В IХ-Х веках, когда на территории Среднего Поволжья в раннефеодальном Булгарском государстве распространялся ислам, с этой религией столкнулись и предки современных чувашей, которые обитали на территории современных Самарской и Ульяновской областей, закамских и юго-западных районов Татарстана и юго-восточных районов Чувашии, а также частично на землях марийцев, удмуртов и мордвы. Во второй половине XIV — начале XV вв. в результате разорительных походов Тамерлана и русских князей Среднее Поволжье превратилось в "дикое поле". В XIII — начале ХУвв. монголо-татарскими завоевателями было уничтожено не менее 4/5 численности болгаро-чу-вашей. Оставшиеся в живых чуваши переселились в центральные и северные районы Среднего Поволжья (последствии Цивильский, Чебоксарский и Ядринский уезды). Пострадавшие от мусульман чуваши отпали от ислама и вернулись в лоно своей языческой религии. Такова трактовка известного чувашского историка Дмитриева (41)(Согласно антропологическим исследованиям 21,1 % современных чувашей - европеоиды, у 10,3% преобладают монголоидные черты, 68,6% относятся к смешанным монголоидно-европеоидным типам.)
В ходе политических, социально-экономических процессов в Среднем Поволжье в указанных хронологических рамках контактировали одновременно разные религиозные системы: древние культы (язычество) болгаро-сувазских, финно-угорских, тюркских, монгольских племенных союзов, а также мусульманство и христианство. Мусульма-низированная верхушка Булгарско-го государства, затем Золотой Орды и Казанского ханства, используя свою власть, насильственно насаждала ислам среди народов Поволжья.
О влиянии ислама на чувашей существует несколько противоположных подходов. Условно можно выделить историческую, лингвистическую (языковую), ассимиляционную (слияние одного народа с другим) концепции.
История влияния ислама на чувашский народ в основном на протяжении Х-ХУI вв. изложена в трудах историков Никольского Н., Денисова П., Дмитриева В., Кудряшова Г. и др. и выглядит таким образом: приняв ислам в X в., чувашская верхушка стала насаждать его среди своих соплеменников, отдавая в мектебе при мечетях своих детей, которые, закончив их, пополняли число мусульманского духовенства. Однако насаждение ислама среди чувашей проходило в ожесточенной борьбе между исламским духовенством, сторонниками ислама из чувашей и последователями древней чувашской религии, что привело к уничтожению языческих святилищ, но не самой религии: чуваши в основной массе продолжали совершать языческие обряды тайно (39, 41, 87, 107).
Веротерпимость в условиях ранней исламизации Волжской Булгарии относилась, как правило, не к мусульманизированной верхушке этносов Поволжья, а к низшим слоям. У них в сложных политических, социально-экономических ситуациях в процессе совместной жизни и борьбы выработалось неодобрительное, иногда открыто враждебное отношение к навязываемым религиям и терпимое отношение к родственным по духу языческим культам. Тем не менее часть населения Волжской Булгарии отказалась от принятия ислама, осталась при старой языческой религии несмотря на то, что ее быт подвергся влиянию мусульманства. Относительно этой части населения исследователи приходят к выводу, что эту группу составило племя "суваз" — древняя форма названия современных чувашей. Это находит подтверждение в данных этнографических исследований: в семейном быту у чувашей почти отсутствуют обычаи, связанные с исламом, присущие внутрисемейным отношениям мусульманских народов—татар, башкир. Однако часть исследователей не склонны к тому, что все племя чувашей (суваз) Волжской Булгарии осталось вне мусульманского влияния и часть из них все же была обращена в ислам. Некоторые ученые утверждают, что "основная масса болгаро-чувашей в XII в. исповедовала ислам, у них действовали мечети, религиозные школы, а чувашский язык в Волжской Булгарии являлся государственным" (39, 41, 87).
В период татарско-монгольского завоевания Поволжья чуваши (сувазы) открыто выступали против принятия мусульманской религии и продолжали упорно придерживаться своих языческих верований. Тем не менее на протяжении Х-ХУ1 вв. продолжалась насильственная му-сульманизация чувашей. Историческое предание гласит так: "Монголо-татарский Иемир-хан (предание путает монгольского хана с Тамерланом), поселившись в Казани, вызвал к себе чувашского торхана и болгарского князя и потребовал, чтобы они со своим народом приняли магометанскую веру, по прибытию они собрали старейшин и отвергли это требование. Было выслано татарским ханом войско, которое разбило чувашского торхана. После чего чуваши подвергались частому нападению со стороны татар. В создавшихся условиях "определенная часть чувашей, обитающая в основном на сопредельных территориях с татарами, приняла ислам и из них были мюдарисы и имамы" (41, 107).
Положение чувашских крестьян в период Казанского ханства ХУ-ХУI вв. усугублялось и вследствие национального, и религиозного гнета, проводившегося ханами, татарскими феодалами и мусульманским духовенством. Господствовавшая в ханстве религия — ислам проповедовала воинственную нетерпимость к иноверцам. Татарские духовные и светские феодалы стремились к насильственному насаждению ислама среди подчиненных ими народностей. Чувашское население татарского ханства, как и остальные народы Поволжья, обязано было придерживаться культовых обрядов ислама. В 1508 г. казанский царь со всеми своими князьями и мурзами, со множеством народа поселился в поле около Казани, это было во время мусульманского праздника, на который приходили и чуваши. В результате такой политики значительная часть чувашского населения, обитавшая в районах левобережья Волги, Приказанья и отчасти на правобережье, была вынуждена принять ислам и татарский язык. Но религиозные их верования оставались на уровне мусульманско-язы-ческого синкретизма. Большинство населения региона, преимущественно правобережья Волги и отдаленные от центра ханства, сохраняло свои языческие культы. Однако многовековое влияние мусульманства оставило в них следы. Это прослеживается во всех компонентах религии, религиозных представлениях, культе и социальной ориентации. Под влиянием ислама у чувашей начинают появляться чуждые им ранее обычаи: затворничество женщин, закрывание лица и т.д. (87, 86).
В последующие столетия, после присоединения к России народов Среднего Поволжья, несмотря на определенные ограничения со стороны государственных и духовных (православия) органов, мусульманизация чувашей, в основном проживавших вне чувашских уездов Казанской губернии, продолжалась. Используя свое положение, мусульманское духовенство стремилось подчеркнуть оппозиционный характер ислама к православию, рекламировало особый демократический дух, веротерпимость, общедоступность, ритуальную простоту ислама. Особый упор делался на общность истории, языка и быта чувашей с татарами, башкирами, близость язычества с исламом.
Причины перехода в мусульманство чувашей — жителей ряда сел и деревень Буинского уезда (Старые Чукалы), Цивильского уезда (Полевое Байбахтино), Симбирского уезда (Старое Шаймурзино) были ими обоснованы следующим образом: "...мы живем вместе с татарами, жен берем и хотим присоединиться к религии магометанской", "...мы из некрещеных чуваш, исповедуем с древних времен магометанскую веру, но остались вне мусульманского прихода, нас не записывают в метрическую книгу, и народ нас называет язычниками, просим присоединить к Урмаевскому приходу", "... наши деды и отцы жили в языческой вере, а мы своими семьями живем по магометанской религии, но мы не прикреплены к приходу, имена даем сами, никто нас не записывает в метрическую книгу", "...исповедуемая христианская религия нам не понятна, мы не знаем русского языка, ни догматов, ни
обрядов этой веры, поэтому исполняем магометанскую" (137).
Очень близка с исторической трактовкой о проникновении в среду чувашей ислама идея об ассимиляции (отатаривание) части чувашского населения, которая изложена в трудах Денисова П., Дмитриева В., Кудряшова Г., татарского ученого Катанова Ф., Егорова Г. и др. Начиная с эпохи монголо-татарского владычества, исторические документы и народные предания говорят о жестокости завоевателей по отношению к народам Волжской Булгарии. Чувашские торханы, мурзы за пособничество получали от татарских ханов в награду право на землю и освобождались от выполнения многих повинностей. Эта часть чувашей приняла ислам, который в эпоху монголо-татарского владычества получил значительное распространение. Чувашская знать, принявшая ислам, стала носить татарские имена, а впоследствии полностью отатарилась. В исторических документах ХУ-ХУПI вв. совершенно по-татарски звучат чувашские имена: Худябей, Такбулат, Кайперда, Айтуган, Бикбулат и др. Там же отмечается следующее "XV и XVI веках имена некоторых чувашей свидетельствуют, что магометанская религия между ними имела своих последователей" (106, 109).
Процесс отатаривания чувашей в связи с принятием ислама продолжался и после взятия Казани. Десятки чувашских селений Казанского, Лаишевского, Свияжского уездов, зафиксированные в писцовых книгах, актовых материалах по XVI-XVII вв. в дальнейшем упоминались исключительно как татарские селения. В 1870 г. ряд мещерских посе-
лений Цивильского уезда — Молькеево. Большое Тябердино, Янгозино и др., жители которых считают себя не мещеряками, а крещенными из татар чувашами (от татар и чувашей они отличаются тем, что говорят по-татарски, но костюмируются по-чувашски и числятся крещенными), выполняют все языческие религиозные чувашские обряды. Такие деревни, крещенные из татар чувашами, есть и в Тетюшском уезде (105).
Некоторые исследователи начало отатаривания чувашей относят к
XIV в., ко времени монголо-мусуль-манского владычества, исходя из того, что до сих пор не найдено памятников XV в. с чувашскими словами. Татарский ученый Н.Катанов по этому поводу пишет следующее: "Монголы-мусульмане (татары-монголы) стали обращать в ислам чуваш с XIV века. До сих пор не найдено памятников XV века с чувашскими словами. Надо думать, что в XV веке чуваши стали татарами". Пытаясь объяснить точку зрения Н.Катанова, автор исследования "Воскресение шумеров" Г.Егоров считает, что " в конце XIV века чуваши покинули обжитые земли из-за отсутствия условий жизни, некоторых из них насильно обращали в татар, чувашский народ в очередной раз поднялся на борьбу против захватчиков, многие поселения были сожжены. Оставшееся в живых население покинуло прежние земли и обосновалось на недосягаемых татарами других территориях, именно из-за этих причин не найдено памятников XV века с чувашскими надписями. В период насильственной христианизаци часть приказанских и правобережных чувашей перешла на сторону татар (43, 86, 87).
Следует оговориться, что современные татары и монгольские татары далекого прошлого — совершенно разные народы. В XIII в. тюрки называли татарами ряд монгольских племен, которые были подчинены Чингисхану и составляли ударную силу его войска. В Европе монголов называли татарами. В Золотой Орде основным населением были тюркоязычные кыпчаки, покоренные монголо-татарами. В конце XIII в. монголы Золотой Орды растворились среди кыпчаков. В начале XIV в. кыпчаки стали именовать себя татарами, государственным языком в Орде стал кып-чакский, называвшийся татарским, государственной религией — ислам (41)(В результате проведенного опроса в 1996 г. 460 человек татарской национальности в местах компактного их проживания в Чувашии на вопрос "Были ли ваши предки из чувашей?" ответили следующим образом: да 0, нет: Шыгырданы- 116, Кзыл Камыш -20, Байдеряково- 30 , Кайналык - 30 , Кзыл Чишма - 20, Именево - 24, Тэт. Сугуты - 40 , Янгильдино-30, Чебоксары - 150 человек).
О принятии ислама и частичной ассимиляции чувашей с татарами говорят исторические предания, записанные в середине XIX в. Приведем некоторые из них: "Имя первого обосновавшегося на земле села Ачасыр неизвестно, но есть предание, по которому первой была чувашка с ребенком-сиротой. На месте села тогда был лес, она баюкала его, приговаривая на чувашском языке: "Спи, ачасыр, спи". По-чувашски "ача" означает отбц, а "сыр" — частица отсутствия и получается, что "ачасыр" — сирота. Отсюда и пошло название села, которое впоследствии разрослось. Внешне в быту и в языке жители села не отличаются от татарского населения других деревень. В селе жил мулла Исангол, который, как говорят, первым получил от муфтия из Уфы указ о назначении местным имамом" (104).
Другое предание гласит: "У реки Гурной близ города Чебоксар стоят две чувашские деревни. По-чувашски одна из них называется Тутаркасы (Атлашево), а другая — Юртакасы. До взятия Казани в 1552 г. обе они были мусульманскими. По преданию эти деревни были настоящими мусульманскими городами с ханами, медресе и ученой знатью.
В давние времена в нескольких километрах от деревни Тутаркасы на берегу Волги находились заросли кустарника и мелкого леса. Их называли "чыбыксар" ("чыбык" — ветка), то есть место, где растет кустарник. При продвижении к Казани войска Ивана Грозного татары разбежались из Тутаркасов, оставшиеся были насильно крещены, а село стало чувашским" (104).
Влияние ислама на чувашей связывают с проникновением в их разговорное общение элементов речи мусульманских народов. Лингвистический анализ дается в трудах Ашмарина Н., Денисова П., Егорова Н., Егорова Г., Федотова М., Дмитриева В., Фукса А. и др. Большинство из них приходят к выводу, что в современном чувашском языке можно выделить, наряду с исконным, генетическим, следующие заимствованные пласты: индоиранский, восточно-иранский, аланский, пермский, кыпчакский, персидский, арабский, монгольский, марийский,
мордовский, казанско-татарский, мишарско-татарский, русский. Но есть и другое мнение, что все народы, населяющие Среднее Поволжье, попали под влияние языка чувашей (43, 44).
Чтобы эхо обстоятельство не оставалось на уровне простой констатации, ученые стараются дать ответ на вопрос: "На основании каких исторических документов можно было бы говорить о взаимосвязи чувашского языка с основами мусульманства?"Свидетельством тому, по их мнению, являются дошедшие до наших дней тексты некрологов, выбитых на надмогильных камнях (ХУ-ХУ1 вв.), следы религиозных воззрений мусульман в языческой религии чувашей, арабские заимствования в чувашском языке, сохранение у чувашей обрядов и символов ислама вплоть до XX в., а также элементы полигамии в чувашских семьях. Все это говорит, что чуваши долгое время находились под сильным влиянием мусульманской религии, которая с принятием христианства начала постепенно выходить из бытовой жизни чувашей.
Языковеды, историки-арабисты показывают, что многочисленные заимствования арабских и персидских слов в чувашском языке, относящихся к наименованиям языческой религии, очень стары и в большинстве случаев связаны с мусульманством, а не объясняются позднейшим воздействием татарского языка на чувашский. Чуваши унаследовали обычай ставить надмогильные памятники в виде каменных плит и в виде столбов, называемых "юпа". Связь чувашей с исламом наблюдается в текстах некрологов, выбитых на надмогильных
камнях. Большинство этих эпитафий относятся к ХШ-Х1У вв. и начинаются, как правило, с цитирования арабоязычного изречения: "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного", затем идут гражданские сведения о покойном с указанием года по Хидржы, месяца и дня на булгар-ском языке, который созвучен с современным чувашским языком. Этих носителей болгарского языка они имеют в виду, когда говорят о прадедах чувашей, при этом отмечают, что городская прослойка болгар в XV в. в силу исторических обстоятельств превратилась в поволжских татар-мусульман (89,
115)
В XV в. булгаро-чувашские феодалы, купцы, ремесленники при основании Казанского ханства переходили на господствующий язык — кыпчако-татарский. Из сельского населения в течение столетий перешли на татарский язык те, кто исповедовал ислам. Марийцы и мишари называют казанских татар чувашами. В результате этнического процесса — скрещивания местного булгаро-чувашского, отчасти финно-угорского населения Среднего Поволжья с кыпчаками в XV в. сформировалась группа татар. Одновременно в этот период в процессе ассимиляции булгаро-чува-шей с финно-уграми, а также некоторой части марийцев на территории Центральной и Северной Чувашии и в Приказанско-Заказанском районе сложилась современная чувашская народность. В Казанском ханстве восточнее Казани и до Средней Камы простиралась Чувашская даруга (область), народ которой исповедовал языческие культы (41).