В древней истории Среднего Поволжья исследователи выделяют предболгарское время (до VIII в.), раннеболгарский период (VIII—Х вв.), эпоху развития и расцвета Болгарского государства (ХI — первая треть ХIII вв.) и золотоордынскую эпоху (ХIII—ХV вв.).
Этническая карта этого региона и до переселения сюда с юга болгаро-суварских племен была сложной, здесь в разные эпохи жили люди как монголоидного, так и европеоидного типов. В эпоху бронзы — в конце III тыс. до н. э. — с юго-запада в лесное правобережье Волги проникли племена фатьяновской или, как ее еще называют, балановской культуры (названа так по могильнику у д. Баланово Козловского района в Чувашии). В середине II тыс. до н. э. на этой территории расселяются европеоидные племена срубной и абашевской культур (названа так по кургану близ с. Абашево Чебоксарского района Чувашии). Во второй половине II тыс. до н. э. в Чувашское Поволжье проникли с левобережья племена приказанской культуры.
В железном веке — в I тыс. до н.э. и первой половине I тыс. н. э. — левобережье Волги занимали племена ананьинско-пьяноборской археологической культуры (предки древних удмуртов, мари и коми), а правобережную территорию заселили племена городецкой и позднегородецкой культур — предки древних мордвы, черемисов (древние мари) и буртасы, на территории Ульяновской области расселялись племена именьковской культуры, в составе которых были переселившиеся в III—IV вв. со Среднего Днепра славяне. Кроме того, в IV—V вв. из южных районов Западной Сибири в Средневолжско-Приуральский регион проникали родственные ханты-мансийскому охотничьему населению угорские (прамадьярские) племена.
В целом предболгарское время в Среднем Поволжье характеризуется сложным этническим составом населения, взаимодействием волжско-финского, пермско-финского населения с проникавшими из Западной Сибири угорскими и угросамодийскими племенами, а также группами индоиранского (сармато-аланского) культурного круга.
Переселившиеся с юга в Среднее Поволжье в конце VII — начале VIII в. болгары расположились по обеим сторонам Средней Волги выше Самарской Луки, но основной массив — в Hижнем Закамье (т. е. в южных районах современного Tатарстана). Болгарские племена эсегелей и темтюзей обитали на правобережье Волги.
Сувары расположились в бассейне реки Черемшан, позднее переселились и на правобережье Волги, заселяя совместно с болгарами территории современных Ульяновской области и юго-восточных районов Чувашской Республики вплоть до реки Суры.
В научной литературе устоялось мнение о захвате пришлыми болгарами территории, якобы сплошь заселенной местными волжскими финнами (предками мари и мордвы) и довольно активном смешении их с новыми тюркоязычными пришельцами. «Это мнение не обосновано фактами, — считает археолог Ф. Ш. Хузин. — К приходу булгар земли, вошедшие потом в состав Булгарского государства, практически пустовали. Именьковское население загадочным образом исчезло еще в VII в., не успев передать своего наследия булгарам, Поволжские финны с VII в. оказались ближайшими соседями булгар, но они предпочитали изолированную жизнь, и время активных контактов между ними наступает со второй половины — конца Х века».
Tюркоязычные пришельцы заняли на Средней Волге господствующее положение. Вероятно сильных конфликтов не было, но разные формы взаимодействия были неизбежны. Со временем процессы этнокультурного взаимодействия с местными восточно-финскими и угорскими племенами переросли в частичную ассимиляцию болгарами аборигенного населения.
В VII в. возник Болгарский союз племен, куда под главенством болгар вошли суварские и местные финно-угорские племена — предки марийцев, мордвы и удмуртов, а также часть огузо-язычных в то время башкир и остатки именьковцев-славян. Между пришельцами и местным населением сложились мирные отношения, какими-либо данными о военных столкновениях между болгаро-суварами и финно-угорским населением ученые-историки не располагают.
В Поволжье новопоселенцы начали в широких масштабах заниматься плужным земледелием, которое окончательно утвердилось в VIII—IХ вв. О большой роли этой отрасли хозяйства в жизни болгар и сувар свидетельствуют заимствования, сделанные от них венгерскими (угорскими) племенами еще до IХ в., пока они не ушли на Дунай. В венгерском языке насчитывается до 500 болгаро-чувашских слов. Большинство из них относится к скотоводству (венгерское слово еkог «бык» — чувашское вакар; uno «корова» — ене; bогju «теленок» — пару; kecske «коза» — качака; dizno «свинья» — сысна и др.), земледелию (ѕагlо «серп» — сурла; еkе «плуг» — ака, акапус; агра «ячмень» — урпа, орпа; bогѕо «горох» — парса; kеndег "конопля" — кантар; komlo «хмель» — хамла; tilо «мялка» — тыла и др.) и домашнему быту (ѕоpro «дрожжи» — (сепре; gуuru «кольцо»— (сере и др.).
Чувашско-мадьярский языковый материал позволил H. И. Ашмарину заметить, что «чувашские слова, перешедшие в древности в мадьярский язык, доказывают ясно, что своеобразный характер чувашского наречия уже был ему присущ и в древности, ранее IХ столетия н. э., а кроме того, существуют некоторые положительные факты, позволяющие думать, что первоначальная родина чувашей была не на среднем течении реки Волги, в области финнов, а гораздо южнее».
Когда венгерский монах Юлиан в 123б г. прибыл в Волжскую Болгарию, он нашел здесь остатки прамадьяр-правенгров, не переселившихся на Дунай (правенгры переселились в Паннонию (Подунавье) в 890 г.). «Они — язычники, — отмечал он с удивлением, — не имеют никакого понятия о боге, но не почитают и идолов, и живут как звери. Земли не возделывают; едят мясо конское, волчье и тому подобное; пьют лошадиное молоко и кровь».
Полукочевые болгары и сувары перенимали от местных племен земледельческие навыки, приемы охоты, рыболовства и бортничества и постепенно переходили к оседлому образу жизни. Оказавшись в регионе с более суровым климатом, они заимствовали от аборигенов приспособленные к зимним условиям жилища, одежду и обувь. В то же время они сами оказывали влияние на местные племена, способствуя развитию скотоводства, ремесел, строительного дела, торговли, военного искусства. Об этом свидетельствуют сотни чувашских слов, вошедших в марийский и удмуртский языки.
В едином союзе происходило сближение болгарских и суварских групп племен. Начался процесс формирования единой болгарской народности. Hа новом месте болгарам еще нередко приходилось вступать в военные столкновения с буртасами, с восточными племенами и хазарами. Hалаживались торговые связи болгар и сувар со славянскими племенами, а также с обитателями северных земель.
Зависимость от Хазарского каганата препятствовала образованию суверенного государства: болгаро-сувары и на новом месте не избавились от хазарского засилья. Хазарская знать приняла иудейскую религию, а вместе с ней и письменность. Хазарский царь Иосиф в письме к испанскому еврею Хасдаю ибн-Шавруте в 961 г. числе племен, плативших Хазарии дань с давних времен, называет буртас, болгар, сувар, черемис (мари), арису (эрзя) и др.