Болгаро-суварские племена, освоившие еще на Северном Кавказе и Приазовье первые навыки пашенного земледелия (особенно сувары), встретились на Средней Волге с племенами, также знавшими земледелие. В результате культурного взаимодействия с ними пришельцы приобретали навыки оседлости, перенимали местные приемы и способы ведения земледельческого хозяйства, строительства деревянного сруба вместо юрт и других построек. Главной отраслью сельского хозяйства Волжской Болгарии стало пашенное земледелие. Примечательно, что, по утверждению известного археолога А. П. Смирнова, чувашский плуг агабусь с железным лемехом и резцом полностью аналогичен болгарскому плугу ага.
Большое значение имело скотоводство, существовавшее на юге Болгарии как самостоятельная отрасль хозяйства, нередко в кочевой форме.
Развитие ремесла у болгар достигло сравнительно высокого уровня. Ремесленники производили орудия труда и предметы вооружения: кольчуги, сабли, а также домашнюю утварь, керамику, изделия из кости, одежду, обувь, головные украшения — кольца, ожерелья, бронзовые и серебряные браслеты, стеклянные золоченые бусы и т.п., кожу, белужий клей и пр. Ремесленники жили, в основном, в городах.
Удобное географическое положение страны, занимавшей среднюю часть великого волжского пути, обусловливало ее важную роль в транзитно-посреднической торговле. Hа ярмарку в Болгар съезжались хазарские, русские, среднеазиатские, арабские, армянские, византийские купцы. В торговых сообщениях по Волге и караванным путям основная роль принадлежала не болгарским, а восточным, русским и хазарским купцам. С Х в. в Болгарии появляется своя чеканная монета.
К Х в. у них сложился оседлый образ жизни, кочевой быт сохранился лишь как пережиток.
В Волжской Болгарии Х — начала ХIII в. еще не было крупных городов. Tакие города, как столица Болгар, Сувар, представляли тогда традиционные для средней полосы Восточной Европы массовые городища, окруженные рядами земляных валов и рвов. В городах все строения были деревянными. Жилища болгар раннего времени представляли собой плетневые хижины с глиняной обмазкой, с камышовой кровлей и настилкой пола. Распространены были полуземлянки. Впоследствии, под влиянием финно-угров, универсальными жилищами стали срубные деревянные дома — с глинобитной печью, широкими нарами, хозяйственной ямой в подполье. У болгар существовали по традиции также и войлочные юрты (шатры), в которых они жили летом. Tак, Ибн-Фадлан сообщал: «Все они [живут] в юртах». По мнению А. П. Смирнова, даже болгарский хан вел, по-видимому, еще полукочевую жизнь: «Археологи до сих пор не обнаружили в Болгаре никаких остатков княжеской резиденции".
В дальнейшем войлочные юрты болгар, по-видимому, эволюционировали в «капитальные» конструкции в виде округлых деревянных срубных домов. Общеизвестно, что у алтайских тюрков, у башкир бытовали шестиугольные деревянные срубы. 0 том, что и у предков чувашей были когда-то такие дома, свидетельствует характерное для них выражение улте к.тесл, сурт «шестиугольный дом». Чуваши любой сруб характеризуют только по числу углов: улта, кетесле, сурт (3, 4, 8 углов) и т. д. Впрочем, у чувашей и татар дом, жилище называется именно юртой (чув. сурт, тат. йурт).
Tак как старинное женское платье дунайских болгар аналогично белому вышитому платью чувашей средней полосы (анат енчи), старинные женские головные уборы дунайских болгар (луб, убрус, сокай) близки к головным уборам чувашек (тухье, хушпу, сурбану), можно предположить, что вышитое белое платье и сходные с перечисленными головные уборы носили также волжские болгарки. Для болгар и чувашей характерен веревочный орнамент.
Ибн-ан-Hадим в «Книге росписи наукам» (987-88 гг.) сообщал, что болгары писали на дереве, употребляя иероглифы. С проникновением ислама в Волжской Болгарии распространилось арабское буквенное письмо.
Языческие верования болгар и сувазов оставались в основном такими же, какими были у них на Северном Кавказе в XII в. С возникновением классов и образованием государства культ верховного бога (Сюльди тора), возникший еще в эпоху военной демократии, получил полное оформление. Однако древние языческие боги, олицетворявшие силы природы, соxранились.
В этнической истории народов Поволжья и IIриуралья новая ситуация возникла в связи с распространением с начала Х в. среди части болгарского населения ислама, В первой четверти Х в. болгарский царь Алмуш в борьбе с хазарским господством искал поддержки у багдадского халифа Мухтадира, который по его просьбе в 922 г. прислал посольство для распространения ислама среди болгар. Знать, горожане, значительная часть сельских жителей приняли ислам, Профессор А. П. Ковалевский, переводивший записки Ибн-Фадлана на русский язык, отмечал, что среди суваз и болгарских племен против принятия ислама выступала целая "партия". Основная масса племени сувазов отказалась ехать вместе с царем «на север, к небольшой речке Джавшыр», где должно было произойти окончательное всенародное принятие ислама. «Hадо полагать, что после угроз болгарского царя за ним последовала лишь часть племени суваз, главным образом знать, — указывает А. П. Ковалевский. — Основная же масса (во главе с князем Вырыгом. —Авт.) отказалась принять ислам... Эта часть и сохранила прежнее название суваз — чуваш. Оставшаяся часть составила основу населения княжества Сувар и в дальнейшем слилась с болгарами».
Мусульманство получило распространение вначале в незначительных масштабах. большинство же болгар и суваров (особенно расселенных в отдалении от городских поселений) в течение ряда веков оставались язычниками, сохранили свои первобытные нравы, верования и обряды. В 1236 г. венгерский путешественник монах Юлиан сообщал, что Волжская Болгария — «великое и могущественное царство, с богатыми городами, но все там — язычники». В домонгольский период (до ХIII в.) болгарская этническая общность еще не была радикально расколота на мусульман и язычников. Процесс этот получил интенсивное развитие с появлением в Среднем Поволжье в эпоху Орды мусульманизированных кыпчако-татар.