С 1 июля т.г. вступил в силу Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения», который позволит местным властям в принудительном порядке изымать не используемые по назначению или с явными нарушениями земли сельскохозяйственного назначения. Кроме того, государство сможет, наконец, разобраться с земельными долями и с невостребованными земельными долями, которые были в свое время розданы колхозникам. Неоформленные и невостребованные доли также перейдут в собственность местных муниципалитетов. Сегодня по данным муниципальных районов передано в аренду примерно 190 тыс. га земельных долей или 35 % от всех долей. При этом собственник земельной доли получает арендную плату в виде сельскохозяйственной продукции, в том числе в целом по республике на сегодня населению выдано 19,5 тыс. тонн зерна, 43 тыс. тонн соломы и 6 тыс. тонн сена. Фактов нарушения обязательств, взятых сельхозорганизациями перед собственниками паев, в части выплаты арендной платы не зафиксировано.
Для неопределившихся со своей земельной долей федеральным законом предоставлено право добровольного отказа от земельной доли путем подачи соответствующего заявления в орган государственной регистрации прав. После госрегистрации прекращения указанного права право собственности на этот участок возникает у местного городского или сельского поселения либо у муниципального района, если участок расположен на межселенной территории.
Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения дополнен статьей 12.1, которая уточняет понятие невостребованных земельных долей. К невостребованным земельным долям относятся земельные доли, принадлежащие гражданам на праве собственности, которые не передали такие доли в аренду или не распорядились ими другим образом в течение трех лет и более. Как показывают расчеты на начало текущего года у муниципальных образований Чувашской Республики появилась возможность оформить около 124 тыс. гектаров невостребованных земельных долей. Если их затем продать по цене в размере 15 процентов от кадастровой стоимости земель, местные бюджеты могут заработать более 400 млн. рублей. А их затраты на проведение собраний, межевание и кадастровый учет не превысят 50 млн. рублей. То есть у муниципалитетов появится источник пополнения бюджета.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, должен составить список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, опубликовать этот список в средствах массовой информации, разместить на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список кроме этого должен быть размещен на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования. Список невостребованных земельных долей представляется на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
Изменен порядок образования земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей. Теперь до определения местоположения земельного участка необходимо подготовить проект межевания земельного участка, который может изготовить только кадастровый инженер. Также необходимо до остальных участников долевой собственности довести и согласовать данный проект межевания. Межевание земельного участка возможно только на основании утвержденного проекта межевания.
При условии, если до 1 июля 2012 года участники долевой собственности не примут решение об утверждении проекта межевания земельных участков или не зарегистрируют свое право собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, то орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения данного земельного участка в срок до 1 июля 2013 года будет обязан:
1) провести общие собрания с внесением в повестки дня этих собраний вопросов, указанных в пункте 3 статьи 14 вышеуказанного Федерального закона;
2) обеспечить подготовку проекта межевания земельных участков;
3) обеспечить проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков.
В случае расположения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения на межселенной территории полномочия органа местного самоуправления поселения осуществляет орган местного самоуправления муниципального района.