Ислам, как и любая другая религия, на протяжении всей своей истории испытывал внутреннюю борьбу, в результате которой появились два основных течения — суннизм и шиизм. В Среднем Поволжье приверженцы ислама в основном являются сторонниками суннизма. Социально-политические интересы определенных кругов и общественные перепады порождали мистико-аске-тические течения типа суфизма, мюридизма. Широкое распространение среди татар Казанской губернии в начале XX в. имел суфизм. Идеология этого движения в Среднее Поволжье проникла через мусульман Турции, Средней Азии и имела геополитические цели. Проникновение суфизма связывают также с налаживанием торговых отношений между странами. Основой суфизма являются и социальные установки — осуждение богатства и пропаганда культа бедности, а также восхваление Аллаха. В отличие от ортодоксального ислама суфизм предлагал постижение Аллаха без посредничества официального духовенства под руководством святых шейхов и ишанов.
Другим направлением, имеющим место среди приверженцев ислама Поволжских губерний, был мюридизм, который существовал в форме ишанизма. Во главе духовного управления стали ишаны. Влияние этих авторитетных людей охватило в конце XIX и начале XX в. большое число татар, проживавших от Перми до Астрахани, от Уфы и Оренбурга до Омска и Иркутска. В этих регионах во всех городах и крупных населенных пунктах были ишаны. Возникали целые династии ишанов: Ваисовых (отец Вагави и сыновья Гайнан и Газизджан), Расулевых (отец Зайнулла и сыновья Габдрахман и Кадыр). В основе мюридизма или ишанизма лежит идея постижения Аллаха под руководством "святых" шейхов и ишанов (66).
В первое десятилетие XX в. среди мусульман Среднего Поволжья заметное влияние получило учение
о "единстве" и "братстве" всех мусульман, в основе которого лежат идеи религиозно-политических направлений, как панисламизм, пантюркизм и пантуранизм. Внедрением идеологий этих направлений занималась созданная организация "Иттфаки муслимин" (Союз мусульман). В программу этой организации включалось: сохранение мусульманского духовного управления во главе с Верховным муфтием, создание Мусульманского комитета ("Мэхкэмэи исламия") как высшего законодательного органа мусульман. В его компетенцию должно было входить: регламентация прав Верховного муфтия, заведование вакуфным имуществом, забота об его увеличении, утверждение имамов, мударрисов, мугаллимов, муэдзинов. Этот орган должен был образовывать на местах нижестоящие инстанции, губернские, уездные меджлисы, во главе которых должен был стоять представитель духовенства. Программа комитета была направлена на создание "культурно-национальной" и "религиозно-национальной" автономии российских панисламистов-пантуранистов, на использование создавшихся условий для создания мусульманского государства с тем, чтобы включить его в "конституционную монархию" турецкого султана-халифа. Комитетом были созваны несколько съездов своих сторонников, которые открывались молитвами Аллаху и приветствиями турецкому султану — "халифу мусульман всего мира" (56, 66).
По архивным источникам трудно проследить, имели ли место эти течения среди рядовых верующих мусульман действующих махалля на территории чувашских уездов. Можно лишь предположить, что духовное руководство мусульманских приходов Цивильского, Чебоксарского, Ядринского и Буинского уездов не стояло в стороне от идейно-политических процессов, происходящих в исламе. Об этом свидетельствуют события начавшиеся в результате социально-политических, экономических и религиозных перемен после 1917 г.