Император Александр I
0
От приказов и коллегий к министерствам
20 сентября 1802 года, 210 лет назад, в России на основании Манифеста императора Александра I “Об учреждении министерств” произошла важная реформа государственного управления.
Вместо существовавших ранее коллегий, предшественниками которых были разрядные приказы, были образованы восемь министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, коммерции, народного просвещения, финансов и внутренних дел (самое большое и многопрофильное). На смену прежнему коллегиальному началу пришли единоличная власть и ответственность конкретного министра, управлявшего своим ведомством при помощи канцелярии и подчиненных учреждений.
Министры имели одного или несколько товарищей (заместителей), входили в состав Комитета министров и Государственного совета, должны были присутствовать в Сенате. Для координации работы постоянно собирался Комитет министров с регулярным участием императора Александра I, который для обсуждения важнейших государственных дел учредил также Совет непременный из 12 членов (при Екатерине II и Павле I подобные совещания носили случайный и временный характер).
В 1811 году появилось Общее учреждение министерств, четко регламентировавшее их работу, а в 1812-м официально учреждена должность Председателя кабинета министров (до 1865-го он одновременно был Председателем Государственного совета), на которую был назначен Н.Салтыков (его неофициальный предшественник — А.Воронцов). Установленный Александром I порядок в основных чертах сохранялся до 1917 года.
После Октябрьской революции правительство было преобразовано в народные комиссариаты, но в 1946 году вновь преобразовали в министерства.
“Кадры решают все”
20 сентября в России — неофициальный День рекрутера (от английского recruitment — подбор кадров, набор персонала; в нашей стране термин впервые упомянут в “Известиях” в 1991 году в заметке о работе американских кадровых агентств): в этот день в 2001 году его впервые отметили несколько кадровых агентств ряда стран СНГ.
В доперестроечную эпоху в нашем городе, как и во всей стране, серьезных проблем с трудоустройством не было. Напротив, кадры для растущего города и всесоюзных комсомольских строек собирали чуть ли не по всей стране. Тогда всюду функционировали бюро по трудоустройству, а неработающие граждане могли попасть под суд за тунеядство (правда, на практике такое случалось достаточно редко).
Но в эпоху рыночных отношений вновь возродились давно позабытые учреждения (в 1930 году постановлением Совнаркома было объявлено о ликвидации безработицы в СССР и закрылась последняя биржа труда), чьи функции заметно отличаются от задач классических кадровых агентств.
Появился и в Новочебоксарске свой Центр занятости, не раз перемещавшийся с места на место: располагался он то близ ДК “Химик”, то на улице Терешковой, а теперь обосновался в специально выделенном сооружении-перемычке на Солнечной. О его работе постоянно подробно рассказывается на страницах “Граней”. И очень интересно, ожидает ли нас в будущем некий нормативный акт, аналогичный упомянутому выше постановлению Совнаркома?