Чувашская республика
Официальный портал органов власти
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Уважаемый пользователь.

Данный сайт обновлен и вы находитесь на устаревшей версии. Чтобы просмотреть актуальную информацию, перейдите на новую версию сайта http://www.cap.ru/. Данная версия будет закрыта в ближайшее время. 

Спасибо за понимание.

Слово о времени, о народе и о республике (Н.В. Федоров, Президент Чувашской Республики)

Народы Земли вступили в новое тысячелетие. Прошедший ХХ век, ставший еще одной ступенью в развитии человечества, оказался сложным и противоречивым. Он был богат научными открытиями, достижениями и спадами в социальной жизни, экономике, культуре и искусстве. Был полон национальных распрей, тюремных лагерей, изобиловал борьбой за независимость. В нем произошли самые страшные мировые войны, порабощения и колонизации, насильственные насаждения чужой религии и идеологии, изгнания с родных земель, уничтожение исторической родины многих народов. На долю XX века выпал и распад имперских государств, которые складывались веками.
Особенно сложным было истекшее столетие для России. Здесь, на огромной территории, составляющей громадную часть Европы и Азии, в обществе, соединившем многочисленные народы и народности, произошли такие революционные перевороты и социальные потрясения, которые отразились на развитии всего мирового сообщества. Непростым было это время и для чувашского народа, для нашей республики.
Вместе с тем в истории Чувашии новейшего времени — немало преобразований и побед. С 24 июня 1920 года, когда Совнарком и ВЦИК РСФСР приняли декрет «Об Автономной Чувашской области», и до сегодняшнего дня прошла не просто эпоха. Это был поистине мощный взлет чувашского народа от сохи до космоса в буквальном смысле этих слов.
Получив автономную национальную государственность в составе Российской Федерации, чувашский народ добился впечатляющих успехов. Чувашия, которая была одним из отсталых регионов царской России, где не было промышленности, примитивным способом велось земледелие, превратилась в республику с высокоразвитой промышленностью, механизированным сельским хозяйством, передовой культурой. Чувашия не только стала индустриально-аграрной республикой, она укрепилась духовно: взрастила многочисленную интеллигенцию, высококвалифицированный рабочий класс. Расцвели чувашская художественная литература, профессиональные музыкальное, театральное и изобразительное искусства, наука. Улучшилось благосостояние народа.
Эти достижения были отмечены высокими правительственными наградами — на знамени республики в 1935 году появился орден Ленина. Он был присужден народу Чувашии за заслуги в деле проведения в течение ряда лет основных сельскохозяйственных работ, культурного строительства, выращивания национальных кадров, дорожного строительства и выполнения обязательств перед государством. Свою следующую награду — орден Октябрьской Революции — республика получила накануне 50-летнего юбилея образования Чувашской автономии. А еще через два года на ее Знамени появился орден Дружбы народов — за укрепление братской дружбы и сотрудничества советских народов, большие успехи в экономическом, социально-политическом и культурном строительстве.
Факты присуждения высоких государственных наград свидетельствуют о том, что за довольно короткий исторический срок республика достигла значительных успехов по всем направлениям развития ее экономики и духовной сферы. Конечно, достижения преходящи, но даже в наши с вами современные дни, в эти труднейшие для страны годы, Чувашия уверенно и необратимо выходит на новый виток экономического развития, превращаясь в свободную демократическую республику.
Для нас сегодня особенно важными и ответственными являются размышления о значимых для каждого человека вещах — о Родине, о своей принадлежности к тому, что обозначается категориями рода, нации...
Этнокультурные особенности чувашского народа уходят корнями в глубокое прошлое. Совсем недавно, празднуя 75-летие образования чувашской автономии, мы отмечали и другую важную в истории народа дату — 1100-летие великой Волжской Болгарии, явившейся предтечей чувашской государственности, истоком многих ее достижений, важным фактором в формировании этноса, черт его характера и тех глубинных возможностей, что заложены в нации и несомненно будут воплощены ее потомками.
Однако, как показала жизнь, ни былое могущество, ни высокий потенциал не спасли высокоразвитое государство от разорения и, в конечном итоге, от исчезновения с исторической карты. Именно этот печальный факт заставляет всерьез задумываться не только над иронией судьбы, но и над тем, что составляет основу государственности. Ту основу, что позволяет этносу и его государственно-правовым формам тысячелетиями не сходить с исторической арены, продолжать свое существование, развиваться духовно и формировать цивилизованные государственные основы, невзирая на бурные общественные потрясения, перманентно охватывающие население планеты.
Действительно, лучшее, что дает нам история, — это возбуждаемый ею энтузиазм. Как сказал философ, идея нации есть не то, что она думает сама о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности. Величие нации вовсе не измеряется ее численностью, как величие человека не измеряется его ростом. Величие нации должно уместиться в каждом ее представителе. Думаю, что именно этот последний фактор является, с точки зрения исторической, самым важным в процессе сохранения и развития этноса как такового.
Все мы являемся генетическими наследниками того прошлого, в которое уходит наша история, опыта его побед и поражений. Человек может любить свое прошлое, может ненавидеть. Но любовь всегда должна быть сильнее. Лучший способ привить детям любовь к Отечеству — сделать все, чтобы эта любовь была у их отцов. Но это чувство не бывает спонтанным, его нужно культивировать. А для этого — чаще обращаться к истории.
Дело ученых — ломать копья в дискуссиях о том, кто были настоящими предками чувашей — болгары или свары, или наш народ имел еще более древние и самостоятельные корни. За пылью времен сегодня никто не даст однозначно верного ответа на этот вопрос. Ясно одно: в результате сложнейших этноконсолидационных и миграционных процессов в начале XIV века сформировалось ядро чувашской народности.
В 1551 году Чувашский край мирно вошел в состав Московского государства. Исторические, политические и культурные последствия этого события, с учетом последовавшего за ним обращения чувашского народа в православие, оказались для него эпохальными. Они определили весь ход его новой этнической истории, не допустив, в частности, исламизации и реальной перспективы исчезновения нашего этноса в результате интенсивных интеграционных и ассимиляционных процессов, происходивших на протяжении нескольких столетий в зонах Среднего Поволжья.
Все, что происходило потом, историки оценивают по-разному. Одни — как постоянную дискриминацию народа, другие — как прекрасный шанс, данный Судьбой и Историей для развития нации и стимулирования ее внутренних потенций, которые ярко выплеснулись в начале ХХ столетия при формировании основ современной чувашской государственности и должны проявить себя, может быть, именно сейчас, сегодня — в период цивилизованных открытых границ, в период, когда дается историческая возможность доказать не на словах, а на деле свою великую индивидуальность, самобытность, творческую одаренность и хозяйскую предприимчивость...
Чувашия исторически была и остается местом пересечения торговых путей и хозяйственных связей, миграционных потоков, активного межэтнического и меконфессионального взаимодействий. Уникальная ее особенность именно в том, что она находится на стыке двух культур — европейской и азиатской, на стыке двух религий — христианства и мусульманства, на стыке двух мировоззренческих стилей — западного практицизма и восточного идеализма. Все это создало атмосферу компромиссных, уважительных, равноправных взаимоотношений расселившихся здесь этнических групп, наложило отпечаток на язык и культуру чувашской нации, обогатило ее и придало особую толерантность ее этнопсихологии.
Надо подчеркнуть, что национально-освободительные устремления чувашей и в досоветское время не выходили за рамки установления национально-языкового равноправия в России. По мнению историков, это связано с рядом существенных причин: со сравнительно ранним и относительно мирным вхождением Чувашии в состав России, местонахождением края в центре России, в зоне интенсивных хозяйственных и торговых связей русского и поволжских народов. Повлияли на это также дисперсная расселенность чувашей на территории нескольких губерний, традиционное для Поволжского региона отсутствие конфликтности в межнациональных и межконфессиональных отношениях. Кроме того, на общественное сознание чувашей значительно воздействовали и государственная православная религия, и ориентация национальной интеллигенции яковлевской школы на ценности русской культуры и быта. Указанный комплекс факторов с учетом новых реалий и в нынешнее время продолжает оказывать влияние на формирование массового общественного сознания, в том числе на политиков и лидеров национального движения, усиливая в этой сфере про российскую доминанту. Призывы к разрыву отношений с Россией и русским народом общественным мнением чувашей, в том числе и национальной интеллигенцией, расцениваются как проявления безрассудства и политиканства.
Известно, что в советское время реализовывалась псевдонаучная теория стирания этнических различий, слияния наций в один «советский народ». В 60-е годы, в результате осуществления, по указанию ЦК КПСС, специального решения пленума Чувашского обкома партии и перевода преподавания в школах на русский язык и одновременно придания делу изучения родного языка псевдодобровольного характера, был нанесен сильнейший удар по чувашскому языку, его социальным функциям и общественному авторитету. Особенно чувствительным он оказался для диаспоры. Негативное воздействие этого решения в большей или меньшей степени испытали и татарское, и особенно мордовское населения республики.
Нельзя без боли сказать и еще об одном серьезном последствии для менталитета народа. В силу нахождения чувашей в течение ряда столетий в условиях национального и социального угнетения в царской России, а в последующем — в результате преднамеренной национально-языковой политики коммунистической системы среди значительной части чувашей получили распространение национальный нигилизм, комплекс собственной второсортности и культурной неполноценности, пренебрежительное отношение к родному языку, к соплеменнику. Дети, родившиеся в смешанных браках, перестали считать себя чувашами, что вело к де популяции этноса. У молодых поколений чувашей наблюдалось неверие в будущность нации.
Тенденции эти еще не преодолены и далеко не безобидны. Как показывает реальная практика, национальный нигилизм, низкая самооценка, провинциальная психология оказывали и продолжают оказывать деформирующее влияние на личность. В современный период реформирования общества эти негативные явления тормозят ее свободное развитие и самореализацию, мешают раскрытию духовного потенциала народа и сдерживают его социальную мобильность и активность.
В то же время, в связи с нашей российской принадлежностью, нельзя не отметить и положительный демографический аспект. Чувашский народ, который фактически исчезал (218 тыс. чел. в 1719 г.), после вхождения в Российское государство значительно увеличил свою численность, а за прошедшее столетие нация выросла вдвое (в 1897 г. — 844 тыс. чел., в 1989 г. — 1 млн.. 773 тыс., сегодня — около 2 млн..). Этот рост, — на фоне того, что ежегодно с лица планеты исчезает один этнос, — нельзя не рассматривать как явно прогрессивную тенденцию в развитии нации.
«Перестройка» внесла свою лепту в процесс развития чувашской государственности. С началом политической либерализации советского общества с конца 80-х, но особенно с начала 90-х годов общественно-политическая жизнь в Чувашии претерпела большие позитивные демократические изменения. С начала 1994 года в республике начала реально действовать демократично избираемая президентская власть, что в современном мире развития национальной политики выступает наиболее эффективной формой защиты национального самосознания.
В прошедшее десятилетие активно формировалось чувашское национальное движение — были организованы Чувашский Национальный Конгресс, Чувашский общественно-культурный центр. В этот же период возникли общественные объединения ряда нетитульных национальностей республики — Республиканский центр русской культуры, Всетатарский общественный центр, Татарский общественно-культурный центр, Мордовский культурный центр, Еврейский культурный центр, Марийский культурный центр, которые обеспечивают общественный контроль за проведением государственной национальной политики.
В целях обеспечения межнационального согласия, сохранения и развития культур народов, проживающих в Чувашской Республике, а также укрепления ее государственности и развития федеративных отношений принята «Концепция государственной национальной политики Чувашской Республики» и программа ее реализации на 1998—2005 годы. В Концепции изложены также современные взгляды на развитие чувашской диаспоры, которая рассматривается как неотъемлемая часть народа, требующая ускорения решений сложных проблем ее существования за пределами родной республики. 27 мая 1996 года президентами России и Чувашии был подписан документ конституционного уровня — «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Чувашской Республики», в котором признаны и закреплены современный государственно-правовой статус Чувашской Республики в составе Российской Федерации и ее долговременные принципиальные политико-экономические интересы. Договор заложил фундамент для достойного будущего народа Чувашии и чувашской государственности. Республика получила право выступать самостоятельным участником в международных и внешнеэкономических связях.
Вместе с тем не стоит гипертрофированно преувеличивать значимость договора. Это скорее историко-моральное и политическое достижение Чувашии в плане понимания ее относительной самостоятельности и самобытности. Надо быть реалистом и согласиться с тем, что современная Чувашская Республика не является, конечно, суверенным (независимым) государством. И происходит это не потому, что не располагает к этому ее экономический потенциал, и не потому, что не хватает политической воли государственных органов республики или национальных амбиций населения. Справедливым будет сказать, что нахождение Чувашской Республики в составе мощной демократической мировой державы объективно предоставляет чувашскому народу несоизмеримо больше возможностей и перспектив для национально-государственного самоопределения и сохранения своей этнической самобытности, т.е. для достижения стратегических целей народа Чувашии.
Говорят, когда нет достойного настоящего — проще кивать на великое прошлое. Но только на достижениях прошлого не построишь великого будущего. В пространстве этого равновеликого треугольника нам предназначена своя особая роль, своя не менее великая миссия в развитии государственности нашего народа.
Совершенствование всех сфер экономики и социальной жизни, образования, развитие интеллектуального ресурса и новых технологий, продвижение чувашских товаров на российский и мировой рынки, интеграция чувашского народа в мировой культурный процесс — вот главное направление движения республики в XXI веке, модель ее развития, национальная идея ее возрождения.
В современной Чувашии интенсивно идут рыночные процессы, демократизируются все сферы общественных взаимоотношений. Кардинально расширились международные связи не только в области экономики, но и образования и культуры. Политика нашего Правительства направлена на создание инвестиционной привлекательности республики, приемлемых правовых и экономических условий, в которых могли бы успешно развиваться промышленность и предпринимательство, сельскохозяйственное производство и строительство, другие отрасли народного хозяйства. При этом мы уделяем большое внимание социальным вопросам, поддержке малоимущих и ветеранов, материнства и детства, развитию образования и здравоохранения, приобщению населения к здоровому образу жизни.
В республике царит атмосфера прочного межнационального и межконфессионального согласия. У нас добрые и мирные соседи, с которыми мы активно развиваем хозяйственные и культурные связи. Более системной становится работа с чувашской диаспорой. Талантливые, известные личности, звезды искусства и космоса, олимпийские чемпионы прославили Чувашскую Республику далеко за ее пределами.
Но никакая нация не может достичь процветания, пока не осознает, что пахать поле — такое же достойное занятие, как писать поэму. Поэтому не менее, а в ряде случаев и более значим для укрепления государственности, повышения авторитета родной республики прозаический труд людей дела. Каждый строитель, инженер, рабочий, педагог, врач, работник сельского хозяйства, каждый представитель десятков профессий на своем рабочем месте вносит свой неоценимый вклад в развитие Чувашии, а значит — в становление ее государственности.
Мы живем в эпоху развития и общей гуманитаризации знания. От освоения сил природы мы перешли к освоению сил и ресурсов общества и самого человека. Мне кажется, что Третье тысячелетие во многом будет эпохой открытия человека. А деятельность, направленная на понимание глубинной природы человека, его неисчерпаемого интеллекта, баланса между коллективным и индивидуальным в жизни будет носить характер настоящей культурной политики.
Россия — особая страна. При определенных условиях происходящие ныне процессы могут стать отправным рубежом ее государственного и духовного возрождения, восстановления единого государственного сознания и в то же время — возрождения национального самосознания многочисленных населяющих ее народов. Эти два начала не только не противоречат друг другу, не только не исключают, а, наоборот, предполагают друг друга. Ведь любая национальная идея представляет собой некоторый сгусток национального сознания, некоторый эталон и ориентир самоидентификации, совокупность ценностей, устремлений, идеалов этноса, понимания своей истории и своего места в мире.
