И вот спустя целый год, 11 августа 1962-го, состоялся, наконец, долгожданный, выстраданный старт «Востока-3». В этот же день предстоял и рискованный, чреватый любыми последствиями, выход командира космического корабля из пилотского кресла.
Вдумайтесь: ведь Андриян Николаев, которому тогда не исполнилось еще 33 лет, сознательно шел в незнаемое и непредсказуемое. И вполне осознанно был готов к тому, что может и не возвратиться на Землю живым… Как готовы были к этому без громких слов и все они, первопроходцы космоса, девизом которых смело можно считать древнее изречение: «Per aspera – ad astram!». Которое в переводе с латыни дословно означает «Через тернии – к звездам» или, образно говоря, «через трудности – к победе». И недаром Юрий Гагарин любил повторять: «Преодолеть неведомое надобно решиться».
И Андриян Николаев тоже без колебаний решился: точно в назначенное время приступил к выполнению задания. Он покинул надежное пилотское кресло и, как грудью на амбразуру, шагнул в невесомость.
Гагарин: Этого, как известно, не делал ни я, ни Герман Титов. Естественно, мы все ожидали этого момента с нетерпением и настороженностью.
…Тогда никто не знал, что может произойти с космонавтом, когда в состоянии невесомости он освободится от привязных ремней, окажется в свободном «плавании». И сможет ли один, без чьей либо помощи, вернуться обратно в кресло? Вдруг он очутится под потолком кабины и не сможет опуститься на свое рабочее место? Ведь тогда создастся аварийное положение, чреватое тяжелыми последствиями.
Автор: Был в этой ситуации и еще один важный нюанс возможной опасной «непредсказуемости», на котором заострил внимание корреспондент «Комсомольской правды» А. Милкус в своем интервью с А.Г. Николаевым в день его 70-летия. И о котором еще на Земле, до начала полета, прекрасно знал, оказывается, Космонавт-3, но, тем не менее, сразу после выхода на орбиту, точно в назначенное время, приступил к выполнению задания, от исхода которого напрямую зависела его жизнь:
Николаев: Мне доверили первому отвязаться от кресла и выйти в свободное плавание.
Журналист: Насколько знаю, ваше кресло тогда было одновременно и катапультой. Если бы вам не удалось потом снова застегнуть ремни, остаться живым во время посадки было мало шансов…
Николаев: Именно так…
Автор: Но вернемся снова к комментарию Юрия Гагарина к этому главному космическому заданию Андрияна Николаева:
Гагарин: Специалисты советовали сначала освободить левое, затем правое плечо и, ни в коем случае не делая резких движений, попробовать отделиться от кресла.
Попович: Андриян Григорьевич Николаев все сделал, как учили, как положено по инструкции. И оказалось, что человек, освобожденный от цепких оков привязных ремней, может свободно перемещаться в замкнутом пространстве корабля.
Гагарин: Он первым в мире выяснил, что человек, потерявший свой вес, может свободно перемещаться в корабле. Так была открыта непреходящая истина. Никаких затруднений при этом космонавт не испытывал. Достаточно было коснуться пальцем стенки кабины, чтобы поплыть в противоположную сторону, а, коснувшись потолка,- опуститься в кресло.
Попович: Сообщая об этом на Землю, Андриян добавил, что в невесомости хорошо отдыхать. Это сообщение нас обрадовало, ведь через сутки был намечен старт моего корабля. Взволновало это и Сергея Павловича Королева, его предположения оправдались: в космосе можно жить и работать. Он тут же вышел с ним на связь:
- Как настроение, Андриян Григорьевич?
Николаев показал большой палец.
Часть 2-я: «ЭФФЕКТ НИКОЛАЕВА»:
Из сообщения ТАСС: 1 июня 1970 года в 22 часа московского времени в Советском Союзе стартовала ракета-носитель с космическим кораблем «Союз-9».
Космический корабль, выведенный на орбиту вокруг земли в 22 часа 09 минут, пилотирует экипаж в составе: командира корабля Героя Советского Союза, летчика-космонавта СССР подполковника Николаева Андрияна Григорьевича, борт-инженера кандидата технических наук Севастьянова Виталия Ивановича.
…Автор: В XXI веке Чувашия становится в России пионером освоения серийного производства одного из самых элитных и востребованных детищ нанотехнологий – отечественных солнечных батарей. Но, оказывается, уроженец чувашской земли Андриян Николаев еще почти полвека назад одним из первых в мире испытывал «в деле» эту квинтэссенцию современных высоких технологий в полете на «Союзе-9». Здесь…
Николаев: …на поверхности агрегатного отсека установлены солнечные батареи, которые раскрываются после выведения корабля на орбиту. Панели солнечных батарей являются основными приемными элементами солнечной энергии и превращения ее в электрическую энергию, необходимую для питания электросистем корабля. Здесь же расположены антенны радиотехнических систем и телеметрии.
Автор: А.Г. Николаев так рассказывал о первоочередных задачах, к выполнению которых космический экипаж приступил сразу же после успешного выхода «Союза-9» на рассчитанную околоземную орбиту:
Николаев: Через иллюминаторы спускаемого аппарата визуально проверили раскрытие солнечных батарей и антенн радиосистем. Они все были раскрыты правильно. По ультракоротковолновой и коротковолновой станциям установили двустороннюю радиосвязь с Землей и доложили «Заре»: «Время отделения корабля от носителя - 22 часа 08 минут 51 секунда. Часы и «глобус» идут. Корабль успокоился быстро. Солнечные батареи и антенны раскрыты. На борту все в порядке».
Пока мы занимались проверкой всех систем, наступило время закрутки корабля на Солнце. С помощью ручки управления, включив двигатели ориентации, сориентировал корабль панелями солнечных батарей на Солнце. Произвел закрутку корабля относительно ориентированной оси. Поэтому панели солнечных батарей теперь все время будут направлены на Солнце, что обеспечит постоянную подзарядку буферных батарей. И вот индикатор напряжения начал уже показывать сети: и здесь все было в норме.
Почти ежедневно мы проводили так называемую закрутку корабля с целью ориентации панелей солнечных батарей на Солнце. Все закрутки производились вручную.
…Автор: Один из первопроходцев Вселенной, космонавт Константин Феоктистов, - доктор технических наук, ведущий конструктор и инженер-испытатель отечественных космических кораблей нескольких поколений (в том числе, «Востоков», «Восходов», «Союзов») и орбитальных станций, - рассказывал:
Феоктистов: «Восток» проектировался как самый первый в мире корабль и делался очень быстро. Мы сделали его за два года и на дальнюю перспективу не рассчитывали. Новый же корабль «Союз» решили делать универсальным, предназначенным для решения самых различных космических задач,.. возможности использовать новый корабль как в автономных многодневных полетах, так и в качестве транспортного средства для снабжения орбитальных станций…
Это была последовательная цепь решений сложнейших технических задач с возрастающей сложностью: полет одного космонавта, групповые полеты, станция на 5-6 человек, станция на 50-100 человек, полет на Луну, полеты к Марсу, Венере и так далее. Влияние невесомости на длительность полетов на первых порах не рассматривалась как очень уж непроходимый барьер… Очень важные данные для этой работы были получены в результате рекордного тогда по длительности полета Андрияна Николаева и Виталия Севастьянова на «Союзе-9» в июне 1970 года.
Каманин: Андриян Николаев был готов к полету на любом корабле «Союз», но избрал для себя самый трудный. Полет на 18 суток на корабле «Союз-9 требовал от экипажа предельного напряжения всех физических и моральных сил. А он (тогда - заместитель руководителя Центра подготовки космонавтов. В.И.) лучше других представлял себе все трудности и опасности такого полета и готовился к нему со всей серьезностью и настойчивостью: внимательно наблюдал за всем процессом сборки корабля, за испытаниями его систем и оборудования, лично участвовал в комплексных испытаниях, систематически тренировался на тренажерах и стендах. Очень важно было выполнить все требования подготовки экипажа и не упустить ни одной мелочи…
Понятно, с каким волнением мы готовили и отправляли в полет экипаж – всегда спокойного, рассудительного, прекрасной души человека, уже побывавшего в космосе, Андрияна Николаева, и способного молодого ученого Виталия Севастьянова. Как перенесут они 18-суточную невесомость, какие изменения при этом могут произойти в организмах, как восстановят они свои «земные ритмы» после полета – это глубоко волновало всех, кто готовил полет.
В. ИВАНОВА