Вся земледельческая культура у чувашей, строительное мастерство, навыки изготовления орудий труда, средств передвижения, одежды, обуви, украшений, добывания, приготовления и хранения пищи, использования природных ресурсов — основывались на народных знаниях, передаваемых из поколения в поколение.
Исключительного мастерства достигли чуваши в предсказании погоды по приметам и использовании своих метеорологических познаний в сельском хозяйстве, чем вызывали изумление и восхищение русского и татарского населения края. Чуваши использовали барометр, основанный на разной гигроскопичности кусков дерева твердой и мягкой пород равного веса.
Древний чувашский календарь был сходен с тюрко-монгольским лунно-солнечным летоисчислением. В 19-летнем цикле чередовались по 12 месяцев (в году 254 дня) и 7 лет по 13 месяцев (в году 384 или 285 дней).
Hа обнаруженных археологами металлических зеркалах волжских болгар встречаются изображения циклических животных — барса, зайца, собаки, мыши. Именнике болгарских (дунайских) болгар содержится 9 названий годов животного цикла и расшифрованы они именно с помощью чувашского языка.
Месяцы (уйах) чувашского календаря отражают связи предков чувашей с племенами и народами Центральной Азии, Казахстана и Северного Кавказа.
Древние предки чувашей использовали руническую систему письма. Остатки этого письма сохранились в виде тамг, клейм и элементов вышивки. В эпоху Волжской Болгарии и в последующий период среди болгаро-чувашей, особенно среди мусульман, получила распространение письменность на основе арабской графики, о чем свидетельствуют надписи на намогильных памятниках, сделанные на древнечувашском языке арабскими знаками.
В период монголо-татарского ига их письменность была уничтожена. С ХVIII в. чуваши начали пользоваться письменностью на основе русской графики. В быту они с давних времен широко пользовались приемами пиктографии (картинного письма) и идеографии (иероглифами), числовыми знаками. Знаки нарезывались главным образом ножом на деревянных брусах и бирках, отпором на бревнах, лопатой на земле. Hаиболее широкое распространение имели тамги (тавры) — бывшие родовые знаки, превратившиеся в символ собственности, и числовые знаки. Tамги ставились не только на бирках, загонах, мешках и т.п., но и на официальных документах. Чувашские числовые знаки имели некоторое внешнее сходство с римскими, но не совпадали с ними. В римском счете, например, число одиннадцать обозначалось так: ХI, а в чувашском — наоборот (IХ).
Hаиболее распространенными счетными документами являлись земельные брусы и бирки — знаки сборщиков денежных и хлебных податей, заемные бирки, пастушьи бирки, домашние записные
бирки и т. п.
Самым большим числом у чувашей считалась тысяча (пин), и выход на большее практически не требовался. Для обозначения бесчисленного множества применяли удвоение слов: пин-пин (тысячи-тысячи), или темен чўхле (тьма).
Hемало своеобразного было в чувашской системе мер длины. Меры длины включали следующие единицы: пўрне "палец" (толщина пальца, 2 см), 5 пўрне составляли ал лаппи "ладонь" (10,25 см,), 2 ал лаппи — шит "пядь" (20,5 см), 2 шит — чике "локоть" (41 см).
В земельных мерах и измерении расстояний применялись: утам "шаг", равный длине шага мужчины среднего роста (88 см); халас "обхват" — размах рук от конца пальцев одной руки до конца пальцев другой (176 см); чалаш "косая сажень" — от конца пальцев вытянутой правой руки до пальцев левой ноги (248 см); верен "веревка", равная 10 чалаш; сухрам — предел слышимости крика. С ХVI в. у русских был позаимствован аршен "аршин", равный 4 чувашским шитам, вершук "вершок" — 2 пўрне. Халас стал соответствовать сажени (213 см), сурхрам — версте (1,07 км).
Довольно широко были распространены такие меры площади, как ана (загон) или пилек (беляк), размеры которых в разных районах и общинах колебались от 800 до 2400 квадратных сажен. С ХVIII в. площадь стали измерять десятиной (тесеттин), соответствовавшей 2900 кв. саженей (1,197 га, с 1835 г.—1,0925 га).
Универсальными мерами сыпучих и жидких тел являлись сосуды черес "чиря", изготовленные из выдолбленного куска липы. В измерении сыпучих тел чуваши изменяли патавкка "пудовка" (1 пуд, т. е. 16,4 кг), пачах "бучуг" (2 пуда), патман "батман" (4 пуда), михе "мешок" (4-5 пудов), чепта "куль" (9 пудов).
С ХVI в. в быт чувашей вошли русские меры веса: пат (пуд), керепенке (фунт), =ур керепенке (1/2 фунта), черек керепенке (1/4 фунта), усмухха (1/8 фунта), маскал (золотник).
Hазвания денежных единиц у чувашей отражали этапы их этнической истории. Слова сум, сом, укса сохранились с болгарских времен. Мелкая монета во многих тюркских языках именуется акча (чув. укса), она употреблялась в Золотой Орде. Единицей следующего порядка для тюрков был сум, означавший слиток серебра в виде лепешки. До втор. пол. ХIХ в. чуваши рубль называли "сум". Затем рубль начали называть тенк (тюрк. таньга), первоначально выступавшей как монета. Копейку чуваши называли пус (букв. "давить", чеканить), полкопейки — укса.
Важное место в быту занимала народная медицина. Чуваши хорошо знали лечебные свойств множества растений, меда, молока, жиров, кислот, щелочей и различных минералов.