А.В.Изоркин
В советское время исторический путь чувашского народа от утверждения идеи самоопределения (желания территориального выделения на национальной основе) до получения автономии (т.е. формирования национальной административно-территориальной единицы) не долог (1918 — июнь 1920 г.). Однако изучение подготовительного этапа национально-государственного строительства остается белым пятном в историографии данной проблемы. Отсутствие правдивого ее исследования по сей день рождает неправильные, искаженные толкования ряда процессов прошлого. Например, отдельные представители националистически настроенной чувашской интеллигенции не прочь затеять ревизию деятельности первых советских работников, дескать, по их вине, в частности руководителя основных чувашских советских учреждений коммуниста Д.С.Эльменя, чуваши упустили возможность получить большую, чем сейчас, территорию, чем численно стали бы куда больше.
Пробел в историографии вопроса объясним просто: на заре советской власти первые мероприятия в области национально-государственного строительства осуществлены были под руководством левых эсеров или бывших левых эсеров и других "некоммунистических элементов", и их деяния не рекламировались. Серьезное изучение названных проблем было не "в моде". Местным историкам "выгодно" было начало национально-государственного строительства чувашей датировать 24 июня 1920 г., т.е. днем образования Чувашской автономной области. Тем более что декрет об этом был подписан Председателем Совета Народных Комиссаров РСФСР В.И.Лениным и Председателем ВЦИК М.И.Калининым. Но этот исторический путь был непростым, хотя чуваши оказались в числе первых "малых" народов, сумевших получить форму государственности.
Октябрьская революция 1917 г. не внесла сразу же резких перемен в жизнь чувашского народа, абсолютная масса которого состояла из бывших государственных крестьян и проживала в сельской местности. В течение первой половины 1918 г. идея самоопределения чувашей получила некоторое развитие в умах интеллигенции, особенно молодежи, так или иначе втянутой в общественно-политическую жизнь Волжско-Уральского региона. В начале же 1918 г. возбуждающим фактором в национальных отношениях местных нерусских народов стало движение среди мусульман (татар и башкир) по созданию Средневолжского и Южноуральского штата. Так или иначе эта инициатива затрагивала интересы чувашского населения, проживавшего в Казанской, Симбирской, Самарской, Уфимской и Оренбургской губерниях. Работавший в Казани с 12 января по 2 февраля 1918 г. Всероссийский чувашский военный съезд уделил большое внимание проектам создания названного штата. Для изучения вопроса была создана специальная национальная комиссия. 19 января 1918 г. съезд заслушал подготовленный комиссией доклад (докладчиком указан Васильев. Возможно, это был член правления Чувашского национального общества И.В.Васильев, очень активно проявивший себя среди делегатов военного съезда).
Комиссии виделись такие варианты развития событий в национальном возрождении чувашей. Во-первых, ничего не предпринимая, можно и в дальнейшем оставаться распыленными в составе громоздкой административно-территориальной системы России, ожидая общегосударственной реформы переустройства управления более мелкими территориями. Здесь скрыто было много опасностей: а) каких-либо изменений и улучшений в жизни чувашей не произойдет; б) вопреки Декларации о правах народов центральная власть идет против национальных движений, и "великороссы сами о создании местных штатов не помышляют"; в) русские не могут одолеть грядущую гражданскую войну, потому что у них национальное самосознание и инстинкт самосохранения слабее межпартийной розни. Поэтому предоставления чувашам сверху их национального штата не дождаться "по крайней мере в ближайшем будущем".
Во-вторых (был и другой вариант): образовать "чувашский национальный территориальный штат". Однако, по мнению комиссии, для его создания чуваши не имели ни кадров, ни материально-культурных средств (нужны были центр притяжения и исполнительный орган). Да и сама масса чувашского населения не была охвачена ясным сознанием целесообразности самоопределения.
Исходя из таких соображений, комиссия предложила третий вариант:
включить и чувашскую территорию в проектируемый мусульманами штат при соблюдении следующих условий: а) в декларации о провозглашении штата указать, что вновь образуемая административно-территориальная единица входит, как часть, в Российскую Федеративную Республику, чтобы центральная власть не толковала об отделении поволжско-приуральских народностей от России и о контрреволюции; б) в пределах штата все народности должны быть равными, суверенными и иметь культурно-национальную автономию. Не должно быть господствующей народности, хотя численно какой-нибудь народ может преобладать. Отсутствие равноправия и суверенности может привести к политическому, культурному, национальному и религиозному давлению крупной по численности нации на более мелкие. Наряду с татарами и русскими, чуваши должны представлять в штате третью силу, притягивающую к себе другие малые нации — мари, удмуртов, мордву. В связи с последним соображением следовало бы изменить, т.е. расширить границы штата для включения в его состав земли, заселенные упомянутыми нациями ("улучшить процентное соотношение группы Союза мелких национальностей" Поволжья). Также включить в состав штата ряд административных, культурных и экономических центров (например, пропущен целиком Ядринский уезд, бассейны ряда рек, железнодорожные линии) для улучшения условий для хозяйственной и иной деятельности. В штате все природные и культурно-экономические ценности объявить интернациональными.
Доклад вызвал на съезде живейший интерес. Поскольку Россия объявлена федеративной республикой, есть смысл иметь в будущем отдельный чувашский территориальный штат (предложение поддержали 42 делегата съезда при 2 "против" и 2 "воздержавшиxся"). Однако в данный момент желательно войти в создаваемый мусульманами штат (съезд проголосовал "за" при 4 "воздержавшихся"). Единогласное согласие делегатов получил и тезис о суверенных правах каждого народа в составе штата.
Съезд также постановил: образование Средневолжского — Южноуральского штата объявить 25 января 1918 г., а не 1 февраля, как намечалось: тогда в Казани должен был открыться по вопросу о создании этой республики специальный областной съезд Советов поволжских и приуральских губерний. Чуваши предполагали: созываемый съезд выскажется против создания штата, т.к. на нем преобладающее число мандатов получат русские, а среди них большевики и их сторонники. Отрицательное "отношение большевиков и большевистской власти к национальному движению" было известно.
Решение съезда войти в создаваемый мусульманами "штат" вызвало дополнительные мероприятия, а именно пришлось создать специальную "контактную" комиссию для переговоров с мусульманами (татарами). В комиссию избрали бывших членов Учредительного собрания: Г.Ф.Алюнова, И.В.Васильева, Д.П.Петрова, Г.Т.Титова и председателя Казанского чувашского военно-окружного комитета И.К.Лукьянова. Военный съезд признал необходимым общечувашское учредительное собрание для выработки условий включения населенной чувашами территории в состав "штата" и детальной выработки его конституции, т.к. военные не были правомочны выражать "волю и точку зрения чувашской нации" на предпринимаемый шаг. Полномочное общечувашское учредительное собрание разрешило бы "все основные задачи по устройству национальной жизни, направленные к прогрессивному расширению политических прав и подъему культурных и экономических сил чувашского народа". Было высказано пожелание назвать новую административно-территориальную единицу не Средневолжским и Южноуральским штатом, а Волжско-Камским. Возможно, подобное предложение уже было высказано, и инициаторы с ним согласились. Был также проведен конкурс на создание чувашского национального флага, и как лучший был признан "проект художника Максимова".
20 января 1918 г. Всероссийский чувашский военный съезд снова вернулся к рассмотрению проекта создания уже Волжско-Камского штата (докладчик И.К.Лукьянов). Были высказаны предложения: соблюдать в нем интересы малых этнических групп; пропорционально (по численности каждой народности) использовать природные богатства; пути сообщения (железные дороги, судоходные реки) должны оставаться общероссийским достоянием; для каждой нации создавать в достаточном количестве культурные ценности (школы, газеты, книжные издательства и т.п.); каждой народности предоставить полную национальную культурно-религиозную автономию; политическую платформу штата обосновать на началах, провозглашенных Всероссийским учредительным собранием (видимо, имелась в виду многопартийность) и т.п. Некоторые новые мысли появились в плане расширения территории штата — о включении в его состав Екатеринбурга, Челябинска, Сарапула, Алатыря, Ардатова и Яранска, тем самым в штате число городов возросло бы до 111, а население увеличилось бы еще на 241 тыс. чел. После всего этого общая численность населения достигла бы почти 10 млн. чел., из которой мусульмане составили бы 38— 40% (3 млн. 769 тыс. чел.), великороссы—37—38% (3 млн. 695 тыс. чел.) и другие нерусские нации — 22—25% (2 млн. 355 тыс. чел.). Для национального края такое равновесие национальностей виделось необходимым. Правда, приведенные цифры были несколько условными. По объединению предполагаемых городов с окружающим сельским населением Волжско-Камский штат имел бы железнодорожные линии Казань—Сарапул— Красноуфимск— Екатеринбург, Самара—Уфа—Челябинск, Ардатов— Казань, Симбирск—Уфа, Челябинск—Екатеринбург и водные сообщения по Волге от Васильсурска до Сенгилея, по Каме от устья до Сарапула, по Суре — до Алатыря, а Белая и Уфимка эксплуатировались бы на всем протяжении. Чувашский военный съезд также пожелал, чтоб при объявлении штата (области) учесть согласие национальных групп в лице их общественных учреждений, революционных организаций, съездов и крупных собраний, отражающих интересы трудовых масс.
Итак, в начале 1918 г. в национально-освободительном движении чувашей наметился новый этап. Если в 1917 г. после Февральской революции главным требованием нерусских народов Среднего Поволжья было предоставление им права на национально-культурную автономию, то в январе 1918 г. Всероссийский чувашский военный съезд принял решение попытаться включить территории с чувашским населением в создаваемый мусульманами (татарами и башкирами) Средневолжский и Южноуральский (затем Волжско-Камский) штат (т.е. республику в составе нескольких губерний или частей губерний этого региона). Основным требованием чувашей при вступлении в упомянутый штат были равноправие и суверенность всех входящих туда народов и национально-культурная автономия для этнических групп. Вновь создаваемая административно-территориальная единица съездом чувашских военнослужащих рассматривалась как неотделимая часть России, а по внутреннему административному устройству — регионная (областная) федеративная республика национальностей.
Новая советская власть не взирала безучастно на развитие национального движения в Среднем Поволжье и Приуралье. Сепаратизм в России принимал угрожающий характер: Финляндия получила независимость, Украина отошла от России, западные окраинные земли (Прибалтика) были оккупированы немцами, казачьи области не признавали власть большевиков. Объявление Волжско-Камского штата было приостановлено. Местные большевики, опираясь на отряды красногвардейцев и прибывших с Балтики матросов, начали ликвидировать националистские, "буржуазные" организации татар и башкир, отстранять их лидеров от руководства национально-освободительным движением.
В конце февраля — начале марта 1918 г. произошел раскол и в национально-освободительном движении чувашей — победил блок левых сил, куда входили левые социалисты-революционеры, новая партия чувашских социалистов (так называемые "центристы") и беспартийные солдаты, учителя и учащаяся в Казани молодежь, признавшие платформу советской власти. После ухода значительной части активистов к сторонникам советской власти ослабли Чувашское национальное общество и Чувашская организация партии эсеров.
22 февраля группа участников левого блока — в основном члены избранного на Всероссийском чувашском военном съезде Центрального чувашского военного совета отняла у правых эсеров имущество редакции газеты "Хыпар" и приступила к изданию нового печатного органа "Канаш" (Совет). 5 марта левые эсеры образовали новую политическую организацию — Чувашский левый социалистический комитет, объединивший левых социалистов-революционеров, социалистов, интернационалистов, отдельных большевиков и даже беспартийных. На другой день был открыт при Казанском губернском совете Комиссариат по чувашским делам. Чувашский левый социалистический комитет (ЧЛСК) возглавил социалист-центрист Д.П.Петров, а губернским комиссаром по чувашским делам был назначен левый эсер А.Д.Краснов.
Несколько позднее, 18 мая 1918 г., при Народном Комиссариате по делам национальностей РСФСР открылся Чувашский отдел — центральное учреждение по делам чувашей Советской России (заведующим был выдвинут левый эсер Д.С.Эльмень). Организации правого толка — Чувашское национальное общество с Союзами учителей и учащейся молодежи, а также региональная организация эсеров сохранились в Казани же, но их общественно-политическая деятельность (конечно, и влияние на население) заметно ослабла. В конце мая 1918 г. правые создали еще одну немногочисленную организацию — Союз чувашских женщин, по сути — учительниц, который в массах народа остался почти незамеченным (возглавил Союз член правления Чувашского национального общества А.Г.Гаврилова).
С демобилизацией старой армии националистские силы чувашей в Казани ослабли: многие солдаты и офицеры, активные участники недавних событий, разъехались. Были распущены все военные комитеты, в т.ч. Центральный чувашский военный совет. Остались лишь те бывшие военнослужащие, кто занимал в учреждениях и организациях оплачиваемые должности. Несмотря на политический раскол, чувашские правые и левые силы в мае — июне 1918 г. вынуждены были проводить совместно три общечувашских мероприятия. Ими стали съезды учителей и учащихся, а также Общечувашский рабоче-крестьянский съезд.
Важной проблемой в деятельности чувашских учреждений и организаций описываемого периода оставались как практические действия по воплощению в жизнь идеи национального самоопределения в доступной форме, так и теоретическое обоснование возможностей этнического потенциала идти на самостоятельный шаг по образованию национальной автономии. Был и серьезный фактор, заставлявший держать данный вопрос в поле зрения. Так, после вынужденного отказа от проекта создания обширного по территории Средневолжского и Южноуральского (Волго-Камского) штата (области) появилась новая инициатива у мусульман же — проект образования в этом регионе тюркской Татаро-Башкирской республики. Планировалось включить в ее состав всю Уфимскую губернию, башкирскую часть Оренбургской губернии, Казанскую губернию (без чувашско-марийской части), часть Пермской, Вятской, Симбирской и Самарской губерний с мусульманским населением.
Такой проект образования Татаро-Башкирской республики в районе Среднего Поволжья, Прикамья и Приуралья вызвал определенный переполох среди других местных нерусских народов. В прошлые века в ходе колонизации опустевшей (обезлюдевшей) территории бывшей Волжской Болгарии здесь образовалась чрезвычайно сложная чересполосица этнических групп. Теперь вместе с татаро-башкирским населением в состав новой республики должны были бы отходить частью чуваши, мари, удмурты, мордва и другие, проживающие в упомянутых частях разных губерний.
В начале апреля 1918 г. проект Татаро-Башкирской республики подвергся обсуждению на различных заседаниях представителей немусульманских народов. Так, объединенное заседание работников комиссариатов по чувашским и марийским делам Казанского губернского совета и представителей крещеных (православных) татар, состоявшееся в те дни (дата, к сожалению, в документе не указана), выразило протест против подобного плана самоопределения татар и башкир. В такой республике, сказано в протоколе заседания, создаваемой без учета воли и согласия соседних народов православной веры, обязательно установится мусульманская гегемония. При установлении границ республики "разрывается живое тело малых национальностей (т.е. чувашей, мари, удмуртов и др.), подвергающихся наибольшему национальному угнетению, на части". Декрет об образовании Татаро-Башкирской республики не может иметь силу, пока он не утвержден межгубернским (областным) съездом советов, чьи территории (или часть территорий) отходят в состав вновь создаваемого национального объединения мусульман региона. Желательно было бы, чтобы новая государственность на равноправной основе объединяла и другие местные национальности на началах федерации. В республике главенствующим должен был бы быть экономический фактор, который способствовал бы улучшению благосостояния ее жителей.
7 апреля 1918 г. состоялось совместное заседание представителей Комиссариата по чувашским делам Казанского губисполкома, чувашской фракции крестьянской секции этого же органа и Чувашского левого социалистического комитета. Оно констатировало, что Татаро-Башкирская республика не должна быть объединением только мусульманских народов, а "охватывать всю обширную территорию Волжско-Камского района, имеющую экономическое тяготение к Казани, как к центру" "Все основные социально-экономические вопросы... должны решаться в общегосударственном масштабе со строгим подчинением декретам и распоряжениям центральной власти единой великой Российской Советской Федеративной Республики; всякие попытки и тенденции к сепаратному решению их в пределах области (т.е. республики) не допустимы и должны пресекаться в корне".
Далее рассматривались возможные варианты взаимоотношений в будущей многонациональной Татаро-Башкирской республике (конечно, при включении в ее состав в полном объеме территорий с чувашским, марийским, удмуртским и мордовским населением). По данному вопросу в протоколе заседания записано: "При определении границ по возможности нужно стремиться к включению в состав республики каждую из заселяющих Волжско-Камский край национальностей в целом, каковыми являются чуваши, мари, вотяки (удмурты), мордва и др. Этнический состав штатов (т.е. республики) по возможности должен приближаться к тому идеалу, чтобы ни одна национальность не превалировала над другими, т.е. не превышала 50 проц. Все народы в пределах республики должны представлять из себя штаты (т.е. автономные объединения), управляемые советами, созданными на началах федерации национальностей. Интересы национальных меньшинств и малых народностей (т.е. этнических групп): чувашей, черемис (мари), крещеных татар, мордвы, вотяков (удмуртов) и др., подвергавшихся наибольшему национальному угнетению, должны быть охранены в должной мере. В основу конституции республики должны быть положены принципы:
полная автономия каждой народности в вопросах культуры, представительство в организациях, всех административных и общественных учреждениях на национально-пропорциональной основе. Отчисление доли бюджета на национальные нужды пропорционально по численности каждого народа. Равенство языков в пределах автономных областей республики. Установление административных границ внутренних автономий и определение их границ преимущественно по этногеографическому признаку".
Участники упомянутого заседания не исключали возможности стремления определенных кругов к установлению мусульманской гегемонии в Татаро-Башкирской республике, т.к. некоторые авторы проекта "вдохновлялись отжившими буржуазно-шовинистическими идеями пантюркизма и панисламизма". Как доброе пожелание было высказано, что, "стремясь к дружному братскому сожительству с родными и близкими по крови, языку и быту мусульманскими народами, чуваши надеются, что свободная от национально-шовинистических вожделений мусульманский пролетариат и беднейшее трудовое крестьянство в условиях победившей социальной революции будут стремиться к созданию такой областной автономии, которая будет приемлема для всех народов края и которая одинаково будет уважать и защищать права малых национальностей и национальных меньшинств".
По приведенным ниже документам начала апреля 1918 г. можно сделать следующие выводы:
1. Общественно-политическая мысль в Чувашии еще не поднялась до понимания возможности выделения одной отдельно взятой национальности в собственную автономную административно-территориальную единицу. Поэтому чувашские представители советских ("революционных") учреждений и организаций в Казани высказывались против создания республики близких по языку и религии татар и башкир. Кроме того, выяснилась невозможность выделения любого местного народа в этнически чистом виде в свою автономию без ущемления национальных интересов других народов.
2. Чуваши и другие немусульманские народы Среднего Поволжья и Приуралья, не имевшие никаких собственных политических, экономических и культурных центров, тяготели к Казани и другим губернским центрам. Поэтому они стояли за создание (образование) федеративной республики равноправных нерусских народов Среднего Поволжья и Приуралья, могущей осуществлять власть на основе национально-пропорционального представительства; внутри этой республики каждая народность могла бы обособиться в свою национальную культурную автономию, в то же время иметь единое экономическое пространство.
3. Самоопределение нерусских народов не должно вести к религиозному или национальному превосходству одной народности над другими.
4. Создание федеративной республики нерусских народов в регионе Среднего Поволжья и Приуралья должно происходить в рамках единой великой идеи и не допускать проявления сепаратизма.
Пока чуваши и другие немусульманские народы Волго-Камского региона вырабатывали свои принципы по отношению к Татаро-Башкирской республике, в Москве произошло событие по практическому осуществлению такого акта: в Народном Комиссариате по татаро-башкирским делам состоялось трехдневное совещание; оно решило не изменять границы предполагаемой автономной единицы, а для окончательного принятия проекта (соответственно и декрета) созвать учредительный съезд вновь создаваемого территориального объединения. В комиссию по созыву съезда было решено включать с правом решающего голоса и представителей чувашей, марийцев, удмуртов и мордвы. Чувашские организации рекомендовали в состав этой комиссии И.С.Максимова (Кошкинского) и Д.С.Эльменя, которые и выехали в Москву, взяв с собой копии протоколов заседаний своих представительных организаций.
5 мая 1918 г. в Москве по инициативе Наркомнаца по вопросу об образовании Татаро-Башкирской республики открылось новое совещание, с участием представителей и других народов Среднего Поволжья. От чувашей на нем участвовал и упомянутый Д.С.Эльмень и комиссар по чувашским делам Казанской губернии А.Д.Краснов. По словам Д.С.Эльменя, они работали в Москве в тяжелых условиях: их предложениями пренебрегали, в республику включалась лишь часть территории с чувашским населением, к мнениям мари, удмуртов и русских, оставшихся вне создаваемой автономии, не прислушивались. Совещание выработало "Положение о Татаро-Башкирской советской республике". Проект, разработанный татарскими и башкирскими организациями, был принят. Решено было созвать в Уфе учредительный съезд республики.
9 июня 1918 г. в Казани открылся I Общечувашский рабоче-крестьянский съезд, который на другой же день заслушал доклад Д.П.Петрова "Отношение к Татаро-Башкирской республике" и содоклад Д.С.Эльменя по итогам совещания в Москве по тому же вопросу. Учитывая, что чуваши могут оказаться в приниженном положении среди мусульманских народов (по численности составляли бы только 12% населения), съезд решил не входить в Татаро-Башкирскую республику.
I Обшечувашский рабоче-крестьянский съезд обсудил вопрос "О политических зачатках автономии". С докладами выступили Г.Ф.Алюнов, Г.Т.Титов и А.Д.Краснов. Вывод для своего времени, возможно, был верен:
по уровню политического развития и по этногеографическому положению чуваши не могут (т.е. не готовы) создать самостоятельное, независимое от других местных народов государственное образование (отдельный штат в рамках Российской Федерации). Съезд решил: "В зависимости от своего культурного и политико-экономического уровня чуваши могут и должны добиваться осуществления культурно-национальной автономии с зачатками политической автономии".
Но редко что делается по-задуманному. Разгоревшаяся летом 1918 г. Гражданская война в Среднем Поволжье полностью приостановила здесь национально-государственное строительство. Однако центральная власть даже в ходе боевых действий в Приуралье вынуждена была обратить внимание на беспокойных башкир и в марте 1919 г. объявить об образовании Башкирской Автономии Советской Республики.
С удалением фронтов Гражданской войны на окраины Советской России и татары занялись подготовкой своей автономной республики. За ними подтянулись чуваши, к началу 1920 г. значительно окрепшие организационно [в Поволжье и Приуралье имели более 20 национальных отделов, подотделов и секций РКП(б)] и подготовившие заметное число партийных, военно-политических, советских и командирских кадров.
К концу 1919 г. Чувашский отдел при Народном Комиссариате по делам национальностей подготовил так называемый "Краткий доклад о выделении чувашского народа в особую административную единицу". 3 января 1920 г. заведующий отделом Д.С.Эльмень представил его в коллегию названного Наркомата с просьбой передать в комиссию ВЦИК по вопросам о новом территориальном делении РСФСР. В документах говорилось:
"Выставляя такое требование, чувашские трудовые массы не стремятся обособиться, отмежеваться от других частей РСФСР, лишь преследуют задачу, чтобы живое тело чувашского народа не было раскромсано на отдельные части, как при Екатерине II, а было объединено в одно целое. Чувашская беднота и чувашские трудовые массы верят, что такое условие (т.е. получение автономного выделения) даст им возможность централизовать всю работу среди них как по политическому воспитанию, так и по поднятию культурного уровня и улучшению экономического быта".
Чувашский отдел при Наркомнаце, хотя и был представителем своего этноса в центре, не мог выступать от имени всего народа. Подобным полномочием обладал лишь национальный съезд или другое крупное собрание представителей нации. Чувашские коммунисты, возглавившие этот этап национального возрождения, идеей самоопределения народа увлекли прежде всего членов своей партии. Одновременно с подготовкой доклада
для центра с ходатайством о выделении чувашей в отдельную административную единицу специальное организационное бюро занялось созывом по этому же вопросу I Всероссийского съезда чувашских секций и ячеек РКП(б) и активных чувашских работников-коммунистов. Чтобы поднимаемый вопрос о самоопределении стал понятным широким массам крестьян, в конце января 1920 г. на страницах газеты "Канаш" была развернута дискуссия на данную тему. В статьях Д.С.Эльменя, редактора "Канаша" А.П.Лбова, ответственных работников Чувашского отдела В.А.Алексеева, А.Д.Краснова и других высказывались различные суждения и предположения. К началу 1920 г. в Советской России еще не сложились в полной мере типы национально-государственных образований (АССР, автономная область и др.), поэтому прообразом формы автономного выделения указывали Трудовую коммуну немцев Поволжья (пусть будет и Чувашская трудовая коммуна). Поскольку основная масса чувашей живет компактной массой в пределах Казанской и Симбирской губерний, перво-наперво следует объединить их территории в одно целое. Оно должно обладать по крайней мере правами губерний. Рассуждали о проблемах районирования будущей административной единицы. Хотя затеянное дело нелегкое, в частности, национальная интеллигенция малочисленна, непросто будет разрешить проблему кадров, однако эта трудность преодолима. И так далее, и тому подобное. Конечно, спор вызвал необходимость определения центра — столицы будущей автономии: на предполагаемой к выделению территории находилось всего три уездных города. Такая дискуссия была нужна и полезна".
В продолжение 6 дней (с 4 по 9 февраля 1920 г.) работал I Всероссийский съезд чувашских коммунистов. Он одобрил разработанный Чувашским отделом при Наркомнаце документ "Положение об организации Чувашской трудовой коммуны" из 7 пунктов.
В пункте 1 указывалось, что "в целях освобождения от экономического рабства и культурной отсталости, а также развития классового самосознания и скорейшего приобщения к социалистической культуре, на основании статей 2 и 6 Конституции РСФСР чуваши выделяются в особую административную единицу — Чувашскую трудовую коммуну".
На основании Конституции РСФСР 1918 г. такое национально-государственное образование в ее пределах было правомерным, ибо ст.2 гласила: "Российская Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как Федерация советских национальных республик". В ст.8 Основного Закона говорилось, что, "стремясь создать действительно свободный и добровольный, а следовательно тем более полный и прочный союз трудящихся всех наций России", предоставляется "рабочим и крестьянам каждой нации принять самостоятельное решение на своем собственном полномочном советском съезде: желают ли они и на каких основаниях участвовать в федеральном правительстве и в остальных федеральных советских учреждениях".
Пунктом 2 "Положения" в состав Чувашской трудовой коммуны предполагалось включить следующие территории: из Казанской губернии — Цивильский (без части Новоковалинской волости), Ядринский (без Слободо-Стрелецкой волости) и Чебоксарский (без Помарской волости) уезды целиком (в исключаемых волостях и части их жили либо татары, либо русские, либо марийцы); Янгильдинская, Сундырская, Татаркасинская, Акрамовская и Малокарачкинская волости Козьмодемьянского уезда;
Новошимкусская, Большетоябинская, Большефроловская, Большешемякинская, Пролей-Кашинская и Алькеевская волости Тетюшского уезда; из Симбирской губернии — Атаевская, Курмышская, Ходаровская, Тархановская, Пандиковская и Алгашинская волости Курмышского уезда;
Шамкинская, Тимбаевская, Рунгинская, Бурундуковская, Хомбусь-Батыревская, Муратовская, Тархановская, Батыревская, Шемуршинская, Убеевская и Городищенская волости Буинского уезда; Верхнетимерзянская, Большетархановская и Сюндуковская волости Симбирского уезда. Как видим, предполагалось создание "Большой Чувашии", о чем мечтают и современные представители националистически настроенной интеллигенции.
Пункты 3 и 4 "Положения" посвящались правам административной единицы: "Чувашская трудовая коммуна управляется на правах губернии своим исполнительным комитетом, непосредственно подчиненным ВЦИК и Совету Народных Комиссаров, согласно постановлению VІІ Всероссийского съезда Советов.
Исполком учреждает все отделы согласно положению о совместном строительстве, выработанному VІІ Всероссийским съездом Советов".
Для удобства управления коммуной "Положением" (п.5) предусматривалось введение новой системы административно-территориального деления:
ликвидация уездов и волостей и образование районов. Таковых должно было быть 12: Шихранский, Урмарско-Козловский, Мариинско-Посадский, Чебоксарский, Татаркасинский, Присурский, Норусовский, Ибресинский, Яльчикский, Городищенский, Буинский и Сунчелеевский. Последний из названных (Сунчелеевский) предполагалось образовать на левом берегу р.Волги за счет волостей и селений с чувашским населением Чистопольского и Спасского уездов.
"Районы управляются районными исполкомами, — указывалось далее в том же пункте, — и до разрешения центром вопроса об упразднении волостей делятся на волости с волисполкомами на основании ныне существующих положений".
Центром Чувашской трудовой коммуны съезд определил узловую станцию Московско-Казанской железной дороги Шихраны, но учитывая, что там мало подходящих зданий для размещения органов управления, временно назначил столицей город Чебоксары. По разрешении вопроса о выделении чувашей в отдельную административную единицу до созыва съезда ее Советов коммуна должна была управляться Революционным комитетом (Ревкомом) (п.6). Ревком будущей коммуны был избран из 5 чел., в состав его вошли Д.С.Эльмень, С.А.Коричев, В.А.Алексеев (все от Чувашского отдела при Наркомнаце), Ф.Н.Сергеев (от Уфимской губернии) и Г.С.Савандеев (от Симбирской губернии).
В целом "Положение об организации Чувашской трудовой коммуны" было составлено в полном соответствии с конституционными установками и существующим законодательством РСФСР, но в то же время содержало новые элементы в организации будущей системы управления (в частности, районирование территории коммуны).
Всероссийский съезд чувашских коммунистов поручил Чувашскому отделу при Наркомнаце и избранному на съезде Центральному бюро чувашских секций и ячеек РКП(б) немедленно возбудить перед Центральным Комитетом партии и ВЦИК ходатайство об учреждении Чувашской административной единицы.
По всем другим обсужденным вопросам съезд принял соответствующие резолюции. В специальном обращении ко всей чувашской бедноте и трудящимся коммунисты призвали напрячь все усилия для преодоления голода, холода и хозяйственной разрухи, дружно отдавать излишки хлеба продовольственным органам, выполнять все гужевые повинности. "Съезд уверен, — подчеркивалось в обращении, — что издавна отличающиеся своим трудолюбием чувашские трудящиеся массы, как один, встанут против нового врага (т.е. хозяйственной разрухи) и приложат все усилия, всю энергию к его сокрушению".
Таким образом, благодаря решительным действиям Чувашского отдела при Наркомнаце и его заведующего Д.С.Эльменя, дело организации автономии для чувашей в составе Российской Федерации I Всероссийский съезд чувашских коммунистов своими решениями направил в практическое русло. В общих чертах была спроектирована территория предполагаемой Чувашской трудовой коммуны, определены формы и структура ее управления, первый властный орган (Ревком) и столица автономии. Естественно, при практическом претворении в жизнь эти решения претерпели изменения частного характера. Исходя из сложившихся к тому времени обстоятельств и опыта национально-государственного строительства, центральные органы Советской Республики должны были внести определенные коррективы в принятое на съезде "Положение об организации Чувашской трудовой коммуны".
Дальнейшая подготовительная работа по организации автономии некоторое время шла по линии разъяснения решений I Всероссийского съезда чувашских коммунистов на представительных собраниях партийных и советских работников из уездов, учащейся молодежи и красноармейцев-чувашей Казанского гарнизона. Инициаторы этого исключительно важного дела понимали, что создание отдельной административной единицы для чувашей не должно быть только заботой узкого круга коммунистов, а выражать волю широких демократических кругов трудящихся. С такой целью в конце февраля 1920 г. участники I Всероссийского съезда чувашских коммунистов во главе с Д.С.Эльменем провели два совместных совещания с делегатами-чувашами VІ Казанского губернского съезда Советов, а также с членами Чувашской секции при губкоме РКП(б). По вопросу о выделении чувашей в особую административную территорию они присоединились к решениям съезда и предложили Чувашскому отделу при Наркомнаце немедленно войти с ходатайством в Совнарком и Центральный Комитет партии об организации Чувашской трудовой коммуны. Правда, не все участники этих совещаний верили в успех дела, высказывали сомнения в этом из-за отсталости чувашского народа.
Дважды, 6 и 13 марта, Чувашская секция при губкоме РКП(б) и Чувашский отдел при Наркомнаце провели в Казани собрания с делегатами губернского съезда волостных партийных организаторов. На первом собрании участвовало 43 члена секции и 18 делегатов, на втором — 17 членов секции, 23 волорганизатора и 36 красноармейцев-коммунистов Казанского гарнизона — в общей сложности 137 чел. С докладами об итогах работы I Всероссийского съезда чувашских коммунистов выступил Д.С.Эльмень. Участники собраний выразили "полное удовлетворение работой съезда", отметили, что решение "об организации Трудовой коммуны есть единственный правильный путь для чувашских трудовых масс к светлому будущему — коммунизму", постановили доклад и Положение о чувашской административной единице, принятые съездом, подтвердить, поручить Чувашскому отделу при Наркомнаце "немедленно войти в надлежащие высшие инстанции с ходатайством об учреждении и организации Чувашской трудовой коммуны".
Этот же вопрос был предметом обсуждения и других совещаний и собраний представителей чувашского народа, из которых можно выделить собрание красноармейцев-чувашей — членов партии и сочувствующих им из частей Казанского гарнизона. Хотя они также поддержали решение съезда, однако один красноармеец, Скворцов, не согласился с предлагаемой формой государственности чувашей — трудовой коммуной — и проголосовал против такого названия административной единицы.
Одновременно Чувашская секция при Казанском губкоме партии и Чувашский отдел при Наркомнаце организовали ряд собраний по тому же вопросу среди крестьян Цивильского и Чебоксарского уездов.
Получив поддержку со стороны съезда коммунистов, а также представителей активной части населения (делегатов губернского съезда Советов, волостных партийных организаторов, красноармейцев-членов РКП(б) и т.д.), 17 марта 1920 г. коллегия Чувашского отдела при Наркомнаце постановила на своем заседании возбудить перед центральной властью ходатайство об организации Чувашской трудовой коммуны.
Рассмотрение ходатайства в центральных партийных и государственных органах должно было ускориться в связи с разрешением вопроса об образовании Татарской АССР, так или иначе затрагивающего интересы соседних народов Среднего Поволжья, прежде всего населявших Казанскую губернию. Однако только 11 мая 1920 г. коллегия Наркомнаца заслушала доклад Чувашского отдела о необходимости выделения уездов и волостей Казанской и Симбирской губерний, преимущественно заселенных чувашами, в административную единицу ("Чувашскую трудовую коммуну") на правах губернии. Коллегия постановила: принципиально признать желательным такое выделение, поддержать ходатайство Чувашского отдела перед комиссией ВЦИК по административному делению РСФСР, куда и передать все имеющиеся материалы (резолюции съезда, собраний, совещаний, "Положение об организации Чувашской трудовой коммуны" и т.д.), выделить Чувашскому отделу для подготовки материалов к административному выделению средства в сумме 1 млн. руб.
19 мая 1920 г. с приложением упомянутого доклада Чувашского отдела и других материалов коллегия Наркомнаца обратилась в Административную комиссию ВЦИК с поддержкой рассмотренного ею ходатайства. При этом выражалась просьба рассмотреть его в спешном порядке, как дело, непосредственно связанное с вопросом учреждения в ближайшем времени Татарской АССР, и при разрешении его принять во внимание и проект Чувашского отдела. Одновременно коллегия представила свой доклад по существу вопроса и с приложением соответствующей карты будущей территории Чувашской автономии Народному комиссариату внутренних дел.
С принятием декрета ВЦИК и Совнаркома РСФСР от 27 мая 1920 г. "Об Автономной Татарской Советской Социалистической Республике" вопрос о предоставлении чувашам автономии встал еще острее, т.к. решением ВЦИК Козьмодемьянский, Чебоксарский, Цивильский и Ядринский уезды Казанской губернии, оказавшиеся вне границы Татарской АССР, включались в состав Нижегородской губернии.
8 июня 1920 г. Политбюро ЦК РКП(б), решая организационные вопросы, связанные с образованием Татарской АССР, обсудило и вопрос "О Чувашской Республике", признало необходимым из Цивильского, Чебоксарского и Ядринского уездов образовать административную единицу чувашского народа. Дело подготовки Чувашской автономии было поручено Наркомату внутренних дел, которому предлагалось провести в двухнедельный срок соответствующее совещание с представителями Казанского, Нижегородского и Симбирского губисполкомов и представить конкретные материалы. Как видно, на заседании Политбюро ЦК РКП(б) формой будущей автономии чувашского народа была высказана республика, а не трудовая коммуна. Сторонником такого автономного образования был и В.И.Ленин.
Решение вопроса о выделении чувашей в отдельную административную единицу несколько застопорилось: отдельные работники центральных органов страны засомневались в целесообразности ее создания якобы... из-за отсутствия своей национальной культуры у чувашей и убыстренного процесса их обрусения.
Возможность передачи отходящих от бывшей Казанской губернии чувашских уездов Нижегородской (в другом варианте Симбирской) губернии еще не отпала. В связи с этим чувашские организации начали действовать решительнее. 15 июня 1920 г., обсудив создавшееся положение, ответственные партийные работники Чувашской секции при Казанском губкоме РКП(б) вынесли постановление: чувашские уезды ни в коем случае нельзя передавать Нижегородской губернии, где совершенно не знают своеобразия быта, языка и культуры чувашей; кроме того, сам факт непредоставления автономии подорвет доверие чувашских трудящихся к руководителям центральных органов власти.
Заведующий Чувашским отделом Д.С.Эльмень посетил ЦК РКП(б), где его приняли и ознакомили с решением Политбюро — с возможным вариантом организации автономии чувашского народа из трех уездов. Случись такое, одобренный I Всероссийским съездом чувашских коммунистов проект осуществился бы в очень куцем виде. Д.С.Эльменя возмутил и такой неуважительный шаг ЦК: вопрос об автономии чувашей рассматривался в отсутствие их полномочных представителей.
19 июня 1920 г. Чувашский отдел при Наркомнаце с грифом "Весьма спешно" представил в Президиум ВЦИК свой "Меморандум" относительно разрешения в срочном порядке вопроса о "Чувашской трудовой коммуне". Уже в сопроводительном письме указывалось, что дело рассмотрено уже в ЦК РКП(б) и "принципиально разрешен в положительном смысле", а при дальнейшем его рассмотрении необходимо обязательное присутствие представителя чувашей как информатора.
"Меморандум" отвергал возможность передачи чувашских уездов Нижегородской губернии. В нем отмечалось, что с созданием Татарской АССР чувашское население без своей автономии еще больше раздробливается и, вместо исправления исторической несправедливости по отношению к нему, окажется в еще более худшем положении, чем раньше, т.к. частью окажется еще и в Нижегородской губернии. Чувашский отдел снова настаивал спешно разрешить вопрос о "Чувашской трудовой коммуне", назначить Ревком для временного управления ею и устранить возможность передачи уездов в Нижегородскую губернию.
"Меморандум" подписали Д.С.Эльмень и члены коллегии Чувашского отдела В.А.Алексеев, Л.М.Лукин и Г.И.Иванов".
После этого вопрос о предоставлении чувашам автономии решался весьма оперативно. 21 июня 1920 г. он рассматривался в Наркомате внутренних дел в присутствии представителя Чувашского отдела при Наркомнаце. На другой день, 22 июня, Политбюро ЦК РКП(б) утвердило форму автономии чувашского народа как "Чувашскую область" вместо "Трудовой коммуны". Заместителю Наркома внутренних дел М.Ф.Владимирскому было поручено внести вопрос об учреждении Чувашской автономной области на рассмотрение Совнаркома РСФСР с последующим направлением его во ВЦИК. В тот же день на заседании Совнаркома, проходившем под председательством В.И.Ленина, обсуждался проект положения о Чувашской автономной области. Обсуждение проходило с участием представителей Чувашского отдела. Но не только в название, но и в сущность первоначального проекта были внесены значительные изменения. В переработанном варианте он был принят. Таким образом, в результате настойчивой и кропотливой работы работников Чувашского отдела при Наркомнаце, ряда наркоматов, Политбюро ЦК РКП(б) и Советского правительства, 24 июня 1920 г. был принят декрет "Об Автономной Чувашской области", подписанный Председателем Совнаркома В.И.Лениным (Ульяновым), Председателем ВЦИК М.И.Калининым и секретарем ВЦИК А.С.Енукидзе. В декрете указывалось:
"Образовать Автономную Чувашскую область, как часть Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, с административным центром в г.Чебоксарах, в состав коей включить: из Казанской губернии: Цивильский, Ядринский и Чебоксарский уезды в их полном составе; из Козьмодемьянского уезда волости: Янгильдинская, Сундырская, Татаркасинская, Акрамовская и Малокарачкинская; из Симбирской губернии из Курмышского уезда волости: Атаевская, Курмышская, Алгашинская; из Буинского уезда волости: Хомбусь-Батыревская, Муратовская, Тархановская, Шемуршинская и Шамкинская".
Чувашская автономная область провозглашалась как часть Российской Федерации, исполнительный комитет которой, избранный съездом Советов, наделялся правами губисполкома. До созыва съезда вся полнота власти в пределах области принадлежала Революционному Комитету. Съезд Советов предусматривался как конституционный орган автономной области. В целом по декрету ВЦИК и Совнаркома РСФСР чувашам в форме автономной области была предоставлена начальная ступень национальной государственности.
Определенная декретом территория автономной области значительно отличалась от предложенного Чувашским отделом проекта как по площади, так и по этническому составу. Центр был против образования исключительно однородной (чувашской) по составу населения автономии: в область включались русские селения и волости. В то же время волости Чистопольского и Спасского уездов со значительным чувашским населением, отделенные от Чувашии территориально, вошли в Татарскую АССР. Из-за территориальной чересполосицы временно в составе Татарии остались некоторые чувашские селения и волости бывших Буинского и Тетюшского уездов. В то же время по причине неопределения автономии марийского народа в Чебоксарском уезде находились Помьяльская и Помарская волости с марийским населением. В целом же территория автономной области, после скорректирования ее в центральных органах, оказалась сравнительно меньше по площади, чем предполагалось первоначально, хотя охватывала основные районы заселения чувашей в Правобережье Волги: в пределах области коренное население составляло 86%. Это был наивысший показатель количественного преобладания коренного населения среди 9 автономных республик, областей и трудовых коммун, имевшихся в РСФСР в конце 1920 г.
Акт провозглашения национальной государственности чувашского народа в форме автономной области явился громадным событием и началом этапа его возрождения на принципах коммунистической идеологии. С углублением социальной, Октябрьской, революции руководители новых советских учреждений Чувашии сумели преодолеть традиции буржуазной демократии и идти дальше от теории национально-культурной автономии. Залогом успешного практического осуществления идей самоопределения чувашей явились такие важные факторы, как а) исключительно внимательное отношение руководящих деятелей Коммунистической партии к национальному движению в России; б) провозглашение равноправия всех народов и конституционное закрепление права наций на самоопределение в пределах единого федеративного государства; в) массовое привлечение представителей национальных меньшинств, в т.ч. чувашей, в советскую, партийную, хозяйственную, культурную и военную деятельность, где они могли набрать опыт руководящей работы, и т.д. Чувашский народ свою автономию получил не в одиночку, а почти одновременно со всеми национальностями Среднего Поволжья. Исторический опыт показал, что в многонациональном регионе невозможно национальное выделение в этнически чистом виде, без включения в любую автономную республику или область иноязычных групп.