Чувашская республика
Официальный портал органов власти
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Уважаемый пользователь.

Данный сайт обновлен и вы находитесь на устаревшей версии. Чтобы просмотреть актуальную информацию, перейдите на новую версию сайта http://www.cap.ru/. Данная версия будет закрыта в ближайшее время. 

Спасибо за понимание.

Ислам в Чувашии в 20-30 годы

С первых лет существования Советской власти и до середины 20 годов основной акцент государственной политики и пропаганды был направлен на разоблачение классовой сущности ислама. Особое внимание уделялось развитию национальных культур народов, исповедующих мусульманство, свободных от влияния идеологии панисламизма и пантюркизма. Результатом этого стало то, что рядовое духовенство было готово признать Советскую власть. Многие современные исследователи, а также мусульманское духовенство считают, что в первые послереволюционные годы богослужения в мусульманских храмах не ограничивались и не запрещались Советской властью (9, 13, 66).Советское государство в эти годы исходило из того, что вопрос об отношении к исламу в регионах его распространения был прежде всего вопросом политическим, от реше-ния которого зависели во многом прочность завоеваний революции и отношение к ней трудящихся масс. С учетом этого предписывалось в районах распространения ислама проявлять большую осторожность в борьбе с религиозными проявлениями. Считалось, что против них нужно бороться не прямым отрицанием религии, а путем распространения грамоты, открытия школ, клубов, читален, распространения познаний по истории земли и человека (см. 56). Первым государственным актом стала публикация Воззвание Совета Народных Комиссаров "Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока". Согласно этому документу правительство объявило верования и обычаи мусульман России, их национальные и культурные учреждения свободными и неприкосновенными. В декабре 1917 г. было принято решение о выдаче Краево-му мусульманскому съезду "Священного Корана Османа" из Госу-дарственной публичной библиоте-ки (9, 64, 56, 66). По-разному были восприняты первые шаги Советской власти в решении национальных и религиозных вопросов. Так, в Казанской гу-бернии в 1917 году создаются коми-теты мусульман, Центральное бюро мусульман, Милли шуро (национальный совет), Харби шуро (военный совет). Распространялась идея создания "Волжско-Уральских штатов" (Идел-Урал-Штаты). Центральное бюро мусульман в 1917 г. собирало неоднократно съезды, в которых принимало участие до 300 мулл и ишанов во главе с муфтием Г. Баруди. Во главе мусульманских общин, как правило были состоятельные люди, лишенные многих привилегий. Они стали противниками новой власти. Оренбургское духовное управление 18 апреля 1918 г. выпустило воззвание, в котором отстаивалась идея национального управления — Милли идарэ (9, 66). Следующим актом Советской власти стало принятие Конституции РСФСР V съездом Советов в 1918 г., в законодательном порядке оформившая основные принципы национальной и религиозной поли-тики. С февраля 1918г. при Народном комиссариате по делам нацио-нальностей начал функционировать Комиссариат по делам мусульман внутренней России. В губерниях были созданы местные мусульманские комиссариаты. Мусульманское духовенство распоряжалось вакуфными землями и имуществом, по-ступлениями от закята. В руках му-сульманского духовенства находи-лись шариатские суды, через кото-рые разрешались гражданские и прочие конфликты, под их влияни-ем находились сельские общины (джамаат). Начавшийся голод в Поволжье и опубликование "Декре-та об изъятии церковных ценнос-тей" никак не отразились на имуще-стве мечетей Чувашии, которые, кроме пяти стен, керосиновых ламп, нескольких ковров из сукна и хол-ста, ничего больше не имели. В начале 20-х годов было пере-смотрено решение о некоторых вакуфных землях и возвращении их религиозным организациям, а так-же легализации конфессиональных школ. Вакуфные земли, сады, пахот-ные участки, расположенные в чер-те городов, сел были возвращены мечетям и медресе. Предусматрива-лось, что средства, выручаемые от использования этих земель, полно-стью должны поступить на содержа-ние служителей культа и обслужи-вающего персонала, учащихся, на подготовку мулл, уплату государ-ственных налогов. Все конфессио-нальные школы содержались за счет вакуфов. По-разному восприняли эти решения представители мусуль-манского духовенства. Так, в Батыревском уезде Шихирдановской во-лости в 1924 г. в результате поста-новления ВИК "Об отчуждении у татарских мулл лишней земли" мул-лы стали вести агитацию, чтобы ве-рующие пошли в сельсовет с требо-ванием отмены этого решения (169, д. 27). Для взаимодействия Советской власти с религиозными организаци-ями было принято решение о их ре-гистрации в государственных орга-нах. В июне 1923 г. на территории Чувашской автономной области в НКЮ и НКВД было зарегистриро-вано 42 мусульманских общества и 590 представителей духовенства, ко-торые и взяли ответственность со-держать на свои средства мечеть. В Цивильском уезде татарские насе-ленные пункты с действующими мечетями были перечислены в Тата-рию. В списке зарегистрированных мусульманских общин фигурируют 4 мечети деревни Белая Воложка (Киксары). Эта деревня чувашская, расположена на Территории Яльчикского района, и татарское насе-ление там никогда не проживало, а жители деревни относят себя к пра-вославному вероисповеданию. Воз-можно, в список попала деревня Белая Воложка, находящая на тер-ритории Татарии. В отчетах о количестве мечетей в Чувашии на про-тяжении 20—30 гг. упоминается цифра 38: Батыревский р-н Долгий Остров — 2 мечети духовенство — 29 человек Кзыл-Чишма — 2—26 Новые Чепкасы — 1— 10 Полевые Бикшики — 3—45 Татарские Сугуты — 2—25 Татарские Тимяши — 2—11 Шыгырданы — 8—95 Комсомольский р-н Татарские Шуруты — 1—12 Токаево — 1—17 Урмаево — 3 —60 Чичканы— 1—19 Татарские Альбусь-Сюрбеево— 1—14 Шемуршинский р-н Асаново — 1—6 Байдеряково — 1—25 Трехбалтаево — 2— 21 Яльчикский р-н Ишмуразино-Суринск — 2—15 Белая Воложка — 4—60 Новые Бикшики — 3— 45 Козловский р-н Альменево— 1—10 Янгильдино — 3 —45 (158, дд 314, 316, 159, д. 713). В татарских селениях соборные мечети, малые квартальные обслу-живало пять-шесть духовных лиц: мулла, кадий, два члена шарсуда, два будуна (псаломщик). Мечети владели 25-30 десятинами земли, большинство этой земли сдавалось в аренду. В руках мусульманского духовенства находилось просвеще-ние: мектебе и медресе. Духовенство представляло собой наиболее гра-мотную часть населения. В подавляющем большинстве в сельских населенных пунктах не было пока других, кроме мечети, обществен-ных помещений, где бы могли со-браться мужчины. Поэтому мечети оставались центром общественных собраний. В мечетях составлялись списки домохозяев, проводился подворный опрос, распределялись сельскохозяйственная техника, ин-вентарь, семена, выделяемые госу-дарством. Известны случаи, когда после богослужений в мечети изби-рались делегаты в сельский совет. В последующие годы центром этих мероприятий стали светские школы (164, дд. 95, 220, 165, дд. 12, 48, 533, 533а, 167, дд. 1, 7, 8). На территории России в 1923 г. было создано Центрально-россий-ское мусульманское управление во главе с Султаном Галиевым, а так-же Совет духовников (Голэма шурасы), созданный при Оренбургс-ком духовном управлении, которые проводили съезды духовенства Среднего Поволжья, Кавказа, Кры-ма, Казахстана, Сибири с целью объединения мусульман. В 1925 г. к духовному правлению Внутренней России и Сибири присоединились Среднеазиатские религиозные об-щины мусульман, количество об-щин возросло до 10 тысяч, мухта-сибатов — до 1200, увеличился и де-нежный объем пожертвований в пользу мечетей. Духовным управле-нием и всем духовенством мусуль-ман в 20-30-е годы руководил Риза Фахрутдинов, один из авторитет-нейших в татарских духовных кру-гах. На Всероссийском съезде му-сульманского духовенства, открыв-шемся 25 октября 1926 г. в Уфе, было заявлено: "Съезд выражает от имени всех мусульман благодар- ность и преданность Советской вла-сти, защитнице угнетенных народов Востока, и обещает поддерживать Советскую власть в ее мероприяти-ях по укреплению завоеваний рево-люции" (56, 66). В государственном архиве Чува-шии сохранились дела с анкетами священнослужителей (мулл), в кото-рых на вопрос "Ваше отношение к Советской власти", все заполнив-шие анкеты ответили" Сочувствен-ное (158, д. 151). К 1929 г. ситуация в стране резко изменилась под воздействием двух различных подходов к новой эконо-мической политике, к формам про-ведения коллективизации. Возобла-дали сторонники "жесткой" линии административно-командного уп-равления страной, что проявилось в отношении к религии, церкви и ве-рующим. На место была направле-на директива за подписью Л. М. Кагановича, в которой религиозные организации объявлялись силой, противостоящей Советской власти и использующей свое влияние на массы для ее дискредитации. Дан-ная директива была принята как ко-манда к широкому применению репрессивных мер по отношению к руководителям религиозных орга-низаций и к закрытию храмов на ос-новании административных реше-ний. В целом эти меры не затрону-ли на территории Чувашии мусуль-манские общины: по данным на 1 января 1930 — 1933 гг. их действо-вало 31 из 38, священнослужители 307 человек. В селе Шыгырданы в 1929 г. было принято решение о строительстве девятой мечети, был заготовлен материал (765, д. 533 а). В эти годы в острой борьбе с ис-ламскими служителями культа проходило становление светской школы в татарских селах, поэтому многие мусульмане препятствовали обучению своих детей в новых школах. Продолжали действовать религиозные школы, которые действовали при многих мечетях. Легально функционировали мусульманские учебные заведения — низшие (мектебе) и средние (медресе), местным органам давались директивы не препятствовать их деятельности. Исследования, проведенные в Волжско-Камском крае в начале 1933 г. под руководством Маторина Н., охватившие и Чувашию, по-казали, что остается существенное влияние ислама на социальную ори-ентацию, на нравственные нормы и поведение населения татарских сел. Нравственные нормы ислама, столетиями внедрявшие в сознание верующих идею покорности Аллаху как основу их поведения, так или иначе сказываются на образе жизни людей, исповедующих ислам. Безоговорочное выполнение предписаний мусульманского образа жизни контролировалось, помимо мусульманского духовенства, специальными людьми — раисами, обеспечивающими совершение пяти ежедневных молитв и соблюдение поста ураза. Ограниченность социальных связей, почти всеобщая неграмотность, отсутствие средств коммуникации и массовой информации приводило к тому, что для мусульманина мечеть являлась центром всей его духовной жизни (97, 169, д. 280,). Начиная с 1934—1935 гг., наряду с сообщениями, подобно этому: "В Шихирдановском районе муллы в 1935 г. состоят в колхозах, права го-лоса не лишены и в рядах колхозников ведут религиозную работу" стали появляться и такие: "Ряд мулл служат без предварительной регистрации", "Среди татарского населения в деревне Ишмурзино-Суринск зажиточные и религиозные личности в количестве 15-20 человек и председателя совета Танеева выражают недовольство Чувашреспубликой и открыто ведут агитацию перехода в Татарскую республику". В середине 30-х и начале 40-х годов это стало одной из причин перехода к активному закрытию религиозных объединений. На протяжении этого времени последовала организация собраний избирателей по месту действующих мечетей (169, дд. 27, 48). Вот несколько примеров таких собраний, в татарских селах Батыревского, Комсомольского, Яльчикского районов проводимых по принятию решений о закрытии действующих мусульманских приходов и мечетей: "В деревне Кзыл Чишме Батыревского района собрание 1-го при-хода состоялось в 1939 г., было ре-шено: мечеть подлежит закрытию и передаче под нужды сельского Со-вета. В собрании участвовало из 279 избирателей 157 человек». "На сельском сходе в Чиганарах Комсомольского района в 1939 г., на котором из 284 избирателей при-сутствовало 162 человека, было принято решение: здание мечети, пустующее с 1938 г., передать на нужды сельского Совета, а общину распустить». "В Ишмуразино-Суринске Яльчикского района в 1934 г. действо-вали две мечети. По решению собрания в декабре этого года мечеть вто-рого прихода была закрыта, и все население деревни было переведено в состав первого прихода. На со-брании в 1940 г. из 440 избирателей деревни присутствовало 293, из них 291 человек проголосовал за закры-тие первого прихода". "В 1940 г. на сельском собрании решался вопрос о закрытии мечети в Токаево Комсомольского района. Из 287 избирателей присутствовало 183. Члены религиозного совета: Азазов Г., Вахитов К., Мифтахудинов Ш., Файхуллин И., Мухутдинов Ф. поддержали решение о ликвидации прихода и передаче здания мечети в распоряжение сельского Совета". "В протоколе собрания второго прихода Полевых Бикших Батыревского района от 3 марта 1940 г. сообщается о ходатайстве общего со-брания граждан по закрытию мечети. В информации И. Т. Ярханова отмечается, что мечеть бездействует с 1938 г, текущий ремонт не про-изведен. На ремонт необходимо 5700 руб., охраны нет, служителей культа 5 человек, приход объединяет 112 дворов. На собрании из 191 избирателя участвовало 179, за закрытие проголосовали 175 избирателей. На собрании также выступили бывшие метевели (члены совета мечети) Хамдеев С., Вахитов Л., Сувханукулов С., Исханов Н. с заявлением, что религиозное объединение второго прихода распалось в 1937г. "(159, дд. 713, 714,1139,1140, 1142). Таким образом, к концу 1940 г. большинство молитвенных домов мусульман было закрыто, действующими мечетями оставались единицы, татарское население Чувашии все обряды стало выполнять на дому. По архивным материалам нет возможности установить количество привлеченных к репрессивным мерам, из среды мусульманского духовенства на территории Чувашии тем более об их расстреле во второй половине 30-х и начале 40-х годов. В списках, публикуемых на страницах "Советской Чувашии" в наши дни о реабилитации незаконно репрессированных жителей Чувашской Республики, есть лица татарской национальности без указания социальной принадлежности. Некоторые жители татарских деревень и сел Батыревского и Комсомольского районов в беседах заявляют об аресте и высылке мулл.
Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика