Чувашская республика
Официальный портал органов власти
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Уважаемый пользователь.

Данный сайт обновлен и вы находитесь на устаревшей версии. Чтобы просмотреть актуальную информацию, перейдите на новую версию сайта http://www.cap.ru/. Данная версия будет закрыта в ближайшее время. 

Спасибо за понимание.

7. Формирование болгарской (древнечувашской) народности

В Х—ХI вв. в Волжской Болгарии сложились предпосылки для зарождения и развития характерных свойств народности, которые привели к формированию в ХI — начале ХIII в. единой болгарской народности. 06 этом свидетельствуют, в частности, русские источники, в которых в ХII — начале ХIII в. население Болгарии именуется одним собирательным именем — «болгары». Болгарская народность сформировалась на основе этнической консолидации болгар и суваров (сувазов) и ассимиляиии ими финно-угорского населения, остатков именьковских племен и некоторого количества буртасов и башкир. Арабская форма этнонима «су-ваз» уже тогда произносилась, как полагают ученые, в виде «сювазь». Это слово впоследствии трансформировалось в "чаваш», По мнению В. Димитриева и ряда других ученых, правомерно называть эту народность болгаро-чувашами. По-видимому, луговые марийцы, называвшие в прошлом болгаро-чувашей «суасами», этот термин перенесли затем на сменивших их в Приказанье и Заказанье татар. И сегодня марийцы чувашей называют "суасла мари" (дословно «человек на сувазский лад», т.е. «человек на татарский лад»). Примечательно, что луговые марийцы в пограничных с татарами районах называют последних «суаз». Луговые же марийцы, живущие по левобережью Волги, своих соседей чувашей с правого берега называют куркмари — «горный человек». H. И. Ашмарин отмечал, что слово чаваш в старину произносилось чувашами несколько иначе, чем теперь, а именно в одной из следующих форм: суас, савас; в этом же более древнем виде оно и было взято черемисами (марийцами) в их богатый чувашизмами язык. Tаким образом, можно полагать, что тюркско-болгарское население Волго-Уралья именовалось и болгарами, и суварами (чувашами), но общий этнополитический термин «болгар» (или «булгар») покрывал тогда самоназвание чувашей. «Tо обстоятельство, что памятники начинают говорить о чувашах очень поздно, лишь с ХVI в., не должно нас смущать: наименования народов меняются в зависимости от их политического положения, В эпоху Болгарского государства чуваши жили приблизительно там же, где живут и в настоящее время, лишь более, чем теперь, распространяясь по Каме; но тогда они играли державную роль в Волжско-Камском крае, занимали властное положение в его городах, аулах, и сохраняли то название, которое было названием именно их господства в крае», — отмечал H. А. Фирсов. Как полагают, в состав болгарских предков чувашей вошли и буртасы. Они обитали на правобережье Волги, на территории между болгарами и хазарами. В Чувашии имеются три селения (в Вурнарском, Яльчикском и Урмарском районах) с названием Буртасы (Пертас). Согласно археологическим данным, с IХ в. отдельные болгарские поселения и колонии появились и в юго-западной, и в северной частях Чувашии (среди мордовских и марийских поселений). Болгарские племена в домонгольское время поселились также на Присурских землях. Археологами в 1970-е гг. по чувашскому течению Суры было открыто несколько селищ. Большая часть географических названий, встречающихся на территории Чувашии, имеют общетюркское или собственно чувашское происхождение. Tем не менее, лингвист М. Р. Федотов на основании изученного материала сделал следующий вывод: «С уверенностью можно сказать о продолжительном проживании на территории северных районов современной Чувашии более или менее компактных марийских племен, которые в силу определенных демографических причин или покинули правобережные районы Волги. или постепенно растворились в среде пришлых болгарских племен, оставив о себе память в виде географических названий нетюркского прохождения». Основным языком в Волжской Болгарии был так называемый среднеболгарский язык — прямой предок современного чувашского языка, содержащий все его характерные фонетико-морфологические особенности. Обо всем этом свидетельствуют и тексты надгробий, выполненные на чувашском языке по исламским канонам. Hаряду с арабской графикой продолжала функционировать западная разновидность тюркского рунического письма. Чувашский язык очень близок болгарскому звуку «з» других тюркских языков в чувашском языке соответствует звук «р» (так называемый ротацизм), а звуку «ш» соответствует звук «л» (ламбдаизм). Ротацизм и ламбдаизм были характерны и для болгарского языка. Болгарские слова из надписей на могильных плитах XIII — ХV вв. сходны с чувашскими и отличаются от татарскиx. Hадписи содержат, например, такие чувашские слова, написанные арабскими буквами: хир (хер) «дочь)", «девушка», татарск. кыз; авл (ывал) "сын", татарск. ул; айх (уйах, ойах) «месяц", гатарск. ай; джал (с(ал)сул, сол, сал — касал) «год", татарск. йаш, йыл; аирня куан (эрне кун, арня кон) «пятница», татарск. жомга кон; туату (тавата) "четыре», татарск. дурт; сакр (сакар) «восемь», татарск. сигез; тхр, ту-хар (тахар) "девять», татарск. тугыз; ван (вун, вон) «десять», татарск. ун; дж(с)рм, джирим (сирем) «двадцать», татарск. егерме; и т. д. Hе только сами числительные, но и аффиксы порядковых числительных в надписях на болгарских намогильных памятниках сходны с аффиксами числительных современного чувашского языка. Собственные имена на эпиграфических памятниках сходны с чувашскими языческими именами. Немаловажным фактором формирования народности в эпоху Средневековья было религиозное единство разноплеменного населения. И хотя в последующий исторический период чуваши известны как язычники, но в рассматриваемое время значительная часть болгаро-чувашей, прежде всего их элитная часть, исповедовала ислам. Венгерский ученый Д. Месарош, изучавший в нач. ХХ в. в Симбирской и Казанской губерниях этническую культуру и религию различных этнографических групп чувашей и опубликовавший в Будапеште две книги о чувашской мифологии и фольклоре, пришел к выводу, что в свое время основная масса чувашского этноса прошла через этап мусульманского вероисповедания, но затем по ряду причин отпала от ислама, вернулась к язычеству. Hеудивительно, что народная религия чувашей ХVII—ХVII вв. представляла собой языческо-исламский синкретизм. Из ислама в чувашскую мифологию и верования перешли понятия киремет (карамат — «сверхъестественное деяние, чудо, даруемое Аллахом своему рабу»), пирешти (от фереште — "ангел», "вестник ", эсрел (от азраил — «ангел смерти»), ураса (от ураза — "пост»), намас (от намус' — "закон», «весть»), мачавар (от моджавар — «живу-щий вблизи гробницы святого») и др. Многие чувашские языческие имена являются общеисламскими антропонимами. По утверждению многих исследователей, язык чувашского типа (с' ротацизмом) в Волжской Болгарии играл роль государственного языка, использовался в делопроизводстве, управлении, образовании, богослужении, торговле и межэтнических отношениях. Поэтому чувашский (болгарский) язык оказал значительное влияние на языки народов, входивших в состав Волжской Болгарии. В марийский язык вошло около 1500, удмуртский — более 500, венгерский — 500, коми-пермяцкий — свыше .300, мордовский —100 с лишним чувашских слов. Все эти слова относятся к скотоводству, земледелию, средствам передвижения, ремеслам, домашней утвари, пище, одеж-де, торговле, общественному и религиозному быту, названиям родства и т. д. Это те заимствования, которые были сделаны финно-уграми у болгар еще в VIII— ХIII вв.
Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика