12 мая 1789 года в Санкт-Петербурге скончался архитектор Петр Егорович Егоров. Родился он в 1731 году, по национальности – чуваш. В трудах по истории архитектуры, изданиях, посвященных вопросам искусства, при описании знаменитой ограды Летнего сада в Санкт-Петербурге непременно называется имя архитектора Петра Егорова. Академик И.Г. Грабарь эту ограду назвал непревзойденным по всей Европе венцом архитектурно-декоративного искусства.
Как же случилось, что мальчик из глухой чувашской деревушки попал в Санкт-Петербург и участвовал в создании царского «Парадиза», как называл свой город Петр Первый?
В 1755 году в одной из своих челобитных Егоров пишет: «Родом я чувашенин и вывезен в малолетстве господином генерал-майором артиллерии князем Дадиановым в Россию…»
Князь Егор Леонтьевич Дадиани (1683-1765 гг.) владел деревнями «из Нижегородского уезда Терюшевской волости Запянского стану». Вероятно, здесь при невыясненных для нас обстоятельствах и был взят в его семью чувашский мальчик. Волей случая Петр Егоров попал к культурным, гуманным людям. Получив первоначальное образование в семье Дадиани, он в 1755 году с рекомендацией князя приехал в Петербург учиться «архитектурной науке».
К 1763 году относится первая известная нам работа П. Егорова. Проезжая город Пярну императрица Екатерина II пообещала построить в нем церковь. С этой целью сюда был послан архитектурный помощник Петр Егоров. 13 ноября того же года проект и смету церкви Петр Егоров представил в императорскую канцелярию строений. Церковь «во имя Успения богородицы» (позже она называлась «Екатерининской») в Пярну сыграла значительную роль в архитектуре Прибалтики. По ее образу тут строились церкви в городах Тарту, Курасааре и других. Интересно отметить, что знаменитая церковь Петра и Павла, во второй половине XVIII века созданная в Риге, также строилась по этому образцу.
Начиная с 1766 года Петр Егоров возглавляет школу при императорской конторе строений, которой раньше руководили такие известные архитекторы, как Ж. Леблон, М. Земцов, С. Волков и в разное время преподавали тут И. Коробов, В. Растрелли, Ж. Валлен-Деламот и другие.
В 1768 году начинается строительство сказочно прекрасного Мраморного дворца. Он отличается своеобразной отделкой: облицован мрамором и гранитом различных цветовых оттенков, откуда и его название. Его авторы – итальянский архитектор А. Ринальди и П. Егоров, который кроме того, руководил его строительством.
Таким образом к 1770 году, началу строительства ограды Летнего сада, Егоров был вполне зрелым, сложившимся мастером, хорошо известным в кругах архитекторов того времени. В 1768 году в одном из документов Ю. Фельтен, А. Квасов и С. Волков дают ему такую характеристику: «В знании своего дела во архитектуре, как в сочинении планов и фасадов, так и в практике весьма знающ».
Ограда Летнего сада строилась в течение 15 лет. Как свидетельствуют многочисленные архивные документы, проектировал ее и руководил строительством Петр Егоров. В течение двух лет он создает проекты перестройки домов адмиралов Г.А. Спиридонова и А.Н. Сенявина. В 1774-1775 годы контора строений поручает Фельтену и Егорову сочинение проектов Иордани - специального помещения, предназначенного для церковного обряда. До нас сохранились два варианта чертежей этих сооружений, выполненных П. Егоровым. Они имеют большой историко-художественный интерес. Недаром они в 1911 году были представлены на исторической выставке архитектуры.
В 1779 году Петр Егоров создает проект и начинает строительство Рождественской церкви «на Песках» в Санкт-Петербурге. Строили ее около девяти лет. Но церковь не сохранилась. Судя по описаниям в книге В. Маслова (1887 г.), А. Королькова (1898 г.) и по фотоснимкам, это был изумительный памятник архитектуры.
По проекту П. Егорова велось строительство служебного корпуса Мраморного дворца. Впоследствии он неоднократно перестраивался, и о его первоначальном облике мы можем судить лишь по гравюрам. Он был также изящен, очень сходен с Мраморным дворцом. Известный автор конца XVIII века И. Георги об этом корпусе писал, что здания «столь привлекательные, как здешние, бывают весьма редко». Со стороны Невы и Марсова поля служебный корпус соединяется оградой, созданной также П. Егоровым.
В последние годы жизни П. Егоров создает проект «домов для священнослужителей» при церкви Казанской богоматери, проекты складов на берегу Невы, нового здания конторы строений (этот же проект одновременно был поручен на правах конкурса известному архитектору, автору знаменитого Таврического дворца Ивану Старову), участвует в перестройке дома банкира Штегельмана.
Егоров занимался не только разработкой проектов, с первого же года обучения он участвует в строительстве императорской конторы строений, среди которых можно назвать такие прославленные сооружения, как Зимний дворец и Смольный монастырь (В. Растрелли); работает он в Петергофе, Екатерингофе, строит дома против Зимнего дворца, впоследствии перестроенные архитектором К. Росси в грандиозное здание Главного штаба, участвует в восстановлении Петропавловского собора.
Около трех с половиной десятка лет своей жизни Петр Егоров посвятил архитектуре. Он был одним из талантливейших архитекторов второй половины XVIII века, обладавшим своеобразной творческой индивидуальностью. Его проектам свойственны простота, изящество, ясность и целостность композиции, строгая пропорциональность, благородство рисунка – лучшие черты архитектуры русского классицизма.
В Петербурге есть такая легенда:
...Некий богатый англичанин, наслышанный о красоте Петербурга, на склоне лет заявил, что ему совершенно необходимо побывать в России и увидеть ограду Летнего сада и стрелку Васильевского острова. В пору белых ночей его яхта вошла в Неву и бросила якорь против Летнего сада. Изумленный и очарованный сказочной красотой северных шедевров, престарелый британец отказался сойти на берег, заявив, что в этом нет никакого смысла, так как более прекрасного он уже не сможет увидеть. После этого яхта снялась с якоря и взяла курс на Англию...