Чувашская республика
Официальный портал органов власти
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Уважаемый пользователь.

Данный сайт обновлен и вы находитесь на устаревшей версии. Чтобы просмотреть актуальную информацию, перейдите на новую версию сайта http://www.cap.ru/. Данная версия будет закрыта в ближайшее время. 

Спасибо за понимание.

Основные этапы исламизации народов Среднего Поволжья

Процесс исламизации в историческом прошлом населения отдельных регионов России не был синхронным актом. Он проходил в самых различных и сложных исторических условиях, при этом использовались самые разнообразные формы и методы — насильственные или мирные, принудительные или миссионерские. Пути распространения ислама на территории России в прошлом были обусловлены многими объективными и субъективными факторами и причинами. Так, на Кавказе ислам утверждался как результат захватнической экспансии арабов. В Поволжье и в некоторых районах Северного Кавказа он распространялся в основном служителями мусульманского культа путем миссионерской деятельности. В одних регионах распространение началось в IX—XII вв., а в других значительно позже — в XV—XVIII вв. Народы этих регионов находились на самых различных уровнях социально-экономического и культурного развития. В дореволюционной истории ислама на территории Среднего Поволжья прослеживаются исторические этапы: IX—ХШ вв.(Волжская Булгария), XIII—XV вв.(Булгария под игом Золотой Орды), XV—XVI вв.(Казанское Ханство), XVI — начало XX в. (ислам в России). Поэтому рассмотрению проблем распространения ислама и его социальных последствий в Волжско-Камском бассейне и в целом по России следует подходить конкретно исторически. Первый этап распространения ислама в бассейне реки Волги полностью связан с историей Волжской Булгарии и свое время исчисления начинает с IX в. Развитие феодальных отношений в Булгарии, экономические связи со странами Востока принесли в Поволжье ислам. Местные предания относят появление первых мусульманских проповедников в Булгарии ко времени правления полулегендарного эмира Айдара (IX в.). Официально с 922 г. идет отсчет ислама как государственной религии Булгарии (62). На рубеже IX—X вв., по сообщению араба Ибн-Руста, в Булгарии часть населения исповедовала ислам, в селениях были мечети и медресе с муэдзинами и имамами. В 930 г. булгарский царь Ахмед ибн Джафар совершил паломничество в Багдат и Мекку. Восточные авторы — современники булгар на рубеже IX—X вв. — отмечали, что часть населения Булгарии исповедовала ис- лам, в селах действовали мечети и медресе с муллами и муэдзинами. Так. в книге Ибн-Фадлана "Путешествие на Волгу" сообщается, что "еще до приезда посольства халифата в Булгарию за булгарского царя совершалась молитва с фразой "О Аллах, сохрани царя Балтавара, царя Булгар". Булгарский царь Аль-муш одновременно с исламом принял имя арабского халифа и мусульманского первосвященника Джафа-ра. К 986 г. относятся и первые упоминания в русской летописи о бул-гарских мусульманских миссионерах, приходивших в Киев к князю Владимиру Святославовичу (62, 63, 64, 65). Существующие до этого языческие верования в условиях развития феодальных отношений исчерпали свои социальные возможности, не обеспечивали защиту интересов господствующих слоев общества. Ислам с его идеями покорности богу-аллаху и власть имущим отвечал целям ломки родовых отношений и укреплению феодальных отношений и государства. Под флагом единого Аллаха и "войны за веру" булгарские ханы подчинили раздробленные племена. В послании булгарского царя Альмаса к суварам заявлено: "Воистину Аллах Могучий и Великий уже облагодей-ствовал меня, давши мне ислам и верховную власть повелителя правоверных, так что я раб его, и кто мне противоречит, того я встречу его мечем". Ибн-Руст как бы подтверждает в своих сообщениях повеление булгарского царя: "Те же из них, которые пребывают в язычестве, повергаются лицом в ниц перед каждым встречным мусульманином (87). Булгарское ханство в последующие годы становится цен- тром пропаганды и насаждения ислама среди входящих в состав государства народов — марийцев, чува шей, башкир и др. Правители Бул-гарии были заинтересованы в распространении и укреплении позиций ислама, в превращении его в официальную религию. Одним из важных факторов принятия и распространения ислама явились тесные торговые и политические связи с Востоком и Средней Азией. Принятие ислама содействовало установлению еще более тесных торговых контактов с этими регионами. Следующей причиной принятия ислама в Булгарском царстве стала борьба за объединение государства, включая также такие близкие между собой племена, как булгары, су-вазы, эсегели и другие, во главе которых стояли свои правители. Царь Булгарии стремился подчинить их себе. Отчасти и поэтому булгарский царь Альмуш принял ислам, чтобы, встав под покровительство Аллаха и его наместника на земле халифа, получить больший авторитет своей власти. Принятие ислама давало возможность приобрести в лице исламских государств союзников в борьбе против Хазарского царства, в зависимости от которого находились булгары. Царь Волжской Булгарии искал у богдадского халифа помощи, хлопотал о постройке крепости, которая защищала от иудеев, поработивших булгар. Тем не менее часть народов в Булгарском царстве не видела для себя особой необходимости отречься от своей исконной религии и принять ислам. Во многих исследованиях поддерживается взгляд о насаждении ислама среди населения Булгарского царства на- сильственным путем. При этом отмечается, что исламизация носила поверхностный характер и касалась главным образом верхушки булгарского общества (знать, купечество). Это подтверждается и в сообщениях древних авторов, лично наблюдавших жизнь и быт булгар, которые отмечали отсутствие в семейном быту булгарского населения обычаев, связанных с исламом, не сразу внесшим изменения в строй семьи булгарских народов. Ибн-Фад-лан, говоря о булгарах, указывает, что женщины пользовались сравнительно большой свободой. Постепенно некоторые бытовые навыки, связанные с исламом, начинают проникать в массу булгарского населения (36, 39, 48, 138). Однако существует и такое мнение, что распространение ислама на территории Волжско-Камского бассейна в Приуралье происходило без кровопролития, сравнительно мирным путем. В этих районах правители и господствующая феодальная и родо-племенная верхушка были заинтересованы в принятии ислама, насаждая его сверху, через правителей и арабских миссионеров. Для ряда народов Волго-Камского бассейна процесс исламизации осуществлялся во многом формально: ислам не стал для них господствующей силой их духовного мира. За соблюдением "священных предписаний" ислама и его обрядов, традиций и ритуалов в эти века осуществлялся слабый контроль. Новообращенные мусульмане из этих народов имели совершенно абстрактное представление об идейных и мировоззренческих основах ислама (61, 62, 64). В Волжско-Камском регионе, как и в других районах России, не существовало ни каких-либо крупных арабских поселений, ни центров пропаганды ислама с высшими и средними учебными заведениями, ни представителей мусульманского культа. Поэтому у ряда народов Среднего Поволжья (чувашей, марийцев, мордвы) господствующее место в общественных отношениях и духовной жизни занимали патриархально-родовые традиции и соответственно им религиозные верования, а влияние ислама можно считать весьма незначительным. Второй этап начинается с середины XIII в. в так называемый тата-ро-монгольский период, где в качестве государственной религии был выбран ислам. Повсюду в Турции, Хорезме, Булгарии монгольско-та-тарские ханы поддерживали и распространяли ислам. Правители Золотой Орды продолжили исламиза-цию покоренных народов Волжско-Камской Булгарии; те, кто сопротивлялся этому, получали угрозы. Так, один из царей Золотой Орды Берке в послании к другому властелину Хулавину "неверному" писал: "Ты злодейски избил мусульман, мы нападем на тебя и выгоним из края". Верхушка общества принимала ислам, разрешая свои проблемы, а местное население в основном оставалось приверженцем своих родовых религий. Из состоятельной части народов Волжской Булгарии во времена Золотой Орды сформировалась духовная элита: казыи, муфтии, суфии, мударрисы, шейхи, мухтасибы (62, 64). Третий этап связан с распадом Золотой Орды во второй половине XV в. На месте прежнего Булгарского государства образовалось Ка- занское ханство, в котором ислам оставался официальной религией. Ич детей состоятельных семей готовили исламские кадры. В Казанском ханстве ХУ-ХУ1 вв. значительную роль продолжало играть мусульманское духовенство. В его руках сосредоточились богатые вакуфные (пожертвованные в пользу мечети) земли. Мулла собирал с населения деньги и хлебные подати, а также гомер (десятую долю урожая). Во главе духовенства стоял один из сеидов, считавшийся потомком Магомета, затем шли многие шейхи: имамы, муллы, хафизы, хальфы. Главный сеид считался в государстве вторым лицом после хана. Казанское ханство в этот период в религиозном отношении ориентировалось на Турцию, влияние которой значительно ощущалось. Турецкие султаны носили титул халифа-верховно-го наместника над всеми мусульманами (62, 63, 64). Четвертый этап в истории ислама в Среднем Поволжье начинается после присоединения Казанского ханства к России и со времени назначения архиепископа Гурия на архиерейскую кафедру вновь образованной Казанской епархии. Во многих татарских селах в XVI-XVIII вв. были разрушены мечети, разогнаны муллы. Только во времена епископа Луки Конашевича было разгромлено не менее 400 мечетей*. Присоединение мусульманских регионов России не было единовременным актом. В этих условиях независимо от места и времени общей характерной чертой этого процесса является то, что служители культа ислама в начальный период находились в оппозиции. Они рассматривали этот процесс как противоречащий всему духу мусульманской исключительности и считали недостойным для мусульман находиться под властью кяфиров (неверных). Тем не менее на протяжении весьма длительного времени (300 лет) христианизации народов Среднего Поволжья тактика царской России, православия в отношении ислама неоднократно менялась так же, как и исламского духовенства к своим оппонентам.
Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика