Святой Авраамий - один из 13 домонгольских святых Русской Церкви, канонизированных задолго до Собора 1547 года, что указывает на то, сколь важным представлялся его подвиг для нашей Церкви. Сведений о его жизни очень мало. Несколько скупых слов летописца - вот и всё, чем мы располагаем.
Святой Авраамий жил в конце XII - начале XIII вв., и происходил из волжских булгар. Авраамий был богатым купцом. По своим делам бывал в Византии, и, чаще, на Руси, где он, видимо, и познакомился с христианством. Принял святое крещение с именем Авраамий от русских купцов, имевших тогда в Великом Булгаре небольшую колонию. По-видимому, какое-то время после обращения Авраамий жил на Руси и, как на то указывают обстоятельства, бывшие по его кончине, скорее всего во Владимире, был хорошо известен тамошнему духовенству и даже самому князю. Он не только лично исповедует, но, как подчёркнуто в житии, проповедует христианство своим соплеменникам. Авраамий не проходит периода тайного христианства. Просвещенный благодатию, Авраамий усилил свои аскетические подвиги, носил железные вериги, однако не менял рода своих занятий, не оставляет своей профессии, занимался по-прежнему торговлей и тратил свои доходы на нужды бедных. "Имеяше имение много, нищих питаше, алчущия и жаждущия напаяше, нагих одеваше, больных посещаше и всех скудных всякими потребы удовляше" - так свидетельствует о его образе жизни летопись. Он использует торговлю для проповеди Слова Божия; так что каждая поездка на торги одновременно становится миссионерской.
В 1229 году Авраамий прибывает по Волге на торги в главный город волжских булгар, Болгар Великий. Своими христианскими проповедями он, по-видимому, и привлёк к себе внимание. Узнав, что он не русский, а следовательно не находится под защитой Суздальского князя, его арестовывают. Много и долго увещевают. Как сказано в летописном упоминании, святой мученик "проклял Магомета и веру болгарскую". Видя непреклонность Авраамия, его повесили вниз головой, а затем обезглавили. Произошло сие в 1229 г. апреля 1-го дня. Купцы русские, бывшие свидетелями убийства, погребли Авраамия в Болгарах.
На месте его казни забил источник чистой воды, от которого начали исходить исцеления. Можно предполагать, что и после смерти мученик молитвенно предстательствует за своих соплеменников. Местное предание говорит нам о том, что первым человеком, получившим исцеление от этого источника, был человек магометанского вероисповедания. Память мученика Авраамия свято почитается до настоящего времени не только православными, но и последователями ислама. Удивительный факт: вплоть до настоящего времени паломники-мусульмане, посещающие город Болгары, приезжающие отовсюду, и даже из далекой Турции, считают своим долгом посетить источник мученика Авраамия, пострадавшего за веру православную от руки магометан.
При гробе очень скоро начались знамения, которые послужили поводом к почитанию святого. Святой благоверный князь Георгий Владимирский, узнав об этом, пожелал иметь мощи мученика у себя в городе. Поэтому он стремился договориться с властями Волжской Болгарии об их перенесении во Владимир. Через год, взяв тело мученика, с честью отвезли во Владимир, где великий князь Георгий Всеволодович, супруга его, дети, епископ, духовенство, народ встретили мощи Авраамия, и перенесли их в обитель, называвшуюся Княгинин монастырь, что ныне Владимирский Успенский девичий и там положили (1230 г., марта 6-го) в церкви Богоматери. Память преподобного Авраамия местно совершается 6-го марта и 1-го апреля. Также угодник сей воспоминается Церковью 23-го июня (во Владимире), во 2-ю неделю по Пятидесятнице (в России) и в неделю о расслабленном.
В 1547 года было утверждено общецерковное празднование памяти Святого Авраамия.
В 1711 году состоялось перенесение мощей в главный придел Успенского храма, тогда же они были положены в новую раку. (Память об этих событиях ежегодно празднуется всей Русской Православной Церковью в неделю о расслабленном.) Господь прославил своего угодника многими чудесами, происходившими по его молитвам у святых мощей. Было замечено, что мученик обладает особой благодатной силой предстательствовать пред Богом о больных детях, сохранились записи об исцелениях слепых. Текст акафиста мученику сообщает нам о том, что от его святых мощей исходило благоухание, а от его вериг, находившихся, как и его мощи, в Княгинином монастыре, происходили исцеления душевнобольных.
После завоевания Казанского царства Иоанном Грозным недалеко от места страданий мученика Авраамия был поставлен храм, где покоилась часть его святых мощей (кисть правой руки). На самом же месте мученической кончины святого Авраамия, над целебным источником, был сооружен колодец, а рядом с ним – памятник-часовня в виде четырехгранного столба, на четырех сторонах которого помещались иконы.
В годы большевистского гонения пострадали святыни, связанные с памятью святого мученика Авраамия. Его мощи, покоившиеся в Княгинином монастыре во Владимире, исчезли. В монастыре в настоящее время сохраняется лишь небольшая их часть. Кисть правой руки мученика, хранившаяся в храме в городе Болгары, была утеряна, и сохранилась от нее лишь фаланга пальца, сберегавшаяся с благоговением жителями города Болгары по домам, до тех пор, пока в Болгарах (уже в перестроечное время) не был сооружен новый храм во имя святого мученика Авраамия.
При советской власти часовня у колодца на месте смерти мученика была разрушена, а сам колодец осквернен. Осенью 1993 года эта часовня была отстроена заново и освящена; вместе с нею был освящен и колодец, предварительно очищенный от нечистот и мусора, а на дне его было обнаружено два ключа чистой воды. Примечательно, что в городе Болгары, находящемся в полутора километрах от источника, вода отсутствует даже на глубине сорока метров.