Чувашская республика
Официальный портал органов власти
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Уважаемый пользователь.

Данный сайт обновлен и вы находитесь на устаревшей версии. Чтобы просмотреть актуальную информацию, перейдите на новую версию сайта http://www.cap.ru/. Данная версия будет закрыта в ближайшее время. 

Спасибо за понимание.

6. МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЧУВАШИИ: ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА

И.Е.Ильин Используемое в современной социологии понятие о переходных обществах имеет глобальное значение при анализе глубоких и сложных процессов, происходящих как в Российской Федерации в целом, так и в отдельно взятых регионах. К числу процессов, характеризующих общество переходного периода, необходимо отнести социально-экономический кризис, трансформацию социальной структуры (прежде всего социально-этнической, национальной структуры), политические и духовные изменения, межнациональные конфликты и т.д. В чем проявляется своеобразие каждого региона, в данном случае Чувашской Республики, как общества переходного периода? Какие изменения происходят в настоящее время в сфере межнациональных отношений? Есть ли разница в оценках государственных, политических деятелей, представителей общественно-политических объединений, течений, с одной стороны, и массового сознания — с другой по поводу развития межэтнических отношений в Чувашии? Эти и другие вопросы этносоциального характера явились предметом исследования в 1992—1997 гг. Эмпирической базой для настоящей статьи послужили социологические исследования, проведенные непосредственно автором в 1992, 1994, 1997 гг., а также материалы этносоциологических исследований 1993 и 1995 гг., проведенных совместно с московскими учеными. Происходящие социально-экономические перемены в определенной степени затронули и сферу межнациональных отношений. За последнее время обществоведы, в том числе социологи, уделяют серьезное внимание этим вопросам. Не вдаваясь в дискуссию о правомерности того или иного автора высказать свою точку зрения, свое понимание рассматриваемой проблемы, считаем, что во всех исследованиях, кто бы ими ни занимался, научная истина должна быть превыше всего. Только тогда с уверенностью можно сравнивать результаты отдельных исследований, полагаясь на надежность и достоверность полученной информации. Анализируя межнациональные отношения, следует рассматривать их через всю гамму социальных процессов, происходящих в конкретной социально-этнической общности. Такое рассмотрение позволит увидеть действительную картину складывающейся этносоциальной ситуации в отдельно взятой подсистеме общества, что в свою очередь диктует управленческим структурам необходимость принятия быстрых и кардинальных решений. Сказанное особенно актуально для современного общества, где происходит поворот к другому общественно-политическому строю, другой системе ценностей, которые, к сожалению, привели к определенной политической, социально-этнической конфронтации различных слоев общества. Такие положительные моменты, как рост национального самосознания, интерес к истории и культуре своего народа, национально-государственному устройству в прошлом и настоящем, приобретают иногда негативный характер. Со стороны общества, естественно, возникает потребность объективного изучения межнациональных отношений в отдельных его регионах. Многоаспектность и сложность проблемы вызвали полемику, дискуссию политиков, ученых, выражавших разнообразие взглядов и подходов к ее решению. В ряде исследований и публикаций обращается внимание на недопустимость игнорирования такого явления, как рост национального самосознания и патриотических настроений среди чувашей. Социологические исследования состояния массового сознания позволяют зафиксировать как некоторые общие для большинства этнических групп оценки и представления, возникшие как отражение социальных процессов, так и некоторые отличия. В условиях рыночных отношений среди проблем, вызывающих у населения наибольшее беспокойство, проблема межнациональных отношений, конфликтов занимает не ведущее место — впереди проблемы, связанные с безработицей, ростом цен, преступностью. Так, в 1997 г. среди городского населения Чувашии 6,3%, среди сельского — 5,9% опрошенных выделили межнациональные конфликты как наболевшую проблему. Однако это не должно означать свертывание исследовательских проектов в республике по этим проблемам. Тяжелая социально-экономическая ситуация самым непосредственным образом влияет на жизнь людей, происходят сложные процессы в различных формах общественного сознания (этнической, политической, религиозной и т.д.). Экономическая жизнь неразрывно связана с этнополитической ситуацией, межнациональными отношениями. Но главное находится в сфере экономики. Что же необходимо сделать, как наводить порядок в стране, чтобы улучшить ситуацию в экономике? По материалам исследования 1993 г., 29,3% всех опрошенных (34,6% чувашей, 17,0% русских) являлись сторонниками контроля центральных органов власти (Москвы), 27,1% опрошенных (24,6% чувашей, 35,2% русских) считали необходимым распределение контроля на основе договоренности между Москвой и регионами. Некоторые вопросы социально-экономического развития быстрее решаются на местах, поэтому 19,9% чувашей, 18,3% русских считали необходимым наличие сильных региональных администраций. В то же время проблема взаимоотношений между Центром и регионами не интересовала 24,1% опрошенных (20,9% чувашей, 29,6% русских). Обещания государственных деятелей об улучшении социально-экономической ситуации в стране, к сожалению, очень далеки от практического воплощения в жизнь. Определенные надежды связываются с Западом, с иностранными инвестициями, субсидиями и т.д. По материалам социологического исследования 1993 г., полностью полагались на помощь Запада 6,3% всех опрошенных, 33,6% возлагали на нее надежды, но считали, что все каналы помощи должны находиться под жестким контролем государства. Другой спектр мнений как бы объединяет противников данной помощи. Так, 14,5% опрошенных полностью против нее, 17,2% ответили, что иностранные вложения иногда полезны, но в целом несут больше вреда, чем пользы, а 28,4% затруднились ответить на этот вопрос. Вместе с тем 60,2% всех опрошенных считают конечной целью этой так называемой "помощи" экономическое и политическое ослабление России. Естественно возникает вопрос, что в первую очередь нужно изучать проблемы социально-экономического характера, в связи с чем межэтнические отношения как бы отодвигаются на второй план. Однако нельзя забывать о скрытых (латентных) ситуациях в сфере межнациональных отношений, поэтому обществоведческой наукой исследуется вся гамма этносоциальных процессов. Чувашская Республика традиционно отличалась постоянством добрых отношений между народами (чувашами, русскими, татарами, мордвой, мари и т.д.), которые ее населяют. Этносоциологическое исследование, проведенное в начале 80-х гг., показало, что в целом для Чувашии "характерна атмосфера дружбы, благожелательности и взаимопонимания между представителями различных национальностей". По результатам исследования 1994 г., 61,2% всех опрошенных (64,7% чувашей, 59,3% русских, 51,8% лиц других национальностей) отметили хорошее состояние межнациональных отношений в республике. Материалы этносоциологического исследования 1995 г. показали, что 58,3% всего опрошенного сельского населения (57% чувашей, 56% русских, 76% татар, 61% мордвы) на "хорошо" оценили современное состояние межнациональных отношений в Чувашии. Вместе с тем 7% опрошенных чувашей, 8% русских, 4% татар, 6% мордвы отметили их неважное, лишь удовлетворительное состояние. В трудовых коллективах, где были заняты наши респонденты, отмечалась довольно дружественная атмосфера. Так, в 1995 г. 88,8% опрошенных сельских жителей, в 1997 г. 94,3% всех опрошенных выделили хорошие межнациональные отношения внутри трудовых коллективов. Вместе с тем часть населения испытывает внутреннюю напряженность, психологический дискомфорт, неуверенность в завтрашнем дне в связи с состоянием межнациональных отношений. Так, в 1994 г. 13,4% опрошенных (12,2% чувашей, 13,1% русских, 22,2% лиц других национальностей), а в 1997 г. 16,0% всех опрошенных считали возможным переезд из Чувашии на постоянное место жительства в другой регион. В сознании определенной части жителей, населяющих Чувашию, утвердились "клише-пугала": "рост национального самосознания — это национализм", "ущемляются права русскоязычного населения", "чувашам не дают развивать свой родной язык" и т.д. Эти стереотипы, возникшие в последние годы, поддерживаемые некоторыми учеными, препятствуют стабилизации межнациональных отношений в Чувашии. Распад Советского Союза, межнациональные конфликты вызвали межрегиональную миграцию. Многим семьям пришлось оставить дом, квартиру, годами нажитое имущество и уезжать в другие регионы. В 1994 г. на вопрос: "Как вы относитесь к тому, что в Чувашию приезжают жить на постоянное место жительства люди других национальностей из стран ближнего зарубежья (СНГ)?" — 28,3% чувашей, 20,7% русских ответили отрицательно. К лицам своей национальности на возможность переезда в Чувашию у наших респондентов отношение более терпимое. Так думали в 1994 г. 76,9%, а в 1997 г. 57,7% всех опрошенных. В сфере межнациональных отношений к числу важных относятся вопросы многоязычия, чувашского и русского языков, уважения к обычаям и обрядам той или иной нации. В ходе исследований респонденты нередко отмечали проявление несправедливости, оскорбление национальных чувств, национального достоинства и т.д. В 1994 г. среди респондентов 48,3% чувашей, 28,0% русских, 33,3% лиц других национальностей, а в 1997 г. 43,9% опрошенных отметили, что в жизни им приходилось встречаться с проявлениями несправедливости, оскорблением своих национальных чувств, национального достоинства. Среди явлений негативного характера в 1997 г. называли: сохранение у некоторых людей национальных предрассудков к лицам другой национальности, мешающих установлению дружеских отношений между людьми (25,5% всех опрошенных, в том числе 33,3% мужчин, 18,9% женщин); недружелюбие, неприязненные высказывания о людях другой национальности (16,0% опрошенных, 9,8% мужчин, 22,6% женщин); отрицательное отношение к людям других национальностей, приезжающим в Чувашию (11,3% опрошенных, 11,8% мужчин, 11,3% женщин); неуважительное отношение к обычаям, традициям, языку других народов (10,4% опрошенных, 13,7% мужчин, 7,5% женщин). Определенная часть опрошенных уверена, что в тех случаях, когда им приходилось испытывать несправедливость к себе, это было связано с их национальной принадлежностью. При социологическом измерении нужно помнить, что в оценке межнациональных отношений встречаются противоречия и трудности, связанные с разным уровнем восприятия данного сложного объекта. По материалам этносоциологического исследования 1995 г., 6,9% опрошенных сельских жителей отметили улучшение межнациональных отношений в Чувашской Республике за последние 3—5 лет, однако указавших на их ухудшение намного больше — 28,4%. На наш взгляд, это ухудшение не столь велико, к тому же это оценки только сельского населения. Межэтнические отношения порождали и порождают конфликты, в том числе вооруженные. Усилия всех государственных структур, миротворческих организаций, национальных объединений должны быть направлены на поиск средств выхода из конфликтных ситуаций и создание нормальных условий для мирного сотрудничества различных народов. Противоречия, возникающие в сфере межнациональных отношений, требуют пристального и внимательного изучения и, что очень важно, своевременного решения. В 1994 г. 42,4%, в 1997 г. 52,4% респондентов в случае проявления элементов межнациональных конфликтов высказали намерение всеми силами способствовать тому, чтобы конфликты не обострились, а проблемы решались спокойно. Однако есть люди, которые не будут вмешиваться в споры и конфликты, будут своеобразными ··зрителями" со стороны. Так думали 35,0% опрошенных в 1992 г., соответственно 54,5% и 42,9% в 1994 и 1997 гг. Абсолютное большинство опрошенных выступало за мирное решение возникающих проблем. Так, в 1994 г. 50,0% русских, 37,5% чувашей, 37,0% лиц других национальностей подчеркнули необходимость своевременного разрешения всех возникающих проблем в межнациональных отношениях, а 40,0% чувашей, 33,6% русских, 29,6% лиц других национальностей отметили фактор постоянного укрепления дружбы народов. В исследовании 1994 г. респондентам был задан вопрос: "Что мешает сохранению доброжелательных отношений друг к другу лиц разных национальностей?" Наибольшее количество голосов набрал вариант "политические игры в верхах", который выделили 32,5% чувашей, 37,7% русских, 37,0% лиц других национальностей. Возникающие противоречия многие респонденты связывают с политической нестабильностью в обществе, пренебрежением к истории, культуре народов, населяющих Чувашию (28,3% чувашей, 18,9% русских, 25,9% лиц других национальностей выделили данный показатель). В связи с рассматриваемой проблемой необходимо бережное отношение к советскому опыту национально-государственного строительства, картины межнациональных отношений (особенно в позитивной части). В новых условиях развития российского общества, отдельных его частей, необходимо своевременно реагировать на изменения отношения государства, органов управления и общества в целом к национальному аспекту жизнедеятельности, в особенности к решению таких вопросов, как развитие языка и культуры, своевременное урегулирование возникающих межнациональных трений. Межнациональные отношения в значительной степени сопряжены с этноязыковыми процессами. Социологами достаточно подробно изучены вопросы многоязычия, использования чувашского и русского языков в различных сферах жизни (в средствах массовой информации, государственных учреждениях, на работе, в учебных заведениях, в бытовом общении, в семье). Реализация Закона "О языках в Чувашской ССР" позволила расширить применение чувашского языка. Так, по результатам этносоциологического исследования 1995 г., 60% чувашей, 65% русских, 59% татар, 59% мордвы из числа опрошенного сельского населения выделили рост использования чувашского языка в средствах массовой информации (телевидение, радио, газеты, журналы). Характерно, что использование в качестве государственных языков в Чувашской Республике чувашского и русского поддерживали 72% чувашей, 64% русских, 63% татар, т.е. большинство населения удовлетворено существующим положением — официальным государственным двуязычием. В то же время 19% опрошенных чувашей высказались в пользу предоставления статуса государственного только чувашскому языку, а 32% опрошенных сельских жителей русских, 29% татар, 62% мордвы высказались за признание статуса государственного только за русским языком. По мнению социологов, в случае резких изменений в языковой политике эти группы населения могут стать социальной базой противостояния. В исследовании 1993 г. респондентам был задан вопрос, насколько свободно население Чувашии владеет чувашским языком. Среди опрошенных 53,1% (70,6% чувашей) свободно говорили, а 13,3% (18,3% чувашей) думали на чувашском. Последний фактор, по теории этнологов, является высшей степенью владения языком. Совсем не говорили по-чувашски 25,2%, 5,1% говорили с некоторыми затруднениями, а 3,3% говорили с большим трудом. Среди чувашей-респондентов 4,9% говорили по-чувашски с некоторыми затруднениями, 2,3% — с большим трудом, а 3,8% совсем не говорили. Одновременно был задан вопрос, насколько респонденты свободно владели русским языком. Среди них 31,1% (20,2% чувашей, 69,6% русских) думали на русском, 63,3% (72,7% чувашей, 30,4% русских) - свободно говорили, а 5,8% респондентов-чувашей говорили с некоторыми затруднениями. Абсолютное большинство опрошенных (99%, в том числе 92,9% чувашей) свободно владели русским. По данным этносоциологического опроса сельского населения 1995 г., 90% чувашей, 89% татар, 93% мордвы свободно владели русским языком. В исследовании 1993 г. 68,8% респондентов составляли чуваши, но не все из них считали, что все национальности, проживающие в Чувашии, должны изучать и знать чувашский язык, свободно владеть им. В 1993 г. 27,2% всех опрошенных (35,0% чувашей, 10,4% русских) посчитали необходимым знание чувашского языка всеми, а 49,5% (38,2% чувашей,74,8% русских) высказались отрицательно. Сложная картина в сфере взаимодействия чувашского и русского языков проявляется в обществе все чаще. Чувашский язык, являясь одним из двух государственных языков, по мнению 14% опрошенных (19,6% чувашей, 1,7% русских), должен рассматриваться в качестве единственного государственного языка на территории Чувашии. Однако 68,1% опрошенных (58,0% чувашей, 90,9% русских) не были согласны с подобным утверждением. Такое же непростое положение с преподаванием чувашского языка в качестве обязательного предмета во всех школах Чувашской Республики. В 1993 г. 68,5% чувашей, 29,1% русских были согласны с преподаванием чувашского языка во всех школах республики, а 17,6% чувашей и 53,5% русских были против. В 1997 г., по итогам исследования учащейся молодежи Чебоксар, 55,8% респондентов-чувашей, 28,3% русских были согласны с преподаванием чувашского языка в качестве обязательного предмета во всех школах, а 26,7% чувашей, 57,9% русских были против. В 1993 г., отвечая на вопросы о преимуществах той или иной национальности при поступлении в высшее учебное заведение, абсолютное большинство высказалось, что национальность не дает преимуществ. Однако 14,0% опрошенных отдавали преимущество абитуриентам-чувашам, а 3,7% — абитуриентам-русским, В научной литературе появились публикации, посвященные исследованию состояния и характера межнациональных отношений среди сельского населения Чувашии в разных сферах жизнедеятельности, в т.ч. во внепроизводственной, бытовой, и в индивидуально-личностном общении. В работе П.П.Фокина рассматривается межнациональное общение сельского населения Чувашии в разрезе четырех основных народов: чувашей, русских, татар, мордвы. Особое внимание автор уделяет общению в сельской сфере, где выбор объекта контакта в значительной степени зависит от индивидуума, его представлений, стереотипов, воспитания. В зависимости от этнической ситуации территориальных зон в Чувашии преобладают биоэтнические контакты. На основной части республики в общение такого уровня вступают чуваши и русские, на юго-востоке — чуваши и татары, на юго-западе — русские и мордва. Чуваши и татары разговаривают между собой, как правило, на чувашском (чувашским владеет 75% татар республики), реже на татарском. В других ситуациях языковые контакты осуществляются на русском. По данным социологического опроса сельского населения 1995 г., 13% респондентов-чувашей, 13% татар, 50% мордвы обращались с коллегами по работе на русском языке. В данной связи определенный интерес представляет национальный состав трудовых коллективов, где были заняты наши респонденты (табл. 1). Таблица 1 Национальный состав первичных трудовых коллективов (в %) Коллектив состоит Национальность опрошенных чуваши русские татары мордва из лиц только своей национальности 74,4 57 39,8 27 26,1 33 15,9 19 преобладает своя национальность 21,9 32 30,1 44 29.3 14 60.6 31 своя национальность составляет половину 2,1 7 13,2 11 28,7 22 22,0 17 своя национальность составляет меньшинство 1,2 4 16,9 18 15,9 31 1,¹ 33 Итого 100 100 100 100 Таблица составлена по: Фокин П.П. Указ.соч. (верхняя строка): Итоги социологического исследования 1995 г. Архив отдела ЧГИГН (нижняя строка). Результаты наших исследований подтверждают вывод П.П.Фокина о том, что не следует преувеличивать роль производственного фактора в формировании общения на личностном уровне. При выборе работы человек не всегда может исходить из личного отношения к национальному составу коллектива, а в сельской местности реализация выбора зачастую попросту нереальна. В свою очередь в сфере личностного общения вне работы человек сам определяет друзей, товарищей, он может выделить фактор национальности, если в реальности это необходимо для него самого и окружающих. Национальный состав круга личностного общения показывает реальную ситуацию в оценке межнациональных контактов для населения конкретной местности (зоны, района, деревни). По данным статистико-этнографического исследования, в 1982 г. только 2,4% чувашей, а в 1995 г. 7% чувашей, 55% русских, 24% татар, 22% мордвы указали, что их близкий друг — человек иной национальности. Существенная роль в оздоровлении межэтнических отношений в Чувашии отводится деятельности национально-культурных объединений, которые предоставляют гражданам любой национальности право самим решать вопросы развития национального языка и культуры. Основанное на самоорганизации и самоуправлении национально-культурное объединение граждан является новой формой самовыражения и самоопределения, непосредственно не связанной с государственным устройством и административно-территориальным делением Российской Федерации. Учитывая многообразие национальной панорамы Чувашии (наличие национальных и этнических групп, существенно отличающихся друг от друга численностью, языковой, антропологической, хозяйственно-культурной принадлежностью, компактным или дисперсным расселением), целесообразно предусмотреть возможность создания различных форм национально-культурного объединения граждан, в том числе национально-культурных клубов, землячеств, сообществ, ассоциаций. Некоторые из перечисленных объединений уже созданы и действуют на территории Чувашской Республики. Все они в той или иной степени способствуют реализации права граждан на национально-культурное развитие. На этносоциальную политику, межнациональные отношения самым непосредственным образом влияет деятельность национально-культурных объединений, землячеств, выражающих интересы отдельных национальностей. А знает ли население, какая организация защищает их интересы? В исследовании 1993 г. 32,2% опрошенных (34,4% чувашей, 29,6% русских) сказали, что знают общественные движения, отстаивающие интересы чувашей, а абсолютное большинство (91,6% чувашей, 95,2% русских) не знало о существовании и деятельности общественных организаций, отстаивающих интересы русских, лиц других национальностей. По данным исследования 1997 г., 27,2% опрошенных ответили, что для предотвращения межнациональных конфликтов в Чувашии необходимо уделять постоянное внимание решению национально-культурных проблем всех национальностей, где не последнюю роль должны сыграть различные национально-общественные объединения. Много критических замечаний звучит на всевозможных съездах, конференциях, сходах граждан по вопросу национальной политики в Чувашской Республике. Наши респонденты так же отмечали в ней изъяны, а иногда говорили об отсутствии таковой. Национальная политика в Чувашии нуждается в неослабевающем доверии всех этнических групп населения. Но для этого нужны новые объединяющие и консолидирующие всех граждан идеи и лозунги. Превращение тоталитарного общества в гражданское, сопровождаемое переходом от коллективистских принципов к индивидуалистским, требует рациональных подходов и продуманных решений. Необходимо отказаться от такого монопольного решения национального вопроса, когда государство признает лишь те механизмы, которые обладают свойствами государственной структуры или являются ее составной частью. Односторонняя национальная политика, ориентированная на дальнейшее огосударствление сферы межнациональных отношений, ведет к бесконечным выяснениям отношений между национальными элитами. Государственное устройство Российской Федерации в настоящее время выдерживает наступление сил жесткого унитарного государства и сторонников федеративного устройства. Наглядным примером федеративного государственного устройства был СССР, и отношение к его распаду характеризует своеобразную ностальгию по великой державе. Судя по материалам исследования 1993 г., 72,5% всех опрошенных (72,8% чувашей, 71,7% русских) распад Советского Союза оценили как вредное явление. 37,0% из опрошенных (42,6% чувашей, 25,7% русских) считали своей Родиной СССР, 28,9% (19,9% чувашей, 52,2% русских) — Россию, а 30,9% (34,7% чувашей, 18,7% русских) — Чувашию. Провозглашение суверенитетов республик не всегда приводило к позитивным изменениям, о чем свидетельствуют данные исследования 1993 г. (табл.2). Таблица 2 Какие изменения произошли в Чувашской Республике после принятия декларации о государственном суверенитете? (в %) Варианты Все опрошенные Чуваши Русские Изменений нет 16,7 15,0 18,3 Есть перемены к лучшему 1,8 2,0 1,3 В чем-то к лучшему, в чем-то к худшему 20,4 19,8 19,1 Изменения произошли к худшему 39,3 42,9 33,0 Затруднились ответить 21,8 20,3 28,3 Идея суверенизации не вызывала в Чувашии однозначного толкования. В 1993 г. среди опрошенных 19,2% (21,9% чувашей, 11,7% русских) одобряли провозглашение суверенитета, а 25,5% (17,9% чувашей, 39,4% русских) не одобряли. Однако 40,6% опрошенных (34,0% чувашей, 57,4% русских) не поддерживали идею передачи государственных силовых органов (милиции, органов безопасности, армии) в подчинение суверенным республикам Российской Федерации. Вместе с тем 12,7% всех опрошенных (13,4% чувашей, 9,6% русских) ответили, что правом выхода из состава Российской Федерации и образования самостоятельного государства владеют все суверенные республики, а 28,7% опрошенных (25,1% чувашей, 43,0% русских) высказались против, считая, что никакие из республик не имеют такого права. Определенный интерес представляет изучение состояния этнического сознания людей, результатов влияния на него идей суверенизации, самостоятельности и т.д. На вопрос: "Представителем какой государственности Вы себя считаете?" респонденты ответили следующим образом (табл. 3): Таблица 3 Варианты Все опрошенные Чуваши Русские Только представителем Чувашской Республики 10,9 14,4 2,2 Больше представителем Чувашской Республики, чем россиянином 7,2 9,2 1,7 В равной мере представителем Чувашской Республики и россиянином 51,6 56,8 34,8 Больше россиянином, чем представителем Чувашской Республики 13,8 7,3 32,6 Только россиянином 9,¹ 4,7 25,7 Затрудняюсь ответить 7,0 7,6 3,0 Лица двух национальностей — чуваши и русские — составляют в Чувашии около 95% населения, в том числе русские — 26,6% (1989 г.). И от того, какие взаимоотношения складываются между русскими и другими народами, во многом будут зависеть межнациональные отношения в Чувашии. В этом контексте каким видится будущее для русских, проживающих в Чувашской Республике? (табл. 4): Таблица 4 Варианты Все опрошенные Чуваши Русские Выехать за пределы Чувашской Республики 0,¹ 0,6 0,4 Изучить чувашский язык, освоить культуру, чтобы стать для коренной национальности своим 15,3 20,2 5,2 Остаться в Чувашии, добиваясь права на сохранение языка и культуры 44,1 36,5 62,2 Организоваться политически, чтобы вычленить русские территории из состава Чувашии 4, 1 1,7 10,7 Затрудняюсь ответить 36,0 41,0 21.3 Как видно, пятая часть опрошенных чувашей хотела бы, чтобы русские освоили культуру коренного населения, изучали чувашский язык и всего 1,7% желали вычленения территорий, преимущественно населенных русскими, из состава Чувашской Республики. В 1995 г. 23% чувашей из числа опрошенного сельского населения считали, что отдельные районы компактного проживания чувашей (например, Ульяновской области) должны войти в состав Чувашской Республики. Государственное устройство Российской Федерации в настоящее время выдерживает наступление сил жесткого унитарного государства и сторонников федеративного устройства. С обеих сторон немало выступлений "за" и "против", события в Чечне наглядно продемонстрировали несостоятельность силового решения таких вопросов. Реакция наших респондентов на вопрос о возможности выхода какой-либо республики из состава Российской Федерации была довольно острой. Так, по результатам исследования 1993 г., 13,4% чувашей, 9,6% русских поддерживали право республики на выход из РФ (табл. 5). Таблица 5 Варианты Все опрошенные Чуваши Русские Да, все республики 12,7 13,4 9,6 Да, но только крупные, такие, как Татарстан, Башкортостан 5,¹ 4,¹ 4,8 Да, но только республики, где жители коренной национальности составляют большинство 4,2 3,1 4,8 Да, но только республики на границах России, такие, как Чечня 3,8 3,9 4,3 Никакие из республик 28,7 25,1 43,0 Затруднились ответить 45,1 50,0 33,5 Таким образом, в целом можно сказать о здоровом состоянии межнациональных отношений в Чувашской Республике. Вместе с тем нельзя самоуспокаиваться. Несмотря на относительно стабильную этносоциальную обстановку, примеры, связанные с беспокойством определенной части населения в межнациональных отношениях, к сожалению, встречаются. На наш взгляд, в республике до сих пор нет подлинной государственной национальной политики, которая должна строиться на основе сильного местного самоуправления, учитывающего как индивидуальные гражданские права, так и коллективные интересы этносоциальных групп. Проблемы, связанные с межнациональными отношениями, требуют пристального к себе внимания со стороны ученых-обществоведов и всех интересующихся. Конечной целью исследований должно стать смягчение, улучшение межнациональных отношений, их прогнозирование в Чувашии, что в свою очередь требует консолидации исследовательских проектов.
Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика