Сообщение о начале сооружения дамбы и дороги к Введенскому собору через залив и устье Чебоксарки в 1995 году было воспринято как сенсация — историческое событие конца ХХ века.
В 1862 году в Санкт-Петербурге был напечатан путеводитель «От Твери до Астрахани». В нем писалось: «Чебоксары расположены в красивой и живописной долине, окруженной с трех сторон высокими поросшими лесом горами, захватывая концами своими скаты двух холмов, примыкавших к берегу. Через него протекает река Чебоксарка, а на северной его оконечности, неподалеку от берега, находится монастырь, старинная колокольня Воскресенской церкви, наклонившаяся от времени. Древностью своей они придают много красоты пейзажу и ставят город в ряд красивейших из волжских видов».
За минувшие полтора века много изменилось: нет Воскресенской церкви с падающей колокольней, а также монастыря; очищена набережная от мещанских домовладений и купеческих амбаров и кладовых. Однако сохранились холмы: Кувшинская гора и Западный косогор со срезанными вершинами. Исчезли запруды (водяные мельницы) и обмелела река, по которой некогда ходили баржи.
Благодаря речкам Чебоксарка и Кайбулка город разделен на три части: восточную, центральную и западную. Сообщения между жилыми массивами через речки осуществлялись по пешеходным переходам и небольшим деревянным мостам.
С образованием чувашской автономии произошли резкие демографические изменения. Население города увеличилось в советский период в сто раз, с пяти тысяч почти до полумиллиона. Если в 1781 году он стал уездным городом и получил право на персональный герб с изображением пяти летящих диких уток, то в 1920 году становится центром автономной области, а в 1925 году столицей Чувашской Республики. Перекрещенные серп и молот признаются эмблемой на государственном знамени. Затем в 1992 году узаконены новые герб и знамя — символика Чувашской Республики. Автор — народный художник ЧР, почетный гражданин г.Чебоксары Э. Юрьев.
Первое, на что обращала свое внимание молодая Советская власть, были мосты и дороги. Из чрезвычайно скудного бюджета считанные рубли идут на ремонт дорог и мостов, переходов через овраги и устройство спусков к колодцам и родникам. На что обратили внимание современные республиканская и городская власти — так это на развитие общественного транспорта, на содержание дорог и строительство новых мостов. Чебоксары получили две большие авто- и электротранспортные магистрали: первая — по полукольцу улиц Калинина, Володарского, Московский проспект и вторая — район хлопчатобумажного комбината, улицы Гагарина, Фучика, Октябрьское шоссе, Гузовского с разветвлением в сторону Чувашского государственного университета и проспекта М.Горького.
С развитием автомобильного и электрического транспорта возросла нужда в капитальных мостах. А тут с подъемом воды от ГЭС образовался внутригородской залив — и старая историческая западная часть города оказалась оторванной от центра и Восточного косогора.
Если для первого полукольца потребовалось построить два железобетонных металлических моста — Калининский и Московский, через Кайбулку и Чебоксарку, то для второго полукольца возвели три моста через Трусиху, Сугутку и Чебоксарку.
Однако эта транспортная схема не решила беспрепятственное общение между тремя крупными жилыми массивами и рядом других микрорайонов. Внутригородская территориальная разобщенность крепко чувствовалась между сложившимися географическими и историческими частями.
Нужно отдать должное смелости Президента республики Н.Федорова и мэра города А.Игумнова, решившихся возглавить инициативную группу градостроителей архитекторов-проектантов, дорожников и монтажников, решившихся в известной степени на рискованное строительство дамбы и дороги в северной части столицы республики. Дамба должна была выполнять функции насыпного моста и переправы от восточной части через центральную в западную, а дорога — соединить, связать три района от стыка улиц Калинина и Ярославской через низину (Винокурню) по взгорью к храму — Введенскому собору. Но с подъемом уровня воды до проектной отметки могла возникнуть опасность разрушительных действий воды на полотно дамбы...
Для чебоксарцев и их гостей памятным остался день 23 июня 1996 г. В честь 1100-летия Чувашской государственности состоялась торжественная церемония ввода в эксплуатацию дамбы и Дороги к храму. Алую ленту разрезал и окропил святой водой святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, специально приехавший на эти торжества.
И с тех пор некогда заброшенное и заросшее бурьяном болотистое место ожило и стало привлекательным. На второй год здесь уже гнездились дикие утки. Водная гладь внутригородского рукотворного залива каскадом в два уровня, протекая под мостом, упирается в дамбу, а затем, пройдя через два водосбросных сооружения, впадает в Волгу. Из-под водной толщи словно в сказке взметнулся мощный фонтан.
Дамба и дорога были построены в короткий срок. Труд всех участников строительства высоко оценен Указом Президента Чувашской Республики Н.В.Федоровым, звание «Заслуженный строитель Чувашской Республики» присвоено Г.М.Бронскому, Г.Г.Николаеву (СУ-5) и Б.П.Глушкову (ОАО «Дорисс»). Министерство строительства Российской Федерации (министр Е.В.Басин) наградило 3-х человек (Ю.В.Анцупов, Н.П.Глухов, Т.И.Сергеева) Почетными грамотами министерства, а Министерство строительства и архитектуры ЧР — своими грамотами министерства В.Г.Кириллова (АБЗ г. Новочебоксарск) и А.А.Павлова (УМ-4).
Администрация города Чебоксары отметила Почетными грамотами труд 10 работников, 22 человека удостоены Почетных грамот акционерного общества «Дориссќ»...
В 1997 году начаты работы по строительству транспортной развязки в юго-западном жилом районе г.Чебоксары. А в сентябре сдана первая очередь объекта. Ко Дню государственности — 24 июня 1998 года сдана вторая очередь транспортной развязки. Здесь уже курсируют автобусы маршрута № 22, открыт новый троллейбусный маршрут № 19. Начало троллейбусного движения положил
сам Президент Н. В. Федоров, сев за руль одного из троллейбусов маршрута № 19. И здесь же прорабу СУ-5 Галине Дмитриевне Семеновой во время церемонии открытия новой автомагистрали Президент Республики объявил о присвоении звания «Заслуженный строитель Чувашской Республики».
Юго-запад живет и благоустраивается, его ожидают новые сюрпризы: строительство и ввод в эксплуатацию торгового центра, автобусного вокзала пригородных сообщений, троллейбусное сообщение по улице Чернышевского от хлебозавода до Чапаевского поселка...
Уважаемый читатель! Я долго раздумывал, как закончить свою корреспонденцию. И решил, превозмогая огорчения и неудачи, завершить в торжественном тоне. Если в середине ХVI века дорога была проложена с запада на восток и благословил ее архимандрит Гурий, то в конце ХХ века дорога легла с востока на запад и благословил ее глава русской православной церкви святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Если Гурий на чувашской земле появился, исполняя волю царя Иоанна IV, то Алексий II в Чебоксары прибыл по приглашению первого чувашского президента.
Дорога на храм — это символ. Либо Шупашкар будет топтаться на месте, так и не перешагнув черту средних городов, либо он, а заодно и Чувашия войдут в великое будущее. Здесь на правах краеведа, фиксатора времени благословляю свою Чувашию: празднуй начало новой эры — она твоя и не твоя, но все же наследственная историческая государственность!