Родина — это место, нуждающееся в твоей любви. И как поле, вовремя и правильно возделанное, засеянное и ухоженное, воздает сторицей крестьянину, так и государство воздает, возвращает обществу, если оно неравнодушно к его обустройству.
Сегодня в России в очередной раз объявлена реформа государственной власти. Причины и необходимость этого не для всех очевидны и убедительны. Как пишут сатирики, реформа календаря не сокращает срока беременности. А плодить бюрократию и сажать ее на кормление на шею народа российские власти всегда умели. Хочется верить, что при осуществлении очередной инициативы вместе с водой не будет выплеснут и ребенок. Главный парадокс российских модернизаций (как в виде революций, так и в виде реформ) заключается в том, что все реформы сопровождались латентной реставрацией той самой системы, от которой они отталкивались. Предыдущая «гонка суверенитетов» уже вызвала мощную волну, которая может попытаться вернуть российское государство к его прежнему унитарному состоянию.
Совершенствование федеративных отношений в России является в настоящее время главной политической и правовой задачей, имеющей несомненно стратегическую значимость. Однако она должна выполняться не спонтанно, не в пожарном порядке, а планомерно, на основе Концепции реформирования государственного устройства России как многонациональной федерации, которой, к сожалению, до сих пор нет.
Было бы ошибочным рассматривать всплеск национальных проблем в нашей стране только как издержки переходного периода. Опыт развития современных обществ показывает, что это — постоянный спутник развития государственности в многонациональных обществах, даже в таких, где есть развитые демократические институты и структуры, а также экономическое благополучие. Свидетельство тому — такого рода конфликты в Бельгии, Испании, Англии, расовая напряженность в США.
Национальные интересы присутствуют в любом регионе. В зависимости от направленности они способны сыграть как конструктивную, так и деструктивную роль. Национальная политика не может быть сведена к демагогии о суверенитете и подписанию отдельных договоров. Федерализм предполагает четко согласованные и безупречно выполняемые на всех уровнях цивилизованные правила игры. Это способ достижения гармонии и интересов. Именно поэтому федеративные государства в мире более мощные и крепкие.
Непродуманная в свое время правителями политика уже привела к тому, что народ с великой государственной историей вынужден во многом заново строить свою государственность, в иных географических пределах, с новым положением в окружающем мире, с новым, во многом отягощенным, самосознанием. Как человек, понимающий иррациональность национального фактора, собственными глазами не раз видевший поистине страшные результаты недопустимого пренебрежения им, считаю, что недооценка многонациональной специфики страны может создать на территории России немало новых проблем, в сравнении с которыми поблекнет даже чеченская трагедия. Хочу выразить надежду, что начатая руководством страны реформа государственного управления будет основываться как на неукоснительном соблюдении Конституции, так и на уроках и хорошем знании исторического опыта.
История — это политика, опрокинутая в прошлое. Перефразируя эту формулу, можно сказать, что политика — это история, спроецированная в завтрашний день. Понять ее закономерности, ошибки и достижения — значит суметь построить общество, в котором большинство его граждан будет жить хорошо. Народы, пытавшиеся уйти с магистральных путей развития цивилизованного человечества, погибли. Мы все должны понять одну очень простую, но важную мысль: вопрос о самоопределении стоит не только и не столько перед государством, нацией, сколько перед каждым человеком.
Человек во всем богатстве его духовного мира — основа нашей истинной национальности. И он, человек — его жизнь, его достойное существование, — становится главной ценностью современного мира. Но только разумный человек может и должен построить в России такое государство, в котором истинный принцип федерализма — утверждение многообразия через укрепление единства и укрепление единства через многообразие — поможет ему сохранить и себя, и своих детей, и многочисленных потомков в веках и тысячелетиях, обогащая и свою конкретную нацию, и все многообразное этнокультурное сообщество планеты.
Этот политический принцип должен лечь краеугольным камнем в основу всей политики в России — и федеральной, и региональной, регулируя разграничение компетенции между центром и субъектами федерации. Национальное возрождение мне видится только в тесном единении национальной идеи с общечеловеческими интересами и демократическими ориентирами.
Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика