В соответствии с федеральным законодательством государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (территориальным органом Росреестра), а также Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (территориальным органом Россельхознадзора) в рамках их компетенции.
Названные ведомства проверяют использование по назначению земельных участков сельскохозяйственного назначения, фиксируют выявленные факты нецелевого использования, составляя акты и протоколы, выписывают собственникам земельных участков предупреждения.
Однако полномочиями по изъятию земельных участков у нерадивых собственников в судебном порядке указанные органы не наделены.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» обращаться в суд за принудительным изъятием должен уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно рассматриваемому сегодня Проекту постановления – в Чувашской Республике таким органом определяется Минимущество Чувашии.
Устанавливается также, что Минимущество Чувашии будет осуществлять мероприятия по продаже изъятых земельных участков с публичных торгов.
Известно, что для обращения в суд (по любому вопросу) необходим определенный пакет документов.
А при обращении в суд с заявлением о принудительном изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов, необходимы документы, подготовленные и проанализированные несколькими ведомствами.
Поэтому Проектом постановления также регламентируется Порядок взаимодействия различных структур при обращении в суд.
В соответствии с данным Порядком уполномоченные органы государственной власти по осуществлению государственного земельного надзора (территориальные органы Росреестра и Россельхознадзора) направляют в Минимущество Чувашии следующие документы:
а) акт проверки земельного участка с приложением документов, подтверждающих существенное снижение плодородия земель сельскохозяйственного назначения или значительное ухудшение экологической обстановки, либо не использование земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок;
б) протокол об административном правонарушении;
в) предупреждение о допущенном земельном правонарушении;
г) вступившее в законную силу решение о привлечении к административной ответственности.
Минимущество Чувашии, проанализировав данные документы, в течение 5 дней направляет их в Минсельхоз Чувашии для проведения лабораторных исследований почвы и подготовки предложений о целесообразности (нецелесообразности) обращения в суд.
Минсельхоз Чувашии в течение 20 рабочих дней представляет в Минимущество Чувашии:
а) заключение по результатам лабораторных исследований почвы;
б) предложения с обоснованием о целесообразности (нецелесообразности) обращения в суд с заявлением о принудительном изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов и приобретении его в государственную собственность Чувашской Республики в случае признания публичных торгов по продаже земельного участка несостоявшимися.
Минимущество Чувашии после получения вышеуказанных документов информирует уполномоченные органы государственной власти по осуществлению государственного земельного надзора (территориальные органы Росреестра и Россельхознадзора) о результатах рассмотрения представленных материалов, и направляет заявление в суд о принудительном изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов.
При этом необходимо отметить, что в случае положительного решения суда Минимущество Чувашии будет обеспечивать проведение кадастровых работ (при необходимости) и осуществлять публичные торги по продаже земельного участка в установленном порядке.
Полагаем, что, благодаря такому механизму взаимодействия органов власти, земли сельскохозяйственного назначения в нашей республике будут эффективно использоваться и задача, поставленная Главой Чувашии, по вовлечению в оборот таких земель будет выполнена.
Справочно
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» изъятие земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника возможно в случаях:
а) если земельный участок используется с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли, повлекшим за собой существенное снижение плодородия земель сельскохозяйственного назначения или значительное ухудшение экологической обстановки;
б) если земельный участок в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.