыт первый театральный сезон в Чебоксарах постановкой пьесы «Чуваши», написанной Максимовым-Кошкинским по мотивам «Испанцев» М.Лермонтова.

В 1925 году Максимов-Кошкинский загорелся идеей создания чувашских кинофильмов. Первый из них – «Волжские бунтари» - стал заметным событием для чувашского народа. И режиссер целиком переключается на съемки кинокартин. Он возглавляет студию «Чувашкино», он же - сценарист, артист, режиссер. За семь лет было отснято семь художественных и три документальных фильма, а также много хроники. Мы можем гордиться, что Чувашия была в те годы единственной автономной республикой, имевшей свое кинопроизводство. Наши фильмы демонстрировались не только в Союзе, но и за рубежом.

Первая кинокартина «Волжские бунтари»  была закончена в июне 1926 года. Все основные роли в ней исполняли русские артисты, в эпизодических были заняты и чувашские - Максимов-Кошкинский, К.Егоров, И.Рублев и Тани Юн, сразу блеснувшая в маленькой роли матери. Фильм вышел под маркой совместного производства «Севзапкино» и «Чувашкино» (официально еще не зарегистрированного).В Кувшинском пансионате писателей 'Салиби'. И.Максимов-Кошкинский (справа), М.Спиридонов (второй слева), В.Краснов-Асли с женой. Фото 1963 г.

Демонстрация фильма в Чебоксарах в здании Чувашского театра (кинотеатра в столице тогда не было) вызвала восторженные отзывы - это событие совпало с ежегодной ярмаркой в конце июня. Приезжие крестьяне буквально осаждали театр, вся свободная территория вокруг него была заставлена повозками. Фильм смотрели целыми семьями. Пришлось даже организовать дневные сеансы.

Конечно, «Волжские бунтари»  не были безупречны во всех отношениях. Максимов-Кошкинский потом и сам заметил: «Основных недостатков было два: первый - изобилие национальных обрядов, что мешало обстоятельному развитию основной сюжетной линии; второй - неудачное сочетание подлинно исторических событий с авторским вымыслом».

Во втором фильме «Сарпиге» режиссером был О. Фрелих, оператором - Винклер. Наряду с русскими артистами главные роли исполняли Тани Юн (Сарпиге) и Максимов-Кошкинский (сват).

К съемкам третьего художественного фильма «Черный столб» Кошкинский привлек еще больше чувашских артистов, а сам, вместе с Б.Шелонцевым, был режиссером-постановщиком. В главной роли Тевлета снимался П.Н.Осипов - известный врач и драматург.

Официально «Чувашкино» появилось лишь в конце 1927 года. Максимов-Кошкинский назначается его управляющим. Он всецело отдается работе и подумывает о подготовке национальных творческих кадров. «Кустарщина, допустимая год или два тому назад, в данное время может отправить наши фильмы на «полку», - пишет он в одной из своих докладных записок и предлагает направить на учебу в киновузы сценаристов, режиссеров, операторов, расширить в республике сеть киноустановок. Заодно ставит вопрос о строительстве в Чебоксарах стационарного кинотеатра.

Четвертый художественный фильм «Вихрь на Волге» (Ял) ставился почти исключительно силами национальных кадров. Приглашенными были только оператор и несколько русских артистов. Режиссер - Максимов-Кошкинский. Фильм рассказывал о сложной классовой борьбе в чувашской деревне после Октября. Были подлинно национальные характеры, в массовых сценах охотно снимались крестьяне. Зрители в оценке фильма были единодушны: «Вихрь на Волге» - один из лучших фильмов «Чувашкино».

В 1930 году началась демонстрация пятого чувашского фильма «Апайка». Сценарий о событиях Гражданской войны и участии в борьбе за Советскую власть простой чувашской женщины (таких раньше презрительно называли «апайками») написал Максимов-Кошкинский, сам же был и постановщиком его. Острый сюжет фильма (брат и сестра оказываются в двух враждующих лагерях), захватывающая игра основных исполнителей, особенно Тани Юн, обеспечили фильму успех.

В 1930 году, когда чувашская деревня встала на путь коллективизации, «Чувашкино» приступило к съемке фильма «Священная роща», рассказывающего о классовой борьбе. Злободневность темы и своевременность выпуска кинокартины на экраны сыграли большую роль в агитации крестьян за колхозы.

Этот фильм оказался последним. Осенью 1930 года «Чувашкино» влилось во вновь организованное «Востоккино» и прекратило свое существование. Фильм «Асту» (Помни) производства «Востоккино» вышел в 1932 году.

Чувашские кинокартины, кроме «Священной рощи» и одной части «Вихря на Волге», не сохранились. Но они вписали одну из ярких страниц в историю культуры чувашского народа. Душой и создателем их был Максимов-Кошкинский. В 1932 году он вернулся в театр, который за время его отсутствия сдал свои позиции. Опять пришлось работать засучив рукава. Были поставлены самые выдающиеся пьесы того времени – «Аристократы» Н.Погодина, «Чудесный сплав» В. Киршона и другие. В те же годы увидели свет пьесы чувашских драматургов - П.Осипова, Н.Айзмана, М.Трубиной. Театр стал академическим, а Максимову-Кошкинскому первому присвоили звание народного артиста Чувашской Республики. Он был в расцвете творческих сил...

А в 1938 году его неожиданно арестовали и объявили «врагом народа». Теперь о прежних заслугах следовало молчать. Срочно переписывается история театра, Максимова-Кошкинского уже не признают его организатором, а все его художественные фильмы сжигают.

Но Иоакиму Степановичу, можно сказать, еще повезло. Его оправдывают и выпускают на свободу, что, конечно, не означало  полной реабилитации. Система обычно не практиковала заднего хода - путь ему в театр, как и его жене - известной чувашской артистке Тани Юн, тоже незадолго до этого выпущенной на свободу, был закрыт. Пришлось уехать в Москву, где у них была комнатка в коммунальной квартире. Помог известный кинорежиссер Марк Донской - он на свой страх и риск принял чувашского кинодеятеля на работу.И.Максимов-Кошкинский и его коллеги-писатели (слева направо): П.Хузангай, А.Алга, Н.Ильбек. Фото 1950-х гг.

В годы войны Максимов-Кошкинский - артист Чувашского академического театра. В дождь, в холод и жару он исколесил всю Чувашию. Кончилась война - опять был вынужден уехать в Москву. В послевоенное время он снимается на киностудиях Москвы и Свердловска. Образы, созданные им в кинофильмах «Романтики», «Алмазы» и «Алитет уходит в горы», отличались большим мастерством и получили заслуженное признание у зрителя.

Только после исторического ХХ съезда КПСС Максимов-Кошкинский был окончательно реабилитирован. И с помощью верного друга К.Васильева ему удалось доказать свою роль в организации театра. Вот как вспоминает об этом Константин Михайлович: «У меня сохранился от первого чувашского спектакля экземпляр афиши, отложенный мною на память и оказавшийся впоследствии единственным. Хранил я эту афишу в течение 40 лет и в первые годы не придавал ей особого значения, но потом были и годы, когда афишу пришлось прятать основательно, а когда вспомнил об этом историческом документе перед 40-летним юбилеем театра, афиша оказалась сильно истлевшей - пришлось смонтировать ее из разрозненных кусков и наклеить на плотную бумагу. Эту афишу - метрическую запись о рождении Чувашского театра - я передал Максимову-Кошкинскому, как отцу театра».

На 40-летии театра Кошкинского чествовали уже как его организатора. Но возвращаться сюда уже поздно, ему 65 лет, и за 20 лет отлучки душа его была потрепана не хуже той афиши. Тем не менее Иоаким Степанович воспрянул духом и стал писать пьесы. В последние годы - в соавторстве с женой Тани Юн. Оставаясь, как и в молодые годы, оптимистом, он был полон творческих планов.

Умер Иоаким Степанович 30 августа 1975 года в Москве, похоронен в Чебоксарах на кладбище по улице Богдана Хмельницкого.

За свою полувековую творческую деятельность Максимов-Кошкинский написал 30 оригинальных пьес, либретто оперы «Звездный путь»  и оперетт «Когда расцветает черемуха», «В Чебоксарах» (музыка А.Орлова-Шузьм), семь киносценариев и около 20 рассказов. Перевел на чувашский язык около 40 произведений классиков драматургии - русских и зарубежных: Островского, Гоголя, Фонвизина, Сухово-Кобылина, Л.Толстого, Шекспира, Мольера, Гюго и других.

За большие заслуги Максимов-Кошкинский был награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, медалями. Ему присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Его имя занесено в Почетную Книгу Трудовой Славы и Героизма Чувашской АССР.

В Чебоксарах на доме № 14 по проспекту Ленина, где жил основатель чувашского театра, установлена мемориальная плита с его барельефом. Наверное, он знал, что не будет забыт своим народом*...



* Очерк подготовлен М.К.Антоновым.

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика