Чувашская республика
Официальный портал органов власти
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Уважаемый пользователь.

Данный сайт обновлен и вы находитесь на устаревшей версии. Чтобы просмотреть актуальную информацию, перейдите на новую версию сайта http://www.cap.ru/. Данная версия будет закрыта в ближайшее время. 

Спасибо за понимание.

ПЕВЕЦ ДУШИ НАРОДНОЙ

Знаменитый певец часто выезжал в составе концнртных бригад на фронт. На снимке: М.Михайлов (в центре), среди бойцов Красной Армии. Фото 1944 г.Когда говорят о выдающейся культурной элите уроженцев Чувашии, в первую очередь называют имя Максима Дормидонтовича Михайлова - известного всему миру певца, прославленного солиста Большого театра СССР.

Родился он 13 августа 1893 года в деревне Кольцовка Вурнарского района в бедной крестьянской семье.

- Учился я два года в своей деревне, а потом перешел в земскую школу за два километра от нашей деревни, куда я в понедельник уходил  с сумочкой за плечами, с хлебом, а в субботу домой приходил обратно. В земской школе был хор со взрослыми. Я пел тогда дискантом и был даже солистом, - рассказывал певец о годах учебы в чувашском селе Кошлауши.

Однажды в школу приехал брат сельского священника - учитель К.Н.Поливанов. Послушав пение Максима, он увез его к себе в школу в селе Бетьки, что за Казанью. Если бы не этот педагог - большой любитель музыки, первый обративший внимание на незаурядный голос мальчика, то талант Михайлова мог остаться незамеченным и не стал бы достоянием народа. Когда мальчик переходил в последний класс, Константин Николаевич сказал: «Ой, Максимка, знаешь, у тебя прорезался бас. Давай потихоньку его развивать...» К концу учебного года Максим пел уже басом.

Слова своего первого учителя по вокалу: «У тебя, Максимка, редкий дар. Учись дальше, развивай свой бас и станешь большим певцом. Верь мне, друг», - Максим Дормидонтович запомнил на всю жизнь.

Семнадцатилетний юноша приехал в Казань искать счастья. Две недели ходил в поисках работы, но смог устроиться лишь грузчиком на пристани. Позже его приняли в хор Спасского монастыря, в это же время он стал вольнослушателем пасторских курсов.В роли Светозара в опере М.Глинки 'Руслан и Людмила'. Фото 1962 г.М.Михайлов в роли Пимена в опере М.Мусогорского 'Борис Годунов' Фото 1948 г.

Многим был обязан Михайлов профессору-вокалисту Ф.А.Ошустовичу. Вот что он рассказывал о знакомстве с ним:

- Совершенно неожиданный сюрприз приготовили мне однажды мои товарищи по курсам. Под каким-то предлогом они привезли меня к профессору Казанского музыкального училища и представили как «тот самый бас, о котором мы вам говорили». Я решил доказать, на что я способен. Подойдя поближе к профессору и став в надлежащую позу, как мне показалось, я затянул гамму. При первых же звуках моего голоса профессор отпрянул в сторону:

- О! Встань подальше! Оглушишь...

Вскоре в одной из газет, издающейся в Казани, появилась статья под названием «Многообещающий бас Михайлов» (1913). Это была  рецензия на первое публичное выступление будущего знаменитого певца. Автора статьи потрясло выступление Михайлова на ученическом концерте, где он исполнил две арии - из оратории Генделя и Варяжского гостя из оперы «Садко», а также песню «Соловьем залетным».

По окончании занятий на пасторских курсах Максим Дормидонтович вынужден был вернуться к культовому пению. Он служил в должности дьякона, затем протодьякона в Уфе, Омске, Казани (Воскресенская церковь), а с 1924 года - в Москве (храм Василия Кессарийского).

Низкий бархатный бас Михайлова привлекал внимание всех, кто умел ценить музыкальное дарование. Верующие и неверующие не упускали случая, чтобы послушать песнопение знаменитого протодьякона. «Всех желающих слушать Вас не вмещала церковь, и люди заполняли не только паперть, но и тротуары», - писала певцу много лет спустя одна из поклонниц его таланта.

- Когда я попал в Москву, - рассказывал Михайлов, - мечта о светском пении окончательно одолела меня. Я начал брать уроки пения у разных певцов и потихоньку ходил в театр.

Большую роль в творческой судьбе Михайлова сыграли А.М.Горький и А.В.Луначарский. Встречи и беседы с ними круто изменили его жизнь: в 1929 году Максим Дормидонтович оставил службу в церкви и стал певцом в студии радиовещания. А через три года сбылась его заветная мечта - он был приглашен в Большой театр.

7 января 1933 года Михайлов впервые пел партию Варяжского гостя в опере «Садко». Он хорошо справился со своей задачей и имел большой успех у публики. Затем были партии Митюхи («Борис Годунов») и Светозара («Руслан и Людмила»). А 7 апреля 1934 года исполнил партию Кончака в опере Бородина «Князь Игорь». Пресса единодушно отмечала, что «Кончак исключительно удался как с вокальной, так и со сценической стороны».

Михайлов достойно вошел в труппу ведущих оперных певцов Большого театра. Его партнерами по сцене были такие выдающиеся певцы, как Нежданова, Обухова, Держинская, Барсова, Козловский, Лемешев, Пирогов, Рейзен, Ханаев и другие. Очень хорошо отзывался о нем знаменитый Ф.И.Шаляпин. Когда его спросили, кого из современных басов он считает наиболее талантливым, великий певец ответил: «Настоящий бас сейчас есть только в Москве - Максим Дормидонтович Михайлов...» В другом высказывании он развивает эту же мысль: «Большой театр не обеднел... Какой голос у Михайлова. Даже завидую ему».М.Михайлов в роли Ивана Сусанина в одноименной опере М.Глинки. Фото 1952 г.

Репертуар певца быстро расширялся. Он пел партии Деда Мороза в «Снегурочке», Собакина - в «Царской невесте», Гремина - в «Евгении Онегине».

И вот партия Пимена в опере Мусоргского «Борис Годунов». После первого спектакля к Михайлову зашла в гримерную А.В.Нежданова и, поздравив, сказала, что он своим дарованием и подкупающе правдивыми интонациями сумел создать свой собственный и замечательный образ летописца. Эта похвала великой русской певицы окрылила Максима Дормидонтовича.

Долго и упорно шел Михайлов к образу Ивана Сусанина. Впервые в этой ответственной партии он выступил 17 марта 1939 года, и она, по словам завзятых театралов, явилась высшим творческим достижением артиста. Более 300 раз пел он в «Сусанине», и каждый спектакль, как отмечал сам певец, был для него праздником. Выразительность его пения доставляла огромное наслаждение слушателям. Созданный образ волновал всех не только высоким мастерством, но и увлекал исключительной простотой, с которой Михайлов проводил свою партию. Певец был предельно искренен, потому что роль ему была близка. Изображая главного героя оперы, он вспоминал отца и своих односельчан.

После трагической роли Сусанина М.Д.Михайлов блестяще справился и с комической ролью Чуба в опере «Черевички» Чайковского. «Артист из Чувашии не хуже украинца прочувствовал Украину», - говорил дирижер Н.С.Голованов. «Откуда возник у чувашского крестьянина такой изумительный, такой истинно гоголевский Чуб?» - удивлялся известный солист Большого театра П.М.Норцов, зная, что Михайлов родом из Чувашии.

В годы Великой Отечественной войны Максим Дормидонтович был вместе с защитниками Родины - выезжал на фронт в составе концертных бригад, пел в госпиталях для раненых бойцов.На Международный фестиваль имени М.Михайлова ежегодно съезжаются в столицу Чувашии известные певцы из многих стран мира. На снимке: Х Международный оперный фестиваль им.М.Михайлова в Чебоксарах. Гала-концерт. Поет Джованна Габино (Италия). Фото 2000 г.

Почти четверть века (1932-1958) звучал неповторимый голос М.Д.Михайлова со сцены Большого театра. Спел он в 25 операх русских, советских и зарубежных авторов. А сколько было дано концертов с исполнением оперных арий, романсов, русских народных песен! Всех не перечесть. И многие концерты были шефские - они проходили в цехах заводов и фабрик, в колхозах и совхозах, в частях Советской Армии. От Мурманска до Ташкента, от Москвы до Сахалина протянулись маршруты его многочисленных гастрольных поездок. Михайлова слушали в 12 странах Европы и Азии.

Не раз бывал Максим Дормидонтович и у себя на родине - выступал в Чебоксарах, в родной Кольцовке. Навсегда запомнилось его исполнение русских народных песен с хором Чувашского радио и заслуженной артисткой Чувашии А.Г.Казаковой (сентябрь 1956 г.). Много гастролировал певец  вместе с чутким аккомпаниатором Галиной Максимовой - дочерью чувашского композитора С.М.Максимова, концертмейстером Московской филармонии. В репертуаре замечательного певца были и чувашские народные песни, записанные известным народным певцом Гаврилом Федоровым: «Нет у нас лошадки», «Стой, жених» (в обработке московского композитора С.Фейнберга). Одну из них прославленный бас  спел на приеме в Большом Кремлевском дворце.

В 1940 году М.Д.Михайлов стал народным артистом СССР, он награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, дважды (1941, 1942) ему присуждалась Государственная премия СССР.

Умер М.Д.Михайлов 30 марта 1971 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме № 15 по улице Горького (ныне ул. Тверская), где жил певец, установлена мемориальная доска.

Имя нашего великого земляка, истинно русского певца Максима Дормидонтовича Михайлова навсегда осталось в истории музыкальной культуры России и Чувашии.

В память о выдающемся артисте в столице республики Чебоксарах с 1991 года проходит ежегодный Международный оперный фестиваль имени М.Михайлова, на который съезжаются известные певцы из многих стран мира. Непременный участник этих больших музыкальных форумов - внук Максима Дормидонтовича Максим Игоревич Михайлов, солист Большого театра, народный артист Чувашской Республики. Он пошел по стопам знаменитого деда, связав свою жизнь с искусством*.



* Очерк подготовлен Ю.А.Илюхиным.

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика