Мясные продукты в питании не были постоянными. Но они являлись обязательными компонентами праздничной и обрядовой трапезы.
Национальные кушанья из мяса и с его применением имеют древнее происxождение. Об этом говорит их ритуальный характер: мясо поедалось на жертвоприношениях в честь языческих богов и духов при совершении многих обрядов. Жертвенных животных (в основном это были конь, бык или баран) кололи с соблюдением особых ритуальных действий. Например, прежде чем заколоть барана, выливали на его голову холодную воду при словах: "Сырлах, аминь" ("Помилуй, аминь"). Встряхивание барана означало, что жертва принята, то есть его можно было колоть. Мясо варили в больших котлах. Перед его употреблением читалась молитва, участникам трапезы раздавали по кусочку от сердца барана, от легких и так далее. После молитвы поедалось остальное мясо. Сваренную голову преподносили старшему члену семьи, а если были гости - то самому почетному гостю.
Конину ели, как правило, при совершении жертвоприношений. Свинину в качестве жертвенной пищи не потребляли, хотя чуваши и даже их предки волжские болгары держали свиней. Тем не менее, как показывают источники, свинина широко вошла в пищу чувашей только в ХІХ в.
Издревле в хозяйстве имелась домашняя птица: куры, гуси, утки. Яйца кур использовались не столько в повседневном питании, сколько в гостевой, праздничной и жертвенной трапезе. Яйца были незаменимы для сдабривания теста и в качестве начинки к различным кушаньям. Из яиц готовилнсь различные блюда: самарта ашалани-яичница, самарта хапартни-омлет на молоке, чамарла самарта-яйца вкрутую, месерле самарта-поджаренные на сковороде яйца, которые вначале варили вкрутую, а затем, разрезав на половинки, поджаривали. Эти блюда готовятся и по сей день.
В прошлом был распространен обычай закалывать петуха для совершения ряда обрядов и гостевой трапезы: по случаю рождения ребенка, для свадебного стола, по случаю поминовения усопших, для угощения помочан н т. д.
Мясные супы готовили из баранины, говядины, свинины с добавлением приправ из крупы, картофеля, лука. Шўрпе варилось специально к праздникам.
У чувашей известны такие национальные блюда из мяса и мясопродуктов, как шарттан, тултармаш, сукта, сўрме, юн, шўрпе. Самое престижное кушанье-шарттан· Его готовят и летом, и зимой после закалывания барана (овцы). Желудок зарезанного животного тщательно промывался и начинялся нарезанной жирной бараниной без костей. Во избежание порчи мясо для начинки солили. Наполненный желудок зашивали суровыми нитками, после чего он по своему внешнему виду напоминал каравай хлеба. Шарттан клали на сковороду и ставили в печь, где его держали в течение 3-4 дней. На сковороду в первые два дня стекала жидкость, ее сливали п поедали, макая в нее хлеб. Готовый шарттан хранили в прохладном месте.
Шарттан подавали на стол при угощении гостей. Летом в страдную пору кусочки шарттана клали в суп.
Тултармаш (в некоторых местностях его называют сут, хас) готовили из кишок заколотого животного. Кишки начиняли салом или мелкими кусочками жирного мяса п крупой, концы кишок завязывали суровыми нитками. Тултармаш вначале опускали в котел с кипящей водой, затем ставили на сковороде в печь для поджаривания. Тултармаш ели в горячем виде, часто вместе с шурпе. По этому случаю приглашали близких родственников.
Так же, как и тултармаш, делали юн тултармаш - кровяную колбасу. Ее компонентами являлись: свежая кровь, сало, крупа.
Юн - кровь используется в приготовлении ряда других кушаний. Так, под названием юн (юн ашалани) известно блюдо, которое готовится на сковороде нз свежей крови с крупой н кусочками сала. Это было любимое кушанье для детей.
Сўрме - сплетенные из кишок н других внутренностей животного кушанье длиной около 0,5 м. Сўрме варится вместе с шўрпе. Это блюдо известно главным образом у средненизовых чувашей.
Шўрпе-популярное мясное блюдо чувашей. Мясной бульон шўрпе варили при забое скота и готовили из субпродуктов - головы, ног, внутренностей, Шўрпе, как и шарттан, тултармаш, юн ашалани, является желанным кушаньем. В частности, в Петров день обязательно принято закалывать барана. В этот день отведать шўрпе созывают гостей - родственников и соседей.
Из бараньих, говяжьих или свиных голов и ног делали (и сейчас делают) студень с добавлением лука и чеснока.
В прошлом лесным жителям была доступна дичь. Чувашские охотники ловнли диких уток, рябчиков, тетеревов, глухарей, зайцев, а иногда добычей специальных капканов и стрелков становились медведи. Мясо этих птиц и зверей, особенно утятина и зайчатина, использовалось для приготовления хуплу и других мясных кушаний. Дичину, например, мясо рябчиков, продавали на базаре.
Рыба использовалась в основном на уху-пула шўрпи.