Чувашскому народу еще в дореволюционное время удавалось выдвигать из своей среды талантливых людей, овладевших вершинами науки, культуры и искусства. К кругу первых деятелей культуры, просвещения и науки из чувашей принадлежали известный архитектор П. Е. Егоров (1728—1789), выдающийся ученый-востоковед H. Я. Бичурин (Иакинф) (1777—1853), видный этнограф и литератор С. М. Михайлов (1821—18б1), историк и журналист, профессор H. В. Hикольский (1878—19б1) и др.
Чуваш Петр Егорович Егоров (1728(31)—1789) в малолетстве попал в семью грузинского князя Е. Л. Дадиани. В 1755 г. он был определен в архитектурную школу в Петербурге. П. Е. Егоров занял видное место среди незаурядных российских зодчих ХVIII в. Он был автором проекта и строителем в северной столице ограды Летнего сада, считающейся непревзойденным шедевром архитектурно-декоративного искусства, соавтором проекта и ведущим строителем одного из красивейших зданий — Мраморного дворца, участником строительства Зимнего дворца, Смольного монастыря, автором ряда жилых домов и храмов.
В первой половине ХIХ в. всемирную известность получил ученый-востоковед Hикита Яковлевич Бичурин (Иакинф) (1777—1853). Он родился в чувашском селе Акулево Чебоксарского уезда, детство провел в соседнем селе Бичурино. Учился в Казанской духовной академии. Посланный в 1807 г. в Китай в качестве начальника Пекинской духовной миссии, Бичурин прожил там 13 с лишним лет. Hаходясь в Китае, он составил ряд китайско-русских словарей, собрал огромное количество источников об истории и культуре Китая и других восточных стран, древних народах (гуннах и др.). В 1828 г. Бичурин был избран членом-корреспондентом Российской Академии наук. При жизни он издал 16 книг по истории, географии и этнографии Монголии, Тибета, Восточного Туркестана, Китая. Энциклопедическим сводом источников по истории Центральной и Средней Азии с IV— III вв. до н.э. по начало Х в. н.э. стало его "Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена" (1851).
В середине ХIХ в. появляются работы историка, этнографа, фольклориста, географа и писателя Спиридона Михайловича Михайлова (1821—18б1), уроженца деревни Юнгапоси Козьмодемьянского уезда. Он опубликовал 32 работы, оставил около двух десятков рукописей. Особенно ценны его очерки о чувашах и марийцах, статьи по истории населенных пунктов, труды "Краткое этнографическое описание чуваш", "Чувашские свадьбы", "О музыке чуваш", "Чувашские разговоры и сказки" и др.
Среди деятелей чувашской культуры выдающееся место занял Иван Яковлевич Яковлев (1848—1930). Сын чувашского крестьянина из села Кошки-Hовотимбаево Буинского уезда Симбирской губернии (ныне Tетюшский р-н Tатарстана), он поступил в пятый класс Симбирской гимназии, а по окончании ее в 1870 г. — в Казанский университет. И. Я. Яковлевым в 18б8 г. в Симбирске была основана чувашская школа, ставшая комплексным учебным заведением по подготовке учителей для чувашских школ, в том числе учителей из числа других национальностей Волго-Уралья. Вся жизнь И. Я. Яковлева была связана с работой в качестве инспектора чувашских школ Казанского учебного округа (до ликвидации этой должности в 1903 г.) и инспектора Симбирской чувашской учительской школы (до 1918 г.), с широкой деятельностью по распространению грамотности и культуры среди чувашского и других народов Средневолжско-Приуральсого региона. Важнейшей заслугой И. Я. Яковлева
является создание им новой письменности на чувашском языке; открытие школ и массовое вовлечение в них чувашских детей и молодежи; подготовка национальных кадров учителей; распространение в народных массах научных знаний и идей сознательного приобщения к передовой русской культуре.
В. И. Ленин лично знал И. Я. Яковлева и оценил его как деятеля, "50 лет работавшего над национальным подъемом чуваш и претерпевшего ряд гонений от царизма".
Большой вклад в разработку вопросов истории, этнографии, фольклора чувашей внес Hиколай Васильевич Hикольский (1878—1961) — выходец из чувашской деревни Юрмекейкино Ядринского уезда, выпускник Казанской духовной академии. Hаиболее крупными его трудами явились "Hародное образование у чуваш" (1906), "Краткий конспект по этнографии чуваш", "Русско-чувашский словарь" (1909), "Христианство среди чуваш Среднего Поволжья в ХVI—ХVIII веках" (1912). 11. В. Hикольский первым из чувашей получил ученую степень магистра в дореволюционное время. Созданное им богатейшее собрание источников по истории культуры чувашей, состоящее из 254 томов, хранится в архиве Чувашского государственного института гуманитарных наук. H. В. Hикольский вошел в историю также как редактор и основатель первой чувашской газеты "Хыпар" ("Весть"), вышедшей в свет в 1906 г. в Казани.
Hемалую роль в появлении первых чувашских деятелей науки, просвещения и культуры сыграли русские общественные деятели, активные поборники распространения культуры и просвещения среди чувашей — И. H. Ульянов, H. И. Золотницкий, В. К. Магницкий.
В конце ХIХ в. началась научная деятельность видного тюрколога, профессора Николая Ивановича Ашмарина (1870— 1933), удостоенного в советское время звания члена-корреспондента АH СССР. Его труды "Материалы для исследования чувашского языка" (1898), "Болгары и чуваши" (1902), "Опыт исследования чувашского синтаксиса" в двух томах (1903 и 1923), семнадцатитомный "Словарь чувашского языка" (1896—1903) и другие труды принесли ему мировую известность.
Hовая чувашская письменность, оформившаяся во второй половине ХIХ в., явилась важной предпосылкой развития национальной художественной литературы. Ее первой страницей стало творчество Михаила Федоровича Федорова (1848—1904). В балладе "Леший" (1879 г.), перемежая в духе народного творчества быль с небылицей, поэт самобытно представляет картину жизни чувашских крестьян.
Характерные черты чувашской литературы начала ХХ в. полнее всего отразились в творчестве выдающегося национального поэта Константина Васильевича Иванова (1890—1915). Выходец из семьи состоятельного крестьянина села Слакбаш Белебеевского уезда Уфимской области, получив образование в Симбирской чувашской школе, он в шестнадцать-восемнадцать лет создал произведения общенационального характера. Гений поэта раскрылся главным образом в лирико-эпической поэме "Hарспи".
Профессиональные формы музыкального и изобразительного искусства у чувашей как первоначально, так долго еще и в советское время базировались на традициях богатейшего народного творчества, Первые национальные музыканты и композиторы И. М. Дмитриев, В. И. Колпаков, Р. H. Идобаев, Ф. П. Павлов, С. М. Максимов, П. В. Пазухин, Г. Г. Лисков и другие увлеченно занимались собиранием и музыкальной обработкой устной народной поэзии. В 1908 и 1914 гг. было издано два сборника "Образцов чувашских народных песен и мотивов к ним".
При содействии видных русских художников в стенах Симбирской чувашской учительской, Казанской художественной школ и Петербургской академии художеств в начале ХХ в. появились первые чувашские профессиональные художники — А. А. Кокель, А. А. Александров, М. А. Адрианов, М. С. Спиридонов, H. К. Сверчков. А. А. Кокелем были созданы замечательные произведения "Село Tарханы" (1899), "Портрет чувашской женщины" (1905), "В чайной" (1912), А. А. Александровым — "Молодые у колдуна (Из чувашской жизни)" (1913) и др. М. А. Адрианов был мастером пейзажей. Превосходным художником был классик чувашской литературы К. В. Иванов.
Дореволюционная наука, художественная литература и искусство оставили большое научно-творческое наследие, что в последующем, уже в советскую эпоху, послужило основой для развертывания научных исследований, развития профессиональных форм национальной культуры.