На современном этапе отличительной чертой в государственно-церковных отношениях стало то, что люди поняли взаимосвязь всех сторон жизни нашего общества невозможность реформировать в нем что-то одно, не изменяя всего что нельзя достигнуть цивилизованного по современным меркам состояния жизни без достижения нормального уровня образа жизни. Один из элементов этого образа жизни — реальное воплощение законов об отделении религии и церкви от государства, отсутствие какой-либо дискриминации по признаку принадлежности или непринадлежности к религии.
Первым шагом к воплощению законов о свободе совести явилось резкое изменение политики государства в 1988—1996 гг. в отношении религии. Слишком велик был разрыв между ожиданиями, которые связывались с социализмом и его реальностью. Возникает потребность найти какие-то новые идеологические подпорки. Религия была единственной легальной организацией с неофициальной и более того — противоположной официальной идеологией. В этой ситуации движение к религии Становится совершенно естественным так же, как до революции естественным было движение к атеизму. Происходящий в нашей стране процесс коренного обновления общества был с пониманием и полной поддержкой встречен мусульманским духовенством и подавляющей частью мусульман. Потребность в обновлении особо остро ощущается на фоне пережитых
нашим обществом лет, когда силь-но пострадали Все конфессии, в том числе мусульмане и их религиозные центры и объединения.
В результате правительственных мер, в частности принятия 1 октября 1990г. закона "О свободе совести религиозных организаций" в Чувашии, по данным уполномоченного Совета по делам религий по Чувашской АССР на октябрь этого года, мусульманские религиозные организации были зарегистрировав ны: Трехболтаево (Шемуршинский)
—1955 г., с. Чкаловское (Батыревский) первый приход в 1946, второй
— в 1989 г., Полевые Бикшики (Батыревский) — 1989 г. строится ме-четь, Долгий Остров (Батыревский) 1990 г. (нет здания), Татарские Су-гуты — 1990 г. (нет здания), Кызыл-Камыш 1990 г. (нет здания), Урмае-во (Комсомольский) 1989 строится мечеть, Токаево 1989 г. нет здания, Ишмуразин-Суринск (Яльчикский)
— 1990 г. нет здания, г. Канаш 1988
— строится здание мечети.
К началу 1994 г. ислам в Чувашии набрал силу: действующих прихо-дов стало 24, многие из них возве-ли новые здания мечетей и еще не-сколько находились на стадии строительства (Буинск, Шумерля, Шыгырданы). Так, в 1993 г. в Канаше была открыта мусульманская мечеть, в прошлые времена здесь никогда ее не было. Поднявшийся в южной части города минарет с серебристым полумесяцем на остро-конечном шпиле знаменует начало жизни мусульманской общины, де-сятилетиями добивавшейся права иметь собственное культовое здание. В 1990 г. городские власти выделили под строительство земельный участок. Канашский имам Фатых Хазрат и другие руководители общины обратились к жителям Канаша с призывом собрать средства на возведение мечети. На этот призыв откликнулись не только верующие мусульмане, но и коллективы вагоноремонтного завода, электропогрузчиков, производственное объединение "Лакокраски". Мечеть была возведена строителями СМП-541 и стала по своим архитектурным достоинствам украшением города: стены мечети декорированы затейливым узором из красного и белого кирпича. На открытии мечети присутствовали представители мусульманского духовенства из соседних республик и областей.
В мае 1994 г. было основано первое на территории Чувашии Духовное управление мусульман Чувашской Республики под каноническим управлением ЦДУМ. Управление возглавляет совет (президиум) из 7
человек: председатель — муфтий А. Крганов, два мухтасиба (Урмаево и Трехбалтаево), 3 имама мечетей Канаша, Буинска и Шыгырдан и полномочный представитель советник регионального муфтия Мухитов Феим Алимзянович. Муфтиат разделен на 2 округа: первый округ возглавляет имам-мухтасиб из Урмаева (мечети Комсомольского, Канаша, Шумерли, Буинска), второй округ — имам-мухтасиб из Трехбалтаева (мечети Батыревско-го, Шемуршинского, Яльчикского районов). Резиденция Духовного управления мусульман Чувашии расположена в селе Шыгырданы Батыревского района. Духовное уп-равление поддерживает связь с го-сударственными органами Чувашии, состоит в членстве Конституционной комиссии и общественной палаты при представителе Президента Российской Федерации, а так-же при Совете по вопросам религии Госсовета.
Первым муфтием Духовного управления Чувашской Республики был избран Альбирхазрет Крганов. Родился он в 1974 г., имеет среднее образование. Рос в семье верующих мусульман и с малых лет приобщился к исламу. В 9 лет свободно читал Коран, а в 15 по приглашению имама-хазрета мечети Шыгырдан проводил богослужение. Окончил четырехгодичное духовное медресе в Казани, экстерном учился в Высшем исламском медресе в Уфе. Ведет активную духовную деятельность, по его инициативе открыты новые мусульманские приходы в Чувашии.
В декабре 1995 г. впервые в истории Чувашии с визитом прибыл Верховный Муфтий мусульман России Председатель Центрального Духовного Управления мусульман России и европейских стран СНГ, Шейх-уль-Ислам Талгат Таджуддин. Его сопровождали муфтий Духовного управления Татарстана Абдул Хамидхазрят Зинатуллин, муфтий Духовного управления Башкортостана Рамиль-хазрет Насыпов, муфтий Ульяновской области и Среднего Поволжья Аюбхазрят Дебредеев, муфтий Екатеринбурга и Свердловской области Сибгатул-ла-хазрят Сайдуллин, муфтий Волгоградской области Абдурашид-хазрят Аляутдинов, постоянный представитель ЦДУМ в Москве Растам Самигуллович Валеев. В программу визита входили: встречи с Президентом Чувашии и руководителями районов проживания татарского населения, а также встреча с архиепископом Варнавой, представителями татарской интеллигенции, с доктором Аль Балуй Бассамом Фахти, с верующими в г. Канаш, поселка Буинск, деревень Урмаеево, Токаево, а также открытие новой соборной мечети им. И. Исмагили в селе Шыгырданы Батыревского района.
Уроженец Татарстана Талгат Таджуддин на встречах с веруюши-ми отметил, что "хорошо знает обычаи людей, живущих в Чувашской Республике. Несмотря на принадлежность к разным национальностям и вероисповеданиям, они с уважением относятся друг к другу, что позволяет соблюдать национальные традиции, в том числе и религиоз-ные. Однако в прежние времена верующие нередко подвергались при-теснениям. Не были исключением и мусульмане. Достаточно сказать, что в Чувашии на протяжении нескольких десятков лет действовали две мечети. Поэтому верующие мусульмане вынуждены были посещать так называемые конспиративные молебные дома в Чебоксарах, Канаше и ряде сел. Одним из влиятельных молодых имамов Чувашии стал Альбир Крганов, выпускник Уфимской духовной семинарии, избранный председателем Духовного управления мусульман Чувашии. При нем в республике началась жи-вая работа по возрождению и восстановлению разрушенных и новых мечетей" (173, декабрь 1995)
Верховный Муфтий в своих беседах наряду с вышесказанным отметил также, что "вера — дело души человека, и никогда у присутствующих не было намерения принуждать к вере". Он не стал лукавить и по отношению к термину "о возрождении веры", сказав, что "это ошибочный термин и говорить следует лишь о возрождении духовности, но не веры, ибо, как сказал Аллах "кто забыл меня, тому я дам тя-гостную жизнь". Шейх-уль-Ислама поделился впечатлениями о паломничестве в Мекку. В течение 70 лет хадж могли совершить лишь 15—20 человек. С 1990 г. паломничество совершают не менее 1400 человек, в том числе и из Чувашии (173, де-кабрь 1995).
В начале июля 1996 г. состоялся второй визит Председателя ЦДУМ Талгата Таджуддина в Чувашию в село Шыгырданы, где проходил сбор руководителей мусульманских приходов и членов Духовного управления мусульман Чувашии. Основная цель его прибытия — агитация за выборы президентом России Ельцина Б. Н., а также посещение строящейся мечети в селе Шыгырданы. На собрании духовенства поднимались вопросы о преподавании в общеобразовательных школах арабского языка, об усвоении основ мусульманской религии и кадрах мусульманского духовен-ства. По этому поводу Верховный Муфтий сказал: "Прихожане мечетей стали предъявлять больше требований к своим имамам, хатыбам и другим служителям культа, занимающимся проповеднической деятельностью. Они хотят, чтобы духовные наставники могли более компетентно излагать и доводить до них учение Корана и хадисы, с увязкой с сегодняшними проблемами морально-этического характера. Грамотные муллы, воспитанные в религиозных учебных заведениях, могли бы сыграть решающую роль в духовном и нравственном воспитании последователей ислама".
Проблема кадров ощущается и в чувашских мусульманских прихо-дах как в возрастном, так в духовном и светском образовательном отношении: 18 мулл старше 60 лет, трое из них 1904—1906 г. рождения, 9 мулл в возрасте от 40 до 50 лет, четверо — от 22 до 25 лет, духов-ное образование имеют только 7 имамов, (обучались они в Казани, Уфе, один в Стамбуле, есть один имам, который окончил мектебе в 20-х годах); в плане светского об-разования: 12 имамов имеют начальное образование (3-4 класса), 9— окончили 5-6 классов, среднее образование имеют 8 мулл, незаконченное высшее — 2 и высшее — 1 священнослужитель.
В связи с этим Духовное управление мусульман Чувашии в сентябре 1996 г. направило в Уфу 11 чело-век. Это 16-18-летние юноши из Шыгырдан, Канаша, которые будут обучаться от одного года до пяти лет. Учащиеся уфимского медресе получат богословское образование и знание исламских наук. Основны-ми предметами являются чтение и толкование Священного Корана, изучение хадисов, Шариата, история ислама. Наряду с богословскими дисциплинами важное значение придается и образовательной подготовке, ознакомлению с современными достижениями науки и техники. Среди светских дисциплин в медресе преподают географию, историю, экономику, национальную литературу.
На 1 января 1997 г. Духовное управление мусульман Чувашской Республики (Шыгырданы) объединяет 31 приход (махалля). Все они занесены в реестр религиозных общин под определенными номерами в ЦДУМ г. Уфы. Большинство из приходов имеют здание мечетей, а в Новочебоксарске, Вурнарах, в деревнях Асаново, Байтиряково (Ше-муршинского района), поселке Киря (Алатырского района) общины мусульман собираются на молитвенные собрания в частных домах или квартирах. В Министерстве юстиции Чувашии зарегистрированы из них восемь общин, другие документы на регистрацию не подавали. На территории Чувашии из всех мечетей, возведенных до 20-х годов XX в., осталась лишь одна в селе Трехбалтаево. В течение 1990—1996 гг. вновь построены 23 мечети. Все они выстроены по единой схеме и не отличаются индивидуальными особенностями в архитектурно-художе-ственном решении, так как возводились без участия профессионалов-архитекторов. Мечети представляют собой прямоугольные в плане одноэтажные здания, в ряде случаев на подклети, с двухскатной кры-шей, которую прорезает минарет. Большинство из них каменные, на некоторых мечетях присутствует декор из красного кирпича на фоне белого.
В феврале 1996 г. в поселке Буинск Ибресинского района на по-жертвования прихожан была построена каменная мечеть. Мечеть в Буинске — первая в Ибресинском районе, возвели ее менее чем за год. Первую службу в новом каменном храме провел председатель Духовного управления мусульман Чувашии Альбир Хазрет Крганов. Послушать известного проповедника, сотворить намаз и воздать хвалу Всевышнему почли своим долгом — помимо верующих республики —
также многочисленные гости из Татарии, Ульяновска, Самары и других поволжских городов. Гости по-дарили культовому сооружению ковры и паласы, а предпринимате-ли из Самары передали мечети пер-сидский ковер стоимостью в семь миллионов рублей. В августе 1996 г. в северо-западной части города Шумерли возведена мечеть, в которой началась служба для местных мусульман. На торжественную церемонию собралось около шестисот верующих, в том числе гости из Турции, Нижегородской области, Батыревского и Комсомольского районов Чувашии. Строительство мечети началось в июне 1993 г., строилась она на средства прихожан. Непосредственно в самом процессе строительства принимали участие мусульмане, наряду с рабочими ЖСК и мастерами из профучилища № 10. Много раз были организованы субботники.
В Министерстве юстиции Чувашии в 1994—1996 гг. зарегистрированы две чебоксарские мусульманские общины: "Хаклык" и "Нуруль ислам". Местные городские власти
выделили им земельные участки под строительство мечетей. Институтом "Чувашгражданпроект" по заказу Всетатарского общественного центра Чувашии для общины "Нуруль ислам" под руководством главного архитектора Рахимова Р. К. разработан эскиз мечети, а архитектором Ибрагимовым А. Л. — эскизный проект мечети "Хаклык". В основу мечети "Нуруль ислам" положена идея размещения здания в структуре города с учетом концентрации мусульманского населения в Чебоксарах с тем, чтобы создать посетителям мечети условия не только для молитв, но и для совершения других религиозных обрядов, общения и учебы. Мечеть имеет два этажа и функционально разделена на три части: непосредственно мечеть, блок администрации Всетатарского общественного центра и блок помещений для траурных ритуальных обрядов. Архитектурный образ решен с использованием восточных мотивов, характерных для зданий такого назначения. Своеобразие сооружению должны придать минарет и купол,имеющий специфические очертания, отличающиеся от куполов христианской архитектуры. Восточные мотивы введены также в членение фасадов и форму входных порталов. Оригинален и эскиз мечети "Хаклык": вместимость рассчитана на 600 человек с двумя высокими минаретами — 22, 1,2 саж. каждый, наибольшая ширина 12,1,2саж. „длина—18,3/4саж., высота до карниза — 4 саж.
В ряде сел при мечетях действуют мектебе. Так, в Шыгырданах при соборной мечети обучаются 20—25 детей, в Татарских Сугутах — 25— 30, в Трехбалтаево —30—40 человек. Кроме того, в общеобразовательных школах по договоренности с дирекцией Урмаево, Токаево, Полевые Бикшики, а также в Чебоксарах муллы в неурочное время проводят беседы. В программу мектебе входит изучение Корана, столпов ислама и веры, арабского языка. Для этих целей Духовные мусульманские управления осуществляют широкую издательскую деятельность: большим тиражом выходят религиозные журналы, газеты, лунные календари, брошюры, буклеты, регулярно издается на татарском и русском языках Коран, различная религиозная и каноническая литература типа "Столпы ислама и веры", "Основы ислама", "Ислам сегодня", "Любите Аллаха" и т. д. Мулла чебоксарской общины "Хаклык" Айрат Хайбуллов организовал кружок по изучению "Основ ислама", в котором принимают участие взрос-лые и дети, кроме того, он проводит занятия и в Чебоксарской колонии.
Проведенный опрос жителей Батыревского, Комсомольского, Шемуршинского районов и Чебоксар показал, что среди взрослого населения в духовных заведениях обучалось 1,8% от всего числа опрошенных (460 человек татарской национальности). На вопрос "Хотели бы Вы, чтобы ваши дети посещали мек-тебе?" были получены такие ответы: Шыгырданы — да 15,6%, нет 7,6%, Кзыл Камыш — да 2%, нет 2%, Байдеряково — да 2,8%, нет 3,2%, Кайналык — да 4,2%, нет 1,8%, Кзыл Чишма — да 2,2%, нет 1,8%, Именево — да 3,6%, нет 1,2%, Татарс-кие Сугуты — да 5%, нет 4%, Ян-гильдино — да 3,4%, нет 2,6%, Че-боксары— да 13, 6%, нет 16,4%. От всего числа опрошенных: по всем населенным пунктам изъявили желание обучать детей религиозным основам — 52,4%, нет — 47,6%.
В последние годы в Чувашии установились контакты с мусульман-скими странами. Так, в Чувашском государственном университете обучаются студенты из Иордании, Палестины, Сирии, турецкого Курдистана, где господствующей религией является ислам. В свою очередь чебоксарская молодежь выезжает на учебу в Турцию.