Чувашская республика
Официальный портал органов власти
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Уважаемый пользователь.

Данный сайт обновлен и вы находитесь на устаревшей версии. Чтобы просмотреть актуальную информацию, перейдите на новую версию сайта http://www.cap.ru/. Данная версия будет закрыта в ближайшее время. 

Спасибо за понимание.

Заключение

Данное исследование завершено. Автор осознает, что предлагаемый труд не лишен ошибок и недоговоренностей и это только скромное начало разработки проблемы историко-культурологического изучения ислама в Чувашии. Вся эта работа преследовала сугубо практическую цель — как можно объективнее оценить роль ислама на территории Чувашии на каждом этапе общественного развития. Официальной датой проникновения мусульманского вероучения в Среднее Поволжье считается 922 г. (310 г. хиджры). С этого года в течение 60—70 лет происходило обращение всех булгар в мусульманство. Более того, ислам пытаются распространить среди соседей булгар — чувашей, марийцев, башкир. На протяжении последующих веков на территории Волжско-Камского района было построено множество мечетей. Среди чувашей продолжали сохраняться языческие формы религии, хотя в быту у чувашей прослеживаются элементы мусульманства. Русь этого периода, находясь в зависимости от мусульманских владетелей, не создавала условия для проникновения ислама в среду своего народа. В XV — XVI вв. во времена Казанского ханства чувашам пришлось переселиться на территорию, где в последующие годы образовались три уезда Чебоксарский, Цивильский и Ядринский — место наиболее компактного проживания чувашей, приверженцев язычества. С завоеванием Казани в состав Русского государства вошли под- данные, враждебно настроенные к завоевателям, и русское правительство не могло не сознавать, что они обладали идеологией, позволяющей противостоять интеграции. Для искоренения ислама, язычества среди местного населения Среднего Поволжья была учреждена архиерейская кафедра архиепископа Гурия и образована Казанская епархия. Православная церковь в России считала своей обязанностью не только руководить жизнью православного населения, но и насаждать христианство среди людей, принадлежащих к другим религиям. На протяжении XVII в. — первой половины XVIII" в. происходило массовое уничтожение мечетей. Созданная в 1740 г. Контора новокрещенских дел отдавала предпочтение насильственному насаждению православия. Указ 1764 г. освобождал новообращенных от налогов, платить за них должны были оставшиеся в мусульманстве и язычестве. Целям христианизации служила также организация новокрещенских школ, в которых прошло подготовку целое поколение инородческих православных учителей. Недовольство татар и башкир, временами принимающее формы вооруженного сопротивления религиозной политике правительства России, заставило Екатерину II в 1763 и 1776 гг. утвердить законы социально-экономического и религиозного характера, давшие некоторую свободу народам, исповедовавшим ислам. Святейший Синод выпустил указ о терпимости всех вероисповеданий и разрешении строительства по их законам молитвенных домов. В эти же годы в Уфе был создан муфтиат. Более двух веков Центральное Духовное управление является связующим и объединяющим звеном мусульман России. Духовное Управление мусульман являлось высшим органом, наблюдавшим за деятельностью губернских меджлисов. Главы высшего мусульманского духовенства — муфтии, благодаря своим способностям и образованию, сумели отстоять интересы верующих мусульман с момента образования Мусульманского Духовного Собрания. Подобная политика явилась по сути признанием безуспешности попыток насильственного крещения мусульман. В XIX в. процессы трансформации затронули и мусульманское общество. Мусульманские миссионеры активно вели свою деятельность среди язычников — чувашей, марийцев, удмуртов, способствовавшую приобретению исламом большей гибкости. Важнейшими элементами мусульманской духовной жизни стал суфизм. Однако это идейное направление не смогло вписаться в новые социальные условия, что дало толчок к возникновению среди мусульман России реформаторского движения— джадидизма. Из его лона вышли многие деятели татарской науки и культуры. Сложная социально-политическая обстановка, сложившаяся в России после Октябрьской революции, установление Советской власти в регионах с мусульманским населением не позволили осуществить в полном объеме задуманную демократизацию общества. Вслед за привлекательными для мусульман актами последовали малопопулярные меры. Излишняя политизация нередко вела к конфликтам, которые заканчивались закрытием мечетей, к репрессиям по отношению к мусульманскому духовенству, особенно в 30—40-е гг. В 1942 г. на территории Чувашии не осталось ни одной действующей мечети. В период Великой Отечественной войны и в последующие годы произошло определенное восстановление институциональной религиозности в мусульманской среде (образование четырех Духовных управлений мусульман), обеспечившей некоторую стабилизацию религиозной ситуации. Однако 60—80-е гг. стали годами упорного противодействия местной бюрократии открытию и регистрации новых мусульманских при- ходов, и поэтому многие верующие были лишены возможности нормально удовлетворять свои религиозные потребности. Изменения в государственно-церковных отношениях нашли понимание и поддержку в широких слоях нашего общества. Автор это ощущал во время встреч и бесед с людьми татарских населенных пунктов Чувашии, что дало возможность сопоставить накопленный исторический материала с проблемами сегодняшнего дня. Все изложенное, конечно, не ограничивается тем, что происходит сейчас в исламе на территории Чувашии, но все это поможет сформировать образ мусульманства в глазах нашего общества.
Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика