Чувашская республика
Официальный портал органов власти
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Уважаемый пользователь.

Данный сайт обновлен и вы находитесь на устаревшей версии. Чтобы просмотреть актуальную информацию, перейдите на новую версию сайта http://www.cap.ru/. Данная версия будет закрыта в ближайшее время. 

Спасибо за понимание.

6. Более мелкие фантастические существа

ВИТЕ ХУÇИ Хозяин хлева. Он живет в хлеву и ухаживает эа теми лошадьми, которые ему нравятся. Как уже раньше упоминали, северные чуваши это свойство приписывали домовому (хĕрт-сорт). А южные чуваши считают его отдельным фантастическим существом. "Хозяин хлева" полюбит какую-нибудь лошадь по ее масти и ухаживает главным образом за ней, кормит в хлеву, заплетает ее гриву. Такая лошадь очень любит находиться в хлеву. Ее запутанную гриву не осмеливаются расплести, так как боятся гнева "хозяина хлева". В случае, если масть какой-нибудь лошади ему не нравится, он обычно ее бьет, поэтому та постоянно бывает от этого потной. А из нее все равно ничего не получится, сколько ее не корми, она все больше и больше худеет. А хозяин следит потом за тем, какой масти лошадь больше всего нравится "хозяину хлева", и постоянно держит такую, чтобы его скот умножался. На глаза никогда не показывается. (Таяпа). Казанские татары это же фантастическое существо называют абзар ийесэ "господином хлева" и придерживаются сходных с чувашскими поверий. ВУÇНИ Это тоже живущее в хлеву фантастическое существо. Он обычно кормит скотину, ухаживает за ней. Не только за лошадьми, но и за крупным рогатым скотом. Сколько раз бывает, что тогда как у одного хозяина, имеющего много корма и постоянно носящего его в ясли своей лошади или волу, скотина не прибавляет в весе, а у другого хозяина, имеющего мало корма, скотина в хлеву упитанная. Это потому, что вуçни полюбил скотину последнего и приносит ей корм откуда только может. Он сено отнимает у скотины другого человека, завязывает в охапку и по воздуху несет в свой хлев. Между прочим, он тоже невидим. (Таяпа). КУЙКĂРĂШ Это фантастическое существо, приносящее в дом сокровища. Считают, если петух проживет 6 лет, то на 7-ом сносит яйцо. Если положить это яйцо под мышку, можно выносить куйкăрăша. Сегодня уже неизвестно, какой вид имеет куйкăрăш - человека или животного - не знают, может ли он говорить. Он постоянно просит работы у хозяина и все, что поручают ему, исполняет. Приносит в дом сокровища, деньги. Нужно только постоянно занимать его делом, так как без него он не может оставаться ни минуты и не дает хозяину покоя, пока тот не даст ему работы. Получив все желаемое, хозяева хотят избавиться от куйкăрăша и приказывают ему сделать черные онучи белыми. Этого он не в состоянии выполнить и от стыда покидает своего хозяина, ищет другого. При этом с собой уносит все имущество и деньги, которые наносил. О человеке очень прилежном говорят, что он работает как куйкăрăш (куйкăрăш пек ĕçлет). (Таяпа). У казанских татар имеется подобное фантастическое существо (бисюра), приносящее в дом сокровища. Он имеет человеческий облик и по поручению своего хозяина исполняет всевозможные работы. Однако не в состоянии плести веревку из песка, а также принести в сите воды. Именно это поручают ему хозяева, чтобы избавиться от него, так как его тоже постоянно надо занимать. УПĂТЕ В северночувашском опĕте. Имеет вид человека высокого роста, с телом, покрытым волосами, и живет в лесу, потому его зовут также отцом леса вăрман ашшĕ. Он может говорить на всяких языках, даже и по-русски. Людей он знает по их именам. Но он заикается и лепечет по-детски. В лесу подходит к человеку и начинает щекотать. Затем руками вырывает его зубы и съедает их. Но если у человека есть топор или какое-нибудь острое орудие, то упăте не смеет к нему подойти, очень его боится. Также боится собаки, поэтому после сумерек ни в коем случае нельзя ходить по лесу или полю без собаки. Иной раз, когда дровосеки разложат в лесу огонь, упăте приходит к ним погреться у костра. Но если горит в огне черемуха çĕмĕрт, упăте боится близко подходить, так как искры от черемухи могут опалить его шерсть. Раньше их в лесу было очень много. Северные чуваши и обезьяну называют опĕте. Насчет упăте в Таяпе я слыхал пару потешных мифов: "Однажды в старые времена один человек рубил дрова на лесной поляне. С ним была и собака. Вдруг на край поляны вышел упăте и крикнул ему издалека*: - Эй, Иван, придти мне? - Иди, - ответил ему человек и спрятал свою собаку. - Котел-глаза есть ли? (Хуран-куç пур-и?) - Он хотел сказать "черные глаза" - то есть "Есть ли собака?" (Хура куç пур-и?) - Нет! - ответил человек. Упăте подошел к нему, и в это время человек спустил собаку, та напала на упăте и начала трепать ему зад. - Не приду больше, не приду, - заорал упăте и убежал в лес". Возникновение другого мифа связывают с Юкъел (рус. Юково) Тетюшского уезда Казанской губернии: "Пастухи и мальчишки-конюхи ежедневно пасли здесь скот около леса. А упăте, выходя из леса, садился все на одного и того же коня и целый день ездил на нем. Коня уже чуть не погубил. Не зная что и делать, в один день спину того коня хорошенько намазали смолой. Упăте опять-таки сел на него, но так как тело его волосатое, прилип к нему. Конь вбежал в деревню с упăте на спине. Он слез бы с него, но не мог. И так плакал на коне своим детским голосом: Ал-ули хăпсан, кутти хăпмас, Кутти хăпсан, ал-ули хăпмас. Если отлипаются руки-ноги, не отлипается мой зад, Если мой зад отлипается, не отлипаются руки-ноги. Смола, конечно, держала его. Люди выбежали на улицу и палками, дубинами задали ему. Он плача вернулся в лес и больше никогда не садился на их коней". Казанские татары этого бродячего по лесу фантастического существа называют шуреле или орман анасы (мать леса). Они его представляют в виде человека с лохматыми волосами, с выступающим лбом и впалыми глазами. Он в лесу пристает к человеку и начинает щекотать, так и убивает его. Такой миф я слышал и среди чувашей. АР-ÇУРРИ В северночувашском - ар-çорри или ар-çори. (Буквально обозначает: "полумужчина"). Южные чуваши считают ее женой упăте, поэтому и зовут также матерью леса вăрман амăш. Ар-çурри представляют в образе голой женщины, с телом, покрытым шерстью, только ее половые органы обнажены. У нее огромные груди, свисающие вниз; во время ходьбы она кладет их себе на плечи. В лесу ар-çурри забегает вперед человека, нагло смеется и, показывая свои половые органы, зовет его к себе. Однако кто посмел бы приблизиться к ней? И она очень боится собак и потрескивания черемухи (çĕмĕрт) на костре, поэтому, если у путника в лесу в костре горят черемуховые ветки, она к нему не подойдет. Бесстыжую женщину, браня, называют ар-çурри. (Таяпа). У северных чувашей (Вомпукасси) совсем иное поверье о ней. Они думают, что ар-çорри происходит из самоубийц. Шойтан входит в тело самоубийцы и носит его по лесной чаще, пугая прохожих. В Чантăре думают, что душу убитого в дороге или самоубийцы Бог не принимает к себе, и потому она с плачем ходит по лесу и пугает других. Ар-çорри может также появиться из задушенного младенца, рожденного девицей. Точнее, они были раньше, сегодня их нигде не видно, потому что Бог всех их сразил молнией, чтобы они никого не могли пугать. Ар-çурри обычно гоняется за человеком в лесу, принимая всевозможные образы: овцы, зайца, вспыхивающего огонька, хлебной скирды и т.п. В таких случаях нельзя обращаться к нему, так как он тотчас же исчезает, а вместо него в лесу начинается свист, ауканье, слышатся топот, треск, ужасные нечеловеческие голоса. Услышав это, конь только крутит головой, и невозможно его сдержать, он пугается и несется вскачь. Иногда ар-çурри появляется в образе мужчины или женщины и, близко подойдя к путнику в лесу, начинает его щекотать. Если в это время начать русскую молитву, то он(а), охая, убегает оттуда в лес: Çонатăп, ой-ой, ыратат, ан çонтар! Горю, ай-ай, болит, не жги! Только христианской молитвой можно прогнать его. УЛĂП В северночувашском - олăп. Великан. Они были огромными по росту людьми, но все уже вымерли, ни одного не осталось. Даже двадцать человек из нынешних людей не справились бы ни с одним из них. Каждый их шаг был верстовый, самый высокий лес доходил им лишь до колена. Лес шуршал и трещал, когда они проходили по нему. Пашущего крестьянина, вместе с шестью лошадьми и плугом (акапуç) поднял и принес домой своей матери: - Смотри, мать. Принес муравьев, такие землю пашут! Когда он шел, то вытряхивал из лаптей попавшую туда землю и пыль, от чего образовались большие холмы (курганы). На северных и южных языковых территориях чуваши во многих местах показывают подобные холмы, которым народное поверье приписывает именно такое происхождение. Такой холм называют "землей великана" (улăп тăпри). Про выходившие при раскопках на поверхность земли кости древнейших животных народное поверье гласит, что они когда-то были костьми великанов. Их называют улăп шăмми (кость великана). Казанские татары великана называют алып, и их поверье, связанное с ним, очень похоже на чувашское. ÇУНАТЛĂ ÇЫН "Крылатый человек". Среди южных чувашей слыхал я в Улхаш, что, по поверьям, в старые времена были люди, имеющие крылья. Однако крылья никому не показывали, так как если кто-нибудь увидит их, то в сию минуту же крылатые люди умирали. В Симбирской губернии в 20 верстах от Улхаш в деревне Виçпỹрт" жил, по преданию, такой человек. Он имел уже девятую жену, но ни с одной не ходил в баню, чтобы не показать своих крыльев. Однако его девятая жена, сгорая от любопытства: почему же муж все время один ходит в баню, проделала отверстие в стене бани и, когда муж вошел туда, заглянула. Как только муж разделся, она увидела его крылья, а он в ту же секунду скончался. Иначе, Бог знает, сколько он еще прожил бы. ПĂРАХНĂ АЧА Ребенок-выкидыш. Если мать, эадушив новорожденного, где-то закопает в землю, то, по поверью, по ночам на том месте, где зарыт ребенок, часто слышится плач и стон таких убитых детей. Они стонут так же, как и при удушении. Такое место чуваш считает нечистым, говоря, что там живет злой дух, шойтан. Как уже повыше упоминали об этом, по поверьям считают, что из подобных задушенных детей появлялись ар-çорри, пугающие в лесу людей. (Чантăр). ПУГАЛА ДЕТЕЙ Чувашская мать, чтобы успокоить плачущего ребенка, пугает его волком (кашк=р, токмак), совой (т=мана), собакой (мoмo - на детском языке "собака". Пошк=рт), мишер татарином (мишер) и русским (выр=с). Так говорит ему: "не плачь, а то придет волк"... Раньше очень боялись ходящих по деревням медвежатников и русских торговцев, и маленькие дети куда только не прятались от них. Однажды в Таяпе один старик при мне ругал нынешних детей: - Насколько обнаглели эти сегодняшние дети, они совсем не боятся. В моем детстве, увидев русского в деревне, мы прятались в подполье под домом и под хворост, еле нас выманивали оттуда... Чуваш воспринимает страх как достойное похвалы свойство. Бывает, с настоящим красноречием рассказывает о том, как он боялся тогда-то и тогда-то, как билось его сердце и как дрожали колени... В таких случаях чуваш - настоящий образец пугливости. Кроме вышеупомянутых страшилок есть еще и другое пугало, которым обычно грозили детям: мука или северночувашское мокка (мука килет, мокка килет - придет мука, мокка). Значение этого слова уже стерлось, и мало что знают о нем. Кажется, по своей форме оно связано с венгерским Moka. Казанские татары тоже знают это пугало детей под названием мокай.
Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика