На протяжении 60—80-х гг. результаты интенсивно проводимых конкретно-социологических исследований в разных регионах страны, в том числе и Чувашии, выполняли определенный идеологический заказ: подтвердить, что в условиях социалистического общества, образа жизни более высокая религиозность у населения, обособленного от производства и наиболее сохранившего национальные традиции, замешенные на религии. Выработался определенный стереотип в отношении ислама, по которому эта религия представлялась как верование, где неподвижность возведена в принцип и с самого появления на свет установились обрядовый ритуал и молитвенные церемонии. Однако жизнь вновь и вновь подтверждает, что ислам как религиозную систему необходимо изучать не только в ее статике, но и динамике, в ходе ее развития, в действующих формах, проявляющихся в обществе и в истории.
К сожалению, в последние годы многие исследователи, раскрывая эволюцию ислама, в наши дни основной упор делают на анализ проповедей и выступления мусульманского духовенства: мулл, ахундов, муфтиев, на рескрипты духовных управлений, статьи в религиозных журналах, забывая проследить, как эта эволюция проходит в среде верующих, как они ее воспринимают, как под влиянием современных событий меняются их культовые представления, отношение к моральным идеалам, поведение в быту, путем эмпирических исследований.
Проведя опрос летом 1996 г., мы решили узнать, как сейчас отвечают люди разных возрастов, профессий на вопросы их религиозности, участия в религиозных праздниках и соблюдения культовых обрядов, уровень их знания вероучения, отношение к религиозному воспитанию детей, к бракам различной национальности и к различным конфессиям, когда по сравнению с предыдущими годами легче называть себя верующим, чем неверующим, или атеистом. Объектом нашего исследования стало население татарских, татарско-чувашских, татарско-русских деревень, сел и городов Ба-тыревского, Козловского, Комсомольского, Шемуршинского, Чебоксарского районов Чувашии.
Всего было опрошено 500 человек. Из них татарской национальности 460 человек, чувашей — 22, русских 9, марийцев 9. Прежде всего мы выяснили, кто такие опрошенные в социально-демографическом плане. Анализ приводим только по татарскому населению. Из числа интервьюированных мужчин 62,2%, женщин 37,8%, возрастном отношении от 18 до 20 лет — 17,4%, от 21 до 25 лет— 10,6%, от26 до 30— 10,8%, от 31 до 40 лет — 11,8%, от 41 до 50 лет — 6,2%, от 51 до 60 лет — 7,6%, старше 60 лет — 21,6%. Образовательный уровень распределился следующим образом: начальное образование — 11,2 %, 5 — 8 классов — 16,8%, среднее — 54%, высшее — 10,4%. По роду занятий: рабочих
(слесари, токари, строители)— 19,8 %, крестьяне (трактористы, работники ферм) — 15,8%, учащиеся (училищ, техникумов, вузов) — 7,2%, служащих (учителя, инженеры, врачи, работники сельских администраций)— 17,4%, пенсионеров — 23,2%, домохозяек — 8,6%. В семейном отношении: женатых (замужем) — 72,6%, холостых — 19,4%
Опрошенные не татарской национальности, за исключением 2 человек — чувашей из города Чебоксары, живущие в населенных пунктах совместного проживания с татарами, не являются последователями ислама, хотя социально-бытовые контакты их налицо. На вопрос "Владеете ли вы татарским языком?" ответили: чуваши да — 16 человек, нет — 6, русские да — 1 человек, нет — 8, марийцы да — 2, нет — 7 человек. На вопрос среди татарского населения "Владеете ли чувашским языком?" мы получили следующие ответы: 49,6%. — да, 15,8% — плохо, 27,6% нет.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что татарское население в своем большинстве знает чувашский язык. Опрошенные считают, что это результат совместного обучения в общеобразовательных школах, совместный труд, культурное общение и т. д. Давно уже в нашем обществе исчезли замкнутость, изолированность, консерватизм, всеобщая неграмотность. Большая роль в усвоении общественных ценностей связана и с возрастанием роли русского языка как средства межнационального общения. Наши исследования подтверждают, что увеличилось общение между татарами, русскими и чувашами. Большинство опрошенных имеют близких друзей из числа других национальностей. Все опрошенные татарской национальности относят своих предков только к приверженцам ислама. На вопрос "Были ли ваши предки крещены в православие?" все 100% ответили нет.
В ходе социологического исследования мы получили материал о характере религиозности людей, об эволюции обыденного сознания верующих в вопросах вероучения, обрядности, жизненных установках, подверженных влиянию ислама. На вопрос "Считаете ли вы себя верующим? итог следующий. Разница очень заметна по возрастным группам: в возрастной группе 18—30 лет отнесли себя к верующим 14,2%, неверующим — 26,6%, в возрастной группе 31—50 лет верующих 11,8%, неверующих — 8,2%, с 51 до 60 лет верующих 8%, неверующих 1,6%, 61 год и старше соответственно 21,6% и 0,8% от общего числа опрошенных (460 человек). Здесь необходимо учитывать некоторую специфику. Ислам в силу определенных социальных условий наиболее живуч в сознании женщин. Так, в исследованиях религиозность среди мужчин составляет 40%, среди женщин — 60% от их числа. Значительная религиозность зафиксирована у опрошенных жителей сел (во всех населенных пунктах, где есть действующие мечети или религиозная община). Религиозность выше почти при одинаковом количестве опрошенных среди пенсионеров и нера-
ботающих, чем у рабочих, крестьян, служащих. Опрос пенсионеров, в основном мужчин, был проведен нами перед намазом в соборных мечетях.
В наши дни движение к религии стало так же совершенно естественным, как до революции было совершенно естественно движение к свободомыслию. Традиционная религиозность необразованных старых людей постепенно отходит в прошлое вместе с естественным уходом этого поколения. Среди людей молодого и среднего возраста преобладают неверующие, но, как говорят данные, несмотря на сохраняющееся преобладание религиозности пожилых, набирает темп религиозность нового типа, возникающая в среде молодой интеллигенции. С одной стороны, это — движение от принудительно навязываемого мировоззрения к свободе. Но в нем есть и другая сторона. В нем есть и элемент движения от одной жестокой и нетерпимой идеологии к другой, зачастую жестокой и нетерпимой. Утверждению мусульманского конфессионализма способствуют также религиозные обряды, праздники. Культовые бытовые обряды наглядно демонстрируют своеобразие данной конфессии, ее отличие от других исповеданий; с иной традицией и обрядностью. Занимая главное место в повседневной жизни массы верующих, культовые элементы, бытовая обрядность выступают как важнейшее средство поддержания настроений исламской исключительности.
Культовая практика ислама опирается на пять основных положений: признание единобожия и посланничества Мухаммеда, предписание постоянного совершения молитвы (намаз) и соблюдение поста (саум), обязательное воздаяние милостыни (закят) и совершение паломничества в Мекку (хадж). Эти предписания обязательны для каждого мусульманина, и на их основе происходит фактическое разделение людей на мусульман и немусульман в зависимости от того, соблюдают они эти предписания или считают их для себя не обязательными. С этими пятью "столпами" связаны различные обряды и ритуалы. Так, в исламе существует сложный комплекс религиозных обязанностей и действий (фард, ваджиб), включающий необходимые действия: мандуб — рекомендуемые и харам — запрещаемые действия. К ним прежде всего относятся брачно-семейные обряды и ритуалы, похоронные традиции и обычаи, обряд обрезания (суннат), молитвы, посещение мечети, посты и фатиха и др., взаимоотношение между старшими и младшими, родителями и детьми, лицами различного пола.
На вопрос "Исполняете мусульманские обряды?" 43,6% опрошенных ответили, что выполняют регулярно, иногда — 36,7% и нет — 10,8%. Это говорит о том, что обрядовая сторона является наиболее устойчивой частью религиозного культа, однако мифологические представления, скрывающиеся за ритуалом, как правило, большинством опрошенных забыты, сам ритуал воспринимается скорее как традиция, передающаяся во всей своей цельности из поколения в поколение и потому менее всего подвергается анализу. Практика показывает, что со временем произошла модернизация обрядовой стороны ислама. Пересмотрению подверглись способы исполнения отдельных обрядов. Так, верующие отказались от некоторых элементов обрядов, наносящих вред здоровью людей или причиняющих материальный ущерб. Многие религиозные обрядовые предписания из разряда ваджиба (обязательности) переведены в разряд сунната (добровольности). Выяснили мы и такую обязанность верующего мусульманина, как посещение мечети. На вопрос "Бываете ли вы в мечети?", данные таковы: регулярно посещают мечеть — 25,2%, иногда — 23%, нет — 43,8%. В основном мечети посещают, как и в прошлые времена, люди преклонного возраста (в дореволюционное время их называли старейшими). Среди верующих есть и такие, кто не участвует активно в жизни мечетей и предпочитает соблюдать личные обязанности мусульманина, главным образом на дому. Женщинам во многих местах разрешено посещать мечети вместе с мужчинами (хотя во время молитвы они находятся отдельно от мужчин). Некоторым женщинам муллы поручают беседовать с прихожанками и следить за своевременным исполнением необходимых религиозных треб.
Особое отношение среди народов, придерживающихся мусульманства, имеет религиозно-свадебный обряд (никах). Не являются исключением брачно-семейные отношения, оформленные по шариату среди татарского населения в Чувашии. Многие вступающие в брак после регистрации в государственном учреждении дополнительно оформляют его у представителей мусульманского духовенства. По мусульманским обычаям при заключении брака молодожены не присутствуют и обряд совершается с представителями жениха и невесты. Все преимущества от брака, заключенного по шариату, на стороне мужа. Верующие считают, что шариатский брак крепче, чем оформленный по существующему гражданскому законодательству, что это высоконравственный, идеальный брак, что именно он приносит счастье в семейной жизни. Свадебные обряды у татар пронизаны духом мусульманской религии. В торжественный момент, когда невесту в сопровождении большого числа участников свадьбы отправляют из дома родителей в дом жениха, родственники закрывают невесте лицо используются а такж'е и другие ритуалы религиозных традиций, передающиеся из поколения в поколение.
Семья и семейно-бытовая среда обладают определенной преемственностью по отношению к прошлым общественным связям. В семье сохраняются различные представления и взгляды, в том числе и шариатские и религиозно-нравственные воззрения, нормы и привычки. Они выступают в национальной и в религиозной форме одновременно. В таких случаях внут-рисемейные отношения играют значительную роль в сохранении и вое1 производстве религиозного сознания. Поэтому анализ проблемы внешнего и внутреннего воздействия применительно к семье имеет также важное значение.
Так, социологические исследования показывают различный подход к мотивации брачных союзов, к людям не исламского происхождения в зависимости от возраста. Как видно из приведенных данных, среди молодых от 20 до 40 лет превалирует положительное и безразличное отношение к бракам с людьми других исповеданий (33%). В этой
категории сокращается количество браков, заключенных только по воле и настоянию родителей. Отрицательное отношение к бракам с иноверцами сохраняется в основном у людей старшего поколения: среди 50-летних и старше 60 лет из числа 156 опрошенных этой категории противников таких союзов 64,2%, безразличных — 17,4%, положительное отношение высказали 12%.
В смешанных браках в татарских селах Чувашии состоит небольшое число (от 2 до 3%) от общего количества опрошенных семейных пар. Это зависит от однородного состава населенных пунктов, но с усилением межнационального общения число смешанных браков растет. Почти у каждого десятого опрошенного имеются близкие родственники, которые состоят в смешанных браках. Однако родственные и земляческие связи, построенные на естественных потребностях и желаниях людей общаться с другими близкими, чаще выступают регулятором в удовлетворении многих бытовых и морально-психологических запросов людей, в том числе и в создании семьи по национальному признаку, а также как средство сохранения различных форм архаики и религиозных норм и поступков. Тем не менее социологические исследования среди татарского населения Чувашии свидетельствуют, что не смотря на возрастные рамки, большинство положительно относятся к смешанным бракам — 39,8%, безразлично — 35%, отрицательно — 17,2%.
В ряде районов широкое распространение среди исповедующих ислам сохраняет вера в культ святых, т. е. почитание так называемых святых мест (зиярат, пир), большая часть которых представляет собой могилы святых и памятники, воздвигнутые в их честь или в ознаменование каких-либо торжественных событий. В этих местах верующие
режут скот, раздают присутствующим (особенно духовенству) мясо и другие продукты, а также различные вещи и деньги, жертвоприношения сопровождаются молениями. Наряду с широко известными зия-ратами и пирами встречаются святилища местного значения, о существовании которых знают лишь местные жители. Они, как правило, расположены у дорог, источников, рек, кладбищ.
Для многих средством самовыражения, общения, обретения душевного равновесия в повседневной жизни является участие в религиозных праздниках. В дореволюционное время праздники башкир, татар (сабантуй) и другие были узконациональными, в них не могли участвовать немусульмане. В 30—80-х годах они приняли форму Праздника Труда и отмечались всеми национальностями, проживающими на совместной территории: татарами, башкирами, русскими, чувашами. В наши дни мусульманские праздники в значительной степени стали приобретать этическую направленность.
К наиболее почитаемым среди мусульман праздникам относятся: праздник жертвоприношения (курбан-байрам — ид-аль-адха), который празднуется через 70 дней после окончания поста-ураза-байрам, мавлюд (мавлюд — ан-наби) — в честь рождения пророка Мухаммеда, мирадж (вознесение), пятница — день отдыха и т. д.
Существует распространенное мнение, что праздники большая часть населения соблюдает по привычке, по требованию старших, и
лишь определенный не очень высокий процент — по религиозным убеждениям.
Возможно это так, поскольку у молодежи и среднего поколения явно прослеживается слабая информированность о религиозной стороне праздников. Тем не менее на вопрос "Отмечаете ли вы мусульманские праздники?" большинство опрошенных ответило да, регулярно — 43,8%, иногда — 37,4%, нет — 10,8%.
Исследования также показали, что в настоящее время происходит усиление влияния ислама на социальные ориентации, на нравственные нормы поведения верующих и другие категории татарского населения Чувашии. Нравственные нормы ислама, столетиями внедрявшиеся в сознание верующих, так или иначе сказываются на образе жизни современных людей, исповедующих ислам. Не секрет, что стараясь до мелочи регламентировать по возможности все стороны человеческой жизни, Шариат (свод мусульманского права, морали,ритуалов) подчиняет себе эту жизнь, проникает в самые ее интимнейшие уголки. Согласно этому правилу, каждый старается жить так, чтобы все, даже и никому не нужные элементы быта производили на окружающих впечатление полного соответствия с требованиями Шариата.
Опрос выявил, что у определенной части татарского населения возросли фаталистические представления. Так, 35,21% считают, что осуществление целей, стоящих перед человеком, целиком зависит от Аллаха, 26%, 4 — от людей и Аллаха. Возросшие в сознании определенной части населения фаталистические взгляды о неизбежности судьбы в результате общественных катаклизмов, происходящих в нашей стране, вместе с представлениями о всесилии Аллаха, загробном воздаянии оказывают влияние на степень их социальной активности, порождают некий пессимизм.
В процессе исследования мы пытались выяснить знания у опрашиваемых и в области вероучения. Опрос свидетельствует, что сейчас большинство имеют на руках Коран (на татарском, русском языке, очень редко на арабском)— 51,5%, нет — 48,5%. Однако с содержанием Корана знакомы всего 23,2%. Хуже обстоит дело со знакомством с другими мусульманскими источниками. Из опрошенных всего 20,4 % читали и имеют на руках распространяемую духовную литературу типа "Ислам сегодня", "Основы ислама", "Любите Аллаха" (книга для детей), "Столпы ислама и веры" и др. Мусульманское духовенство никогда не отказывалось от буквы "вечного" и "неизмененного" Корана, считая, что каждое слово Корана имеет 70 значений, которые недоступны для понимания "неверных" и сомневающихся, тайный смысл их может быть понятен лишь для глубоко верующего мусульманина.
Попытки реформировать, модернизировать исламское вероучение, приводят к тому, что часть мусульман, особенно из числа знающих догматику ислама, недовольна новейшими толкованиями и не соглашается с ними, рассматривая нововедения как произвольное обращение с религией. Однако основная масса верующих просто не замечает, что ислам изменился, принимает фетвы (мнение) модернизаторского характера и различные толкования ряда положений ислама за верное слово религиозных авторитетов, обязательное к исполнению.