Чувашская республика
Официальный портал органов власти
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Уважаемый пользователь.

Данный сайт обновлен и вы находитесь на устаревшей версии. Чтобы просмотреть актуальную информацию, перейдите на новую версию сайта http://www.cap.ru/. Данная версия будет закрыта в ближайшее время. 

Спасибо за понимание.

V. Накануне Великой Отечественной войны. Итоги 30-х годов

Во второй половине 30-х гг. страны «антикоминтерновского пакта» (Германия, Италия, Япония) развернули активную подготовку к войне за новый передел мира. Нарастала угроза нового мирового конфликта. Военная опасность поставила задачу максимального укрепления обороноспособности страны. После XVIII съезда ВКП(б) (март 1939 г.) в областном, Чебоксарском городском и районных комитетах партии были созданы военные отделы. Стало уделяться исключительное внимание оборонно-массовой работе, укреплению материальной базы Осоавиахима, физкультурных обществ. Широкое распространение получило соревнование среди Советов, колхозов и предприятий по подготовке к обороне страны, особенно в обучении допризывников, по успешному проведению призывов молодежи в армию. В 1939 г. в это соревнование включились 483 сельских Совета и 920 колхозов Чувашии. На предприятиях и в учреждениях активно проводилась работа по обучению населения противовоздушной обороне. В 1939 г. в республике действовало 720 оборонно-массовых кружков, в том числе 306 стрелковых и 200 противовоздушных. Активное участие в этих кружках принимали женщины, овладевая навыками медсестер, радисток, снайперов.
С каждым годом росло число членов Осоавиахима. Только за 1939 г. в Чувашии было организовано около 500 новых организаций, в их ряды вступило 10 тыс. чел. К началу 1941 г. в автономии насчитывалось 2515 первичных организаций этого общества. Члены Осоавиахима и ВЛКСМ сдавали нормы на значки «Ворошиловский стрелок», «Готов к труду и обороне СССР», «Будь готов к труду и обороне», ПВХО, ГСО. Отдельные предприятия и организации показывали образцы хорошо поставленной оборонно-массовой работы. Например, при первичной организации Осоавиахима в колхозе «Вперед» Сундырского района функционировали конноспортивный, санитарный и стрелковый кружки. В колхозе действовал Дом обороны. Тюрлеминская ячейка Осоавиахима в 1939 г. подготовила 312 ворошиловских стрелков, значкистов ГТО, БГТО, ПВХО. Всего же в 1938—1940 гг. в республике было подготовлено 18546 значкистов ГТО и БГТО.
Осоавиахимовские организации строили свою работу в тесном контакте со спортивными обществами. В более чем 670 спортивных коллективах в конце 30-х гг. занимались тысячи юношей и девушек. В 1935 г. в Чебоксарах, а в 1937 г. в Алатыре были открыты аэроклубы, которые ежегодно выпускали десятки пилотов и парашютистов. Широко развернувшаяся накануне Великой Отечественной войны массовая оборонная и физкультурная работа сыграла большую роль в создании боевых резервов Красной Армии.
Хотя угроза надвигающейся войны для СССР исходила с Запада, боевые действия впервые развернулись на его восточных границах. В конце июля 1938 г. японские войска совершили прямое вооруженное нападение на территорию СССР в районе озера Хасан близ Владивостока. 6—9 августа сопротивление противника было сломлено и советская территория очищена от японских захватчиков. В боях у озера Хасан, показав образцы беззаветного мужества, отличились и представители Чувашии. Так, уроженец Чебоксар командир танкового взвода В.П. Винокуров уничтожил несколько огневых точек и много живой силы противника. За мужество и отвагу, проявленные в боях, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. В боевых операциях у озера Хасан отличились также командир отделения Г.Ф. Хрусталев (уроженец д. Вторые Хормалы Шихазанского района), награжденный орденом В.И. Ленина, красноармейцы М.Л. Цапин (из г. Канаша), П.С. Куделькин (из Алатыря), удостоенные ордена Красной Звезды, и другие земляки.
Несмотря на провал этой авантюры, японские милитаристы в мае 1939 г. начали военные действия в районе реки Халхин-Гол, пытаясь захватить территорию Монгольской Народной Республики. Советский Союз, выполняя обязательства по Протоколу о взаимной помощи 1936 г., оказал дружественной стране незамедлительную помощь. Части Красной Армии в тесном взаимодействии с монгольской армией наголову разгромили японские войска. В боях у реки Халхин-Гол также отличилось немало наших земляков. Среди них полковник С.А. Александров (Урмарский район), И.С. Степанов (Чебоксарский район), награжденные орденом Красного Знамени, танкист Г.С. Сергеев (Канашский район), удостоенный ордена Красной Звезды, и др.
Предметом особой заботы советских руководителей непосредственно перед Великой Отечественной войной являлось укрепление обороны северо-западных границ СССР, прежде всего Ленинграда. 30 ноября 1939 г. начались военные действия между Финляндией и СССР. В ходе ожесточенных боев с большими потерями Красной Армии все же удалось взломать считавшиеся неприступными укрепления «линии Маннергейма» и закончить войну. В боевых операциях в рядах Красной Армии сражались тысячи бойцов и командиров — уроженцев Чувашской АССР. Их подвиги были отмечены орденами и медалями: например, танкист Т.А. Алексеев был награжден орденом Ленина, летчик Н.Д. Зарубин, батальонный комиссар П.Т. Трофимов, военврач И.Е. Виноградов и др. орденами Красного Знамени. Исключительную отвагу и героизм проявил командир танка С.Н. Бутяков (уроженец д. Нижнее Анчиково Козловского района). За боевые подвиги Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1940 г. ему было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Всего же около 100 наших земляков за мужество и отвагу, проявленные в боях в 1938—1940 гг., были отмечены правительственными наградами.
В 30-е гг. окончательно сложилась модель советского общества, основные черты которой сохранялись вплоть до 80-х гг. Экономика такого общества получила определение планово-директивной и характеризовалась фактически полным огосударствлением. Уже в 1937 г. доля общественного сектора в продукции всего народного хозяйства Чувашии составила 95,6%. Колхозам принадлежало более 90% посевных площадей. Эту экономическую систему отличали также свернут ость товарно-денежных отношений, жесткий централизм в управлении при минимальной хозяйственной самостоятельности на местах, административно-командное распределение ресурсов и готовой продукции из центральных фондов. Основным итогом народно-хозяйственного развития Чувашии в 30-е гг. стало превращение ее в аграрно-индустриальную республику: в 1937 г. в общем объеме продукции народного хозяйства доля промышленности составила 43%. С точки зрения промышленного прогресса в это время в автономии начал осуществляться один из вариантов индустриализации: переход к раннеиндустриальному технико-технологическому типу, который носил резко форсированный характер.
Ликвидация многоукладности в экономике привела к кардинальным изменениям в социальной структуре населения. В деревне традиционные общественные структуры и уклад были из-за коллективизации полностью уничтожены. Крестьяне Чувашии в абсолютном большинстве стали колхозниками или кооперированными кустарями. Их доля в населении республики в 1939 г. составила 62,3% (в 1926 г. — 0,3%). Одновременно оформлялось молодое городское население, представленное растущим рабочим классом, новой интеллигенцией, бурно разросшейся бюрократической прослойкой. Накануне Отечественной войны численность рабочих и служащих во всех отраслях народного хозяйства составила 91,5 тыс. чел. Доля фабрично-заводских рабочих в структуре населения увеличилась с 2% в 1917 г. до 12,8% в 1939 г., интеллигенции — соответственно с 0,5% до 10,5%. Существенной, до 44% (в 1926 г. — 17,8%), стала прослойка коренного населения в отряде рабочего класса Чувашии.
В политическом отношении сложившееся к концу 30-х гг. советское общество представляло собой авторитарно-деспотический режим, подчинявший общественную жизнь не правовой, а произвольной командно-приказной власти. Каждый его член оказался вовлеченным в иерархическую систему идеологизированных организаций: в Коммунистическую партию и Советы, в комсомол, пионерские дружины и октябрятские звездочки, рабочие и служащие — в профсоюзы, литературная и художественная интеллигенция — в «творческие союзы». Все они служили как бы «приводными ремнями» от партийно-государственного руководства к массам, направляли социальную активность народа на решение «очередных задач советской власти».
Характеризуя социальные аспекты развития советского общества, нужно отметить, что в первые же годы после перелома 20-х—начала 30-х гг. сложился, а затем приобрел характер нерушимого принципа директивной экономики так называемый остаточный подход к проблемам социальной сферы. Действие этого фактора очень ощутимо сказалось на положении и условиях повседневной жизни населения. Однако не одно оно. Индустриальная реконструкция народного хозяйства сама по себе требовала улучшения условий жизни и общего повышения культурного уровня. Был достигнут существенный прогресс в образовании, материально-организационном обеспечении культурного обслуживания, здравоохранении. Сложилась советская культура Чувашии. Если в дни образования автономии народ не имел на своей территории существенного очага национальной культуры, то к середине 30-х гг. в республике функционировала разветвленная сеть образовательных, культурно-просветительских и медицинских учреждений. Окончательно оформился чувашский литературный язык, были урегулированы нормы чувашской письменности.
В сфере национальных отношений многое изменилось: демократический механизм их регулирования, заложенный в Конституции СССР 1924 г., уже к началу 30-х гг. перестал действовать. Произошло резкое усиление роли «центра», союзных и федеральных органов власти и управления. Правовое равенство всех народов, провозглашенное в октябре 1917 г., было заменено принципом фактического равенства, что предусматривало «выравнивание отсталых наций», к числу которых был отнесен и чувашский народ. Тем самым развитие национального подменялось критериями социально-экономического роста. В результате возрастающей тенденции унификации отказались от коренизации и политики реализации чувашского языка; экономическое, политическое и культурное развитие чувашского народа оказалось в полной зависимости от высших органов союзного управления. А единственная политическая партия, полностью сплетенная с бюрократической государственной организацией, создала систему всеобъемлющего контроля над этими процессами.
Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика