Чувашская республика
Официальный портал органов власти
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Уважаемый пользователь.

Данный сайт обновлен и вы находитесь на устаревшей версии. Чтобы просмотреть актуальную информацию, перейдите на новую версию сайта http://www.cap.ru/. Данная версия будет закрыта в ближайшее время. 

Спасибо за понимание.

АДМИРАЛ КОРАБЕЛЬНОЙ НАУКИ

В сентябре 1944 года, во время вручения А.Н.Крылову диплома почетного члена Английского общества инженеров-кораблестроителей, чрезвычайный и полномочный посол Великобритании в СССР г-н А.Керр в приветственной речи сказал: «Академик Крылов, как многие его знаменитые соотечественники во главе с самим Петром и Ломоносовым, является живым примером многосторонности гения».

Алексей Николаевич Крылов родился 3(15) августа 1863 года в сельце Висяга бывшего Алатырского уезда (ныне деревня Крылово Порецкого района), в семье отставного офицера-артиллериста. Отец будущего академика, Николай Александрович Крылов, участвовал в Крымской войне 1853-1856 годов. После службы поселился в своем поместье в Висяге. Он был человеком талантливым, самобытным и разносторонне образованным, обладал литературным даром. С сыном был очень близок и сызмала называл его «друг Алеша». Мать, Софья Викторовна (она родилась в Казани), принадлежала к старинному дворянскому роду Ляпуновых, была необыкновенно умной, энергичной и красивой женщиной.

Усадьба Крыловых находилась на берегу речки Висяжки - в детстве Алеша вместе со своими сверстниками ловил здесь гольцов и пескарей. Эту речушку воспел позже земляк академика поэт Иван Краснов: «Чтоб вечно на виске России ты билась жилкой голубой». Украшением селения был большой ухоженный пруд. А неподалеку простиралась Семеновская степь, где можно было видеть стаи журавлей, уток и других птиц. А.Н.Крылов с душевной теплотой вспоминал милые его сердцу «родные алатырские края», куда любил приезжать к родственникам отдохнуть, поохотиться. В книге «Мои воспоминания» он посвятил им немало задушевных страниц.Академик А.Крылов в рабочем кабинете. г.Москва. Фото 1945 г.

В 1872 году Крыловы переехали на юг Франции, в г. Марсель. В частном пансионе Алеша освоил курс математики и французский язык. По возвращении в Россию он с родителями некоторое время жил в Севастополе. Позднее семья перебралась в Ригу. Здесь А.Крылов научился свободно говорить по-немецки, а затем в классической гимназии изучил латинский и греческий языки.

Пятнадцати лет, в сентябре 1878 года, Алексей поступает в одно из самых привилегированных учебных заведений России - в Петербургское морское училище (с 1939 г. - Высшее военно-морское училище имени М.В.Фрунзе), выдержав вступительные экзамены «с небывало высокими баллами». Понимая, что без глубокого знания  математики немыслимо стать настоящим моряком, он все свободное время посвящал ее изучению. Учился блестяще, помогал своим товарищам. Однажды один из воспитанников, М.Глотов, отвечал у доски по вопросу, который в учебнике «Навигация» был изложен не совсем верно. Вот как рассказывал об этом сам А.Н.Крылов. «Преподаватель, капитан 2-го ранга Александр Алексеевич Бартенев, подсел ко мне на последнюю парту и тихо говорит мне:

- Я вижу, что он рассказывает чего в учебнике нет; не сам он это придумал, наверное, вы его научили, покажите мне.

Я объяснил. Бартенев пожал мне руку и благодарит:

- Вам у меня учиться нечему; чтобы не скучать, занимайтесь на моих уроках чем хотите, я вас спрашивать не буду, а раз навсегда поставлю вам 12».

Оценки тогда ставились по двенадцатибалльной системе. У Крылова по всем общим предметам и специальным дисциплинам всегда была одна, высшая оценка - 12 баллов. В летние месяцы вместе с воспитанниками училища он отправлялся в плавание на корветах, и суровая Балтика закаляла его волю и характер.

По окончании училища в октябре 1884 года А.Крылов был произведен в мичманы и награжден специальной денежной премией, а его имя занесено на мраморную доску. Молодого способного офицера при эполетах и кортике ждали море и корабли. Однако все сложилось иначе. Оказалось, что к концу учебы Алексей, испортив зрение, сделался совсем близоруким. Стало ясно: корабельная служба ему противопоказана.

Крылов выбирает научное поприще и принимает приглашение известного математика-магнитолога И.П.Колонга работать в компасной мастерской Главного гидрографического управления. Под его руководством он выполняет свои первые научные работы по девиации магнитного компаса. Некоторые из них опубликованы в «Морском сборнике» и в «Записках по гидрографии». А сконструированный им дромоскоп, в отличие от созданных за границей аналогичных приборов для определения девиации, позволял точнее вести корабль в открытом море.

Позже, в 1887 году, началась судостроительная практика Крылова на Франко-русском заводе в Петербурге. Здесь им написана научная работа по усовершенствованию орудийной башни строящегося броненосца «Император Николай I». Алексей Николаевич окончательно понял: главной специальностью, «сердцевиной его души», стало кораблестроение, или, как он потом скажет, «приложение математики к разного рода вопросам морского дела».

В 1890 году Крылов заканчивает кораблестроительное отделение Морской академии по первому разряду. И вновь его имя, как и при выпуске из Морского училища, на мраморной доске почета. Как лучшего выпускника его оставляют при академии для научной и педагогической работы. С того времени А.Н.Крылов почти 50 лет преподавал в ее стенах, а также в Петербургском (Ленинградском) политехническом институте и других вузах. Неоценимы его исследования по теории (мореходным качествам) корабля. Классическими стали приемы и схемы для вычисления основных характеристик корабля - его плавучести и устойчивости, или, как говорят моряки, «остойчивости» А.Н.Крыловым разработана также теория килевой качки корабля на волнении.

Позже он напишет: «Я достиг успеха, приложив к разбору такого чисто морского явления те же способы математических исследований, которые астрономы прилагают к изучению движения небесных тел». В 1898 году в Лондоне на заседании представителей мирового кораблестроения Алексей Николаевич сделал доклад «Общая теория качки корабля на волнении» который имел необычайный успех. Впервые в истории Английского общества корабельных инженеров высшая награда - золотая медаль - была присуждена иностранцу. Это событие, конечно же, вызвало сенсацию.

С 1900 года А.Н.Крылов руководил Опытовым бассейном для испытания моделей судов. Развивая передовые идеи адмирала С.О.Макарова, он сосредоточил свое внимание на разработке учения о непотопляемости корабля - практическая проверка проходила  в условиях русско-японской войны 1904-1905 годов. Приступая к исследованиям напряжений связей корабля, в 1902 году совершает заграничное плавание на крейсере «Аскольд» в Алжир, а в 1903-м - на учебном корабле «Океан» в Порт-Артур. К этому же времени относятся работы ученого в области морской артиллерии и по изучению вибрации.Корабль, названный именем академика А.Крылова. Фото 1950-х гг.

Его публичные лекции поражали слушателей. Член-корреспондент Академии наук СССР Т.П.Кравец вспоминал: «У доски стоит высокий ростом, с окладистой черной бородой, с хорошей строевой выправкой, с хорошими командными нотками в голосе человек. Он пишет - необычное для военного дело - целый ряд шестикратных интегралов и выводит из них простые механические и физические следствия, вплоть до числовых результатов. А мне, недавно вернувшемуся с японской войны... так и представляется, что А.Н. командует всеми этими уравнениями и интегралами и они по его команде послушно сами проделывают все те преобразования, которые он им указывает».

В морских и научных кругах все больше рос авторитет А.Н.Крылова. В 1908 году ему было поручено возглавить кораблестроение всей России. Уже в генеральском чине, став главным инспектором кораблестроения и исполняющим обязанности председателя Морского технического комитета, он руководил проектированием и постройкой мощных боеспособных линкоров типа «Севастополь», эсминцев типа «Новик», долгое время остававшихся лучшими кораблями своего класса в мире.

Назначенный в 1910 году профессором Николаевской морской академии, генерал-лейтенант флота Крылов принимает деятельное участие в решении важнейших вопросов военно-морского дела. В одном из документов тех лет, подписанном группой академиков, отмечалось, в частности, что Алексей Николаевич является «автором целого ряда специальных, в высшей степени остроумных, но секретных приборов, имеющих громадное значение в боевой обстановке при управлении кораблем и артиллерийским огнем».

В 1916 году А.Н.Крылов единогласно избирается действительным членом Академии наук по кафедре математической физики. В том же году становится директором Главной физической обсерватории.

После Октябрьской революции он, несмотря на дворянское происхождение и предложение переехать в Америку, продолжает как истинный патриот Отечества с присущим ему усердием трудиться на благо молодой Советской республики. В полной мере его талант педагога и организатора раскрылся на посту начальника Морской академии.

С 1921 года в течение шести лет Алексей Николаевич по заданию Советского правительства находился в заграничной командировке - решал сложные научно-технические задачи. Он обеспечил перевозку морским путем в нашу страну нескольких сотен паровозов с тендерами, приобретенных в Германии и Швеции, а также паровозных котлов из Англии. В Ньюкаслском порту при погрузке котлов в трюм парохода «Маскинонж» Крылов, находясь рядом с стивидором, отставным боцманом, наблюдал за работой такелажников и помогал им в принайтовке груза. «Ньюкасл - город морской, издающиеся в нем газеты падки до всяких морских известий, - вспоминал впоследствии Алексей Николаевич. - Узнали они про необыкновенную погрузку 85 паровозных котлов в трюм корабля - сенсация! Явилась ко мне целая толпа корреспондентов, фотографов, кинооператоров, просили моего разрешения описать погрузку, дать им интервью, снимать фотографии и делать киносъемки. Само собой разумеется, что я это все разрешил, и на следующий день все ньюкаслские газеты поместили фотографии «Маскинонжа», его трюма с котлами и мой портрет с надписью «адмирал Крылов, автор проекта погрузки». Этим портретом немало был смущен стивидор:

- Я вас считал боцманом, а вы адмирал, и своими руками кувалдой распорку загнали, чтобы показать - что вам надо: wonderful you Soviet people (удивительный вы советский народ)». Во Франции А.Н.Крылов добился возвращения Пушкинскому дому в Ленинграде уникальных коллекций - богатейшего собрания рукописей А.С.Пушкина, находившегося в Париже у историка литературы А.Ф.Онегина. После возвращения на родину Алексей Николаевич продолжал преподавательскую деятельность в академии и читал отдельные курсы в других вузах и различных учреждениях.

В марте 1928 года А.Н.Крылов был назначен директором Физико-математического института. В последующие годы он принимал активное участие в создании новых кораблей, гироскопических приборов, в строительстве мостов, доков... Из печати вышли его фундаментальные труды «Вибрация судов», «Качка корабля» и другие. Общепризнано, что нет такой области военно-морского дела, в которой не проявился бы многогранный талант академика Крылова. Поэтому его с полным основанием называют адмиралом корабельной науки. Ряд работ Крылова был посвящен астрономии. Им переведены на русский язык с дополнениями и комментариями «Новая теория движения Луны» Л.Эйлера, «Математические начала натуральной философии» И.Ньютона, труды других зарубежных ученых.

В 1939 году Алексею Николаевичу присвоено почетное звание заслуженного деятеля науки и техники, а 13 марта 1941 года за работы по теории компасов и гирокомпасов он удостоен Сталинской премии первой степени.

За выдающиеся достижения в области математических наук, теории и практики отечественного кораблестроения и большие заслуги в подготовке высококвалифицированных специалистов для Военно-Морского Флота академику А.Н.Крылову 13 июля 1943 года было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он трижды награждался орденом Ленина. Были у него и царские награды. Как сообщалось в печати, «в силу характера и здравого смысла Крылов по-чиновничьи орденам не поклонялся и мистически их не обожествлял».Мемориальный музей академика А.Н.Крылова на его родине в Порецком районе. Фото 1985 г.

«В общении, - писали о нем, - это был интереснейший человек, в котором причудливо соединились добродушие с тонкой усмешкой, степенность с молниеносной сметливостью и математическая точность с выразительным художественным языком».

«К деду часто приезжали адмиралы при кортиках в роскошной черной форме с золотыми погонами. Он очень любил эти визиты и как-то весь подтягивался, глаза его начинали озорно поблескивать, особенно когда рассказывал какой-либо случай из своей жизни...» - вспоминал о жизни А.Н.Крылова в Москве известный географ, лауреат Государственной премии Андрей Петрович Капица.

Умер Алексей Николаевич 26 октября 1945 года в Ленинграде во время работы над «Историей открытия планеты Нептун». Похоронили его с воинскими почестями на «Литераторских мостках» Волкова кладбища, в некрополе выдающихся деятелей русской науки и культуры, рядом с И.П.Павловым и Д.И.Менделеевым. «Такие люди, - сказал о А.Н.Крылове его друг академик А.Ф.Иоффе, - не повторяются в жизни».

Именем нашего выдающегося земляка названы учреждения и корабли, улица в Санкт-Петербурге, а на доме, где он жил и работал, установлена мемориальная доска. В ряде высших учебных заведений есть стипендии имени А.Н.Крылова. Бюст академика в 1960 году установлен в Москве, в парке, у здания Северного речного вокзала. Имя А.Н.Крылова присвоено улице в г. Алатырь, мысу на берегу Харитона Лаптева в Карском море, а также полуострову в Антарктиде. В 1963 году в честь столетия со дня рождения ученого деревня Висяга (сюда он часто приезжал, уже будучи в ореоле славы) переименована в Крылово. На его родине по инициативе местных краеведов в октябре 1984 года был открыт музей. Надпись на мраморной доске гласит: «Здесь родился и провел детские годы выдающийся русский ученый - академик Алексей Николаевич Крылов». Через год перед музеем был установлен бюст знаменитого земляка, на торжества приезжал его внук А.П.Капица. В память о своем земляке поречане назвали его именем 12 улиц в своих селениях. Есть улица Крылова и в Чебоксарах.

Многие научные труды А.Н.Крылова не потеряли своего значения и в наши дни, более того, по ряду исследований они до сих пор считаются непревзойденными. Таков неоценимый вклад ученого, посвятившего всю свою жизнь кораблестроительной науке*.



* Очерк подготовлен по материалам статьи В.И.Кудявнина и В.Ф.Степанова «Адмирал корабельной науки» в книге «Адмиралы – наши земляки». Чебоксары, 2001

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика