Во второй половине XIX в. в ряде чувашских сел появились церкви-школы. Так, в деревне Средние Шатькасы Шатракасинского прихода в 1891 г. была построена церковь-школа. В деревне Алдиярово Цивильского уезда Норвашинского прихода (числом 945 душ и почти столько же женского пола, расстояние от приходской церкви 9 верст, с наличием 12 домов язычников)было решено построить церковь-школу в 1892 г. Через год школа-церковь была возведена.
В эти годы Святейший Синод издал правила об открытии цсрковно-приходских школ с целью утверждения в народе православного учения, христианской нравственности и получения первоначальных знаний. Еще в XVII—XVIII вв. известные деятели России (И. Посошков, Ф. Прокопович, Л. Магницкий) высказывались о необходимости обязательного начального образования городского и сельского населения, особенно они настаивали на расширении начального образования детей инородцев. Главной задачей было распространение среди этих народностей русской грамоты, укрепление их в православной вере. Основным проводником грамоты, по мнению И. Посошкова, являлись представители духовенства. В принятых впоследствии Синодальных наказах отмечалось о значении церковного просвещения чувашей, марийцев, вотяков, для чего обязывали людей обоего пола регулярно
посещать церковь и после литургии обучаться у священника символу веры и десяти заповедям господним. Для малолетних прихожан при городских и сельских церквах завести школы по обучению их катехизису и грамоте.
По высочайшему утверждению Святейшего Синода от 1884 г. церковно-приходские школы открывались приходскими священниками на средства прихожан или на пособие от сельских, городских обществ, приходских попечительств, а ровно и от казны. Об открытии в том или ином приходе одной, двух или более церковно-приходских и школ грамотности священник через благочинного извещал епархиальное управление для благословения и утверждения. Церковно-приходские школы были
одноклассными (время обучения 3 года) и двухклассными (время обучения 5 лет). Школы грамоты, также находящиеся на ведомстве приходского духовенства, обучали детей на протяжении двух лет. В них преподавались: Закон божий (изучение молитв, священная история, особенности богослужения, катехизис), церковное пение, чтение церковной и гражданской печати и письма, начальные арифметические сведения. В ряде школ чувашских уездов преподавалось садоводство, пчеловодство, при некоторых были столярные мастерские, для девочек вводились уроки рукоделия.
По статистическим отчетам за 1908 г. в Чебоксарском уезде при приходских церквах действовало 30 церковно-приходских школ и 43 школы грамотности, в Цивильском уезде церковно-приходских — 31 и школ грамотности — 78, в Ядринском уезде
— 46 церковно-приходских и 40 школ грамотности. Двухклассных церковно-приходских школ было две: Тиушская и Большесундырская в Ядринском уезде и одна в Цивильском уезде. В городских церковно-приходских и школах грамотности законоучителями из священников было 12 человек, из диаконов 2, из псаломщиков 2; в сельской местности 142 священника вели уроки Закона божия, а также 22 диакона и 16 псаломщиков.