Проект республиканского бюджета Чувашской Республики на очередной трехлетний период сформирован на фоне положительных тенденций в социально-экономическом развитии республики.
Чувашская Республика имеет высокий кредитный рейтинг. В текущем году республике впервые присвоен рейтинг эмитента по международной (глобальной) шкале в иностранной валюте Ba2 (стабильный).
Исходя из варианта развития экономики на основе улучшения инвестиционного климата, реализации значимых инфраструктурных проектов, модернизации экономики, повышения конкурентоспособности и эффективности бизнеса, рассматриваемого как основного варианта, по прогнозным расчетам валовой региональный продукт в 2014 году должен увеличиться по сравнению с 2010 годом на 28,7-37,7%, индекс промышленного производств – на 36,1–45,2%. Рост объема продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий по оценке должен составить в сопоставимых ценах к уровню 2010 года 141,2-150,8%.
Принимая за основу оптимистичный вариант развития экономики республики на ближайшие три года, нельзя игнорировать наблюдаемую в настоящий момент повышенную турбулентность мировых, в том числе финансовых рынков. Очевидно, что степень влияния на указанные риски ограничена не только для Чувашии, но и для России в целом, с учетом опыта 2008-2009 годов надо сохранять умеренно консервативные подходы при формировании бюджета.
На фоне указанного основные параметры республиканского бюджета Чувашской Республики прогнозируются:
на 2012 год: по доходам – 26 638,4 млн. рублей, по расходам – 27 334,8 млн. рублей, дефицит – 696,4 млн. рублей, что составляет 4,2% к собственным доходам – в рамках предельных ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации (15%);
на 2013 год: по доходам – 24 332,9 млн. рублей, по расходам – 26 251,4 млн. рублей, дефицит – 1 918,5 млн. рублей (10,4% к собственным доходам);
на 2014 год: по доходам – 26 225,3 млн. рублей, по расходам – 25 880,7 млн. рублей, профицит – 344,6 млн. рублей.
Собственные доходы на 2012 год к уровню 2011 года запланированы с ростом на 8,3%, в 2013–2014 годах к предыдущему году – на 10,9% и 9,7% соответственно. Данное обусловлено, во-первых, как было сказано ранее, прогнозируемым позитивным развитием экономики республики, во-вторых, предполагаемыми изменениями в налоговом законодательстве.
Межбюджетные трансферты с учетом сумм, распределенных проектом федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», предусмотрены в доходах бюджета на 2012 год в сумме 9 974,7 млн. рублей, на 2013–2014 годы 5 859,0 млн. рублей и 5 966,6 млн. рублей соответственно.
При этом Чувашской Республике проектом федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности предусмотрен на 2012 год в сумме 5 401,9 млн. рублей, с ростом к уровню 2011 года (4 635,8 млн. рублей) на 16,5%, или на 766,1 млн. рублей при первоначально предусмотренном действующим федеральным законом объеме 3 345,3 млн. рублей (дополнительно получено 2 056,6 млн. рублей). В текущем году по сравнению с 2010 годом рост дотаций составил 17,5%, или 690,5 млн. рублей. Таким образом, увеличение средств, получаемых республикой из федерального бюджета по указанной дотации, за два года составило 1 456,6 млн. рублей, или 36,9% к уровню 2010 года.
Значительная часть межбюджетных трансфертов на 2012–2014 годы будет распределена отдельными нормативными правовыми актами Правительства России в ходе исполнения федерального бюджета.
Расходы республиканского бюджета Чувашской Республики на 2012 год предусматриваются в объеме 27 334,8 млн. рублей, на 2013 и 2014 годы – 26 251,4 млн. рублей и 25 880,7 млн. рублей соответственно.
При этом почти три четверти расходов республиканского бюджета Чувашской Республики - 72,8 % планируется направить на социально-культурную сферу: образование, здравоохранение, культуру, физическую культуру и спорт, социальную политику, поскольку инвестиции в человека – это повышение конкурентоспособности.
Последовательно реализуется политика Президента республики по повышению заработной платы работников бюджетной сферы.
Объемы бюджетных ассигнований на исполнение действующих расходных обязательств Чувашской Республики в 2012–2014 годах по оплате труда работников бюджетной сферы учтены с учетом принятых и предполагаемых к принятию на федеральном уровне решений о повышении заработной платы работникам бюджетной сферы (с 1 июня и 1 октября 2011 года – по 6,5%, с 1 октября 2012 года – на 6,0%, работникам образовательных учреждений – с 1 сентября 2011 года – на 14,7%), с учетом предполагаемого снижения с 1 января 2012 года максимального тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на 4 процентных пункта, с 34 до 30 процентов (дополнительные расходы республиканского бюджета Чувашской Республики на 2012 год на оплату труда работникам бюджетной сферы с учетом вышеизложенного оцениваются в сумме 1 857,0 млн. рублей).
Бюджетные ассигнования республиканского бюджета на здравоохранение по сравнению с объемами, утвержденными действующим Законом о бюджете, увеличиваются в 2012 году на 3 527,2 млн. рублей, что обусловлено в том числе появлением таких новых расходных обязательств:
- переход с 1 января 2012 года муниципальных учреждений здравоохранения в государственную собственность Чувашской Республики (1 006,6 млн. рублей);
- реализация в 2012 году Программы модернизации здравоохранения Чувашской Республики на 2011–2012 годы (1 222,4 млн. рублей).
Также рост объема расходов на здравоохранение обусловлен увеличением расходов на уплату страховых взносов на неработающее население.
Бюджетные ассигнования на образование по сравнению с объемами, утвержденными Законом о бюджете, увеличиваются в 2012 году на 2 296,1 млн. рублей, в том числе в связи с увеличением фонда оплаты труда, увеличением объемов бюджетных ассигнований (781,1 млн. рублей за счет средств федерального бюджета) в рамках модернизации региональных систем общего образования в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 г. № 436 «О порядке предоставления в 2011–2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации», передачей на уровень республики финансового обеспечения федеральных государственных учреждений среднего профессионального образования в рамках перевода с 2012 года финансового обеспечения полиции на федеральный уровень (340,6 млн. рублей).
Значительные средства направляются на безусловное выполнение обязательств перед гражданами республики, на продолжение активной социальной политики. В 2012 году на эти цели предусматривается направить 5 808,5 млн. рублей, 21,3% бюджета). На охрану семьи, материнства и детства планируется направить 380,9 млн. рублей.
На развитие экономики планируется направить в 2012 году 3997,7 млн. рублей, из них на:
поддержку сельского хозяйства и агропромышленного комплекса – 659,9 млн. рублей, или 16,5% от объема расходов, предусмотренных по разделу «Национальная экономика». При этом законопроектом учтены только средства республиканского бюджета. Средства из федерального бюджета будут распределяться отдельными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в ходе исполнения федерального бюджета.
На дорожное хозяйство предусматривается направить в 2012 году 2083,9 млн. рублей.
В соответствии с требованиями статьи 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации утверждаются на 2012–2014 годы объемы бюджетных ассигнований Дорожного фонда Чувашской Республики и прогнозируемые объемы доходов республиканского бюджета Чувашской Республики от поступлений, указанных статьей 2 Закона Чувашской Республики «О Дорожном фонде Чувашской Республики».
Объем бюджетных ассигнований Дорожного фонда Чувашской Республики законопроектом утверждается на 2012 год в сумме 1 853,3 млн. рублей, на 2013 год – 2 454,2 млн. рублей, на 2014 год – 2 680,8 млн. рублей,
По иным отраслям экономики расходы предусмотрены исходя из приоритетных задач и направлений.
Республиканский бюджет Чувашской Республики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов является первым бюджетом республики, который формируется и будет исполняться в условиях внедрения новых форм финансового обеспечения услуг, оказываемых государственными учреждениями Чувашской Республики (казенными, бюджетными и автономными).
Существенные изменения произошли при определении объемов межбюджетных трансфертов, предоставляемых из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам муниципальных районов и городских округов. При этом необходимо отметить, что в результате вышеуказанных изменений по пересмотру полномочий дополнительно в распоряжении муниципальных районов и городских округов оказываются средства в объеме 593,6 млн. рублей.
В соответствии с предложенным законопроектом дефицит республиканского бюджета Чувашской Республики планируется снизить в 2012 году к уровню 2011 года почти в 5 раз: с 3445,2 млн. рублей до 696,4 млн. рублей. В результате прогнозируемый размер дефицита по отношению к собственным доходам составит в 2012 году 4,2% (при предельном значении, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации – 15%).
На 2014 год республиканский бюджет Чувашской Республики сформирован с профицитом в сумме 344,6 млн. рублей.
Объем государственного долга Чувашской Республики на конец 2012 года прогнозируется в сумме 10749,1 млн. рублей, что ниже планируемого значения на 1 января 2012 года (11175,5 млн. рублей) на 426,4 млн. рублей. В процентном отношении объем государственного долга к собственным доходам составит к концу 2012 года 64,5%, при предельном значении, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации – 100%. Снижение государственного долга Чувашской Республики от уровня 2011 года (72,6%) составит 8,1 процентных пункта. Результатом проводимой в 2012–2014 годах долговой политики станет снижение государственного долга Чувашской Республики к концу 2014 года до 50,2%.