Наряду с мечетями широкое развитие получили относящиеся к архитектурному строительству мемориально-надгробные сооружения, которым отводилась значительная роль и которые имели свое историческое продолжение в последующие этапы развития культуры и искусства в Среднем Поволжье. Наиболее простейший из распространенных типов надгробных сооружений — вертикально поставленная, врытая в землю каменная плита прямоугольного очертания с резной орнаментально-каллиграфической узорной надписью над поверхностью. В Булгаре в этот период существовала крупная мастерская по производству надгробий. Ее изделия сооружались почти на всей обширной территории Булгарского государства. Эти памятники как особый феномен художественной культуры, возникший на основе синтеза архитектуры, резьбы по камню и каллиграфии, можно рассматривать как достижение в области зодчества, разрешение декоративны элементов на плоскости (арки различных очертаний, варианты скульптурных рельефов, орнаментально-каллиграфического узора) и влияние мусульманства в системе пропаганды на народы этого региона.
По описаниям татарского ученого прошлого века Каюма Насыра, в Чебоксарском уезде есть село Джамаш, раньше оно было мусульманским и называлось Селом Казаков. В 1700 г. первые поселенцы — казаки разъехались и на их место пришел чуваш Джамаш. Его род разросся, и село стало чувашским. В Джамаше была хорошая мечеть, ее затем перенесли в деревню Кукеш (Кугушево), которая продолжала стоять вплоть до 1873 г. На кладбище Джамаша долгое время сохранялись несколько надписанных камней. Надписи сделаны в 1693 и 1727 г., выполнены они выемчатой резьбой (107).
По его же сведениям, в деревне Шигали живут чуваши крещенные и некрещенные. Деревня расположена вблизи Мамадыша в Цивильском уезде. Раньше в XVI в. она целиком была мусульманской, точнее в ней проживали чуваши мусульманского вероисповедания. На кладбище Шигали стоят два-три камня, надписи на которых трудно прочесть. Остаточные тексты позволяют говорить, что они были установлены в XVI и XVIII вв. На одном из камней выбиты следующие
слова: "В тысяча сто тридцатом году (1713) сын Бикбулата хаджи Мирза покинул этот мир". На другом камне сохранилась выполненная изящным шрифтом надпись: "В году девятьсот пятидесятом сын хаджи Шиш погиб на войне с неверными". Камень был поставлен давно, еще до взятия в 1552 г. Казани. Надгробия принадлежали людям из сословия богачей или духовной знати. Об этом говорит красота отделки и совершенство письма. В Цивильском уезде в деревне Кугушево (Кукеш) на местном кладбище есть камень, в точности повторяющий камень с кладбища Шигали. Надпись на этом камне выполнена выпуклым шрифтом и гласит: "В году девятьсот пятидесятом (1553) сын Шумбак би Джаберхан", остальная часть надписи скрыта под землей (107).
В наши дни надгробные памятники прошлых лет сохранились в Батыревском районе в селе Тойси, у деревни Яншихово, в Комсомольском районе на территории кирпичного завода села Новочелны-Сюрбеево, в Урмарском районе у сел Ковали и Старые Шигали. В деревне Ново Буяново Шемуршинского района на юго-западной окраине находится мусульманское кладбище. С начала XX в. проводилось несколько полевых экспедиций по изучению надгробий так называемого "Мишер масаре" кладбища. В 1908 г. некий Г. Коколь дал такое описание: "Около деревни Ново Буяново есть старое кладбище. Тут есть два: столба, они оба из белого камня. Высота одного — 2 аршина, ширина 3/4 аршина, на нем есть надпись. На другом надписи нет. Застал молящихся на коленях татар из Шы-гырдан. Они говорят, что тут погребены благочестивые мусульмане — воины со времен Казанского царства" (169, д. 168).
Затем последовали экспедиции в 1929 г. и 1935 г. Для прочтения надписи был приглашен приезжий мулла, который отчетливо прочитал дату 1108 и имя покойника "Пинчура". Но наиболее весомый вклад по изучению надгробий в деревне Ново Буяново принадлежит казанскому эпиграфическому отряду археологической экспедиции, возглавляемой Г. В. Юсуповым в 1961 г. По его описанию, камень остроконечный, с вырезанной надписью и орнаментальным узором. Размер камня высота— 140 см., ширина 54 см., толщина 35 см. В верхней части камень обломлен, в одном месте следы пиления. Надпись на камне: "Тысяча сто восьмой было, Тинчуры сын Бикчура из мира ушел. Бикбу-лат Мурза"
( В 1949 г. это место и надгробия постановлением Совмина ЧАССР взяты под охрану.)