Чувашская республика
Официальный портал органов власти
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Уважаемый пользователь.

Данный сайт обновлен и вы находитесь на устаревшей версии. Чтобы просмотреть актуальную информацию, перейдите на новую версию сайта http://www.cap.ru/. Данная версия будет закрыта в ближайшее время. 

Спасибо за понимание.

2011.05.07 Спасибо за беспримерный подвиг ваш! (Грани)

Бил врага из огнемета

Ветеран войны Андрей Петрович Скорняков в августе отметит 85-летний юбилей.

На фронт его призвали в начале 1943-го из Кировской области. Шел ему тогда восемнадцатый год. После непродолжительной подготовки в учебном подразделении молодого бойца направили в действующую армию под Витебском. На передовой рядовой, а потом старший сержант Андрей Скорняков провел до конца войны. Победу встретил в Восточной Пруссии.
Война в окопах — самая тяжелая солдатская работа. Обучался на пулеметчика, а в роте Андрею доверили огнемет. Это такое оружие, стреляющее пламенем. Поначалу было жутко страшно от грохота снарядов, свиста пуль, но со временем страх отступил, война стала привычным делом. “Не верил, что останусь жив, вернусь домой”, — вспоминает ветеран. Были на передовой дни, когда от роты почти в сто человек после боя оставались в строю два десятка бойцов. Приносят питание, а есть некому, живым кусок в горло не идет, глядя на убитых и раненых товарищей. “Не знаю, кто хранил меня, но за войну получил лишь небольшую контузию”, — говорит Андрей Петрович.
Из однополчан в памяти остался комвзвода лейтенант Сметанин. Своей главной боевой наградой ветеран считает медаль “За отвагу”. А орденом Отечественной войны II степени его наградили уже в послевоенные годы.
Демобилизовали Андрея Скорнякова в 1949-м. Из Риги он прямиком направился в родную деревню Сосновка. В большой семье Скорняковых, в которой было шесть сыновей, воевали еще два брата Андрея, старший Александр погиб.
С супругой Лидией Федоровной Андрей Петрович познакомился, работая в Неженском лесничестве Марий­ской Республики, куда получил направление после окончания лесного техникума. В 1959-м и 1960-м у них родились двое сыновей. А в 1963 году всей семьей приехали в Новочебоксарск. “Да тогда полдеревни нашей отправилось в город-спутник, и мы собрались”, — говорит Лидия Федоровна.
До выхода на пенсию Андрей Петрович трудился в ВНХМ монтажником, возводил цеха “Химпрома”, отмечен многими поощрениями и трудовыми наградами. Лидия Федоровна работала лаборантом в ДСК. Пожилые супруги окружены вниманием и заботой близких. На День Победы, 9 мая, ежегодно собираются все вместе, чтобы поздравить Андрея Петровича.

Валерий Палладьев.

Не забыть визг бомб, разрывы снарядов

Клавдия Полоруссова родилась неподалеку от будущего Новочебоксар­ска, в деревне Вурманкасы (ныне Большой Чигирь) Чебоксарского района. Росла в большой дружной семье, где кроме отца с матерью были старшие брат с сестрой и две младшие сестренки. Свое восемнадцатилетие девушка отметила в конце мая, одновременно с последним школьным звонком. Будущее казалось безоблачным. На дворе стоял 1941 год.

Поначалу начавшаяся война казалась не такой страшной. Клавдия поступила в сельхозинститут в Чебоксарах, но проучилась недолго. Обучение сделали платным. Сумма в 300 рублей оказалась для крестьянской семьи непомерной, поэтому учебу пришлось бросить.
Зимой новая беда – в декабре призвали на фронт старшего брата Федора. И… они больше никогда не увиделись. Он погиб в 1942-м. Клавдия даже не знает, где именно, поскольку весной 1942 года Чебоксарский райвоенкомат в числе 17 девушек мобилизовал и ее саму.
Полгода она провела в Горьком, где училась на телефонистку. Затем попала в Новосибирск на формирование части, а спустя еще месяц в составе 140-го отдельного полка связи оказалась под Воронежем. Девушка не ходила в разведку и не стреляла во врага из винтовки. Однако и в ее работе на коммутаторном узле есть частичка общей Победы. Вместе со своими Клавдия освобождала Харьков, Белгород, Орел, побывала на Курской дуге. Жила в землянках, лишь изредка, когда останавливались в селах, доводилось ночевать под крышей настоящего дома.
Но бытовые неудобства не самое страшное, считает она. Хуже, когда бомбили. Однажды бомбы падали с неба почти без перерыва трое суток. “Я тогда подумала: и откуда у этих паразитов столько бомб?” — вспоминает Клавдия Михайловна. Полевая кухня осталась где-то далеко позади, но страх заглушал чувство голода.
Однако молодость брала свое. Нашлось на войне место светлому и чистому чувству. Звали его Павел, он тоже был связистом. В 1944-м, когда Клавдия из-за сырости заболела малярией и ее комиссовали, предлагал ей поехать к его маме в Сибирь и там ждать. Но девушка рассудила, что больная к будущей свекрови не поедет, отправилась домой в Чувашию.
Почти год возлюбленные переписывались, а потом письма от Павла приходить перестали. Последнее было датировано 5 мая 1945 года. “Наверное, погиб”, — подумала она, но еще целых десять лет ждала, ждала, ждала...
Лишь в пятидесятых вышла замуж. Родила двоих детей. Некоторое время жила на Урале, потом вернулась домой. Жизнь в браке не сложилась, после развода Клавдия Михайловна одна поднимала детей. Трудилась в канцелярии Президиума Верховного Совета Чувашской АССР, потом некоторое время на “Хим­проме”. Вышла на заслуженный отдых.
Клавдия Михайловна не любит вспоминать войну. “Не дай бог никому такое испытать”, — искренне желает она всем горожанам.

Андрей Сергеев.

 

“Який ты пренткий, Валенда”

В Новочебоксарске в настоящее время живут 24 человека, побывавших в фашистских концентрационных лагерях. К одному из бывших узников накануне праздника я и наведалась.

О супругах Ковалевых “Грани” уже писали — они стали первыми в городе, кто был награжден медалью “За любовь и верность”. Во время Великой Отечественной Лидия Афанасьевна жила в глубоком тылу — на Урале, но голод, холод военного лихолетья не обошли и их семью.
А вот Валентин Артемович практически с первых дней оказался в оккупации. В деревне Караси (Могилев­ская область, Белоруссия) нем­цы появились в начале июля 41‑го. Сторона глухая, 60 домов всего, поэтому долго не задержались. Встали посреди деревни, выбрали старосту, дали задание собрать к следующему их приезду зерно, продукты и удалились.
Валентин Артемович как сейчас помнит: были они рослые, с автоматами, и сапоги короткие. Но не больно-то их односельчане испугались, поэтому и не понесли ничего. В свой следующий приезд фашисты выпороли старосту и еще нескольких человек, а также пригрозили: не понесете продукты — всех расстреляем, сожжем деревню. Пришлось собирать.
В 1943 году осенью оккупанты, предвидя отступление, погнали в Германию и скот, и людей. Эвакуировали всю деревню Караси. В Орше начали грузить в товарные вагоны. Валентин Артемович, которому в ту пору было 13 лет, рассказывает: “Родителей и сестер я там потерял. Отошел от них посмотреть, меня раз — и в вагон. В городе Штутгарт всем стали делать рентген. Наших нескольких из деревни в результате отбраковали, сказали туберкулезные — оставили. Слух прошел потом, что сожгли. Я был худой, длинный, но оказался здоровый. Повезли дальше”.
Где в Германии располагался концлагерь, как он назывался, Ковалев до сих пор не знает. Кроме белорусов там были русские, поляки. И взрослые, и дети находились в бараках вместе. В 6 утра звучало “Ауф­штейн!” и взрослых отправляли на близлежащую ниточную фабрику. Трудились по 12 часов, дети выполняли работы в лагере. Однажды и Валя на фабрике оказался. Вспоминает: “Допустил брак. Подошел немец, говорил-говорил (ничего же непонятно), потом как даст мне, я аж с табуретки слетел. Больше меня на эти работы не посылали”.
Валентин Артемович помнит в лагере двух девочек-полячек — Сабину и Алину. Одна из них все время пропускала мальчишку вперед в очереди в столовую, а другая сердилась: “Який ты прент­кий, Валенда”. Запомнилось, как освободили лагерь французы, повесили на столб тарелку-радио, и Валентин
услышал голос Левитана: “Советские войска овладели Свенимюндом”. Французы потом передали узников американцам, а уж те союзникам из России. В своей деревне Ковалев оказался только к осени 45-го. И дом, и
семья — все были целы. А уж они не чаяли Валентина увидеть. Сколько было радости!
После войны Валентин Артемович продолжил учебу в школе. Потом служил в Забайкалье три года. Нашел свою суженую на Урале. В Новочебоксарск супруги приехали в 1965 году. Валентин Артемович работал газоэлектросварщиком на предприятиях энергетики: ТЭЦ-3 и ТЭЦ-2.

Светлана Смирнова.

Заменили ушедших на фронт

В Марий Эл год назад вышла Книга памяти “Они ковали Победу”. В нее включены имена тех рабочих, колхозников, интеллигенции, кто в годы Великой Отечественной войны самоотверженно трудился на заводах, фабриках, в колхозах, на строительстве и транспорте, в школьных классах и больничных палатах...

Упомянута в ней и семья Ефремовых: отец, мать и две дочери, одна из которых — Александра Ивановна Тарабашкина — живет в нашем городе. Когда началась война, Саша была уже подростком, так что ее память сохранила многое из тех далеких дней.
“Родилась я 11 ноября 1927 года, — вспоминает она. — Наше село Троицкий Посад, что в Марий Эл, большое, зеленое, очень красивое, стоит на Волге в восьми километрах от Козьмодемьянска.
Помню, перед войной отправляли ребят 1921 года рождения служить в армию. Провожали всем селом, с песнями под гармошку. Было так весело. Но ни один из тех парней не вернулся в родное село — грянула Великая Отечественная война.
Началась мобилизация мужчин. Забрали всех, кто годен к строевой службе. Мой брат тогда учился в Козьмодемьянске на историческом факультете института. Однажды пришел домой с повес­т­кой в кармане, но ничего не сказал маме, боялся расстроить. Весь вечер сидел, писал, рисовал, а утром, уходя, дал мне лист, на котором было написано прощальное стихотворение. Прошло 70 лет, а я до сих пор помню его...
Потом наступило время уходить на фронт дев­чатам 1921-1925 годов рождения. Среди них была моя средняя сестра. Все рыдали, когда их забирали. “Подхожу к родному дому, дом невесело стоит. Собрана моя котомочка, на лавочке лежит”, — спела тогда моя сестра. Я, молодая, не понимала смысла этой частушки, а сейчас, как вспомню, плакать хочется.
В селе остались одни старики, многодетные матери, солдатки да мы, 12-13-летние подростки, на которых легла вся тяжесть колхозной жизни. Мальчишки побросали школу, пошли на конный двор, выбрали себе лошадей и стали работать, заменяя ушедших на фронт отцов и братьев. Пахали, боронили, сеяли, убирали урожай, возили навоз на поля, косили.
Мы, девчонки, сажали вручную картошку, окучивали, копали ее, убирали хлеб, жали серпами. Уходили из дома рано утром и до позд­него вечера скирдовали, работали на току. Лошадей не хватало, нам делали носилки, и мы снопы таскали на себе. Потом молотили днем и ночью. Весь хлеб отправляли государству на обозах с лозунгом “Все для фронта”. За свою работу получали скудные трудодни. Было тяжело, но не отчаивались. И школу не бросали.
Стали приходить одна за другой в село похоронки. Председатель колхоза Константин Иванович Редькин устраивал митинги около правления, на которые собиралось все село. Вспоминали, оплакивали погибших. Это была трагедия для всех.
Мы перенесли холод, голод, разруху, выстояли и победили. Я горжусь, что родилась на этой многострадальной русской земле, и с достоин­ством умру на ней”.

Светлана Исаева.

В гостях у казаков

Приятный сюрприз преподнесли ветеранам города накануне Дня Победы казаки, пригласив посетить казачью заимку.

Настоящим откровением для нас стало знакомство с этим конно-туристиче­ским комплексом. С нескрываемым интересом осматривали мы конюшню, манеж, базу отдыха с гостиницей и банным комплексом, живописным озером. Узнали, что здесь для подростков работает конно-спортивный клуб, где молодежь обучается верховой езде и учится ухаживать за лошадьми.
От всей души благодарим атамана А.Беликова и депутата городского Собрания С.Семенова за организацию этой прекрасной экс­курсии.

По поручению экскурсантов Валерий АВВАКУМОВ, председатель городского совета ветеранов.

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика