Перестройка промышленности и транспорта на военный лад
22 июня 1941 г. фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. В первые дни войны во всех городах и селах Чувашской АССР состоялись митинги и собрания. На них трудящиеся взволнованно говорили о своей готовности отдать все силы, а если потребуется, и жизнь делу защиты Отечества. Еще не были осознаны масштабы нагрянувшей беды. Еще была надежда, что Красная Армия разгромит врага «малой кровью, могучим ударом». Никто не ожидал, что в короткий срок огромная территория нашей страны окажется оккупированной противником. Но было страстное желание сделать все для победы над агрессором. Многие обращались в военные комиссариаты с просьбой послать их добровольцами на фронт — в ряды действующей армии, народное ополчение. Только за первый месяц войны таких заявлений в военкоматы республики поступило 2536, в том числе 374 — от женщин. Кроме того, о зачислении в число народных ополченцев заявили 5700 человек, из них 1393 — женщины. Этот поток заявлений отражал общий настрой людей, их горячий патриотизм и ненависть к врагу.
Война неизбежно вызывала изменения во всех сферах жизни, потребовала усиления централизации и выработки новых форм политического, экономического и военного руководства. Перевод жизни страны на военный лад начался с перестройки работы партийных, советских и хозяйственных органов власти. Потребовалось не только переориентировать деятельность институтов государственной системы, но и создать ряд чрезвычайных органов в центре и на местах. 30 июня 1941 г. был образован Государственный Комитет Обороны (ГКО) во главе с И.В. Сталиным. В этом ГКО была сосредоточена вся полнота власти, он действовал через существующие государственные, партийные и общественные органы, специальные комитеты и комиссии, через своих уполномоченных в союзных и автономных республиках. В Чувашии уполномоченным ГКО являлся первый секретарь обкома ВКП(б) И.М. Чарыков.
Штабом мобилизации всех сил и средств на разгром врага в Чувашии стал Совет Народных Комиссаров — высший исполнительный орган республики, председателем которого в 1941—1942 гг. был А.В. Сомов, а после него — А.М. Матвеев.
В тяжелейших условиях начала войны в Чувашской республике, как и по всей стране, проводилась напряженная работа по перестройке промышленности, всего народного хозяйства. Эта работа проходила под лозунгом «Все для фронта, все для победы!»
Работа промышленности была сопряжена с большими трудностями: не снижая производительности труда, надо было заменить мужчин, ушедших на фронт, другими рабочими, в первую очередь женщинами и подростками, перераспределить по отраслям народного хозяйства рабочую силу, обеспечивая ею прежде всего оборонную промышленность.
В Чувашской республике на выпуск военной продукции переводились не только крупные, но и значительная часть мелких предприятий. Перестройка промышленности на военный лад сопровождалась расширением и реконструкцией заводов и фабрик с учетом новой технологии, размещением эвакуированных предприятий и оборудования, обеспечением их сырьем, топливом и другими материалами. Налаживалось межрайонное кооперирование. При этом ставилась цель как можно больше использовать местные ресурсы и резервы производства.
В ноябре 1941 г. в Чебоксарах вступил в строй действующих предприятий завод резинотехнических изделий. В результате упорной, самоотверженной работы в еще даже недостроенных и недооборудованных мастерских, большой работы по подготовке пришедших на завод новых рабочих и освоение продукции коллектив досрочно выполнил установленную на 1942 г. программу выпуска пиротехнических боеприпасов, до конца года дал стране сверх плана товарной продукции на 5,9%. В 1942 г. коллектив достроил и ввел в эксплуатацию более 40 промышленных объектов, освоил и организовал производство 15 номенклатур боеприпасов, в том числе были освоены впервые в Советском Союзе осветительные бомбы САБ-100—55 и парашютные ракеты ПР-4 и ПР-8. За годы войны этот завод 8 раз отмечался в числе лучших по Союзному Наркомату, 42 человека были награждены орденами и медалями, 69 человек — Почетными грамотами Президиума Верховного Совета Чувашской АССР. Через два года после ввода в действие на заводе 38,5% рабочих были стахановцами.
Вскоре после начала войны Козловский домостроительный и Шумерлинский деревообрабатывающий комбинаты, Канашский вагоноремонтный и Алатырский паровозоремонтный заводы получили задания на организацию специальных цехов по производству оборонной продукции.
За короткий срок Козловский домостроительный и Шумерлинский деревообрабатывающий комбинаты перепланировали весь процесс производства по-новому в соответствии с характером заданной оборонной продукции, переквалифицировали имеющийся состав рабочих и ИТР, а также подготовили новые кадры для замены ушедших на фронт и с учетом значительного расширения производства.
Производство некоторых видов оборонной продукции на Козловском комбинате началось 11 июля 1941 г., но тогда еще не было ясности в перспективе работы комбината. В августе 1941 г. определился его профиль: он стал одним из предприятий авиационной промышленности. Была осуществлена полная перестройка всего технологического процесса, установлено новое оборудование, а в сентябре началось производство продукции для фронта. Много творческой энергии вложили в новое производство инженерно-технические работники и руководители предприятия Н.И. Чеблуков, М.Е. Шелухин, Н.А. Петрученко, В.Ф. Володин, Б.Г. Ландышев, Р.Г. Еремеева и большой отряд рабочих. Вместе с освоением нового производства и обучением кадров происходило расширение производственных помещений и строительство цехов для размещения эвакуированного оборудования двух заводов. С декабря 1941 г. завод изготовлял планеры. В марте 1942 г. перестройка комбината на военный лад завершилась. В августе 1942 г. началось серийное производство санитарных самолетов С-2. В 1942 г. Козловский авиационный завод выполнил задание по выпуску самолетов на 108,5%. В целях использования отходов производства в 1943 г. завод организовал изготовление изделий ширпотреба (кружек, босоножек, коптилок и других вещей домашнего обихода). Реализация ширпотреба проводилась через магазины ОРС завода. Кроме основной программы, в июне, июле и сентябре 1943 г. по специальному заданию Народного комиссариата авиационной промышленности в прифронтовой полосе заводом было отремонтировано 620 самолетов, при задании 345 самолетов. В 1943 г. наряду с серийным выпуском самолетов С-2 завод изготовил и сдал заказчикам 33 самолета типа лимузин, более комфортного и предназначенного для пассажирской и санитарной службы высшего командного состава. В 1943 г. завод выпустил 275 самолетов, вместо 248 по плану.
В августе 1941 г. Шумерлинский комбинат также был передан Наркомату авиационной промышленности, и с этого времени началась коренная перестройка его на выпуск оборонной продукции. Руководители и специалисты предприятия П.Н. Голубков, С.Б. Слуцкий, Х.Г. Хачатуров, М.И. Любанский, И.И. Мартынов, А.С. Мазуренко вместе с рабочими сутками не уходили из цехов, налаживая новое, доселе незнакомое производство. В декабре 1941 г. комбинат выпустил первую партию новой продукции. С ноября 1942 г. по октябрь 1943 г. авиационный завод №471 (так назывался комбинат) выпускал самолеты ЯК-6, а с октября 1943 г. — самолеты У-2.
Задания по выработке продукции для фронта устанавливались все большему количеству предприятий не только союзного и республиканского (РСФСР) подчинения, но и тем, которые имели областное или районное подчинение, а также промысловой кооперации. Например, Чувашдревпромсоюз получил задание сделать для Красной Армии в 1941 г. 200 тыс. черенков к пехотным лопатам, 100 тыс. черенков к саперным лопатам, 100 тыс. топорищ. Чебоксарская артель «Металлист» и некоторые городские и районные промкомбинаты производили кольца и другую фурнитуру для повозок, лыж и снегоступов. Чебоксарская швейная фабрика им. Ленина, а также мастерские индивидуального пошива местной кооперативной промышленности шили белье, маскировочные костюмы, ватные куртки, теплые варежки, меховые полушубки и телогрейки для армии. Чебоксарские промысловые артели, промкомбинат, лесокомбинат изготавливали для армии валенки, рукавицы, патронные сумки, лыжи и лыжные палки, тару для боеприпасов. Караньяльская промартель «Труд» выделывала десятки тысяч овчин для полушубков, шила много теплых вещей. Предприятия пищевой промышленности — пищекомбинаты и хлебозаводы — сушили сухари, картофель и овощи для фронта. Мясокомбинаты и другие предприятия пищевой промышленности работали с полной нагрузкой, чтобы обеспечить потребности фронта, а также воинских частей, дислоцированных в республике. Маслозаводы и некоторые сепараторные пункты, наряду с увеличением переработки молока, организовали выпуск сухого казеина для нужд авиационной промышленности.
Местная и кооперативная промышленности выполняли задания для фронта на существующих предприятиях и в мастерских, как правило, без перестройки оборудования и технологии производства. Однако в целях использования всех предприятий с максимальной пользой на нужды фронта некоторые из них передавались другим системам управления и полностью перестраивались для производства оборонной продукции. Например, 3 июля 1941 г. рабочие и служащие Алатырской гармонной фабрики направили письмо в ЦК ВКП(б), в котором поставили вопрос об организации производства оборонной продукции. Просьба была удовлетворена, производственные помещения были переданы одному из эвакуированных предприятий, и в течение двух недель здесь был начат ремонт артиллерийского вооружения.
Вурнарский фосфоритный завод был переключен на выработку сырья для оборонных предприятий.
Важное оборонное значение имели Канашский вагоноремонтный и Алатырский паровозоремонтный заводы. Канашский вагоноремонтный завод в те годы являлся самым крупным предприятием в Чувашской АССР. В условиях войны его значение еще более повысилось, так как он находился в глубоком тыловом районе и в то же время был единственной наиболее близкой к фронту крупной базой для ремонта железнодорожных вагонов. В августе 1941 г. сюда прибыло оборудование с Дарницкого, Жмеринского, Борисоглебского и Шевченковского вагоноремонтных заводов и более тысячи эвакуированных рабочих и служащих с семьями. Люди были размещены в городе и близлежащих селах. Большая часть эвакуированных рабочих влилась в коллектив вагоноремонтного завода и сразу же приступила к монтажу прибывшего оборудования во вновь организованных цехах, многие из которых предназначались для производства боеприпасов и уже в ноябре 1941 г. начали выпускать продукцию по заданию ГКО. В труднейших условиях суровой зимы продолжалось строительство чугуно-сталелитейного цеха. К марту 1942 г. основные строительные работы были закончены.
Наряду с изготовлением боеприпасов, завод выполнял задания по строительству бронепоездов и бронетранспортеров, по формированию спецпоездов и других заказов фронта. К концу 1941 г. в программе завода военная продукция составила 71,3%.
На Алатырском паровозоремонтном заводе на базе эвакуированного оборудования в сентябре 1941 г. был организован специальный цех по обработке заготовок артиллерийских снарядов. В сентябре-октябре было установлено и смонтировано более 300 станков и агрегатов. Быстро освоив производство, в ноябре 1941 г. цех выполнил план выпуска новой продукции на 131,6%, в декабре — на 184%.
Большое значение для увеличения выпуска продукции имело создание в 1941 г. чугунолитейного цеха. Завод стал полностью обеспечивать себя местным литьем. Цех отливал детали также для ремонта железнодорожных путей.
В дни войны одним из важнейших показателей перестройки хозяйства в соответствии с требованиями военной обстановки являлось размещение и ввод в действие эвакуированных предприятий. Правительство республики и обком партии подыскивали места для размещения эвакуированного оборудования и людей, намечали сроки пуска в эксплуатацию прибывших предприятий, разрабатывали меры по созданию необходимых жилищно-бытовых условий для семей рабочих и ИТР, обеспечению их питанием и одеждой. Постановлением от 13 сентября 1941 г. «О строительстве жилых помещений для эвакуированного населения» Совнарком СССР, наряду с правительствами автономных республик Поволжья, крайисполкомами и облисполкомами, обязал Совнарком Чувашской АССР принять меры по размещению эвакуированного населения, а при недостатке жилья немедленно организовать строительство из местных материалов упрощенного типа жилых и коммунально-бытовых помещений: общежитий, казарм, бараков, полуземлянок, столовых и бань.
В последние месяцы 1941 г. в республику прибыли частично или почти полностью оборудование и материалы 28 заводов, фабрик и цехов. В Чебоксарах было размещено оборудование типографий «Печатный Двор» и имени Евг. Соколовой из Ленинграда, обувных фабрик из городов Кременчуг, Белая Церковь, Сумы, текстильной фабрики из города Вышний Волочек, чулочной фабрики из Полтавы, табачных фабрик «Дукат» и «Ява» из Москвы, фабрики «Басон» из Киева.
Часть оборудования была рассредоточена по городам и районам Чувашии: в Цивильске — Ленинградский штамповочный механический завод, в Шумерле — экстрактовый завод из города Васильков Одесской области, в Алатыре — мебельная фабрика из Воронежа, спеццех Мичуринского завода, Харьковская обувная фабрика, в с. Альгешево Чебоксарского района — Завидовская лентоплетельная фабрика, в Канаше — опытный завод «Газоочистка» из Московской области, Калининский вагоностроительный завод, в пос. Алтышево Алатырского района — Шитовский лесозавод (ст. Бутурлиновка Юго-Восточной железной дороги). Оборудование Волховского лесозавода (ст. Гостинополье Октябрьской железной дороги) приняли Кирский, Долгополянский, Буинский и Алатырский лесозаводы.
За короткий срок было создано 11 новых самостоятельных предприятий: Чебоксарский электроаппаратный завод, пять текстильных фабрик (прядильная и ткацкая фабрики в Чебоксарах, ткацкие фабрики в Цивильске, Сундыре, прядильно-ткацкая фабрика в Канаше), две табачных, чулочная, техноткацкая и обувная фабрики.
Самым крупным из прибывших в Чувашию эвакуированных предприятий, имеющим большое оборонное значение, был электроаппаратный завод, представлявший собой небольшую часть Харьковского электромеханического. Оборудование завода начало поступать в Чебоксары из Харькова в октябре 1941 г. Для размещения его были предоставлены помещение клуба строительных рабочих, учебные здания кооперативного техникума и педагогического института общей площадью 12 тыс. кв. метров. Вместе с оборудованием завода прибыли более 400 инженеров, техников и квалифицированных рабочих с семьями. В 1942 г. предприятие пополнилось эвакуированным оборудованием ленинградского завода «Электрик». Чебоксарский электроаппаратный стал уникальным в стране предприятием по производству некоторых видов электроаппаратов для танковой, авиационной и других отраслей оборонной промышленности. Заводу были переданы недостроенные дома горисполкома и Управления лесоохраны. Учитывая необходимость быстрого пополнения предприятия рабочей силой, его руководство немедленно приступило к строительству 10 деревянных 16-квартирных домов.
Коллектив электроаппаратного проявил подлинный героизм в труде. В условиях осенней грязи, небывало низкой температуры осени и зимы 1941 года, при недостатках в организации питания и в стесненных квартирных условиях рабочие, инженеры и техники разгружали, перевозили, монтировали оборудование по 10—18 часов в сутки, часто без отдыха. Одновременно с монтажными работами набирали рабочую силу из молодежи и женщин, обучали их специальности. К январю 1942 г. завод в основном был смонтирован.
Придавая важное значение электроаппаратному заводу, ЦК ВКП(б) установил на нем должность парторга ЦК ВКП(б). По предварительному плану проектную мощность предприятия предполагалось освоить в апреле, но фактически она была освоена уже в январе 1942 г. Об успехах завода уже в середине 1942 г. неоднократно сообщалось в центральной печати. Много труда в техническое руководство предприятием вложили такие опытные инженеры и организаторы, как Я.С. Бенский, Д.С. Черничкин, Л.З. Бунин, А.И. Якунин, А.В. Буйволов, Г.Ф. Эдельштейн, М.М. Кулыгин, М.Б. Цфасман, В.И. 3олотопольский, М.К. Ардаматский, О.В. Троицкий и др.
21 апреля 1942 г. приступила к работе Чебоксарская прядильно-ткацкая фабрика. Она заложила основу развития текстильной промышленности Чувашии, явилась базой строительства Чебоксарского хлопчатобумажного комбината.
В середине 1942 г. вступили в строй Сундырская, Цивильская и Канашская ткацкие фабрики. В первой половине 1942 г. начала работать чулочная, техноткацкая (ныне лентоткацкая) фабрики, табачная фабрика «Дукат», вторая табачная и обувная фабрики, размещенные в Алатыре. Эвакуированные предприятия, не только производящие продукцию непосредственно для оборонной промышленности, но и выпускающие товары массового потребления, были введены в эксплуатацию в первой половине 1942 г.
В условиях войны неизмеримо выросла роль железнодорожного транспорта, так как от уровня его работы зависела оборонная мощь страны. В дни войны резко увеличился грузооборот. Очень большую нагрузку выдержала Московско-Казанская железная дорога, проходящая через территорию Чувашской республики. Немалые трудности преодолел один из крупных узлов этой дороги — станция Канаш. Через него осуществлялась значительная доля перевозок войск, вооружения и боеприпасов на Запад, эвакуированного имущества и населения — на Восток. Работа железнодорожников, в общем, обеспечивала перевозки на нужды фронта и всех отраслей народного хозяйства.
За сутки станция пропускала десятки пар поездов. От работников транспорта требовалась исключительно четкая работа. Однако в первое время допускались частые неполадки и срывы в движении поездов. В ликвидации этого серьезного недостатка решающее значение имело введение с 15 мая 1942 г. на железнодорожном транспорте военного графика движения товарных поездов.
Многие железнодорожники показывали пример самоотверженной работы. Машинист Алатырского депо И.А. Рузанов, в течение 130 часов не сходя с паровоза, провел 4 поезда, в том числе тяжеловесный. Комсомольцы паровоза №723-47 (машинист М.Б. Буренин) на участке Алатырь—Канаш провели тяжеловесный поезд весом 2400 тонн, тем самым добились рекорда за все время существования 111-го отделения Казанской дороги. Котельщик депо ст. Канаш Голубев 11 ноября 1941 г. на проходящем паровозе за несколько минут, без охлаждения паровоза сменил контрольную пробку, тогда как в мирное время на эту операцию требовалось 7—8 часов.
Среди железнодорожников широко развернулось социалистическое соревнование за экономию топлива. Только за январь—февраль 1942 г. по Канашскому депо его было сэкономлено 397 тонн. Значительную экономию по ремонту и расходным материалам на хозрасчетных паровозах добились машинисты П.Н. Назаров, Л.Н. Николаев и Х.А. Кочмарев.
По-военному работали работники водного транспорта на Волге и Суре. В 1941 г., несмотря на трудности первого периода войны, с хорошими показателями по приемке и отправлению грузов закончили навигацию пристань Чебоксары, выполнившая план на 101,4%, Сурское агентство — на 123,5%, Мариинско-Посадская пристань — на 113,2%. Весной 1942 г. с помощью рабочей и тягловой силы колхозов была проделана огромная работа по спасению 78 зазимовавших судов на рейде пристани Чебоксары, около Криуш и Курочкина. Это явилось большой помощью Волжскому пароходству в сохранении судов для выполнения увеличенной программы перевозок, особенно в дни героической обороны Сталинграда.
Таким образом, к концу 1941 — началу 1942 гг. завершился процесс перестройки промышленности и транспорта республики на военный лад, прием и размещение эвакуированных предприятий.
В целях дифференцированного руководства различными отраслями промышленности в июле 1942 г. в Чувашском обкоме ВКП(б) были образованы отделы оборонной и топливной промышленности, а также торговли и общественного питания. На крупных заводах оборонной промышленности назначались партийные организаторы ЦК ВКП(б).
Индустрия республики в 1942—1945 гг.
Летом и осенью 1941 г. на оборонных заводах Москвы, Горького, Свердловска и других городов развернулось широкое движение выполнять двойные нормы рабочего дня под девизом «Работать не только за себя, но и за товарища, ушедшего на фронт». Почин быстро распространился и на предприятиях Чувашии. Первыми его подхватили молодые рабочие Алатырского паровозоремонтного завода, которые выполняли ежедневно по две-три нормы. Их тогда называли двухсотниками, трехсотниками. Они выступили с обращением ко всей рабочей молодежи республики последовать их примеру. Предложение нашло горячий отклик в коллективах Шумерлинского авиационного, Чебоксарского авторемонтного, Канашского вагоноремонтного заводов и других предприятий. К началу октября 1941 г. на Канашском вагоноремонтном заводе число рабочих-двухсотников достигло 600 человек. К концу 1941 г. на заводе уже 1450 рабочих систематически перевыполняли нормы выработки, из них в декабре 37 человек стали трехсотниками, 22 — четырехсотниками. Годовой план предприятие выполнило на 118,2%.
17 февраля 1942 г. Народный комиссариат путей сообщения, 5 июня того же года ГКО приняли специальные постановления об увеличении производственной мощи Алатырского паровозоремонтного завода за счет установки и монтажа более 300 станков и агрегатов, поступивших в порядке эвакуации с Гайворонского, Великолукского и Полтавского вагоноремонтных заводов. Если до войны здесь производили текущий и средний ремонт, то с 1942 г. предприятие превратилось в крупную базу для капитального ремонта паровозов.
Государственная промышленность Чувашской АССР в 1942 г. план выпуска оборонной продукции выполнила на 102,8%.
По почину трудящихся г. Куйбышева в феврале 1943 г. в стране началось движение за создание особого фонда Главного Командования за счет полученной сверх плана продукции. В особый фонд Главного Командования Чебоксарский электроаппаратный завод дал сверхплановую продукцию на 7,3 млн.. рублей. Производственный план 1943 г. был им выполнен на 118,7%. За большие производственные успехи коллективу завода в 1943 г. одиннадцать месяцев подряд присуждалось переходящее Красное знамя ГКО, ВЦСПС и Наркомата электропромышленности СССР. 21 января 1944 г. завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Этот орден получили также директор завода Я.С. Бенский, слесарь Е.В. Дмитренко, мастер А.П. Левченко. 27 человек были награждены орденами Красной Звезды и «Знак Почета», медалями «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие». Трудовой героизм еще 95 работников завода отмечен Почетными грамотами Президиума Верховного Совета Чувашской АССР.
Успешно справлялись с заданиями рабочие Канашского вагоноремонтного завода. За годы войны завод отремонтировал 16472 вагона, десятки танков, 15 бронепоездов, построил 9 тяжелых бронетранспортеров и 6 бронепоездов, оборудовал 52 специальных военно-инженерных вагона, построил 50 снегоочистителей.
Несмотря на трудности военного времени, промышленность республики за этот период получила мощное развитие. Было построено и сдано в эксплуатацию 93 промышленных предприятия, в т.ч. 15 заводов союзного и союзно-республиканского, 18 — республиканского, 48 — районного и городского подчинений и 12 предприятий-артелей промысловой кооперации. Из числа новых крупных промышленных предприятий в 1944 г. вступили в строй мотороремонтный завод в Канаше, кондитерская фабрика и мясокомбинат в Чебоксарах, завод комбайновых деталей в Шумерле. Валовая продукция предприятий и цехов, построенных в годы войны, в 1944 г. составила 49% от всей продукции крупной промышленности Чувашской АССР.
С развитием промышленности резко увеличилась потребность в электроэнергии. Особо остро ощущался ее недостаток в Чебоксарах. В январе 1942 г. вблизи пос. Сосновка на базе торфяных массивов Дрянного—Долгого болот было начато строительство Заволжской электростанции. В целях сокращения сроков ее возведения управлению строительства были переданы все здания и сооружения строившегося прядильно-ткацкого комбината Чувашшвейпрома. Для осуществления строительно-монтажных работ в Сосновку прибыли две группы инженеров и квалифицированных рабочих-монтажников, эвакуированных с различных электростанций захваченных врагом районов страны. Строительство шло с огромными трудностями. Рабочие жили в переполненных грязных вагонах на железнодорожной станции Чебоксары и на вокзале, делали переходы к стройплощадке и обратно по 25—28 км. Начальник строительства электростанции К.Я. Бородин 12 февраля 1942 г. сообщил в СНК Чувашской АССР и обком ВКП(б), что рабочие не обеспечены одеждой и бельем, с 8 января не имели возможности получить горячую пищу или сухой паек, питались одним хлебным пайком, а 11 февраля не получили даже его. Все это привело к истощению рабочих и специалистов и санитарному неблагополучию. На строительстве не было автомобильного транспорта, имелись всего три лошади, которые зачастую находились на простое из-за сильной истощенности. Согласно июньскому 1942 г. распоряжению Совнаркома СССР на строящуюся электростанцию было направлено находившееся на Балашовском заводе оборудование, демонтированное с Рутченковской ЦЭС. С 6 мая по 11 июня 1943 г. на стройплощадку прибыло 737 мобилизованных колхозников. Многие из них из-за тяжелых условий и отсутствия хлеба самовольно покидали строительство. Тем не менее, 28 февраля 1944 г. Заволжская тепловая электростанция дала первый ток.
В 1943 г. в Чувашии заработала также Чапаевская электростанция. Она была построена и сдана в эксплуатацию всего за три месяца. В январе 1944 г., в первый месяц работы под промышленной нагрузкой, станция не только полностью обеспечила нужды Чапаевского поселка, но и дала промышленным предприятиям республики 21435 квт электроэнергии.
В республике происходило дальнейшее развитие местной и кооперативной промышленности. В 1943—1945 гг. во всех городах и районах Чувашии были созданы промышленные и пищевые комбинаты. Лесная промышленность поставляла стройматериалы и сырье оборонным заводам, на восстановление железных дорог, шахт и рудников, обеспечивала топливом города. С марта 1942 г. по 1 апреля 1945 г. леспромхозами только железной дороге для топки паровозов было поставлено 2,3 млн.. кубометров дров. За успехи в лесозаготовке и вывозке древесины в марте 1945 г. республика удостоилась переходящего Красного знамени ГКО. Принимались меры по дальнейшему развитию местной топливной промышленности. Если в 1940 г. в Чувашии было добыто 800 т торфа, то в 1942 г. — уже 11,6 тыс. т, а в 1943 г. — 21,6 тыс. т. Торфяная промышленность Чувашии поставила оборонным предприятиям, электростанциям и транспорту сотни тысяч тонн качественного топлива.
В октябре 1943 г. улучшилась связь республики с крупными промышленными городами Поволжья в связи со вступлением в эксплуатацию шоссейной дороги Горький—Чебоксары—Казань общей протяженностью 390 километров (в т.ч. по территории Чувашии — 192 километра) с большим деревянным мостом через реку Суру длиною 565 метров.
