Чувашская республика
Официальный портал органов власти
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Уважаемый пользователь.

Данный сайт обновлен и вы находитесь на устаревшей версии. Чтобы просмотреть актуальную информацию, перейдите на новую версию сайта http://www.cap.ru/. Данная версия будет закрыта в ближайшее время. 

Спасибо за понимание.

Предисловие

События, происходящие в нашей стране, вызывают повышенный интерес к анализу истории религиозных движений, в том числе к исламу, его влиянию на экономическую, политическую и культурную жизнь общества. Этот интерес не всегда получает должное удовлетворение, в результате нередко рождаются искаженные представления о роли ислама в жизни народов России как в прошлом, так и в настоящем. Об исламе сейчас много пишут, говорят, размышляют по самым различным поводам и причинам. И не только те, кто делает сие по роду своих основных занятий (историки, философы, мусульманское духовенство). В последнее время явно возрос интерес со стороны журналистов, политиков, спецслужб. Этот интерес обусловлен тем, что после распада СССР усилилось влияние на мусульманское население России со стороны исламских государств (Турции, Ирана, Иордании и др.), а также исламского фундаментализма и модернизма. На страницах периодической печати Чувашской Республики, а также в ряде публикаций за последние два года (1995—1996) отмечается, что "к сожалению, не придается значения действиям "политиков" наци- онального движения, которые пытаются разыграть турецкую карту с использованием ислама, если в республике они не осмеливаются высказывать свои мысли, то за ее пределами в кругах таких же "политиков" высказывают далеко идущие цели" (174, 21 февраля, 1996)*. Так, один из лидеров национального движения в Чувашии, представляющий интересы Чувашского национального конгресса на форуме тюркских народов в Турции, сказал: "К независимости следует идти только путем единства, мы должны стремиться к единству языка, религии, мнений и дел, единству государства, армии и флага. А как мы будем объединяться? Очень просто. Будем общаться на турецком языке. Как выучили русский язык, так же выучим турецкий. Другой альтернативы нет. Либо продолжать быть порабощенными, либо идти к независимости". Далее было заявлено: "Пока в России неразбериха, мы должны активно работать в Башкортостане, Татарстане, Чувашстане, чтобы использовать ситуацию в интересах Турции" (174, 25 мая, 1996). Воз- * Первая цифра указатель источника, последующие — номера дел, дат можно, не стоит драматизировать ситуацию, но проблема существует и к ней надо относиться с пониманием. Давно известно, что ислам — не только вероисповедание как таковое, но и особый образ жизни и мышления. Мусульманские каноны регламентируют самые различные стороны быта, существенно влияют на особенности психологии приверженцев ислама. Ислам формирует повседневные навыки поведения, бытовые привычки (омовение, регулярную молитву, месячный пост). Все это становится практически условными рефлексами, входящими в плоть и кровь не только правоверного мусульманина, но и его родственников, не считающих себя верующими. Именно такой "бытовой" ислам наиболее устойчив. Мусульманин может легко освободиться от исламской идеологии и религиозного сознания под влиянием образования, жизненного опыта, изменения условий социальной среды или каких-либо иных причин, но бороться с привычками не так-то просто и возможно, не нужно. Чаще всего "вера" мусульманина проявляется в следовании будничным предписаниям ислама, его обыденным регламента-циям, в исполнении ставших привычными ритуальных действий, совершаемых без малейшей религиозной экзальтации. Среди верующих мусульман сильна тенденция выдавать исповедание ислама за признак национальной принадлежности, а мусульманские праздники и обряды — за национальные обычаи и традиции. Однако мусульманство отличается местными особенностями и зачас- тую далеко от норм классического ислама*. Каждый народ в регионах распространения ислама в течение веков приспосабливал новую религию к сложившимся традициям, к существующим отношениям, в результате возникали местные формы проявления ислама. Так, например, традиции и ритуалы в Поволжье отличаются от аналогичных форм на Северном Кавказе. По количеству последователей ислам в России занимает второе место после православия и распространен среди значительной части верующих на Северном Кавказе, в Татарской, Башкирской, Удмуртской, Чувашской и Марийской республиках, Ульяновской, Куйбышевской, Астраханской, Пермской, Горьковской, Свердловской областях, а также Москве, Ленинграде и ряде городов Сибири. На территории России ислам впервые появился у волжских булгар (IX в.). К 1917 г. В Российской империи насчитывалось более 10 млн. мусульман и действовало около 30 тыс. мечетей. За годы Советской власти количество легально функционировавших мечетей сократилось многократно: в 1968 г. их осталось 311. Однако тысячи домашних мечетей и мулл действовали без регистрации. В настоящее время в России число последователей ислама (как убежденных, так и воспринимающих его скорее как культурно-национальную традицию) насчитывается около 12 млн., количество действующих мечетей достигло нескольких тысяч и они продолжают * О применении термина "классический ислам" смотрите в работе Г. Э. Грюнебаума "Классический ислам" (38). открываться почти во всех населенных пунктах, где живут приверженцы ислама, в том числе и на территории Чувашии. В этническом отношении население Чувашии многообразно. Перепись 1989 г. показала, что на ее территории проживают более 55 наций и народностей. Наиболее многочисленной национальностью в республике являются чуваши — 67,8%, русских — 25,7%, на долю остальных наций приходится — 6,5% всех жителей Чувашии, среди которых значительное место занимают татары (37—45 тысяч человек, или 2,7— 3 % всего населения). Самой распространенной религией среди населения Чувашии является христианство (православие, протестантизм, старообрядчество), за исключением татарского населения,религиозной принадлежностью которого остается ислам. В городах Чувашии (Чебоксары, Канаш, Шумерля, Ново-чебоксарск) татар проживает 18— 20 тыс., в сельской местности 22— 25 тыс. В районах республики лица татарской национальности преимущественно расселены на юго-востоке. В Батыревском районе проживает 29,1% всех татар, Комсомольском — 18,7%, Шемуршинском — 5,6 %, во всех остальных районах 12,7% (•190). В настоящее время в городах и в ряде районов Чувашии созданы татарские общественно-культурные центры, которые, помимо светской деятельности, особое внимание придают сохранению и распространению ислама среди татарского населения. Их активность проявляется не только в налаживании культурных связей, но и в открытии новых приходов и строительстве мечетей, а также в поддержке различных духовных управлений ислама на территории Чувашии. Что касается других национальностей, то их соприкосновение с исламом в наши дни весьма ограничено, ряд случаев принятия ислама из среды чувашского и русского населений и не более того. Тем не менее к взаимоотношению чувашского населения с исламом в кругах специалистов существует два подхода. Часть исследователей считают, что чуваши являются прямыми потомками коренного населения — булгар, древнего Булгарского царства, существовавшего на берегах Волги до 1236 г. Большая часть народов, входивших в состав Волжской Булгарии, по их мнению, смешалась после захвата с монголами и приняла ислам. Предки чувашей (булгары-сувазы) отстояли язычество и постепенно сформировались в отдельную нацию (39, 41, 85). Однако есть и другая точка зрения: "Чуваши формально были мусульманами, и ислам в свое время в X в. и последующие периоды оказал значительное влияние на формирование "истинной чувашской ве-ры"(см. 166). Рассматривая историю ислама в Чувашии, автор книги предпринимает в какой-то степени попытку расставить точки над "и", не претендуя в решении данной проблемы на ее всестороннее освещение, и выражает надежду, что работа послужит основой для дальнейших исследований. При написании данной работы был привлечен обширный круг исторической литературы как дореволюционной (по 1917 г.), так и после- революционней-советский период (1917—1991гг.), а также социологические исследования, проведенные автором в населенных пунктах проживания последователей ислама. Основным источником для написания книги стали материалы, извлеченные из архивов Чебоксар, Казани, Санкт-Петербурга, Ульяновска; дореволюционная литература таких авторов, как Ашмарин Н.И., Воронец С.Н., Ибн-Фадлан, Ката-нов Н.Ф., Коблов Я.Д., Малов М., Каюм Насыри, Никольский Н.В., Пчелов А., Хвольсон Д.А и др., а также статистический материал и периодическая печать XIX — начала ХХвв.: "Известия по Казанской епархии", " Казанские губернские ведомости", "Православный собеседник", "Инородческое обозрение" и др. Из работ советского периода можно выделить исследования Аширова П., Вагабова М. В., Денисова П. В., Дмитриева В. Д., Ишму-хаметова 3. А., Климовича Л. И., Кудряшова Г. Е., Халитова Н. X., Червоной С. М. и др. В основе публикаций как исторической, культурологической, так и философской науки на протяжении длительного времени лежал критический подход к тенденциям в идеологии и практике мусульманских организаций на протяжении всего хронологического времени. Для ряда исследований, затрагивавших фактический материал о деятельности мусульманского духовенства, мусульманских организаций, жизни народов, исповедующих ислам, характерной чертой была некая декларативность. Автор признателен работникам архивов выше указанных городов, сотрудникам татарских общественно-культурных центров Чувашии, руководству Духовного управления мусульман Чувашии, духовенству мусульманских приходов, оказавшим большую помощь, а также всем тем, кто принял участие в создании этой книги.
Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика