ЛИЧНОСТЬ
Известно: любая река начинается с истока. Многое в человеке, в том числе и направление его таланта, определяется еще в юности.
Летом - осенью 1916 года Сеспель служил санитаром на военно -санитарном поезде. Побывав на театре военных действий в Минской губернии, он получил очень сильное впечатление. Юноша увидел кровавую изнанку воины, узнал, что существует разноязыкий мир. Он захотел понять его и вновь заинтересовался образованием. Сеспель подал заявление в Шихазанскую второклассную школу, где проучился три года, с особым увлечением изучая русский язык и литературу. Школьная библиотека была прочитана им полностью. В школе поэт редактировал рукописный литературный журнал "Звездочка". Особое влияние на развитие литературных способностей юноши оказал преподаватель русского языка и литературы со знаменитой фамилией - Ломоносов, отличавшийся демократическими взглядами. Натура Сеспеля - романтизм, идеализм, искренность, наивность, стремление к высоким целям и, увы, отчаяние от осознания того, что его желания с реальностями и возможностями нередко расходятся. В отрочестве Сеспеля бывали периоды, когда он - во время обострения болезни - не мог ходить. Младший брат возил его на санках в школу - за несколько километров, что также не могло не отразиться на волевой и одухотворенной натуре поэта.
НА ВЕСАХ ФЕМИДЫ
В 22 года Сеспель был назначен на высокий пост Председателя Революционного Трибунала. Затем Революционный комитет области назначает М.Сеспеля заведующим отделом юстиции. Карающие органы кровавой революции... Почему выбор назначавших пал на него? Он хорошо чувствовал несправедливость и ложь. Несправедливость, допущенная по отношению к одному человеку, угрожает всем. С несправедливостью либо мирятся, либо борются. Сеспель боролся. Прямой, резкий, в глаза говорящий людям то, что думает, жалеющий своих классовых врагов, он не вписался в насаждаемую большевизмом систему. Вскоре Сеспель был снят с этой ответственной должности и сам стал объектом обвинений.
Можно только строить версии, что произошло, что стало тому причиной. Конечно, он не был профессиональным юристом. Да и по своему возрасту и морали, пожалуй, не соответствовал посту Председателя Революционного Трибунала, требовавшего от него прежде всего жестокости. Но сообщенные о его деятельности сведения свидетельствуют о том, что он мог бы стать прекрасным юристом. Поскольку имел умную голову и ценил справедливость. Что могли ему поставить в вину? Излишнее сочувствие к семьям осужденных? Оно ведь могло быть расценено как сочувствие к классовому врагу. Тем более, что его любимая женщина была из состоятельной семьи. А значит, из классовых врагов.
А, может быть, многое произошло из -за обычной нашей зависти. Говорят, ничего не стоит тот, кому не завидуют. Любое имя, которое на слуху, легко становится объектом измышлений завистников. Говоря словами другого поэта:
"Чем голосистей птица,
Тем больше хищников вокруг"...
Не избежал клеветы и Сеспель. Его обвинили в умышленном поджоге отдела юстиции, хотя в момент пожара он находился в командировке и арестовали. Но суд из-за абсурдности обвинения вынужден был признать полную непричастность Сеспеля к происшествию. Зажатый обстоятельствами в угол, поэт сменил место службы - стал работать в переводческо - издательской комиссии Чувашского облоно.
Ему запретили выезжать из города, но в середине мая 1921 года все же разрешили выехать в госпиталь в Нижний Новгород, оттуда он переехал на санаторное лечение в Крым.
КРУШЕНИЕ "СТАЛЬНОГО КОРАБЛЯ"
Неудивительно, что романтически настроенный юноша был восхищен уравнительными идеями большевиков, их программой активного социального действия, вступил в партию, сам стал искренним пропагандистом большевистских установок. Он видел в ней силу, которая способна разрушить социальные перегородки царского периода, возродить чувашскую нацию.
В январе 1919 года он три месяца учился на курсах организаторов-пропагандистов при ВЦИКе, видел и слышал Ленина, о чем затем говорил с восторгом о вожде большевиков. Но скоро за юношеской эйфорией наступило горькое разочарование. Сеспель увидел, что всюду насаждается цензура, ограничивающая свободу слова и мысли, в партии верх берут приспособленцы и бюрократы; видел, что политика компартии - всевластие любой ценой - привела к небывалому голоду в Поволжье. Это его отрезвило. Дороги Сеспеля и коммунистической партии расходятся.
В компартию после октября 1917-го поверили, как и Сеспель, многие чувашские интеллигенты. Однако через небольшой срок они почувствовали, что их творчество жестко регламентировано. Работать предписывалось в узко заданных рамках. Литераторы начали подвергаться цензуре, выявляющей политические ошибки. И уже в печально знаменитые 30-е годы самые талантливые из них были репрессированы за так называемый "буржуазный национализм”.
СМЕРТЬЮ СМЕРТЬ ПОПРАВ
15 июня 1922 года Сеспель покончил с собой в селе Старогородка близ города Остра. Мотивы трагического решения трактуют по-разному. Известный чувашский филолог Михаил Сироткин в книге "Михаил Сеспель (Очерк жизни и творчества)" сказал об этом так:
"Вынужденный отрыв от родного края. тяжелая болезнь, неустроенный быт, неудачная любовь, переживания, связанные с разрухой и голодом, вызывают в поэте упадок сил. Удручающее, впечатление на Сеспеля произвело массовое стихийное бедствие в Поволжье - неурожай и голод 1921 года. Беженцы из голодных мест в большом количестве прибывали и па Украину, также еще не оправившуюся от разрушительных последствий гражданской войны и испытывавшую большие экономические затруднения. Больные и голодные люди толпились на базарах, заполняли привокзальные площади городов, бродили в поисках хлеба по селам. Под впечатлением этих картин и возникли отдельные стихотворения, резко диссонирующие с характерными для творчества поэта оптимистическими мотивами....Поэт на какое - то время утратил перспективу, и временные невзгоды и затруднения в ходе поступательного движения страны предстали перед ним как симптомы большой катастрофы, которой в действительности не было.
Введение новой экономической политики усилило смятение чувств Сеспеля. Поэт прилагал большие усилия, чтобы перебороть душевный надлом, но не нашел сил. "
Такая трактовка была естественна для официальной пропаганды, хотя многое в ней поставлено с ног на голову. Ведь тот же голод в стране возник не сам по себе, а как результат антиправового и преступного ограничения экономической свободы крестьянина. НЭП дал эту свободу, дал вынужденно, поскольку голод угрожал уже не только Поволжью, но и всей стране.
Геннадий Айги говорит иначе:
"Продвижение Сеспеля навстречу смерти - не "расчет с жизнью" как таковой. "Нужен " или "не нужен" (не для разрушения, а для созидания), - эта проблема для Сеспеля остается главной - до смертного часа. "Я больше уже не могу быть нужным, я должен убрать самого себя, это будет в ближайшие дни ", -ясно, тихо и спокойно говорит он последнему своему другу - украинскому поэту -крестьянину ".
Но есть и другая, собственная сеспелевская точка зрения на ситуацию, складывающуюся в стране и осознаваемую им все больше. В августе он написал: "Слабых прочь со стального корабля Революции. Только смелые и бодрые достойны рожденного в бурях Октября Нового Дня Мих. Кузьмин”.
Это звучит как приговор рожденному революцией "Новому Дню". Очевидно, в этих "смелых и бодрых" со "стального корабля" он увидел угрозу для того общества, о котором мечтал, и угрозу для людей, которых любил. Сеспель не мог выдержать разочарования от страшной цены личного и цены исторического для народа заблуждения.
Христианская традиция рассматривает такое решение как тяжкое преступление. Оправдывать трагический поступок Сеспеля нельзя. Просто это решение человека, для которого честь и совесть - выше всего, но человека, доведенного до отчаяния. Его гибель также стала в своем роде акцией протеста - против вранья, клеветы, против партийной монополии на истину, против гражданской войны с собственным народом, против преследований и репрессий, против Революции, которая рождает такой "новый день", когда выбрасываются за борт "стального корабля" миллионы и миллионы и остаются жить только свободные от исторической памяти "смелые и бодрые" манкурты. Главное - Сеспель выдающееся произведение, полное страсти, борьбы, любви, искренности, творчества - собственную жизнь с собственным именем - Сеспель.
ИНТЕЛЛЕКТ - ДОСТОЯНИЕ НАЦИИ
Как могло получиться, что умный, образованный, честный, совестливый человек, не карьерист, действовавший из лучших побуждений, не просто был безо всякой вины, из-за злобной клеветы, уволен с работы, но вынужден был уехать, почти бежать, в другую республику? Было это случайностью или закономерностью? Сеспель не был исключением. Так поступали со многими.
Так поступили и со Святославом Федоровым, и с Геннадием Волковым. Оба стали академиками, известными на всю страну и на весь мир профессионалами. Но уже за пределами Чувашской Республики.
Помня это, сегодня мы должны создать в Чувашии атмосферу, в которой способные личности ощущали бы общественную поддержку. Это вопрос чрезвычайной и исторической важности. От решения его зависит создание собственного интеллектуального капитала, без которого Чувашия не сумеет стать одним из лидеров среди других регионов Российской Федерации. Да и мира. Мы должны культивировать стремление чувашского общества поддерживать лучших, ценить их, гордиться ими, держаться их.
То, что Сеспель стал объектом ложного обвинения, потерял работу, был исключен из партии, вынужден был скитаться по стране, не случайно еще и потому, что за этим эпизодом стояла уже нарождающаяся система политического подавления свободы слова, свободы личности, типичная для партии, в порядочность которой Сеспель вначале поверил в силу чистоты своих помыслов и деревенской непосредственности.
"Я ВСТРЕТИЛ ВАС..."
Источник любого настоящего, тем более выдающегося искусства - любовь. Сеспель любил чувашский язык, свой народ. Мудрые утверждают, что настоящим поэтом мужчину делает любовь к женщине. Примеров множество: Петрарка и Лаура, Пушкин и Анна Керн, Маяковский и Лиля Брик... Поэтому нельзя не сказать несколько слов о женщине, которая в значительной степени определила мировосприятие поэта, стала в определенном смысле его путеводной звездой. Сеспель любил запретной любовью замужнюю Анастасию Червякову. Он писал ей письма, полные нежности и страсти. Это блестящие образцы эпистолярного жанра, наполненные нежностью.
"Дорогая, среди миллионов людей я нашел Вас. Ходил я по свету и искал счастье, но все женщины так похожи были друг на друга, так скучно-бессодержательно, как куклы, похожи одна на другую. Я никогда не верил в счастье от женщины... Я нашел Вас. Я встретил Вас - родную, милую... Как сейчас помню тот миг, когда мучительно сладко и больно я почувствовал Вас такой родной, близкой, желанной, как я случайно заглянул Вам в глаза, сердце замерло, красные зори вспыхнули в сердце, жгучие цветы расцвели в них и чудные звуки небесным и знойным напевом пропели: "она". Тогда еще вы меня не знали. Я был вам чужд... но я всегда мечтал о Вас, сердце всегда наполнялось чудными гимнами, когда я встречал Вас, но я не смел помечтать о том, что Вы откроете мне Вашу бесконечно чудную душу"...
В другом письме к Анастасии Червяковой он признавался: "Если иногда я пишу хорошо, то только потому, что пишу Вам..." Анастасия же не была готова переступить через эту черту брака, предлагая Сеспелю дружбу - он не соглашался. Все или ничего! Такая максималистская формула не стала источником счастья, но она стала дополнительным эмоциональным источником его бунта, стремления поломать ограничивающие социальные, сословные, межнациональные барьеры, источником его порой и агрессивной поэзии. После смерти мужа в декабре 1920 года Анастасия Червякова, как она пишет в своих воспоминаниях, "жила только воспоминаниями о Мише". Она в течение 25 лет сохраняла для истории его письма.
Сохранились пять писем Червяковой, написанных ею Сеспелю уже после его гибели, в августе и сентябре 1922 года. В этих письмах она говорит о своей любви к Сеспелю, о своем одиночестве. О смерти поэта она узнала только в марте 1923 года.
ПРИЗНАНИЕ
За что народ Чувашии ценит Сеспеля? За его стихи, литературный талант? Да, несомненно. За его вклад в реформу литературной традиции, за силлабо-тоническую систему стихосложения? В том числе, и за них.
Но литературный талант дарован многим. А Сеспель - один. При его жизни было опубликовано всего лишь десять стихотворений. Значительное количество написанных им стихов было уничтожено. Известны всего лишь около трех десятков стихотворений. Можно ли, вправе ли мы называть поэта, известного современности лишь тремя десятками стихов, великим, гениальным поэтом?
Наверное, дело не в терминах. Дело также и не в новаторских по стилю стихах. Точнее, не только в них. А в том, какие они, о чем они. Они - о судьбе чувашского народа, который он искренне любил, которому сострадал, о бедности которого сокрушался, темнотой которого возмущался, в будущее которого надеялся и верил. Не только реформаторством в стихосложении интересен чувашам Сеспель.
Он явил собой тип личности, которая искренностью самовыражения, огромной силой чувств, своим категоричным неприятием любой несвободы, яростным протестом против сословного разделения и национального унижения, своей творческой деятельностью, утверждающей стремление к свободе, позволила чувашам заявить о своем праве на цивилизованное полноправное развитие в семье народов мира. Нация, имеющая таких поэтов, обладает историческим потенциалом и не может бесследно кануть в Лету, исчезнуть, как исчезли десятки и сотни других нации.
Сеспель своим поистине вулканическим творчеством продемонстрировал, что чувашский народ и велик, и молод, потому полон стремлении, жаждет учиться, трудиться, отстаивать свой взгляд на мир, добиваться своего места в истории.
Обращаясь к обывателю, Николай Некрасов писал:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
Сеспель же был и поэтом, и гражданином, что накладывало на него двойную ответственность перед самим собою и обществом, перед родным народом и всем человечеством.
Наверное, не все продекларированные Сеспелем мысли и настроения можно считать системными, всесторонне обоснованными взглядами и принять без существенной корректировки на исторический фон. Сеспель интересен тем, что с огромной силой поэтической формы воззвал соотечественников к единству во имя чувашского языка, возрождения нации, ощущая себя полномочным представителем своих соотечественников, идентифицируя себя со всем чувашским народом, чувствуя свое право высказываться от его имени:
"Кавар чёрем -пин уын чёри, Эп пёр оын мар - эп хам пин-пин,
Эп пин чаваш, эп пин-пин уын/ Чёрем юрри -пин уын юрри!"
(Во мне же - множество сердец. Сто тысяч чувашей - я сам.
Внемлите тысяч голосам: Я - тысяч чувашей певец!)
Михаила Сеспеля, как полномочного представителя нации, я вижу в ряду самых великих представителей чувашского народа - Никиты Бичурина, Ивана Яковлева, Константина Иванова...
СЕСПЕЛЬ И СОВРЕМЕННАЯ ЧУВАШИЯ
Сеспель мечтал о процветающей Чувашии. Прошли десятилетия. В Чувашии многое сделано. Еще больше предстоит сделать. Сеспель мечтал, чтобы у чуваш была своя государственность. Она есть. Смысл нашей государственности - в том, чтобы Президент, Парламент, Правительство и суды обеспечивали создание законов, которые защищают честных людей, и правильное, справедливое применение этих законов.
Что мешает процветанию Чувашской Республики? Мешают наши предрассудки. Мешают привнесенные дурные привычки -пьянство и сквернословие, курение и грязь. Мешают наши традиционные слабости - зависть к чужому успеху, нединамичность, недостаточная образованность для конкурентности в современном мире, пассивность, неактивный интерес к тому, что происходит в многоязыковом и многоголосом мире, неумение некоторых смотреть и видеть "дальше собственного носа", доверчивость к политическим спекулянтам и демагогам.
Сегодня искусство (в широком смысле этого слова) в Чувашии развивается с неодинаковым успехом. Изобразительное искусство - явно на подъеме. Есть заметные успехи в театральном творчестве.
Чувашская литература начиналась произведениями сильными, эмоциональными, искренними, образными, талантливыми.
Первые чувашские авторы - Константин Иванов, Михаил Сеспель - были молоды, в возрасте современных студентов. Иванов написал поэму "Нарспи" в семнадцать лет. Они работали, чувствуя свой долг перед чувашским народом. Ими руководили высшие цели, благородные мотивы. Почему-то отсутствие денег и гонораров не останавливало творчество поистине великих чувашей. Сейчас много писателей, которые способны написать объемистую книгу, и не одну. Но нужны книги талантливые.
Сегодня очень нужны прозаики, драматурги и поэты, которые мечтают не о литературной карьере, а стремятся создать произведения, созвучные эпохе, повышающие уровень самосознания и авторитет чувашского народа.
О чем горячо спорят порой наши литераторы? О проблемах современности? О высоких материях?
Наверное. Не берусь судить, но могу констатировать, что 90 процентов их обращений ко мне связаны с особняком на улице Володарского.
Мы .аре любим чувашский язык. Но что такое - любить родной язык? Некоторые считают, что любить - значит кричать о своей. любви на всех перекрестках, и подозревают тех, кто не кричит, в безразличии к языку.
Безусловно, Сеспель - уникальный самородок и очень самобытен, но при этом в нем сосредоточена и великая интернациональная школа. Любить чувашский язык - означает стремиться к повышению престижа республики. Это означает - делать все для того, чтобы Чувашия считалась не глухой провинцией, а известным в мире субъектом Федерации, в котором активно идут реформы в экономике, законодательстве, образовании, здравоохранении, где интенсивно развиваются наука, искусство. Престиж языка можно повысить только повышая общую культуру. Повысить культуру - укрепив экономику. Укрепить экономику - привлекая инвестиции. Привлечь инвестиции можно политической стабильностью, социальным партнерством, гармонией межнациональных отношений в Чувашии. Поэтому так актуально стремление Сеспеля возвысить свою Отчизну, свой родной народ, повышая его общую культуру. Актуально его презрение к слабости и желание видеть свой народ не забитым, не темным, а сильным, развивающимся, процветающим. И это должен осознать и сделать сам народ. В далеком 1920 году в Тетюшах Сеспель написал небольшое, в страничку, эссе "Чувашское слово".
В нем сказано:
"Вахат опте. Чаваш чёлхи те тимёр тате. Хёртнё хурса пек пуле. Вахат сите, чаваш юрри те илтёнсе каиё. Таса пёлёте, (;ут тёнчене, хёрлё хёвелс савса юрлё вал. Чаваш юрринче тасз пёлёт сумёнчи тари юрри илтёнё. Чаваш юрринче тинес хумё шавлё, варман чашлё, весе хёррисёр улахсем симёсленсе выртёс. Авалхи хуйха сасси илтёнё, телей куо умне таре. Атал хёрри тарах тёнче кёсле сассипе янраса таре , узка чаваш юрри пуле.
. ..Вахат сите! Вахат у иге!
-Вахат ситсен, сякна сыракана : "Ку чан кала на иккен", тесе асанёс. "
- "Еще настанет время. И чувашский язык станет прочнее железа. Станет сталью закаленной. Еще настанет время, и чувашская песня зазвенит. Небосвод ясный, свет белый, солнце красное с любовью прославятся в ней. Трелью жаворонка в лазурном поднебесье зазвенит чувашская песня. Шум прибоя, шелест леса, зелень бескрайних лугов отразятся в чувашской песне. Стон давних страданий донесется до слуха, свет счастья откроется взору. Звоном гуслей наполнится окрест над Волгой, - это и будет чувашская песня.
Еще настанет время! Еще настанет время!
А когда настанет время, вспоминая того, кто писал это, скажут:
"Оказывается, он правду говорил ".
Ст. Убасси