В тяжелых условиях войны острой и трудной проблемой была организация снабжения рабочих и служащих промышленности, строительства и транспорта продовольствием. В связи с этим с 1 октября 1941 г. в Чебоксарах, Алатыре, Канаше, Шумерле было введено нормированное снабжение по карточкам. В зависимости от отрасли промышленности и условий труда устанавливались различные категории в снабжении хлебом, мясом, жирами, крупой и другими продуктами питания. В Чебоксарах, например, были установлены две категории снабжения продуктами. По I категории выдавали рабочим и ИТР по 800 граммов хлеба, служащим — 500, иждивенцам — 400 граммов, по II категории — соответственно 600, 400, 400 граммов. Во всех городах и рабочих поселках были введены карточки и на промышленные товары; на промышленных предприятиях созданы отделы рабочего снабжения (ОРС), которым из системы Наркомата торговли и других ведомств передавалась часть магазинов, столовых, мастерских бытового обслуживания. Осуществлялось постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 7 апреля 1942 г. «О выделении земель для подсобных хозяйств и под огороды рабочих и служащих».
В Чувашской АССР к концу 1942 г. было создано 29 ОРСов. Почти все крупные промышленные предприятия имели подсобные хозяйства, общая посевная площадь которых составляла 11168 га. Чебоксарский электроаппаратный завод, например, имел 157 га земли, на которых в 1942 г. было выращено и собрано 252 ц зерновых, 1393 ц картофеля,700 ц овощей. Все это шло на улучшение питания рабочих. На предприятии работали две столовые с суточной пропускной способностью в 5 тыс. блюд. Стахановцам обеды отпускались без карточек.
Немаловажным источником снабжения продуктами питания рабочих и служащих, населения городов и рабочих поселков было индивидуальное и коллективное огородничество. Земельная площадь под огородами горожан в республике составляла более 4 тыс. га, ею пользовались 44909 семей.
Трудящиеся Чувашии проявили большую заботу и об эвакуированном населении из Ленинграда, Карело-Финской ССР, Прибалтики, Западной Украины, Калининской, Московской областей. 16 июля 1941 г. Совнарком СССР выделил из союзного бюджета 150000 руб. для оказания помощи особо нуждающимся беженцам в расчете не более 100 руб. на одну семью. К середине лета 1942 г. в Чувашию прибыло свыше 70 тыс. эвакуированных, из них было трудоустроено 31758 человек.
В годы Великой Отечественной войны постоянное внимание уделялось набору и подготовке рабочих кадров, повышению их квалификации. Особое место эта проблема занимала в начальный период войны в связи с мобилизацией в Красную Армию значительной части рабочих. С Алатырского паровозоремонтного завода, например, ушли на фронт более 500 рабочих и служащих, с Канашского вагоноремонтного — более 600. Особенно тяжело было с обеспечением квалифицированной рабочей силой на эвакуированных заводах и фабриках.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 декабря 1941 г. предписывалось всех рабочих и служащих, работающих на предприятиях военной промышленности, считать мобилизованными на все время войны и закрепленными за теми предприятиями, на которых они работали. 13 февраля 1942 г. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «О мобилизации на период военного времени трудоспособного городского населения для работы на производстве и строительстве», согласно которому все трудоспособные (мужчины в возрасте от 16 до 55 лет, женщины — от 16 до 45 лет) мобилизовывались на заводы, фабрики и в строительные организации, в первую очередь на предприятия военной промышленности. Для мобилизации сельского и неработающего городского населения на предприятия и стройки, учета и распределения рабочей силы при Совете Народных Комиссаров Чувашской АССР было создано специальное бюро во главе с заместителем председателя Совнаркома. В течение 1942 г. бюро направило в промышленность и на стройки республики около 2 тыс. человек, из них на Канашский вагоноремонтный — 245, на предприятия Чебоксар — более 500, Алатыря — 90, на торфоразработки — 266 человек и т.д. В 1943 г. на постоянную работу в промышленность и на строительство внутри республики было мобилизовано 4585 человек и для отправки за пределы республики — 10770, в 1944 г. соответственно 5343 и 3528 человек.
Большое значение в обеспечении промышленности и транспорта рабочей силой имело патриотическое движение женщин за переход на производство. Лозунг: «Женщины и девушки! Заменяйте мужчин, ушедших на фронт! Овладевайте мужскими профессиями!» — был подхвачен и женщинами Чувашии. В Канаше с июля 1941 г. по 1942 г. более 1000 женщин пришли на промышленные предприятия, железнодорожный транспорт и в артели промысловой кооперации. По вагоноремонтному заводу за 10 месяцев войны количество женщин, принятых на производство, увеличилось с 742 до 1408. На железнодорожный транспорт было принято 500 женщин. На предприятия Алатыря за первый период войны пришло более 900, Шумерли — около 1000 женщин и девушек.
Огромный приток людей на производство потребовал организации их обучения специальностям. В связи с мобилизацией на фронт значительного количества трактористов и водителей автомашин были приняты срочные меры к подготовке этих кадров из женщин непосредственно на предприятиях.
Основным видом подготовки рабочих кадров для предприятий промышленности и транспорта в первый период Великой Отечественной войны являлось индивидуально-бригадное обучение, т.е. практическое обучение непосредственно у рабочего места с последующей теоретической подготовкой через сеть курсов технического минимума. Для производственного роста молодых рабочих, прошедших обучение в стахановских школах и на курсах техминимума, на предприятиях были созданы курсы повышения квалификации на высший разряд.
Особое внимание обращалось на подготовку и повышение квалификации женщин. В годы войны на многих предприятиях промышленности и транспорта республики количество женщин возросло в два-три раза. Если в 1939 г. в промышленности, на транспорте, в связи и строительстве женщины составляли 38,5%, то в 1945 г. — 68%, в т.ч. на Чебоксарском заводе резинотехнических изделий — 73,3%, на электроаппаратном — 61%, на Канашском вагоноремонтном — 40%, в торфодобывающей промышленности — 70%, в текстильной, пищевой и мясной промышленности — 90% и т.д.
Значительное количество молодых рабочих поступало на заводы и фабрики, транспорт и оборонные стройки из учебных заведений трудовых резервов. Если к началу войны в республике действовали 3 школы ФЗО и одно железнодорожное училище, то в 1945 г. Чувашия располагала одним ремесленным, 2 железнодорожными училищами и 7 школами ФЗО. В 1941—1945 гг. силами учащихся школ ФЗО и училищ было отремонтировано 4 паровоза, 401 вагон, построено 4 судна (дощаников), один жилой дом, уложено и отремонтировано 8 км железнодорожных путей, изготовлено слесарного инструмента на 913 млн.. рублей, выполнено оборонных и промышленных заказов на сумму 3,4 млн.. рублей. Всего за годы войны в училищах и школах ФЗО для промышленности и транспорта республики было подготовлено 10453 квалифицированных рабочих. Благодаря вовлечению на производство молодежи и женщин, повышению их квалификации в годы войны промышленность и транспорт республики не испытывали больших затруднений в квалифицированных рабочих кадрах. Несмотря на мобилизацию из промышленности и транспорта большого количества рабочих в Красную Армию, число людей, занятых в промышленном производстве и на транспорте, увеличилось. Если в 1940 г. число рабочих и служащих составляло 31,5 тыс. человек, то в 1945 г. их стало 37,2 тыс.
Большое число рабочих из Чувашской АССР было мобилизовано для работы на промышленные предприятия и оборонные стройки Урала, Западной Сибири и Казахстана.
Рабочий класс Чувашской АССР внес достойный вклад в достижение победы над гитлеровской Германией. Родина высоко оценила самоотверженный труд рабочих и ИТР республики. 250 передовиков промышленности и транспорта были награждены орденами и медалями, около 2 тыс. — Почетными грамотами Президиума Верховного Совета Чувашской АССР, более 30 тыс. — медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Сельское хозяйство и крестьянство в военные годы
Задачи перестройки работы по-военному в равной мере относились и к сельскому хозяйству республики. Труженики села испытали огромные трудности, особенно в начальный период войны. В условиях, когда большинство трудоспособных мужчин было призвано в армию, на неотложные работы в промышленности и на строительство, для нужд фронта мобилизовано 27% (а к 1 апреля 1942 г. — около половины) рабочих лошадей, более 150 гусеничных тракторов и 400 грузовых автомобилей, что составляло 90% парка, резко сократилось выделение сельскому хозяйству горюче-смазочных материалов, нужно было своевременно и без потерь убрать весь хороший урожай. Тяготы усугублялись еще тем, что наиболее подготовленные и физически здоровые механизаторы — 582 работника МТС — ушли на фронт в первые же четыре дня войны. В разгар уборочных работ около 600 трактористов и комбайнеров были командированы на уборку урожая в Саратовскую область. Для уборки урожая в республике не хватало более тысячи трактористов и комбайнеров.
По призыву партийных и советских органов 380 механизаторов, в том числе 230 женщин, работавшие не по специальности, вернулись для работы в МТС. При МТС были организованы краткосрочные курсы трактористов, на которых были подготовлены 842 человека, из них 689 женщин. Принятые меры обеспечили нормальную работу механизмов.
В 1941 г. республика успешно справилась с выполнением государственных заданий по заготовке: план сдачи зерна был выполнен на 102%, мяса на 105%. Больше, чем в 1940 г., было сдано молока и шерсти.
В соответствии с решением ЦК ВКП(б) от 17 ноября 1941 г. в 25 МТС и двух совхозах Чувашии были созданы политотделы, на работу в них направлены 86 коммунистов, в основном партийные и комсомольские работники. Политотделы, просуществовавшие до лета 1943 г., принимали конкретные меры по улучшению организации труда, подготовки кадров и обеспечению своевременного проведения сельскохозяйственных работ в колхозах.
Острая нехватка запасных частей сдерживала ремонт тракторов и сельскохозяйственных машин и производительное их использование. По инициативе политотделов МТС и обкома ВЛКСМ было начато движение по сбору и реставрации запасных частей, комсомольско-молодежными бригадами за короткое время собрано около 56 тыс. различных деталей. В мастерских МТС была организована реставрация старых и изготовление новых деталей. Значительную помощь в ремонте техники машинно-тракторным станциям и колхозам республики оказывали промышленные предприятия: выделяли кадры, изготовляли и реставрировали отдельные запасные детали. В результате принятых мер в 1942 г. ремонт техники и сельхозмашин в республике к началу сева был завершен. В ряде МТС в связи с сокращением отпуска горючих и смазочных материалов часть тракторов перевели на твердое топливо — дрова, комбайны переоборудовали для работы на керосине, вместо бензина.
Численность трудоспособных колхозников в 1942 г. против 1941 г. сократилась на 58%. Правления колхозов и сельские Советы вовлекали в сельскохозяйственное производство учащихся старших классов и учителей, студентов вузов и средних специальных учебных заведений, служащих учреждений, многодетных женщин и престарелых колхозников, эвакуированных граждан и бывших единоличников. Важное значение для увеличения трудовых ресурсов в колхозах сыграли принятые в апреле 1942 г. постановления ЦК ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров СССР «О повышении для колхозников обязательного минимума трудодней» и «О порядке мобилизации на сельскохозяйственные работы в колхозы и МТС трудоспособного населения городов и сельских местностей». Обязательный минимум для колхозников Чувашии был установлен в размере 120 трудодней в год. Постановлением были предусмотрены строгие административные меры по отношению к колхозникам, не выполнившим установленный минимум без уважительных причин: привлечение к исправительно-трудовым работам на срок до шести месяцев с удержанием из оплаты трудодней до 25% в пользу колхоза или исключение из колхоза с лишением приусадебного участка. Результаты не замедлили сказаться. Если в 1941 г. на одного трудоспособного мужчину было выработано в среднем 247 трудодней, то в 1942 г. — 273, на одну женщину соответственно 142 и 181, на одного нетрудоспособного — 68 и 88. Значительно сократился удельный вес колхозников, не выработавших обязательного минимума.
С весны 1942 г. из-за отсутствия техники и малого количества лошадей в качестве тягловой силы в колхозах использовали коров и быков. Но нередко колхозники, а большей частью колхозницы сами впрягались в плуг или борону, копали землю лопатами, на себе доставляли в поле семена. 90% зерновых в республике в 1942 г. было убрано конными жнейками, косами и серпами против 79% по стране, а в отдельных хозяйствах зерновые на всей площади были убраны вручную. План сдачи зерна государству республика выполнила к 1 декабря на 102,5%, картофеля — на 101%.
Большие трудности испытывало животноводство. Увеличение поставок зерна и картофеля государству привело к резкому их сокращению в кормовом балансе. Зерна на фураж было засыпано лишь 8%, картофеля — 30%, корнеплодов — 7% потребного количества. Основным кормом для скота оставалась солома. Колхозы и совхозы изыскивали резервы для пополнения кормовых запасов. В ряде хозяйств солому запаривали и обрабатывали известью. Было налажено приготовление сенной муки. В качестве дополнительного корма использовались древесные ветви, желуди, крапива, лебеда и пр.
Несмотря на огромные затруднения с кормами и помещениями, животноводы республики в 1942 г. добились увеличения поголовья скота (кроме лошадей). К 1 декабря был выполнен государственный план по сдаче мяса на 107,4%, молока было сдано государству на 20 тыс. ц больше, чем в 1941 г.
За подъем колхозного животноводства в 1942 г. Чувашской АССР было присуждено переходящее Красное знамя ГКО и вторая денежная премия, Аликовскому району — третья Всесоюзная премия. Переходящие Красные знамена обкома ВКП(б) и СНК Чувашской АССР были вручены: за успешное проведение сельскохозяйственных работ — Чебоксарскому району; за досрочную сдачу сельскохозяйственных продуктов — ордена Ленина Кольцовскому колхозу Вурнарского района; за выполнение плана тракторных работ — Яльчикской МТС. 175 передовиков сельского хозяйства и механизаторов МТС были награждены Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Чувашской АССР. 160 колхозников республики были отмечены Наркомземом СССР нагрудным знаком «Отличник социалистического сельского хозяйства».
За высокий урожай зерновых культур и выполнение плана сдачи продуктов сельского хозяйства в 1943 г. Чувашской АССР второй раз подряд было присуждено переходящее Красное знамя ГКО и вторая премия. Более 800 передовиков сельского хозяйства, работников МТС были награждены за самоотверженный труд Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Чувашской АССР. Народный комиссариат земледелия СССР группу механизаторов МТС отметил почетным знаком «Отличник социалистического сельского хозяйства».
Такие успехи достигались огромным напряжением сил. В 1944 г. для проведения весеннего сева республике было выделено лишь 75% потребного керосина, 50% — солидола и 33% — бензина. Остро ощущался недостаток трудовых ресурсов: к началу 1944 г. число трудоспособных мужчин против 1941 г. сократилось в 3 раза, рабочих лошадей на 66%. Зимой 1943—1944 гг. в ряде районов в результате постоянной работы и плохого ухода лошади были доведены до крайнего истощения, лежали в конюшнях и не могли встать на ноги, нередко происходил их падеж. В Красноармейском районе в колхозе «Большевик» Караевского сельсовета к февралю I944 г. из имевшихся 65 лошадей пригодными к работе были ТОЛЬКО 3. В Козловском районе из-за недостатка кормов из имевшихся 2279 лошадей были признаны средней упитанности всего лишь 410, остальные 1869 голов являлись истощенными и малосильными и для использования на посевной работе не годились. Из 53 имевшихся колхозов в этом районе в 26 не имелось зернофуража и сена с января 1944 г., не говоря уже об обеспечении кормами на период сева.
Вдобавок ко всем этим трудностям дождливая погода не давала в полную меру использовать имеющиеся тракторы на весенних полевых работах. Обработку почвы и сев приходилось проводить лошадьми, а на транспортные работы привлекать быков и коров. В 1944 г. на сельскохозяйственных работах было использовано около 10 тыс. быков и малопродуктивных коров колхозов и колхозников. В целях повсеместного ускорения полевых работ по мере завершения сева тракторы и лошади из одного колхоза и района направлялись в другие.
Наилучших показателей в 1944 г. добились труженики Вурнарского района — победители Всесоюзного социалистического соревнования. Им снова было присуждено переходящее Красное знамя ГКО. Вурнарская МТС получила переходящее Красное знамя Наркомата земледелия СССР, районная комсомольская организация — переходящее Красное знамя ЦК ВЛКСМ.
Однако в отдельных районах урожаи были низкими. ЦК ВКП(б) в своем постановлении от 22 июля 1944 г. «О серьезных недостатках в руководстве Чувашским обкомом ВКП(б) отстающими колхозами» вскрыл упущения в руководстве сельским хозяйством и наметил практические меры по их устранению. В соответствии с этим в республике были созданы дополнительно Моргаушский и Чурачикский районы, организованы новые Калининская, Октябрьская, Чурачикская и Моргаушская МТС; ряд колхозов был разукрупнен. Если в 1941 г. в республике было 1674 колхоза, 4 совхоза, 25 МТС, то в 1944 г. стало 1839 колхозов, 4 совхоза и 29 МТС. Республике были выделено 100 тракторов и потребное количество горючего.
Не все колхозы справились с уборкой урожая осенью 1944 г. В пяти колхозах Шемуршинского района было оставлено под снегом 108 га разных культур, из них 75 га совсем не скошено, а 33 га скошено, но не убрано с поля. В колхозе «Ударник» Ибресинского района на 20 ноября осталось в поле нескошенным 12 га семенного клевера. В Канашском районе в Среднетатмышском колхозе осталось под снегом неубранным 15 га вики с овсом, в Кармамеевском колхозе не убрали 4 га свеклы, оставлено необмолоченным и незаскирдованным до 30 возов гороха.
Острой оставалась в годы войны проблема руководящих колхозных кадров. Большинство работников, пришедших к руководству колхозами, бригадами и фермами, имели низкий общеобразовательный уровень, не говоря уже о сельскохозяйственной подготовке. В 1944 г. из 1763 председателей колхозов 95% имели начальное образование, некоторые даже этого не имели. Мал был и стаж руководящей работы: почти все они стали руководителями хозяйств в годы войны. Только 162 человека, или 9% от общего числа председателей, имели довоенный опыт работы. В связи с этим при Чувашском сельскохозяйственном институте были организованы постоянно действующие курсы для подготовки и повышения квалификации руководителей колхозов.
В условиях суровых лишений для абсолютного большинства населения некоторые руководители хозяйств преступно-издевательски относились к нуждам колхозников и семей фронтовиков, пьянствовали. Так, например, в Шемуршинском районе в д. Старые Чукалы с 15 марта по 37 июля 1944 г. председателем колхоза был П.А. Дергачев. Этот 40-летний руководитель и председатель Старочукальского сельсовета Д.И. Салюков систематически избивали колхозников как под видом уличенных или заподозренных в мелких кражах, так и без всякой причины. В марте 1945 г. были арестованы и привлечены к уголовной ответственности председатель колхоза им. Ворошилова Первомайского района А.П. Иванов и бригадир этого же колхоза С.С. Саинов: они избивали колхозников, производили незаконные обыски и аресты, содержали избиваемых ими лиц под арестом в канцелярии колхоза. Из д. Анаткас-Туруново Ишлейского района колхозница Ефимова писала на фронт: «В деревне одно диво. Завфермой, счетовод и председатель колхоза пьянствуют, ни один день не бывает, чтобы были трезвые, и каждый день катаются на лошадях. Они живут привольно, в богатстве». Т. Иванова из Моргаушского района с горечью сообщала: «Я просила хлеба у председателя, он не дал. Я сказала, что дети умирают с голоду, а он говорит: «Черт с ними, пусть подыхают». Нетрудно представить себе настроение солдат, читавших эти письма на фронте.
В кадровой политике в годы войны особое место занимало выдвижение на руководящую работу в колхозах женщин. Если в 1940 г. в республике председателями колхозов работали 7 женщин, бригадирами-счетоводами — 100, то в начале 1942 г. женщины стали председателями в 142 колхозах из 1674, бригадирами работали 2311 женщин, заведующими фермами — 750, бригадирами и счетоводами — 768. На руководящую колхозную работу было выдвинуто более 4 тыс. женщин. В последующем по мере возвращения мужчин с фронта доля женщин на руководящей работе в колхозах постепенно сокращалась.
Война создала трудности с кадрами специалистов сельского хозяйства. И в довоенное время из 952 агрономов и зоотехников лишь 47 работали в колхозах и 107 — в МТС, остальные — в районных и областных земельных органах. Мобилизация специалистов в армию еще больше сократила их численность. Чтобы выправить это положение, при Алатырском зоотехническом и Вурнарском зооветеринарном техникумах были организованы трехмесячные и годичные курсы по подготовке зоотехников и ветфельдшеров из ветсанитаров и работников животноводства. Подготовка агрономов была организована при Алатырской, Чкаловской, Канашской, Сундырской и Чебоксарской межрайонных школах среднего сельскохозяйственного образования. Кроме того, в Чувашском сельскохозяйственном институте для подготовки специалистов из числа наиболее успевающих студентов 2-го и 3-го курсов были отдельные группы, в которых обучение велось по сокращенной программе. Нехватку специалистов в колхозах возмещали также за счет привлечения преподавателей, сотрудников и студентов старших курсов сельскохозяйственного института и техникумов.
Война тяжело отразилась на благосостоянии тружеников села. Объемы поставок сельскохозяйственных продуктов и платежей государству в годы войны возросли, а выдача продуктов на трудодни уменьшилась. В 1941—1945 гг. на трудодни было выдано в среднем в расчете на душу колхозного населения по 73,2 кг хлеба и 43 кг картофеля в год, или по 200 г хлеба и 118 г картофеля на день. В ряде случаев начисленный к выдаче на трудодни хлеб выделялся в гораздо меньшем размере. Так, в 1942 г. фактически было выдано на трудодни 67%, в 1944 г. — 55% от начисленного. Кроме того, по районам и хозяйствам размеры оплаты были различны. Так, в 1942 г. в 51 колхозе зерно вообще не выдавалось, в большинстве колхозов не распределялся картофель. Аналогичное положение было и в последующие годы. В питании колхозников сократилось потребление хлеба и других продуктов.
7 июня 1944 г. НКВД Чувашской АССР представил в обком партии докладную записку о продовольственном положении в республике. В ней указывалось, что колхозники в ряде районов в течение 2—3 лет не получали на трудодни никаких зернопродуктов. Они были вынуждены использовать в пищу различные суррогаты, как-то: древесную муку, желуди, почки дерева, мякину, прогнивший картофель прошлогоднего урожая, оставшийся в земле или овощехранилищах. Люди сушили его, затем растирали в порошок и с примесью травы изготовляли из него лепешки. В Чебоксарском районе из 99 колхозов в 22 совершенно не имелось никаких зернопродуктов. Люди опухали и не могли выйти на полевые работы. Из 82 колхозов Сундырского района 32 ощущали продовольственное затруднение. Здесь размалывали на мельнице липовые опилки для употребления в пищу. Некоторые люди употребляли в пищу мясо собак и падшего скота, ввиду недоедания и истощения отмечались заболевания и смертность среди населения. В Красночетайском районе в течение 5 месяцев 1944 г., т.е. с января по май включительно, в результате недоедания умерли 83 чел., из них 45 детей до 10-летнего возраста. В Алатырском районе за это же время в результате дистрофии умерло 27 чел., из них 7 детей до 10 лет.
На местах органы НКВД отмечали увеличение числа краж колхозного имущества и личного имущества колхозников, в особенности продуктов питания. В Красночетайском районе за январь—май 1944 г. было совершено 114 краж хлеба, скота, принадлежащих колхозам и колхозникам.
Крестьяне жили за счет продукции с приусадебных участков, урожаем с которых к тому же еще и помогали колхозу рассчитываться с государством. Однако личное подсобное хозяйство подрывалось высоким сельхозналогом. Платить приходилось за посадки картофеля, за огороды, сады, ульи пчел и т.п. Налогом облагалась каждая голова скота. В довершение всего недоставало одежды, не было соли, мыла, спичек. Так, например, согласно указанию СНК СССР от 22 августа 1942 г., в сельской местности соль отпускали в магазине по спискам не более 400 граммов на одного человека в месяц.
Кроме сельскохозяйственного, крестьяне, как и другие слои населения, достигшие 18-летнего возраста, платили военный налог, а девушки, одинокие и бездетные, — еще и налог с холостяков. Тяжелым бременем на всех без исключения лежал госзаем. Крестьянские семьи держались только своим подворьем (на колхозное крестьянство не распространялось нормированное продовольственное снабжение по карточкам). Колхозники жертвовали всем, делились выданным по трудодням скудным хлебом с эвакуированными рабочими и их детьми и с теми, кто лечился в госпиталях.
Определенную помощь крестьянству оказывала потребительская кооперация, выделяя товары первой необходимости в обмен на сельскохозяйственные продукты. Но потребности в них она далеко не удовлетворяла. Бюро обкома ВКП(б) и СНК Чувашской АССР в 1942 г. приняли решение «О производстве товаров широкого потребления и продовольствия из местного сырья». Реализуя данное решение, промышленные предприятия республики стали выпускать из отходов производства и местного сырья необходимые в быту, в хозяйстве посуду, утварь, простые орудия труда — вилы, лопаты, ведра и пр.
Большое внимание в годы войны уделялось организации медицинского обслуживания сельского населения. В ряде районов Чувашской АССР имели место вспышки эпидемических заболеваний, в особенности сыпного тифа. Например, в октябре 1941 г. было зарегистрировано 80 случаев сыпного тифа, в ноябре — 245, в декабре — 226, а в январе 1942 г. 244 случая среди деревенских жителей и около 150 среди бойцов воинских частей, расположенных в Чувашии. Заболеваемость брюшным тифом в октябре зарегистрирована в 38 случаях, в ноябре — 33, в декабре — 33 и в январе 1942 г. — 27. Тифозные больные были госпитализированы, в их домах проведены дезинфекция и дезинсекция.
Однако победить сыпной тиф полностью не удалось. 18 июня 1944 г. НКВД сообщил в обком ВКП(б), что осенью 1943 г. в ряде районов республики распространился сыпной тиф и «до сих пор не ликвидирован». На июнь 1944 г. сыпной тиф был зарегистрирован в 26 районах и 3 городах республики. Всего по Чувашии на 1 июня было отмечено 165 случаев заболевания. 27 января 1945 г. НКВД Чувашской АССР вновь сообщил в обком партии, что в республике отмечается увеличение числа заболевших сыпным тифом. Так, на 20 января в Советской районной больнице было госпитализировано 54 чел. тифознобольных, не хватало коек, на одной койке лежали по два и по три человека. Но в целом в годы войны массовых вспышек эпидемических заболеваний в Чувашии не наблюдалось.
Война затормозила развитие хозяйства и культурной жизни деревни, привела к ухудшению материально-технической базы, осложнила положение с кадрами. Сельскому населению пришлось взять на себя огромную тяжесть: послать сыновей и дочерей на фронт, на промышленные предприятия, лесозаготовки, строительство оборонительных сооружений и в то же время обеспечивать производство сельскохозяйственной продукции. Около 150 тыс. жителей села сражались на фронтах Великой Отечественной войны, более 80 тыс. из них не вернулись к родным очагам.
Советское правительство высоко оценило трудовые успехи колхозников Чувашии. 159 передовиков сельского хозяйства были награждены за самоотверженный труд орденами и медалями, свыше ста тысяч тружеников — медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», более тысячи — Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Чувашской АССР.