Трудно назвать Чувашию регионом с авиационными традициями, но мы гордимся, что судьба троих космонавтов — А.Николаева, Н.Бударина, М.Манарова — связана с нашей республикой, имеется мощное предприятие авиапрома “Элара”, действует аэроклуб, воспитавший многократную чемпионку мира по парашютному спорту Майю Костину.
У нас много делается на перспективу. В Чувашии крепнет движение юных космонавтов, действуют кружки авиамоделирования, где школьники постигают азы конструирования и создания летательных аппаратов. Вот что рассказал руководитель авиамодельного клуба “Чайка” Новочебоксарского ЦРТДиЮ Юрий БЕДНОВ.
— Говоря об авиационных традициях, хотелось упомянуть и о таком факте. Во время Великой Отечественной войны под Ибресями действовал аэродром, на котором летчики после лечения в госпитале восстанавливали навыки пилотирования. Именно здесь заново учился летать Алексей Маресьев после ампутации ног. Герой “Повести о настоящем человеке” освоил сначала “небесный тихоход” По-2, а потом истребитель.
Кроме того, когда я в 1976 году пришел заниматься в авиамодельный кружок, располагавшийся в полуподвальном помещении школы № 3, там преподавал бывший военный летчик Юрий Григорьевич Кизяков. В 50-х годах он работал инструктором в
ДОСААФ. В числе первых его курсантов был космонавт-испытатель Игорь Волк, поставивший на крыло знаменитый “Буран”. Воспитанникам нашей авиамодельной лаборатории есть на кого равняться и опереться. Мечтать о небе и начинать путь к звездам нигде и никому не заказано.
— Юрий Владимирович, что манит детей в вашу мастерскую?
— Здесь они чувствуют себя творцами, инженерами. Конечно, в 9-10 лет еще нет понятия об аэродинамике, технической механике, сопромате, но они постигают основы этих дисциплин наощупь. За 13 лет, что действует авиамодельный клуб “Чайка”, 54 воспитанника выбрали дорогу, связанную с техникой, и учатся в Бауманке, МФТИ, МАДИ, ЧГУ, трое — с авиацией. Максим Данилов, ученик школы № 8, в клубе занимался четыре года. По моей рекомендации поступил в Казанский авиационный техникум, учился в аэроклубе, освоил пилотирование планеров и самолетов. Сейчас он второй пилот на Ан-26 в Ульяновске.
В мастерской ребятишки не только пилят и строгают, они учатся общаться, уступать друг другу, завязывают товарищеские отношения. Пусть не все становятся инженерами, зато хорошими людьми, патриотами, умелыми мужчинами.
— В небо они не поднимаются, а как же получают понятия об авиации, о космосе?
— Мы не только строим и запускаем модели, но и изучаем историю авиации. Ездим в музей гражданской авиации в Ульяновск, Центральный музей ВВС в Монино. Раз в два года в Жуковском проводится крупнейший авиасалон МАКС, который мы уже несколько раз посещали. В этом году 23 августа планируем очередную поездку. Ребята там увидят полеты “Русских витязей”, “Стрижей”, последние образцы авиационной техники, не пропускаем отлично оборудованный павильон “Элары”. Кстати, Минавиапром, в который входит наша знаменитая фирма, часто проводит соревнования по авиамоделизму, и “Эларе” не было бы за нас стыдно, если бы взяла над “Чайкой” шефство.
Команда семь раз становилась чемпионом Чувашии, в 2008 году в Новосибирске мы завоевали серебряные медали первенства России по авиамодельному спорту среди школьников. В 2010-м подтвердили это достижение в Химках, а Владимир Лукин и Леонид Максимов стали чемпионами страны по гоночным моделям.
— Как клуб поддерживается материально?
— На материалы, инструмент, оборудование средств не выделяют. Хорошо еще Минобразования Чувашии финансирует поездки на некоторые соревнования, их в году бывает пять. А затраты на изготовление моделей, надо сказать, немалые. Один двигатель стоит 3,5 тысячи рублей, для команды их необходимо 10 штук. Стоимость пилотажной копии самолета около 30 тысяч рублей, ее строят от одного года до трех лет. Ее на кочки какого-нибудь школьного стадиона не посадишь. Нам нужен кордодром. Он представляет собой заасфальтированную площадку диаметром 60 метров, огороженную сеткой-рабицей высотой в три метра. Без него клубу трудно развиваться.
— На каком оборудовании работают юные моделисты?
— “Чайке” достались в наследство остатки от канувшей в Лету станции юных техников, кое-что приобрел ЦРТДиЮ. Ассоциация выпускников КАИ подарила токарный и фрезерный станки. На них мы дорабатываем двигатели: форсируем мощность, ремонтируем.
Строительство моделей не забава — это серьезное дело. В научных лабораториях на моделях отрабатываются последние достижения техники, которые потом переносят на реальные летательные аппараты. Так проходило внедрение эпоксидных смол, углепластиковых тканей, кевлара.
— Не иссякает поток детей в клуб?
— Я объявления о наборе никогда не делаю. Стоит выйти в поле для облета моделей — мальчишки валом валят. У неба огромная притягательная сила.
Алексей Мигунов.