Чувашская республика
Официальный портал органов власти
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Уважаемый пользователь.

Данный сайт обновлен и вы находитесь на устаревшей версии. Чтобы просмотреть актуальную информацию, перейдите на новую версию сайта http://www.cap.ru/. Данная версия будет закрыта в ближайшее время. 

Спасибо за понимание.

Динамика строительства мечетей в Среднем Поволжье

История мусульманской культовой архитектуры — "белое пятно" в культуре народов Среднего Поволжья. Имеется очень мало сведений о средневековых мечетях. Практически мало сохранилось материала и о культовой мусульманской архитектуре ХУИ-ХУШ вв. Самые ранние из дошедших до нашего времени культовые постройки ислама — это несколько мечетей второй половины XVIII в. Все они были построены профессиональными русскими архитекторами в европейском стиле. Напрашивается вопрос: "Почему не дошли до нас более ранние памятники культовой архитектуры?" Причин здесь несколько, но основная, по мнению исследователей, жестокая борьба между мусульманством и христианством. Наиболее известными этапами этой борьбы стали две попытки массового крещения нерусских народов Поволжья, сопровождавшиеся насилиями и законодательным разрушением мечетей: при Иване Грозном в XVI в. и при Елизавете Петровне в первой половине XVII в. По этому поводу единства мнений нет. Так, одни исследователи считают, что до первой половины XVIII в. в Казани и уезде не строились мечети вовсе, либо строились в небольшом количестве. По указу Ивана Грозного после взятия в 1552 г. Казани было разрушено большое количество мечетей и на их месте построены церкви: "Мечети поганые раскопать и святые церкви на их месте возвести" (133, 136). Другие исследователи заявляют, что дело обстояло иначе. Указы Ивана Грозного и его сына Федора Иоанновича о разрушении мечетей касались лишь Казани как новой христианской столицы Поволжья, а не других татарских поселений, о чем подтверждают царские указы типа "где татары живут деревнями, в которых жительства русских и новокрещенных нет, таких до построения мечетей допустить". Есть свидетельства, что после разрушения казанских мечетей они сохранились в удельных населенных пунктах вплоть до конца XVII в. Ломали далеко не все мечети, а лишь новопостроенные и близкие к поселениям новокрещенных. Если бы мечети разрушали в удельных поселениях, то были бы изданы специальные указы, но среди их многочисленного числа таковые не встречаются. В XVII в. татары продолжали возводить мечети, в результате чего в 1736 г. специальным указом было введено ограничение на их строительство (67, 111, 133, 136). Таким образом, кризис местного культового зодчества, вызванный запретительными актами царского правительства по отношению к мусульманам Поволжья, не смог уничтожить основные традиции. Не смотря на то, что в Казани не сохранилось и не было построено вновь ни одной каменной мечети вплоть до 1767 г., оставшихся зданий числом более половины от их первоначального количества в других местах было вполне достаточно для сохранения преемственных черт в архитектуре. В 1742-1744 гг. в Казанской губернии сохранилось око- ло 250 мечетей и множество за ее пределами. Возобновившееся строительство их, особенно каменных, вызывало сопротивление властей, в связи с чем все известные в наше время каменные мечети были построены во второй половине XVIII в. по именным указаниям царей. К ним относятся мечети в слободе Каргалы Оренбургской губернии 1744 года, две мечети в Казани 1767 и 1768 годов, мечеть в Касымове Рязанской губернии 1768 года (136). К середине XVIII в. строительство татарских монументальных сооружений пришло почти в полный упадок, и лишь реформы Екатерины II, "даровавшей" свободу вероисповеданиям и торговле мусульманам Поволжья, открывают новый этап возрождения утраченных традиций татарского монументального зодчества. В результате было выстроено большое количество мечетей в различных местах проживания мусульман. Во второй половине ХУШ в. почти в каждой татарской деревне находились молитвенный храм и училище для детей, которых обучал живущий тут мулла (111, 121). Мечети строились в основном за счет прихожан, купечества, предпринимателей, благотворителей. Так, анализ строительства мечетей на территории Чувашии (Цивильский и Чебоксарский уезды Казанской губернии, Буинский уезд Симбирской губернии) показывает: три мечети построены на средства купцов, шесть — за счет благотворителей — состоятельных жителей сел и деревень, остальные — на средства прихожан. Мечеть пяти или шестистенная, одноэтажная, деревянная обходилась в среднем в 354 руб. 50 коп. На территории Чувашии все мечети были построены из дерева Статистика показывает, что мечети строились в основном в XIX в. В Казанской губернии динамика строительства распределяется следующим образом: мечети, построенные до начала XIX в., сохранились в количестве 118, на протяжении всего XIX в. и начала XX в. их число увеличилось до 5 тысяч по одним источникам, а по другим — до 8 тысяч. По нашим подсчетам на основе архивных материалов динамика возведения мечетей в Симбирской губернии выглядит так: в Симбирске 1 — вторая половина XIX в.; Симбирский уезд мечетей 24; 7 мечетей в первой половине XIX в, 17 — во второй половине XIX в.; Сингелевский уезд 10 мечетей; 2 — в первой половине XIX в.; 8 — во второй половине XIX в.; Ардатовский уезд мечетей 37; 6 мечетей — в первой половине XIX в.; 31 — во второй половине XIX в.; Сызранский уезд 7 мечетей; 1 — в первой половине XIX в.; 6 — во второй половине XIX в.; Буинский уезд 89 мечетей; 2 мечети в конце XVIII в.; 18 — в первой половине XIX в.; 69 мечетей во второй половине XIX в.; Карсунский уезд 8 мечетей — все во второй половине XIX в. По всей Российской империи к этому времени действовало около 30000 мечетей (66, 142, дд. 2358, 2421, 151, дд. 499, 1072). Дело о разрешении строительства мечетей производилось по утвержденному порядку Устава строителей ст. 154—159, изданному в 1900 г. По каждому приговору татарского общества, ходатайствующего о разрешении строительства новой мечети, должно было учитываться: отсутствие соблазна перехода православных в магометанскую веру, наличие плана мечети и отведенного места для застройки. Строительство начинали, если вопрос о возведении мечети был решен по инстанциям. Так, Симбирское Губернское Правление согласно закону ст. 154, 155, 156 и 159 Устава строителей удовлетворило прошение крестьян дер. Шыгырдан от 1906 г. "на постройку седьмой мечети". Крестьянами деревни были представлены в строительное отделение проект на постройку мечети и другие надлежащие документы. Постройка мечети была произведена по утвержденному плану с соблюдением требований ст. 159 Устава. Выстроенная мечеть была освидетельствована Полицейским Чиновником, который об этом и донес Губернскому Правлению, а также уведомил Оренбургское Магометанское Духовное Собрание (154, д. 1343).
Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика