Б Среднем Поволжье, куда территориально входит Чувашия, началу изучения и сохранности культовых сооружений, церковной утвари, религиозной литературы положила деятельность архимандрита Спасо-Преображенского монастыря Люберского, который в 1782 году написал краткую историю Казанской епархии. В 40-х годах XIX в. по поручению Казанского архиепископа профессор Казанской Духовной Академии Г. 3. Елисеев, несмотря на материальные затруднения и отказ настоятелей приходских церквей в оказании помощи по сбору предметов церковной старины, опубликовал ряд брошюр по истории церквей и монастырей Казанской губернии. На основе собранных Елисеевым материалов позднее были опубликованы работы известных историков А П. Щапова, П. В. Знаменского и А. Ф. Можаровского.
Интерес, проявленный к церковной истории, заставил Святейший Синод в 1850 году разослать по епархиям распоряжение о составлении подробных описаний (историко-статистического обзора), которые включили бы в себя: изучение основных этапов распространения православия, описание церквей и соборов, монастырей и чудотворных икон, биографии архиереев. Однако появившиеся в конце 50-х и в начале 60-х гг. публикации в журналах Казанской епархии не отвечали затребованному. В 1867 г. Святейший Синод предложил по всем церквам завести приходские летописи, в которых бы приходскими священниками освещались описание церкви, время возникновения прихода, местные разнообразные события. С распоряжением о заведении церковных летописей совпало «движение молодых» — преподавателей Казанской Духовной Академии Е. И. Малова и Н. И. Ивановского. Они на основе изучения церковных грамот о строительстве церквей, указов о деятельности раскольников и язычников, наличия и состояния монастырей и пустынь опубликовали статьи в «Православном собеседнике» за 1886 г.
В 1868 г. опять-таки по распоряжению Святейшего Синода создаются Комитеты по изучению церковной старины и описанию приходов. Образованный в Казани Комитет разослал по приходам воззвание о пересылке старинных вещей, рукописей из церквей, но ввиду отсутствия средств деятельность Комитета была непродолжительной. В последующие годы вплоть до 1899 г. материалы по состоянию дел в епархии поступали в Святейший Синод в годовых отчетах епархиального архиерея. В 1899 г. в научных и религиозных кругах вновь был поставлен вопрос о сохранении древних церковных сооружений, о сборе церковной утвари, представляющей историко-ар-хивный интерес.
В журнале Казанской епархии «Известия» была опубликована программа сбора материала. Епархиальное начальство строго предписывало приходскому духовенству, чтобы они не позднее 1900 г. представили описание храмов и приходов. Трудностей в этом, считалось, не должно было возникнуть, так как уже более тридцати лет велось составление летописей. В распоряжении духовенства имелись и такие церковные материалы, как духовные ведомости, ревизские сказки, исповедальные росписи, приходно-расходные книги, сведения о реконструкции храмов, книги с записями о рождении, крещении, браках и смерти, описи церковного имущества и т. д. Большой интерес вызывали описи ризниц, церковных библиотек, переписка доходов, кружечных сборов, собрания указов, списки пожертвователей, переписка с лицами, желающими перейти из раскола и язычества в православие. Основная часть духовенства Казанской епархии серьезно отнеслась к распоряжению епархиального руководства и представила обстоятельные отчеты.
Интерес к истории отечества, материальным и письменным памятникам прошлого, их сохранности привел к образованию в 1906 г. церковно-историко-архивного общества Казанской губернии. В 1916 г. общество в своих рядах насчитыва-
ло 157 членов, среди них были известные историки И. М. Покровский, Н. В. Никольский, С. П. Сингалевич, К. Харлампович, а также религиозные деятели во главе с архиепископами Дмитрием (1905—1908), Николаем (1908—1910) и Иаковом (1910—1917). Так как главным местом нахождения древних вещей, рукописей являлись храмы и монастыри, основным объектом изучения стало церковное зодчество, иконопись, архивы и библиотеки церквей.
В Казани при архиерейском доме были созданы музей, библиотека и древлехранилище. Документы, книги и предметы церковной старины стали поступать из различных уездных приходов Казанской епархии. Так, из церкви села Икково Чебоксарского уезда в хранилище поступили серебряно-вызолоченные протир, дискос, звездица и другие предметы с датировкой 1787 г. Однако в хранилище из-за небрежного хранения попадали далеко не все предметы и рукописи, имеющие историческую ценность, зачастую были свалены в виде хлама на чердаках церквей.
Особое место в деятельности общества занимала работа над изданием церковных очерков. Намечалось к 1916 г. по уездам Казанской губернии издать 14 самостоятельных сборников «Историко-статистического описания церквей и приходов». Планировалось издать 11, 12 и 14 выпуски по Цивильскому, Чебоксарскому и Ядринско-му уездам. В свет вышло 4 сборника: 1, 2 и 3 по Казани и Казанскому уезду и 6-й выпуск по Мама-дышскому уезду. Остальные не были опубликованы; причина в том, что созданные рабочие редколлегии по другим уездам не проявили особой активности, а затем наступил 1917 г., после которого деятельность общества прекратилась. В изданных сборниках подробно изложены описания храмов, их наружный архитектурный вид, внутреннее устройство алтарей, приделов и притворов, а также дается история городов, сел и деревень этих уездов, социальный состав прихожан и их ремесло.
В Симбирской губернии (часть территории впоследствии вошла в состав Чувашии) церковно-археологическое общество было создано в 1914 г. На съезде общества решался вопрос о создании в г. Алатыре хранилища старинных церковных ценностей при соборе Рождества Пресвятой Богородицы. Было высказано, что Алатырь намного древнее Симбирска и имеет намного больше старинных архитектурных сооружений, город более безопасен в плане сохранности старинных предметов, в нем проживает заштатное духовенство, бывшие учителя духовных училищ, которые согласны посвятить себя этой деятельности. Однако притязания Алатыря были отклонены и хранилище древних вещей было создано в Симбирске, туда и стали поступать рукописи и предметы XVII—XIX вв. Так же, как и в Казани, редколлегия общества выпустила три сборника по описанию церквей и монастырей Симбирских уездов.
В начале советского периода была подведена определенная черта под изучением церковной старины. Материал статистического характера сосредоточился в государственных учреждениях, занимающихся регистрацией религиозных общин и осуществляющих контроль за их деятельностью. Церковные здания и религиозная утварь передавались религиозной общине в бесплатное пользование. Имущество закрытых церквей поступало в музейные и архивные учреждения, много предметов религиозного культа было похищено.
В стране неоднократно принимались законы о сохранности памятников старины, в том числе и культовых сооружений. Создавались различные комиссии, организации, которым вменялось в обязанность заниматься проблемами культурного достояния страны, однако вплоть до 1966 г. организации наподобие церковно-археологического общества не было. Лишь в 1966 г. была создана добровольная массовая организация Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. В Чувашии это общество взяло на учет и
культовые сооружения, как действующие, так и занятые под другие нужды.
Ученые, занимающиеся проблемами религии, в основном выясняли последствия христианизации на территории Чувашии, исследовали степень религиозности населения республики, историю функционирования различных вероисповеданий. В научных трудах исследователей, изучающих историю городов и сельской местности, а также искусствоведов встречаются лишь небольшие обзоры по культовым сооружениям и предметам.