Строительство церквей в Среднем Поволжье начинается со времен покорения Казани Иваном Грозным. Вначале была заложена деревянная церковь во имя Нерукотворного Спаса на месте служения благодарственного молебна в честь покорения Казани, а затем была поставлена вторая церковь во имя Кирилла и Устиньи. В октябре 1552 г. на месте разрушенной мечети в городе Казани Иван Грозный собственноручно заложил кафедральный собор во имя Благовещения св. Богородицы. Через десять лет после открытия архиерейского дома в Казани было возведено 20 храмов. Церкви возводились в городах Свияжск, Чебоксары и в сельской местности. В сохранившихся казанских писцовых и переписных книгах второй половины XVI в. указывается на несколько десятков возведенных церквей.
Во втором десятилетии XVII в. во всей Казанской епархии действовало 89 храмов, половина которых приходилась на город Казань и Казанский заказ. До конца XVII в., который вошел в историю христианизации народов Среднего Поволжья как век духовного застоя, в Казанской епархии насчитывалось 200 церквей. К этому времени она стояла в числе первых по своей территории среди 15 великорусских епархий, но по числу православных приходов и наличию культовых сооружений только на 11 месте. Строительство церквей в городах и селах без указа Святейшего патриарха не разрешалось. Он в 1648 г. разослал инструкцию о запрете: «...ставить и данью облагать без веления Патриарха не велит» (ст. 1682. Полное собрание законов Русской империи с 1649—1825). Без разрешения Синода запрещалось строить культовые сооружения так называемых нехристианских религий: еврейские синагоги, мусульманские мечети должны стоять от православных храмов не ближе чем на 100 сажен, если они стоят на одной улице. Питейные дома должны располагаться от христианских монастырей, храмов и часовен, кладбищ, церковных учебных заведений не ближе 40 сажен.
Особенно щедрой на строительство церквей и открытие новых приходов среди инородческого населения стала первая половина XVIII в. Был принят ряд мер по обращению чувашей в христианскую веру. Новокрещенных чувашей приписывали к русским, татарским и черемисским селам на территории чувашских заказов. Однако чуваши не желали
оставлять свои дома. Русских селений в месте жительства чувашей было мало, а новокрещенных чувашей были тысячи. В 1775 г. было принято решение за1 эыть «Новокрещенские конторы» и распустить переселенческие команды. По существующему указу в XVIII в. при наличии 250 дворов разрешалось строить одну церковь.
Отсутствие средств затрудняло строительство церквей в чувашских селах, и население их, как правило, приписывалось к существующим приходам с русским населением. Языком богослужения в XVII—XVIII вв. был церковнославянский. В то время и разговорный русский язык был в обиходе немногих чувашей, и когда они впервые услышали богослужение на родном языке и узнали, о чем молятся, то были удивлены. Им раньше говорили, что их заставляют ходить в церковь для того, чтобы молиться исключительно за благоденствие русских. Ко второй половине XVIII в. в чувашских населенных пунктах Казанской епархии было построено 39 церквей, Нижегородской епархии — 23. Из Москвы в 1740 г. была направлена миссия во главе с архимандритом и с некоторым числом священнослужителей в Казанскую губернию для открытия новых приходов среди иноверцев. Было решено «в губерниях, населенных иноверцами, принявших крещение, освобождать от рекрутской повинности и в их селениях строить церкви» (ПСЗ ст. 8236).
По статистике этого времени на 3000 новокрещенных чувашей приходилось по одной церкви, членами прихода были жители сел и деревень, живущие от приходской церкви на расстоянии 40—60 верст. Острая нужда в церковных строениях в чувашских селах заставила строить деревянные часовни. К концу XVIII в. в трех чувашских уездах, входящих в состав Казанской губернии, насчитывалось 96 церквей, в то время как по всей Казанской губернии церквей было около 1200, а также 34 мужских и 15 женских монастырей. В результате деления епархий Российской империи по классам в конце XVIII в. Казанская епархия была отнесена к статусу 2-го класса. Всего к этому разряду было причислено 12 епархий, к первому классу — 4 и к третьему классу — 20 епархий.
В XIX в., после выделения из Казанской епархии ряда самостоятельных епархий, численность церковных построек значительно сократилась. Процесс открытия новых приходов в начале второй по-
ловины XIX в. приостановили, но затем, поняв совершенную ошибку, Священный Синод дал добро на строительство новых церквей. Если в тридцатых годах XIX в. в Казанской епархии осталось не больше 300 церквей, то к концу века в ведении архиерейского дома насчитывалось: соборных церквей 18, приходских 511, монастырей 6, при казенных и богоугодных заведениях — 26 церквей, домовых 3, кладбищенских 9, единоверческих 3, часовен и молитвенных домов 286. Из них на долю чувашских уездов приходилось 133 церкви и 2 монастыря. На 1915—1917 гг. церквей стало 153, монастырей 3. Избыток церквей был в городах Свияжск и Чебоксары, а в сельской местности по-прежнему ощущался недостаток приходов и церквей.