Чувашская республика
Официальный портал органов власти
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Уважаемый пользователь.

Данный сайт обновлен и вы находитесь на устаревшей версии. Чтобы просмотреть актуальную информацию, перейдите на новую версию сайта http://www.cap.ru/. Данная версия будет закрыта в ближайшее время. 

Спасибо за понимание.

ДО САМОЙ СУТИ БЫТИЯ

Василий Константинович Магницкий всю свою жизнь посвятил изучению исторических и культурных корней народов Поволжья. И делал это самозабвенно, с истинным увлечением исследователя, желая дойти во всем до самой сути. Он опубликовал более 200 работ, представляющих большой научный интерес и в наше время.

Родился Василий Константинович 3 (15) марта 1839 г. в чувашском селе Ядрино Ядринского уезда Казанской губернии в семье русского священника. Продолжая семейную традицию, в 1848-1857 гг. Василий обучался в Чебоксарском духовном училище и Казанской духовной семинарии. Но его очень интересовали науки. И с благословения своего отца В.К.Магницкий поступил на юридический факультет Казанского университета. В студенческие годы под влиянием двух своих наставников - известного историка и публициста А.П.Щапова и преподавателя русской словесности В.Г.Варенцова - Магницкий заинтересовался этнографией и фольклором. Тогда же он начал выступать в печати. Его первая статья «Женские чувашские школы в Ядринском уезде» была опубликована в 1861 г. в «Казанских губернских ведомостях».

После окончания университета в 1862 г. он был направлен на службу в Казанскую палату уголовного и гражданского суда, а через год - назначен судебным следователем 2-го участка Чебоксарского уезда. В этой должности работал до 1877 г., проживая постоянно в с. Беловоложское (ныне г.Козловка). Однако работа следователя его не удовлетворяла, гораздо ближе ему была просветительская деятельность. И все 14 лет жизни в Беловоложском Магницкий посвятил сбору фольклора русских и чувашских крестьян. Здесь он составил сборники «Песни крестьян Беловоложского» (издан в 1887 г.) и «Нравы и обычаи в Чебоксарском уезде» (1888), а также изучал нормы обычного права («юридический быт») чувашей. Магницкий состоял членом Казанского юридического общества, собрал много материалов о юридическом быте, написал несколько работ – «Этнографический очерк преступлений и проступков на 2-м участке Чебоксарского уезда» и другие.

С 1877 г. Магницкий вплотную занялся научно-педагогической деятельностью. По собственной просьбе его назначили инспектором народных училищ Уржумского уезда Вятской губернии. В последующие годы он служил инспектором Лаишевского, Спасского, Свияжского, Тетюшского и Чебоксарского уездов Казанской губернии, а до выхода в отставку - в Елабужском уезде. За время службы Магницкий открыл много новых школ, например, только в 1884-1886 гг. - 33 школы. Он был убежденным единомышленником И.Я.Яковлева, о чем писал директору народных училищ Казанской губернии. Неутомимую деятельность Магницкого в области просвещения были вынуждены признать официально, несмотря на его критику существующей системы.Титульные листы наиболее известных книг В.Магницкого. Фото 2002 г.Титульные листы наиболее известных книг В.Магницкого. Фото 2002 г.

Несмотря на то, что просветительская деятельность отнимала много времени, Василий Константинович не мог не заниматься любимым делом - он с увлечением изучал быт и культуру окружающего населения. Результатом этих трудов стали этнографические очерки «Приволжские чуваши», «Из быта чуваш Казанской губернии», сборник «Материалы к объяснению старой чувашской веры».

В 1894 г., выйдя на пенсию, В.К.Магницкий поселился в родительской усадьбе в с.Шуматово Ядринского уезда. Здесь он закончил книгу «Чувашские языческие имена» (1905), написал многочисленные статьи и корреспонденции, выполнил большую часть задуманного описания чувашских и русских селений Ядринского и Чебоксарского уездов.

В 1892-1896 гг. полицейскими властями был возбужден процесс - так называемое «Мултанское дело» - над группой крестьян-удмуртов Вятской губернии с целью разжигания национальной розни. Магницкий, прекрасно знавший жизнь вотяков и удмуртов, не раз выступал в печати с опровержением измышлений царских чиновников о существовании среди удмуртов ритуалов с человеческими жертвоприношениями. Большую роль в разоблачении этого позорного «дела» сыграл известный русский писатель В.Г.Короленко, который тесно сотрудничал с Магницким.

Оглядываясь на пройденный путь, знаменитый этнограф и педагог с благодарностью вспоминал своих учителей - В.Г.Варенцова, И.А.Износкова, Н.И.Золотницкого, Н.Я.Агафонова, Е.А.Малова.

Следует также отметить, что Магницкий был глубоко верующим человеком, состоял в миссионерской организации «Братство Св. Гурия» и незадолго до своей смерти, по просьбе крестьян, он некоторое время был церковным старостой.

Умер В.К.Магницкий 4 марта 1901 г. Похоронили его на кладбище села Шуматово (ныне с. Советское Ядринского района) «при стечении тысячной толпы крестьян». Но даже после смерти в печати продолжали появляться его работы по этнографии - таким высоким был интерес к научному наследию автора.

В послереволюционной России внимание к работам Магницкого объяснялось стремлением критически освоить научное наследие прошлого. Н.В.Никольский в статье «Биография В.К.Магницкого», опубликованной в 1919 году, помимо уточнения биографических сведений, обратил внимание на мировоззрение и гражданскую позицию ученого. Другой исследователь, М.К.Корбут, утверждал, что «ни одна из сторон его прошлой научной деятельности не может быть взята под сомнение или же опорочена в наше время революционной проверки всего старого «инвентаря» и старого накопленного опыта».

Показательно, что если в своих первых работах – «Очерк юридического быта чуваш» (1868), «Этнографический очерк преступлений и проступков» (1871) - Магницкий придерживался официальных взглядов, то в дальнейшем он резко их меняет, становясь на демократические позиции. Его научные труды были направлены против недооценки или игнорирования достижений чувашской народной культуры.

В.К.Магницкому были близки и понятны взгляды представителей эволюционной школы, например, он не раз ссылался на сочинение Э.Тейлора «Первобытная культура». Как и они, он уделял большое внимание общественной жизни, бытовому праву, религии чувашей, взаимовлиянию культур. Свою задачу Магницкий видел в накоплении фольклорно-этнографического материала, и чтобы успеть сделать как можно больший объем работы, он привлекал к его сбору учителей, учащихся, священников, грамотных крестьян. Высокое общее признание получило его исследование особенностей расселения чувашей.

Описание жилища, усадьбы и хозяйственных построек, которое он сделал совместно с Н.М.Охотниковым в рукописи «Чуваши» для второго тома книги «Приволжские города и селения»  следует считать наиболее обстоятельным из тех, что имелись в ХIХ в. Как знаток чувашского костюма В.К.Магницкий проявляет себя в полемике с В.А.Сбоевым и С.М.Михайловым. Он впервые достаточно подробно описал в сравнении одежды верховых и низовых, а также свадебных нарядов верховых и средненизовых чувашей, отметил эволюцию чувашского костюма во второй половине ХIХ в.

Магницкий описывал этикет застолья во многих его проявлениях, особенно хорошо им была изучена трапеза свадебных обрядов и ритуалов жертвоприношений. Магницкий, например, так описал традиционное чувашское моление о дожде: чуваши не только закололи белых лошадей, быка и барана, но и купили Илье-пророку новое решето. Мол, пророк Илья  состарился, лошадь, на которой он ездит, тоже состарилась, а телега, на которой он развозит воду, и решето, через которое льет воду, расхудились. Объектом внимания исследователя являлись изделия народных умельцев: он собирал лучшие образцы самобытной утвари и национального наряда, чувашских кукол, приобретая их для музеев, Научно-промышленной выставки 1890 г.

Магницкий посвятил серию статей, часто имевших характер путевых заметок, основным (земледелию и скотоводству) и подсобным занятиям и ремеслам населения. Внедрение в сельскохозяйственный обиход некоторых культур (картофеля, огурцов в качестве товарных) прослеживается в связи с историей народа, его этноконтактами. Заметный резонанс получила его ранняя работа о хмелеводстве чувашей Чебоксарского уезда. Все эти материалы по занятиям и промыслам были важным дополнением к официальной статистике.Семейный фотоальбом и стеклянный подсвечник, принадлежавшие В.Магницкому. Ныне хранятся в Чувашском национальном музее. г.Чебоксары. Фото 2002 г.

Объектом пристального внимания Магницкого стала Шуматовская округа, которую он описывал из года в год, показывая жизнь народа в динамике и делая обобщения. Он ежегодно открывал для себя что-либо новое, например: «В 1883 и 84 гг. вследствие голода от неурожаев много чуваш из Ишаковского прихода переселилось в Оренбургскую губернию. До развития пароходства на Волге чуваши поголовно занимались бурлачеством, с прекращением же тяги судов занялись тканьем у себя на домах кулей, перевозкой закупаемого на приходских водяных мельницах хлеба в Чебоксары».

Неутомимый исследователь собирал и обрабатывал материалы по общественному и семейному быту, почерпнутые из судебных дел и статистики, церковных документов, в частности, по статистике браков, чему помогали также личные наблюдения и впечатления.

Изучая жизнь и быт народа, В.К.Магницкий не стремился к объемным сочинениям, часто ограничивался тем, что посылал заметки в газеты, заполнял вопросники, которые направлял в различные научные общества (Русское географическое общество и т.д.). В 1885 г. он стал действительным членом Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете, часто выступал с докладами, печатал свои труды в его изданиях.

В.К.Магницкий внес значительный вклад в изучение религии чувашского народа, оставив обширное научное наследие - свыше двадцати работ. Книгу «Материалы к объяснению старой чувашской веры» (1881) он написал под влиянием своего друга и учителя, известного исследователя чувашского языка Н.И.Золотницкого. Начиная с мифов и легенд о земледелии и происхождении киреметей, автор подробно описывает циклы аграрных праздников и обрядов во время сева, уборки и молотьбы. Приводятся и обряды, связанные со скотоводством, пчеловодством и т.д.

Эта книга стала заметным явлением в этнографической науке, как и цикл исследований о культе киреметей и йерехов (чувашских богов и идолов). С особым увлечением В.К.Магницкий занимался пополнением музейных коллекций по религии.

Магницкий неплохо владел чувашским языком - в своих работах он использовал примеры из чувашского фольклора, употребляя чувашские выражения.

По мнению чувашского историка В.Ф.Каховского, установленные Магницким 173 родовые фамилии (тавраш) позволяют выяснить этнические связи с другими народами Евразии. В книге «Чувашские языческие имена» (1905) содержится более 10 тыс. древнечувашских языческих мужских имен.

Ученый также активно изучал древности чувашского края. Им были собраны значительные сведения об археологических памятниках - курганах, городищах, старых кладбищах, надгробных камнях с письменами, особенно на территории Ядринского и Курмышского уездов.

Собирая и записывая легенды и предания, Магницкий подходил к делу творчески - художественно их обрабатывал, они становились сюжетной основой историко-этнографических очерков. Так было пересказано предание о Пугачеве, а публикацию «Об Акрамовском картофельном бунте чуваш в 1842 году» чувашский исследователь профессор М.Я.Сироткин считал произведением художественной литературы.

Неутомимый фольклорист Василий Константинович не только сам деятельно собирал этнографические материалы, но и сумел приобщить к этому начинающих исследователей-чувашей: И.Н.Юркина, Н.М.Охотникова, М.Ф.Федорова. Он советовал им развивать литературу через историко-этнографические очерки. Под его влиянием И.Н.Юркин в 1893 году написал работу «Древняя чувашская религия». Этнографический очерк «Приволжские чуваши» с краткой биографией Н.Охотникова Магницкий опубликовал после его смерти.

Фольклорное собрание В.К.Магницкого стало одним из лучших в России. Оно включает более 200 народных песен, записанных в селе Беловоложское, а также пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор, сказки, легенды и предания.

После смерти известного этнографа его обширный научный архив поступил в распоряжение наследников - сестер Анны и Александры Магницких (с ними он провел последние годы жизни в с.Шуматово). Они сохранили кабинет и библиотеку брата, которой Василий Константинович очень дорожил. «Моими приятелями являются чуть ли не все приходские грамотники, начиная с первогодников-учеников. В марте прошлого года я добыл до 50-ти названий книжек на чувашском языке и теперь у меня имеется свыше 100 бесплатных читателей», - писал Магницкий в письме своему другу в 1898 г. Доступной для всех библиотека оставалась и после его смерти.

В 1927 г. внучатый племянник и  исследователь научных трудов Магницкого М.К.Корбут передал большую часть его рукописей в кабинет чувашеведения Восточного пединститута (г.Казань) и ныне эти документы составляют личный фонд известного этнографа в ЦГА Чувашской Республики.

В феврале 1930 г. А.К.Магницкая подверглась раскулачиванию, имущество семьи было бесконтрольно расхищено, уничтожено много книг и документов. В 1930 г. наследниками имущества стали Григорьевы. В конце 1950-х гг. дом Магницких был разобран из-за ветхости. В 1951 г. библиотеку ученого приобрел Чувашский НИИ. Личные вещи, сейчас хранящиеся в Национальном музее (мебель, посуда, семейный фотоальбом), были приобретены в 1976 г.

Именем нашего известного земляка названы две улицы - в г. Чебоксары и на его малой родине - в Ядринском районе. В марте 1989 г. общественность Чувашии отметила 150-летие со дня рождения выдающегося этнографа.

В.К.Магницкий был ученым широкого диапазона. Изучая историю, культуру и быт чувашей, а также русских и других народов Поволжья, он успел сделать очень много. Его научное наследие оказывает большую помощь новому поколению исследователей*.



* Очерк подготовлен Г.Б.Матвеевым

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика