В боях за взятие Казани и антимосковском движении 1552–1557 гг. погибли десятки тысяч русских, татар, луговых марийцев, немалое количество удмуртов и, вероятно, левобережных чувашей Чувашской и других даруг. Правобережные чуваши, помня о разгроме Волжской Болгарии, ее городов и селений монголо-татарами в 1236 г., об опустошении Болгарской земли золотоордынскими ханами и эмирами, походами Аксак-Тимура 1391 и 1395 гг., северо-восточных русских князей и новгородских ушкуйников и главным образом грабительскими и всеуничтожающими нападениями Мангитского юрта Едигея в конце ХIV – начале ХV вв., пережив нестерпимый гнет казанских ханов и феодалов, оказавшись по соседству с русскими поселениями и установив с ними добрососедские отношения, мирно, по челобитью вошли в состав России в июне 1551 г., сохранив себя от кровавых жертв Казанской войны и антимосковского движения 1552–1557 годов. Сами годы мирного присоединения Чувашии к России, годы национально-освободительной борьбы чувашей, увенчавшейся ликвидацией ига казанских ханов и феодалов, годы трехлетней льготы от ясачных платежей запомнились народу как лучший период его многострадальной истории, нашедшей отражение в чувашском фольклоре: “Йăван ĕмпỹ чухнехи пурнăçа мĕн калĕн – Что и говорить о жизни при царе Иване” [189].
Значение мирного присоединения Чувашии к России можно определить, разумеется, с учетом всего исторического пути чувашского народа с середины ХVI в. до настоящего времени. Присоединение явилось кардинальной, переломной вехой, определившей характер дальнейшего развития нашего народа. Оно представляло собой значительный акт для России, являясь преддверием дальнейшего продвижения на Восток и одним из источников ее доходов.
Сами чуваши в те далекие времена не могли представить себе всей глубины значения этого важнейшего события. Их стремлением было избавиться от ханского ига и облегчить свое социально-экономическое и политическое положение. Они тогда уже разуверились в возможности восстановления своей государственности, будучи очень сильно ослабленными в результате опустошения Болгарской земли и ассимиляции значительной части левобережных чувашей татарами.
Самым важным результатом мирного вхождения чувашей в состав России было сохранение их как народность. В Казанском ханстве почти половина левобережных чувашей – “худых болгар” была отатарена. Если бы продолжалось существование Казанского ханства и исламизация чувашей, то все они были бы отатарены, исчезли как этнос. Даже в составе России отатаривание левобережных чувашей продолжалось (многие левобережные чуваши переселились в Нижнее Закамье и Башкирию), но правобережные чуваши и значительная часть приказанских и заказанских чувашей Чувашской (Зюрейской) дороги сохранились как этнос и численно увеличились за 450 лет примерно в 10 раз. В России чувашский народ не испытывал геноцида. До ХХ в. почти не было его обрусения.
В составе России Чувашия стала областью относительно высокой земледельческой культуры. Почти половина ее территории распахивалась. Возделывались рожь, овес, ячмень, полба, горох, просо, гречиха, в меньшей мере пшеница. Высок был удельный вес животноводства. Важное место в хозяйстве принадлежало также охоте, бортничеству, сельским промыслам по обработке дерева, кожи шерсти, волокна и пр. Среди народов Поволжья и Приуралья чуваши зарекомендовали себя как наиболее рачительные земледельцы.
Вхождение в состав России не избавило чувашей от социального и национального гнета. Над ними был установлен колониальный гнет сначала Московской, затем Петербургской империй, заинтересованных получать от них прежде всего доходы, прибыль, использовать их для усиления своей мощи. Чувашские крестьяне платили в царскую казну денежные и натуральные подати, несли многочисленные повинности, включая воинскую. Царское правительство в начале ХVII в. запретило чувашам, марийцам и удмуртам заниматься кузнечным и серебряным делом. Чувашским крестьянам до середины ХIХ в. не разрешали заниматься торговлей. В течение XVII в. феодальная прослойка из чувашей – окружные князья (пỹ), сотные князья (çĕрпỹ), десятные князья (вунпỹ) – постепенно редела и в 1718–1723 гг. вместе со служивыми чувашами (их было около 2,5 тыс.) по указам Петра I была нивелирована с государственными крестьянами. Национально-колониальная политика царизма тормозила развитие экономики, общественных отношений и культуры чувашского народа.
Не соответствует действительности заявление А.В.Изоркина о том, что с присоединением Чувашии к России “татарский гнет сменился более жестоким русским”. Российское централизованное государство в социально-экономическом, культурном и политическом отношениях стояло выше, чем военно-феодальное Казанское ханство с сильно выраженными чертами восточного деспотизма. В России чуваши оказались в условиях высокоразвитого феодального строя. Ими управляли и их судили по законам и юридическим нормам развитого русского феодального права, хотя дворянско-чиновничий произвол, вымогательства и взяточничество чиновников среди чувашей и других народов удваивали тяжесть их эксплуатации. Все те условия мирного вхождения чувашского и других народов Горной стороны, изложенные в жалованной грамоте Ивана IV с вислой золотой печатью, в основном выполнялись. Пахотные земли и бортные леса сохранялись за ними: на территории компактного расселения чувашей в ХVI – первой половине ХIХ вв. в руки русских помещиков и монастырей, а также под городские поселения перешло только около четырех процентов земель. Чувашские трудовые массы были оставлены в ясачнообязанном состоянии, в ХVIII в. стали государственными крестьянами, не передавались в руки помещиков, монастырей и дворцового ведомства. Лишь в Саратовском Поволжье несколько чувашских деревень было закрепощено графом Орловым, а в 30-х гг. ХIХ в. около 100 тыс. чувашских крестьян Симбирской губернии стали удельными и пребывали в таком положении до 1863 года.
С вхождением в состав Российского государства произошли коренные изменения в управлении Чувашским краем. На место ханской администрации, изгнанной с территории Чувашии в ходе освободительной борьбы, была установлена российская колониальная система управления. Для управления Казанской землей и другими вновь присоединенными территориями в Москве был создан Приказ Казанского дворца. Почти треть территории Чувашии вошла в состав Свияжского уезда. Царское правительство возвело города-крепости Чебоксары (1555 г.), Алатырь (впервые упоминается в 1555 г.), Кокшайск (1574 г.), Козьмодемьянск (1583 г.), Цивильск (1589 г.), Ядрин (1590 г.), которые стали центрами уездов Чувашского края. В начале ХVII в. чуваши Юмачевской волости были переведены из Чебоксарского в Курмышский уезд. В посадах городов сосредоточивалось русское торгово-ремесленное население. Города как центры торговли, ремесла и промыслов играли важную роль в экономике Чувашии, связывали ее со складывающимся всероссийским рынком. В них сбывалась сельскохозяйственная продукция крестьян. Городские ремесленники производили некоторые орудия труда, женские украшения, посуду и другие предметы домашнего обихода, употребляющиеся только у чувашей. В городах была развита металлообработка, кожевенное и сапожное производства. Города и уезды стали управляться подчинявшимися царю и Приказу Казанского дворца воеводами вместе со специальными “татарскими” головами, ведавшими нерусским населением, и со штатом приказных служителей. В крепостях были построены тюрьмы, аманатные дворы для содержания заложников из местного населения, житные дворы для хранения собираемого с чувашей ясачного хлеба и т.д. Здесь же были размещены вооруженные силы (от 200 до 1000 воинов в каждом), которые служили целям управления краем, подавления социального протеста трудового люда и народных движений, а также для защиты края от нападений кочевых крымских и ногайских орд, калмыцких тайш. Воеводы и чиновники осуществляли внеэкономическое, колониальное принуждение ясачных чувашей, ставших в ХVIII в. государственными крестьянами. Если в Казанском ханстве военизированный сбор ясака сопровождался открытым грабежом ясачных чувашей, иногда угоном девушек и парней в казанскую неволю, то в России процветали чиновничий произвол, вымогательство и взяточничество. Глава сенатской комиссии подполковник А.И.Свечин, в 1763–1765 гг. изучавший причины приведения государственных крестьян в бедность, докладывал в Сенат, что “жители в Казанской губернии, а особливо новокрещены ис чуваш и черемис, от разных не подлежащих поборов и прищепок раззорены… и утроплены так, что ежели увидят одного солдата в мундире, оставляя свой дом, разбегиваются в разные места” [190]. В 1831 г. жандармский полковник Маслов докладывал шефу жандармов, что “опыты всех времен доказывают, что легче всего управлять народом невежественным, нежели получившим хотя малейшее просвещение истинное, и сколько нужно и должно поселянину; на основании сего правила начальствующие чувашами всеми силами способствуют дальнейшему распространению невежества… Чувашский народ до сего времени погружен еще в крайнее невежество; но он от природы добр, бескорыстен, миролюбив… Трудолюбие его доказывается великим количеством вывозимого на пристани волжского хлеба. С такими качествами народ сей должен бы благоденствовать, если бы не был отдаваем в управление таких начальников, которые не лучшее имеют к нему уважение, как к вьючному скоту” [191].
После присоединения Среднего Поволжья к России несколько ускорилось развитие здесь производительных сил, началось освоение новых земельных пространств в бывшем диком поле. На территории Чувашии установились мирные условия жизни, труда и хозяйствования, что способствовало росту численности населения, расширению посевных площадей, увеличению количества рабочего и продуктивного скота. Совершенствование хозяйственных занятий чувашских крестьян обусловилось и положительным взаимовлиянием русских и чувашских крестьян. Многие русские полоняники, пребывавшие у казанских ханов и феодалов в рабстве, после ликвидации ханства не стали возвращаться в центральные районы России. Они жили “и с татарою, и с чувашею” вместе пахали свои пашни “не в разделе с татарскими и чувашскими пашнями, смесь по полосам”, – сообщает писцовая книга Свияжского уезда 1565–1567 годов. В 1593 г. казанский митрополит Герман с негодованием докладывал царю Федору Ивановичу, что “многие руские полоняники и не полоняники живут у татар и у черемисы, и у чуваши и пьют с ними и едят содново и женятся у них” [192]. Русские и чуваши оказывали друг другу хозяйственное и культурно-бытовое влияние. Чувашские крестьяне с уважением и симпатией относились к простым русским людям, с которыми рядом жили и трудились. “çăкăр-тăвар пĕрле ларса çисен, хура вырăс та хурăнташ – Если простой русский человек отведает с нами хлеба-соли, почему не назвать его родным человеком”, – гласит чувашская пословица.
В составе России экономическое и правовое положение чувашских крестьян сблизилось с положением русского простонародья. Вместе с русскими, татарскими, мордовскими, удмуртскими трудовыми массами чуваши боролись против колониального и крепостнического гнета в народных движениях смутного времени 1606–1610 гг., в крестьянских войнах под предводительством С.Т.Разина в 1670–1671 гг. и Е.И.Пугачева в 1773–1775 годах. В 1842 г. произошло Акрамовское восстание чувашских и марийских крестьян, направленное против реформы П.Д.Киселева, ставившей крестьян на положение удельных.
Важнейшим последствием вхождения чувашского народа в состав России явилось расширение территории его обитания. В середине ХVI в. одна группа чувашей обитала в центральных и северных районах территории современной Чувашской Республики (южная граница их земель проходила по р. Кубне), другая – в Приказанье и Заказанье. А территория современных Яльчикского, Комсомольского, Батыревского, Шемуршинского районов Чувашии, юго-западных районов и закамской части Татарстана, Ульяновской, Самарской, Пензенской, Саратовской областей представляла собой дикое поле – пространство без оседлого населения и поселений, где проводили летовки ногайские и другие кочевые орды, а с 30-х гг. ХVII в. – и калмыки, переселившиеся из Ойратии (Джунгарии), расположенной западнее Бурятии. Правительство России с привлечением оседлого, в том числе чувашского, населения Среднего Поволжья в ХVI–ХVII вв. построило Кубнинскую, затем Алатырско-Тетюшскую, Симбирско-Карсунскую, Закамскую, Сызранско-Пензенскую, в начале ХVIII в. – Вторую Закамскую оборонительные линии (засечные черты), что обезопасило от вторжения кочевников большие пространства плодородных земель. С последней четверти ХVI до начала ХVIII вв. чувашские крестьяне возвратились в оставленные ими в ХIV – начале ХV вв. земли юго-восточной и южной частей Чувашии, вплоть до начала ХХ в. интенсивно осваивали присурские леса нынешних Ибресинского, Шумерлинского и Красночетайского районов. В связи с ростом численности населения в Чувашии в ХVII–ХVIII вв. шел усиленный процесс выделения из материнских селений дочерних выселков, околотков (касси). Он продолжался в ХIХ – первой половине ХХ веков. На территории Чувашской Республики вместо 200 с лишним селений (без учета селений юго-западной части) к середине ХХ в. образовалось около 1800 селений. В ХVII–ХVIII вв. чувашские крестьяне Правобережья Волги, Приказанья и Заказанья переселялись также в Симбирский край и Закамье – на территории, ныне входящие в Татарстан, Ульяновскую и Самарскую области, а также в районы Пензенского и Саратовского краев. В ХVII–ХIХ вв. чуваши вместе с русскими, татарами, мордвой и марийцами участвовали в колонизации и освоении обширных и плодородных земель Башкирии и Оренбуржья. В ХIХ в. продолжалась миграция чувашей в Приуралье, но главными направлениями стали Сибирь и Дальний Восток (вплоть до Сахалина). В ХХ в. также продолжалась миграция чувашей в другие районы страны. За четыре столетия после вхождения в состав России территория расселения чувашей увеличилась не менее чем в четыре раза. В местах проживания диаспоры образовалось более 1000 чувашских селений.
В 1795 г. в России чувашей насчитывалось 352,0 тыс. человек обоего пола, из них 233,9 тыс. (66,5%) проживали в Чувашии в границах современной республики, 118,1 тыс. (33,5%) – за ее пределами. Всероссийская всеобщая перепись населения 1897 г. показала, что из 843,7 тыс. человек всех чувашей в России на территории современной Чувашской Республики проживали 527,6 тыс. (62,5%), а вне ее границ – 316,2 тыс. (37,5%) человек. По данным переписи 1989 г., в СССР числилось 1 млн 839,2 тыс. чувашей, из них 905,6 тыс. человек, или 49,3%, – в Чувашской АССР, остальные: в Татарской – 134,2 тыс. и Башкирской – 118,5 тыс. АССР, Куйбышевской – около 115,0 тыс., Ульяновской – более 90 тыс. областях. От 10 до 30 тыс. чувашей числилось в Красноярском крае, Кемеровской, Оренбургской, Тюменской, Саратовской, Челябинской, Иркутской, Пермской, Волгоградской областях, Украинской, Казахской и Узбекской ССР, в г. Москве. Вначале чуваши-переселенцы на новых землях жили лучше, чем в чувашской метрополии, но обособленное проживание за пределами Чувашии неблагоприятно отражалось на их национально-культурном развитии, вело к ассимиляции русскими.
Ныне на Земном шаре живет около 6 млрд. человек, а количество наций, народностей и этнических групп приближается к 4 тысячам. Из них 325 народов, насчитывающих более 1 млн человек, относят к крупным народам мира. По численности населения чуваши занимают в мире 225 место, а в России они – на четвертом месте (после русских, татар и украинцев).
В 60-х гг. XIX в. вслед за владельческими крестьянами удельные и государственные крестьяне были освобождены от крепостной зависимости от царского дворца и государства. После отмены крепостного права и в Чувашии развивались капиталистические отношения. Происходило социальное расслоение чувашской деревни. Из нее вышли видные предприниматели и купцы Ефремовы, Селивановы, Абалымовы и др. Однако по сравнению с центральными районами России развитие рыночных отношений в Чувашии несколько отставало. В конце XIX – начале XX вв. здесь возникло до трех десятков фабрик и заводов. На них, а также в мелких заведениях и мастерских, на водном и железнодорожном транспорте, в обслуживании работало около 6 тыс. рабочих. Более 8 % мужского трудоспособного населения Чувашии уходили на отхожие промыслы. Часть рабочих и крестьян края участвовала в революции 1905 –1907 годов.
В составе России произошли определенные сдвиги в культуре чувашского народа. Еще Иван IV стремился крестить чувашей и представителей других народов Поволжья, что, однако, не имело заметных успехов. В XVII в. были окрещены лишь некоторые представители городских служилых чувашей. Несколько указов о крещении народов Поволжья подписал и Петр I, в результате чего в 1740 –1764 гг. основная масса чувашей была окрещена. К сожалению, проповедь христианского учения только на церковнославянском и русском языках до 70-х гг. XIX в. ограничивала его усвоение чувашами. В 1740-х гг. среди чувашей распространилось возглавляемое Охадером Томеевым движение за использование в церковной проповеди чувашского языка и привлечение чувашей к управлению. С введеннием в 1870 г. системы профессора Н.И.Ильминского по просвещению нерусских народов Востока России на родном языке чувашии приобщились к православию.
С началом массовой христианизации народов Поволжья были открыты новокрещенские школы, которые окончили в XVIII в. более 500 чувашских детей. В первой половине XIX в. в чувашских селениях было открыто около 60 школ. Из стен некоторых из них вышли незаурядный архитектор П.Е.Егоров (1728 –1789) – автор и строитель ограды Летнего сада в Петербурге, Мраморного дворца и ряда других замечательных архитектурных сооружений, ориенталист Н.Я.Бичурин (1777–1853), историк, этнограф и писатель С.М.Михайлов (1821–1861).
С 60-х гг. XIX в. произошли заметные сдвиги в развитии чувашской культуры и школьного образования. В начальных школах было разрешено преподавать на родном языке. Много сил и энергии отдали делу распространения грамоты среди чувашей замечательные русские педагоги Н.И.Ильминский и И.Н.Ульянов. При их поддержке вырос выдающийся чувашский просветитель инспектор чувашских школ Казанского учебного округа И.Я.Яковлев (1848–1930), который стал основателем и руководителем Симбирской чувашской учительской школы, подготовившей за время своего существования более тысячи учителей. Преподаватели для чувашских школ готовились и в Казанской инородческой учительской семинарии. И.Я.Яковлевым было открыто много чувашских начальных, двуклассных и второклассных училищ. На основе русской графики им была создана новая чувашская письменность. Издавалась учебная, сельскохозяйственная, медицинская и другая литература на чувашском языке. Зародилась чувашская художественная литература, возникли зачатки профессионального изобразительного, музыкального и сценического искусств, появилась национальная интеллигенция. И.Я.Яковлев возглавил демократическое движенние за национальный подъем чувашского народа, за его равноправие и сближение с русскими и другими народами. Его деятельность содействовала росту национального самосознания чувашей. Значительны были достижения в исследовании языка, этнографии и истории чувашей. В дооктябрьский период на чувашском языке было издано более 700 книг.
Можно считать, что в начале XX в. в основном сформировалась чувашская нация. Ее основными признаками являлись язык, выросший до уровня единого литературного, национальная культура, развивавшаяся на базе болгарской культуры и обогащенная генетическими связями с марийской, контактными связями с татарской и русской культурами. Языковая и культурная общность чувашской нации подкреплялась компактным проживанием основной массы народа на общей территории и сплачивавшими эту массу экономическими связями. В состав нации, разумеется, входят все чуваши, проживающие в России. Характерными чертами чувашей, как и многих других наций и народностей, являлись трудолюбие, высокая нравственность, дружественное отношение к людям других национальностей. Пребывание чувашей почти в течение семи столетий под национальным гнетом, потеря своей государственности в XIII в., ликвидация из их среды элиты и превращение почти всей массы народа в черный люд (хура халёх) отразились в формировании в психологии и менталитете некоторой части чувашей черт национального нигилизма.
24 июня 1920 г. была создана Чувашская автономная область, преобразованная в 1925 г. в автономную республику. Получив автономную национальную государственность в составе Российской Федерации, чувашский народ добился впечатляющих успехов. Чувашия стала индустриально-аграрной. Достигнута всеобщая грамотность населения. Сложились многочисленные отряды интеллигенции, высококвалифицированных рабочих, тружеников села. Улучшилось благосостояние народа. Расцвели чувашская художественная литература, профессиональное музыкальное, театральное и изобразительное искусство, поднялась наука. Восторжествовала дружба народов. Однако сформировавшийся за 700 лет моноголо-татарского ига и колониального гнета Московской и Петербургской империй менталитет чувашского народа, для которого характерен национальный нигилизм, пренебрежительное отношение к своему языку и культуре, к своему соплеменнику, до последнего времени сильно сказывались на национальном подъеме чувашского народа. Перепись 1989 г. показала, что на тот период 25% чувашей в России не знали родного языка, а в некоторых районах диаспоры этот процент доходил до 60. Насущной проблемой являлось укрепление и развитие чувашской национальной государственности в составе Российской Федерации.
В последнее десятилетие в республике произошли заметные позитивные сдвиги. Чувашский язык, наряду с русским, получил статус государственного. Во всех школах республики учащиеся изучают чувашский язык. В районах проживания диаспоры открыты национальные школы. Успешно развиваются чувашская культура, литература, искусство и печать. Намного выросло число высших учебных заведений и обучаемых в них студентов. Достигнуты значительные успехи в газификации села, жилищном и дорожном строительстве.
* * *
Чувашский народ на протяжении 450 лет всегда был верен и предан России. Его славные сыновья и дочери мужественно и храбро защищали общую для всех народов Родину – Россию: в Ливонской войне, в борьбе против польско-шведской интервенции начала ХVII в., в войнах против Оттоманской Турции, Польско-литовского государства и Швеции в ХVII – ХVIII вв., в Отечественной войне 1812 г., русско-турецких войнах ХIХ в., русско-японской и первой мировой войнах, героически сражались в Великой Отечественной войне, когда на алтарь Победы отдали свои жизни более 130 тыс. чувашей, 45 чувашей были удостоены звания Героя Советского Союза, свыше 130 тыс. вернулись с фронта с орденами и медалями. Чувство россиянина в душе чуваша ярко выражено в строках из стихотворения ветерана Великой Отечественной войны народного поэта Чувашии П.П.Хузангая «Я живу в России»:
...Чем дальше от родных полей,
Тем с большей повторял я силой,
Как голос совести моей,
Как песню: Я живу в России!
Чувашский ласковый язык,
Сказанья наши золотые,
Народный мудрости родник –
Все это сберегла Россия...
Чувашский народ ничем не запятнал себя в истории. Сегодня он занят созидательным трудом и мирно уживается с соседями. Чуваши свято чтят завещание своего великого просветителя И.Я.Яковлева: «Верьте в Россию, любите ее, и она будет вам матерью». В Чувашской Республике, в отличие от некоторых регионов, нет национальной розни. В ней проживает 1,36 млн человек: чуваши составляют 67,8 % ее населения, русские – 26,7, татары – 2,7, мордва – 1,4, представители других национальностей – 1,4 %. И каждый день здесь появляются на свет маленькие граждане разных национальностей, у которых одна родина – Чувашская Республика Российской Федерации.