Во взаимодействии с другими людьми формируется историческая личность. Кузьмин сам по себе не стал бы Сеспелем, если бы у него не было много хороших друзей и их дружелюбного окружения.
... В сентябре 1917 года братишка Гурий привез Сеспеля в Тетюши. С ним были его товарищи из Шихазанской школы Токсин Василий (тогда фамилия у него была Иванов), Семенов Степан и еще Ефремов и Васильев (я их имен не знаю).
Брат Сеспеля Гурий рассказывал, что Михаил взял с собой на зиму продовольствие: 3 пуда муки, 5 пудов картофеля, горшок масла, сушеную баранину и крупу.
Их бывший преподаватель Иван Афанасьевич Афанасьев заранее подыскал квартиру для своих питомцев. А потом появился пятый — Андреев Сергей (он в 20-х годах работал в Чувашском обкоме комсомола). Вася Токсин (Иванов) здесь учился всего 1 год. Он в Тетюшах жил на квартире у А.Важалиной вместе с Мишей Кузьминым. На следующий год Вася уехал в Шихазанскую учительскую семинарию. Кузьмин крепко дружил с Токсиным. Токсин был очень серьезным, не по годам задумчивым. Много читал, писал, как и Сеспель. Он имел характер прямолинейный. Прямо в глаза говорил то, что думал о человеке. Поэтому весьма нравился Кузьмину, и Сеспель был расстроен, когда Токсин остался в Шихазанах. (В последующем В.И.Токсин работал Председателем Совета народных комиссаров Чувашской АССР.) Здесь же он подружился с Андреевым Семеном Ивановичем (звали Семкой), будущим ученым, поступившим сюда осенью 1919 года. Приехал Семка учиться при большом несчастьи — у него выступили фурункулы. На приемных экзаменах он не мог сидеть и пришлось готовиться к ответу стоя. Священник сказал ему:
— Иди отсюда. Не веди себя непристойно.
Токсин заступился за него, объяснил, что у него чирей. Священник сказал:
— Мы с чирями не принимаем.
И Семке отказали в приеме. Об этом узнал директор училища Петр Иванович Краденов и велел разыскать Андреева. Вызвали и привели к нему. Он был чрезвычайно интересным человеком, одним из крупных педагогических деятелей Симбирска. Дружил с семьей Ульяновых, лично знал Владимира Ленина. Был замешан в связи с группой социал-демократов. По этому поводу произошел некоторый скандал. Тогда ведь социал-демократов считали преступниками. Но инспектор школ И.Н.Ульянов это дело замял. Краденов был назначен директором высшего начального училища в Тетюшах и с радостью приехал сюда. То, что он был большевиком, мы не знали. Принципиальный, честный, внимательный и очень справедливый человек.
После Октябрьской революции получил Краденов телеграмму из Симбирского губкома партии и выехал туда, был назначен заведующим губернским отделом народного образования.
И вот — Краденов вызвал Андреева к себе, когда узнал, что он болеет, сказал:
— Ты подлечишься, поправишься и потом мы с тобой немного позанимаемся, и ты будешь учиться наравне с другими.
В то время с приемом было проще. Пришел учиться — учись. Если ты не учишься, заданий не выполняешь — вызывают в кабинет и ругают. Краденов был демократичным руководителем: хочешь учиться — поможет, не хочешь — иди, куда хочешь. У него была такая черта, которая не свойственна другим учителям. Знал каждого ученика, к каждому имел индивидуальный подход.
Расскажу об одном случае. Я учился в 3 классе (это было в 1916 году). Мне 14 лет. Увлекся стихами. Во время урока вынимал тетрадь и записывал то, что приходило в голову. Старшеклассники заставляли сочинять стихи для девушек из соседней женской гимназии Сони Горбуновой и Тани Сергеевой. Конечно, любовные стихи. «Поощряли» очень просто. Напишешь — «спасибо», нет — «ты нас знаешь» и показывали кулак. На уроках писал, когда же еще?
И вдруг через мое плечо показалась мохнатая рука преподавателя, взял меня за руку и отобрал тетрадь. А было занятие по творчеству Лермонтова. Преподаватель (звали его Александром Ивановичем) сказал:
— Давайте не будем заниматься Лермонтовым. И зачем нам он, когда у нас есть свой поэт?
Открыл мою тетрадь и начал читать вслух. Я не знаю, что со мной случилось. Не помня себя, сорвался с места, вырвал тетрадь, ударил учителя и убежал из класса. Пришел домой и говорю отцу, что я ударил учителя. У меня отец сам был учителем. На следующий день его вызвали в школу на педсовет и ругали за меня. Педсовет проголосовал, чтобы меня исключили с волчьим билетом. Краденов сказал:
— Решение отложить, сам разберусь с этим делом.
Отец говорил, что я должен извиниться перед школой. Директор говорит: «Беседовать будем не здесь, приходи завтра ко мне домой». На следующий день я пошел к нему домой. Встретила прислуга с дочкой Тоней (жены дома не было).
Дочь Тоня угостила чаем, потом повела в домашнюю библиотеку. Я забрался туда и начал читать книжки. Пришел Петр Иванович и сказал:
— Тебе понравились книги? Бери любую, которая нравится, — и потом добавил. — Ну, садись, ничего не говори, ничего не рассказывай, я все знаю.
Александр Иванович поступил с тобой неправильно. И он будет уволен из школы. Ты будешь учиться. Но и ты поступил неправильно...
Александр Иванович исчез через 3 дня. Таким преподавателем был наш директор. Я никогда не забуду его. Мы обязаны многим Петру Ивановичу Краденову, старому директору, умному педагогу и смелому гуманисту.