Особое опасение на протяжении всего XIX вв. в миссионерских кругах Симбирской, Казанской, Саратовской губерний вызывала близость чувашских поселений к татарским. Считалось, что это создает все условия для проникновения в среду чувашей ислама. Так, священник Пчелов А. писал: "Ряд чувашских деревень представляет из себя опаснейшее место в миссионерском отношении. Поистине в этих деревнях полное царство ислама. Здесь пропаганда ислама достигает небывалых успехов, географическое и экономическое положение деревень дает полную возможность ежедневно бывать в них татарам, что представляет большие удобства для пропаганды ислама. Деревня окружена со всех сторон татарскими селениями. Экономическая зависимость чувашских сел от татар благоприятствует распространению ислама. Известно, что чуваши с давних лет занимаются исключительно земледелием, среди них нет торговцев, ремесленников. Без земли чуваши не могут существовать. Если у них ее мало, то они арендуют на стороне, преимущественно у жителей соседних деревень. В совместных деревнях чувашское население занималось в основном сельскохозяйственным трудом, а ремесленным (портные, сапожники, торговцы, часовщики, плотники, красильщики, коновалы и пр. ) — татары. Кроме того, по деревням ходят разные татары, выдающие себя за мусульманских проповедников. Все татары в сношениях с инородцами не удовлетворяются одной сделкой по чисто житейским надобностям, постоянно имеют целью свою пропаганду. Пользуясь племенным сходством, знанием инородцами татарского языка, татары стараются прежде всего завербовать в свое учение богатых и видных инородцев, на которых остальные чуваши привыкли смотреть как на авторитетных людей и коим следует подражать. По клировым ведомостям все чуваши числятся православными христианами, при крещении получают христианские имена, но тайно большинство исповедуют мусульманство и носят одновременно татарские имена. В таком положении они находились на протяжении нескольких сотен лет, не осмеливались открыто исповедовать ислам, опасаясь суровых мер воздействия, и поэтому не ходатайствовали перед правительством о разрешении официально перейти в мусульманство и образовать мусульманский приход" (115).
Православные миссионеры на страницах епархиальных изданий "Православный собеседник", "Инородческое обозрение" писали: "Чуваши — язычники Казанской губернии живут в соседстве с татарами — мусульманами и имеют частые с ними сношения, они ездят друг к другу в гости. Редкий некрещенный чуваш не умеет говорить по-татарски, большинство чувашей усвоило татарский язык и их трудно отличить от природных татар. У татар сильно развита религиозность, и они ревностно относятся к распространению своей веры, стараясь приобщать к ней чувашей-язычников, которых нетрудно, по их мнению, соблазнить. "Вы хоть и некрещенные, но ваша вера почти походит на нашу веру, поэтому вам легко перейти в мусульманство", — говорят татары" -(179, 1877 г., 184, 1886г.).
Вот еще один характерный пример ассимиляции чувашей и татар: Деревня Кушелга (Тетюшского уезда, ныне Яльчикского района) входила в приход села Ново-Тинчурино. С основания название деревни было "Кушелга" от татарского "кушлытка", что означает "дуплистое укромное место". Второе название деревни чисто чувашское "Хавал Сырма" — кустарный овраг и третье название Эндри-Анд-реевка. По преданию, некий чуваш Андрей с другими крестьянами из деревни Цивильского уезда "Хавал Сырма" переселся в Тетюшский уезд, и татарская деревня стала чувашской, хотя жители утверждают, они исконно были чувашами. В деревне по просьбе жителей в 1883 г. была открыта Братская школа, преподавал в ней учитель из старокрещенных татар Петр Платонов. Учил он детей на татарском языке, за что школа была закрыта и учитель выслан из деревни. В 1884 г. чебоксарский епископ Кирилл своим распоряжением открыл школу, назначив Л. Лаптева, знающего чувашский язык, преподавателем. Совет Братства св. Гурия выделил 50 руб. в год на содержание школы (115).
Такое положение во многих деревнях существовало до 1905 г., когда указом от 17 апреля было объявлено о свободе совести, часть крещенных чувашей в Самарской губернии открыто заявила себя исповедниками Магомета и некоторые семьи получили разрешение перехода из православия в магометанство. Они стали без разрешения открывать молельные дома и школы, в которых преподавали учителя из татар, деньги на содержание и религиозную литературу поступали из Оренбурга (184).
Об этом же свидетельствуют и материалы по Казанской губернии: "Новые движения 1905 г., возникшие после указа 17-го апреля и Манифеста 17-го октября, проникли и к поволжским инородцам-чувашам. Прежде всего мы видим, что среди чувашского населения Казанской губернии за последние два года усилилась мусульманская пропаганда, которая хотя и в прежнее время проводилась здесь, но тайно и осторожно. Пропагандистами являются татары из ближайших к чувашам селений. В результате их деятельности не только язычники, но местами и крещенные чуваши десятками и сотнями отпадают в магометанство. Казалось бы, что эти печальные факты из жизни чуваш должны побудить местных деятелей поставить дело христианского просвещения чуваш по системе Н. И. Ильминского, но на деле так не происходит. В более 200 чувашских приходах священников из чуваш нет. Местные деятели, руководствующиеся русификаторскими целями, стараются превратить их по внешности в русских мужиков, не желают дать чувашам единоплеменного духовенства и богослужения на родном языке, вследствие чего здесь православие привито к чувашам лишь внешним образом. Достаточно малейшего дуновения противного ветра или влияния ислама — православная вера этих чуваш разлетится, как мыльный пузырь" (184, 1906г.).
Однако в этих публикациях стали раздаваться тревожные нотки, связанные с надвигающейся угрозой с другой стороны: "Самое главное зло, какое теперь грозит христианскому просвещению чувашей, — это революционное движение, овладевшее некоторой частью молодых чувашских интеллигентов. В прежнее время все деятели из чувашей трудились в духе православия, не увлекаясь никакими посторонними веяниями. В 1905 г. появилась небольшая группа молодых образованных чувашей, которые в августе 1906 г. создали "Кружок деятелей по образованию чуваш". Вопросы религиозные и церковные ими совершенно игнорировались. Публикуемые ими статьи направлены в основном против православного духовенства, в них ни слова не говорилось против духовенства мусульманского, что способствовало татаризации чувашей, живущих в соседстве с магометанами. Читая эти произведения, чуваши постепенно утрачивают доверие к наставникам христианской веры и уклоняются в сторону магометанства, ищут истину у татарских мулл. Чуваши находятся под воздействием трех неблагоприятных влияний: ислама, последователи которого усиленно стремятся отатарить чувашей, внешней русификации, представители которой настойчиво и систематически подавляют самосознание чувашей во имя скорейшего внешнего обрусения их, и революционного движения" (184, 1906г., 186, 1907г.).
Причины, вследствие которых крещенные татары-чуваши переходят в мусульманство, по мнению православных миссионеров, были: племенное родство крещенных чуваш-татар с магометанами, единство языка и всестороннее исламское влияние, совершенное равнодушие русского православного духовенства к религиозному образованию крещенных чуваш-татар, усиленная пропаганда мусульманских проповедников.
Примеров отступничества много, хотя и принимались меры по противодействию перехода чувашей в ислам. Так, двух подстрекателей в Свияжском уезде Семена Иванова и Михаила Алексеева было решено освободить из-под стражи за пропаганду среди чувашей и водворить на место жительства, потому что они чистосердечно раскаялись в своих заблуждениях и дали подписку в том, что они, как и их семейства, всегда будут исповедовать православную веру. Во всех приходах Свияжского уезда числится отпавших чуваш-татар 1282 мужчин и 678 женщин, причем место жительства некоторых из них в Цивильском уезде (188, 1901 г.).
Деревня Киксары состоит из чувашей, татар. Первое название "Баймурзино" от татарского "бай" и "мурза". Второе название Киксары или Кайаксары Свияжского уезда, перевод с чувашского "желтая птичка". Есть и третье название чувашского слова "Эрре". Все жители этой деревни именуют себя крещенными татарами, говорят они на татарском языке. Их трудно отличить по одежде от православных чуваш, а в разговорной речи много чувашских слов, переделанных на татарский. По записи владельной описи чуваши именуют себя крещенными татарами (см. 116).
У жителей села Б. Тябердины и Курбаши Цивильского уезда нет ничего татарского, кроме языка. Все обычаи, обряды, одежда как у мужчин, так и у женщин домотканая-чувашская. По преданиям, Б. Тябердины образовались из выходцев села Старые Тябердины, в котором жили 6 братьев и 4 из них решили отделиться и поселиться на новом месте. Жители деревни говорят по-татарски, но они чуваши — у них сохранились древние верования киреметь (116).
В Ново-Шимкусинском приходе в деревне Байбатырево также говорят на татарском языке, но в последние годы от татарщины не осталось никаких следов, все говорят по-чувашски с татарским акцентом. В некоторых местностях Казанской губернии с чувашским и татарским населением весной до начала полевых работ чувашские парни и девушки водят хороводы. Собирается молодежь из 6-7 деревень, в хороводах участвуют крещенные татары из Болыиое-Тябердино, Старое Тябердино, Суринска, Хозеса-ново, Молькеево, Баймурзино, Старые Кырбаши и др. (116, 186, 1915 г.).
Православные миссионеры неоднократно отмечали, что "общественная и политическая жизнь в Казанской губернии определяется участием в ней мусульманского населения. Татары жили в полном мире и согласии с русским населением. Несмотря на пестрый этнографический состав губернии, до дней "освободительного движения", "дней свободы" 1905 г. инородческого вопроса не существовало. Единственно чего боялись, что их насильно обратят в христианство. Татары, твердя о своих попранных правах, всеми силами стараются увеличить число приверженцев ислама. По переписи 1897 г. в Казанской губернии 675 419 татар. На деле эту цифру надо сократить, так как в нее вошли и все чуваши, обращенные в мусульманство вовсе не добровольно. Поэтому не мешало бы прежде чем жаловаться на русификацию татар, самим прекратить татаризацию чуваш". Таково было их мнение (186, 1907 г., 188, 1908г.).
В Симбирской губернии влияние мусульманства на крещенных инородцев не имело такого места, как в Казанской губернии. Однако в Буинском и Симбирском уездах есть села и деревни, где крещенные чуваши не только перешли в мусульманство, но и совершенно отатарились, говорят на татарском и оде-
ваются как татары. Это такие населенные пункты, как, Буинск, Чепкасы, Ильметево, Шаймурзино, Трехбалтаево и др. Чуваши этих сел и деревень во времена отступнического движения в Казанской губернии крещенных татар приходили с ходатайством официальном разрешении исповедовать мусульманскую религию. Но такое разрешение они не получали. В посемейных списках (в волостных правлениях) они значились под мусульманскими именами. В 60-е годы XIX в. они писались двоякими именами — христианскими и мусульманскими. Мечети у них нет и до сего времени, но в каждой деревне был молитвенный дом с неутвержденным муллой, которого они называли "пятивременный мулла" (совершающий пятикратные суточные молитвы). Для совершения треб они обращались к муллам соседних деревень. Отатаренные чуваши более фанатичны, чем коренные татары-мусульмане. Так, например, некий Хасан Москов, отатаренный чуваш из деревни Буинск, находящийся на службе у помощника волостного старшины, на шутку волостного писаря, при обращении назвавшего Хасана прежним крещенным именем Иван Никитич, в ответ чуть было не получил удар ножом. Буинские татары (бывшие чуваши) резко выступают против переписи, выгоняют счетчиков. Данные этих переписей подтверждают, что ряд чувашей Цивильского, Тетюшского уездов Казанской губернии, Симбирского и Буинского уездов Симбирской губернии, а также отчасти Самарской, Саратовской губерний склонны к магометанству, посещают мечети и говорят на татарском языке. В тех местах этих губерний, где распространена христианская грамота на чувашском языке, стремление к исламу отсутствует (140).
В селе Бушанчи Свияжского уезда чуваши-выходцы из Тетюшского уезда проживали в 7 домах. Когда-то там были непроходимые леса. Переселившиеся сюда чуваши были язычниками. В 17 веке их крестили и для усиления христианства к ним подселили русских. Некоторые жители сбежали в татарские села и там ассимилировались с татарами. Так появился род Малеевых. Из рассказа муллы села, его отец был хорошим проповедником ислама и всех крещенных татар села, в том числе чувашей, обратил вновь в мусульманство несмотря на то, что в XIX в. было строго запрещено строить мечеть. Крещенные татары и чуваши носили двойное имя Иван и Хай-мулла, и если у Хаймуллы-Ивана рождался ребенок, он нес его не к священнику, а к мулле, который давал имя Ибрагим и записывал в татарскую метрику не Ибрагим Иванов, а Ибрагим Хаймулла или Хаймулла Ибрагим. Таких примеров по Свияжскому уезду много. Так незаметным образом чуваши отходили в ислам. В некоторых селениях в 1913г. действовали по 2-3 мечети, в них следов от предков-чувашей не осталось, хотя в книгах они числились старокрещенными чувашами. Такие села есть в Цивильском уезде, например, Теребердеево и др. (115).
С другой стороны, к этим крещенным татарам начало проникать чувашско-языческое влияние. Приняв название чуваши, они стали чуждаться татар, не отказываясь от природного наречия, подражали чувашам в одежде, образе жизни и особенно в религиозных обрядах: обзавелись кереметями, йырыхами, торями, йомзями и счали приносшь жертвы Кибе, Пичембару (см, 134).
Из самых действующих средств противодействия распространению ислама среди чувашей, признавалось за инородческими школами, братскими и церковноприходскими. Священники и учителя должны были привлекать в свои школы как можно больше инородцев. Поддерживалось мнение, что дети инородцев, учась вместе с детьми христиан и соблюдая вместе с ними повседневные правила христианской жизни, выходят из школ христианами по духу, а система образования, разработанная Н. И. Ильминским приносит пользу, преподавание в инородческих школах на инородческих наречиях до усвоения учениками русского языка помогает усваивать истины христианства, знакомит с их превосходством христианства над мухаммеданством или язычеством, сообразно местным условиям. Для руководства составлялись книги священной истории на чувашском языке, священниками В. И. Сквороцовым, В. С. Зайковым и Я. В. Турханом. (136).
Анализ переписи народов России в конце XIX в. показывает, что чуваши в Российской империи проживали в 15 губерниях, в 4 областях и 55 уездах в количестве 998 698 человек, среди которых, по данным известного исследователя истории чувашского народа Никольского Н. В., ислам исповедовали из чувашей 2334 человека обоего пола. Из них в Казанской губернии в двух уездах Спасском— 14 и Чистопольском — 64 человека, в Орском уезде Оренбургской губернии 5 человек, в Пензенском уезде Пензенской губернии — 305 человек, в Самарской губернии в двух уездах Бугульминском — 195, Бугурусланском — 379 человек, в Петровском уезде Саратовской губернии — 187 человек, в Буинском уезде Симбирской губернии — 363 человека и Уфимской губернии в трех уездах Белебаевском — 118, Мензилинском — 70, Стерлимском — -514 человек. Как видно из приведенных данных, чуваши исповедовавшие ислам, в конце XIX и начале XX века находились вне территории проживания основной массы чувашей Цивильского, Чебоксарского и Ядринского уездов Казанской губернии (106).