Необходимость построить храм в деревне Первое Степаново давно всеми сознавалось. Приходский храм был за 8 верст в селе Чурачики, куда весною и осенью попасть было трудно.
Началу построения храма немало содействовало то обстоятельство, что Перво-Степановские крестьяне, в большинстве закоренелые киреметники, державшиеся старинных чувашских преданий, за последнее время, постепенно стали укрепляться в православной вере, благодаря влиянию школы братства Святителя Гурия. (Благодаря деятельности таких людей, как уроженца д.Первое Степаново Филимонов Даниил Филимонович – педагога, православного просветителя и одного из самых активных миссионеров Симбирской, Казанской и Самарской губерний. Слывшего в народе как «добрый батюшка»-ырă пачăшкă Н.Ф.)
В 1896 году в село Чуратчики поступил священник о. Иоанн Флоренцов. Последний постоянными заботами и беседами убедил своих прихожан прямо перейти от слов к делу. Под влиянием его бесед и убеждений, местный зажиточный крестьянин Сидор Федотов первый пожертвовал на постройку храма тысячу рублей, а его сыновья Осип и Филипп приняли деятельное участие в дальнейшем развитии и поддержке этого доброго дела.
Такое начало сразу подняло веру в народе в успех дела. 28 февраля 1898 года собрались подворно от 410 душ крестьяне и единогласно составили приговор о разрешении построить храм в деревне Первое Степаново. Причем, постановили ежегодно собирать на это, по одному рублю с души и при этом обязались отвести церковную землю и построить причтовые дома. Впоследствии к этому присоединилась часть деревни Большое Тугаево в 150 душ и два, находящихся вблизи селения, Чуратчикского прихода: Катькасы и Бахчаны с населением- 148 душ.
Приговор Перво-Степановсвих крестьян, был проверен местным благочинным, о. протоиереем Васильевским и представлен в Казанскую духовную консисторию.откуда и не замедлило последовать разрешение построить деревянную церковь на средства прихожан и на доброхотныя пожертвования. (Указъ от 30 мая 1898 г. за №6657).
По получении paзрешения и указа, тотчас же составился комитет по постройке храма, из председателя, приходского священника села Чуратчики о. Иоанна Флоренцова и 14 членов, который, по утверждении (указом от 12-го сентября 1898 г. за №11210) и принял на себя обязанность постройки храма.
С этого времени все дело постройки перешло к комитету, но и здесь главным руководителем его, по прежнему оставался о. Флоренцов; если и раньше он положил на это не мало трудов, то и теперь ему предстояло не мало усилий вести с успехом это дело, так как большинство членов были неграмотные, а некоторые имели свои хозяйственные и торговые дела и не могли уделить этому делу много времени.
При таких условиях комитет начал свое дело, первое постановление которого состоялось 29 сентября 1898 года. На этот раз комитет постановил ходатайствовать об отпуске казеннаго леса, согласно плана исметы в количестве 1051 бревна, и тогда же обратился с этим куда следует, через духовную консисторию. Затем, 29 декабря, были избраны казначей и делопроизводитель комитета и к этому времени выяснилось, что комитет располагает суммою в 1479 р. 69 к., поступившею: 1000, р. от Сидора Федотова, 410 р. приходскаго сбора и 79 р. 69 к. от мелких пожертвователей. В то же время были избраны сборщики для сбора пожертвований. Состоялась подписка между членами и другими местными жителями. Кроме того, при посредстве воззваний. комитет стал приглашать благотворителей к посильным пожертвованиям, но к прискорбию комитета, нужно сознаться, немногие на это откликнулись и поэтому, комитету на первых же порах пришлось убедиться, насколько трудна будет его задача.
В этом комитет еще больше убедился, когда стали проходить целые месяцы, наступила весна 1899 года, а на ходатайство об отпуске казеннаго леса ровно ничего не получалось. Не paз комитет возобновлял ходатайство, не раз члены его имели личное хождение по разным учреждениямлесного ведомства, но безуспешно.
Тем не менее комитет быль убежден , что по примеру других новостроющихся в окружности церквей, лес он получит, а потому и решил к осени 1899 года сделать закладку фундамента, зимою заготовить, а весною 1900 года начать постройку церкви, но этому, по воле Божьей, не суждено было исполниться. Фундамент 18 июля 1899 года действительно был заложен и к сентябрю был уже готов, но прошла осень, прошла зима, наступили весна 1900 г., а лесу так и нет. И только в конце мая 1900 года получилось разрешение об отпуске казеннаго леса из Лапшинской дачи Чебоксарскаго уезда, но не вблизи Волги, вак просил комитет, а верст за 50 от нее, что в общем равнялось расстоянию, более чем в 100 верст от деревни Первое Степаново, притом в такой болотистой местности, что как оказалось потом, по сообщению самого лесничего. вырубка этого леса на месте самим лесопромышленникомобходится не менее 4 руб. за бревно, а комитету он обошелся-бы значительно дороже купленного. В силу этого комитет вынужден был отказаться от этого леса и вместе с тем просил об отпуске леса в другом месте, но прошло лето, а лесу комитет не получал. Фундамент стоял целый год под дождем, мог и еще простоять долгие годы, поэтому комитет решил действовать на свой страх.
Имея в своем распоряжении к этому времени 2181 р. 23 к, комитет решил запастись лесом, закупив на торгах, в сентябри 1900 г., в удельном ведомстве недалеко от станции Ибреси, шесть десятин сосноваго леса. Целую зиму и весну прихожане возили этот лес на своих захудалых лошадях. Получилось лесу 700 бревен, да мелкаго, нестроеваго леса, до 400 дерев. Это было новым беспокойством для комитета, так как по смете требовалось 1051 бревно строевого леса. Лес обошелся комитету, без перевозки его прихожанами, до 3000 р.: в общем, это хотя было и недорого, судя по качеству и ценности леса, но комитет затратил всесвои средства и теперь совершенно не знал, что ему делать.
Оставить в таком виде лес было нельзя, он мог сгнить и испортиться. Необходимо было продолжать дело. Поэтому комитет усиленно стал ходатайствовать в Казанской духовной консистории о пособии, или о направлении перваго пожертвования на постройку храма, что и было обещано с предложением, не теряя времени, начать постройку. Но ведь, это легко сказать: „начать постройку". Комитет и сам сознавал, что начать постройку необходимо именно теперь — в начал весны, так как это как раз было в половине марта 1901 г., но вопрос сводился ктому, где, хотя-бы и для начала, взять средств? Прихожане, по предложению одного из членов, решили исходатайствовать ссуду в 1000 руб. из мирского капитала; ссуда эта им была обещана, а вместе с тем нашелся и подрядчик, в лице строителя церквей, Ераста Максимовича, который обязался пока на свой счета начать постройку. Подряд этот был сдан ему за 5300 р. с тем, что бы был поставлен иконостас в 600 р; звонъ в 400 р. и деревянная караулка, при условии уплаты ему в настоящем году 2000 р. за постройку церкви вчерне с железною крышею; всеостальные затем работы должны были производиться в течение нескольких лет, по мере средств, комитета.
В апреле иачаласъ постройка церкви, работы по возведению стен быстро подвигались вперед и в половин мая они были уже подведены под крышу, а обещанной ссуди 1000 р. все еще не было. У подрядчика средства тоже истощались и он принужден был приостановить работы.Опят у комитета забота, положениеего стало критическим, которое ухудшалось еще тем, что на лето здание оставалось без крыши. Наконец 20 мая 1000 р. были получены и уплачены подрядчику, но последний к тому времени распустил уже всех рабочих. Опять пришлось ждать, притом полученной суммы было уже не достаточно, потому что к этому времени комитет должен был уплатить подрядчику 1500 руб., а последний, после того как комитет в свое время не выплатил ему 1000 руб., стал относиться с недоверием к обязательствамкомитета, да и сами члены его стали приходить в отчаяние, не зная, что делать, что предпринять.
Так продолжалось дело до 4 июля, когданеожиданно председатель комитета о. Флоренцов получил ответ на письмо, посланное в марте месяце в Петербург к известному строителю Алексею Львовичу Векшину; в этом письме он немедленно предлагал о. Флоренцову отправиться в консисторию для получения пожертвования в 5000 руб., о которых А. Л. Векшин уже писал в консисторию. Действительно, когда о. Флоренцов явился в консисторию, то ему сейчас же предложили заключить в его присутствии контракт с подрядчиком, что и было сделано 4 июля. По этому контракту, в изменение прежних условий, подрядчик получил за постройку от консистории 4400 р. и дополнительно от комитета 300 р. и за это обязывался построить церковь и окончательно отделать ее к освящению к 15 сентября, поставить от себя звонъ в 400 р. и караулку, а устройство иконостаса в 600 р., комитет принял на свою обязанность; причем имея в виду улучшившиеяся средства комитета, он решил поставить иконостас с клиросом в 1050 р., каковой и был тогда же заказан.
Итак 4 июлядля комитета было первымъ радостным лучем. С этого времени комитет почти уже не знал неприятностей, не знал невзгод. С этого времени ясное солнце было ему сопутником во всехего дальнейших трудах, до самого конца постройки храма. Каждый новый день давал ему все новыя и новыя правильныя очертанияя будущаго храма.
Наступил день поднятия крестов, числом семь.......................... Это было 26 августа. Народу собралось до десяти тысяч. Крестный ход из приходскаго храма села Чуратчикова придал этому событию особенную торжественность. Вся церковь снаружи была изукрашена зеленью и флагами. День был особенно ясный,—кресты блестели далеко-далеко, давая знать всему миру, что язычество здесь отжило, что и здесь наступило время торжества православной церкви. В этот день кружечный сбор и предложенная подписка на церковную утварь дали в общем до 150 р., что, принимая во внимание инородческое население, является довольно значительной суммой. Кроме того, крестьянин Шоркидинскойской волости, деревни Буртас Иван Тимофеев пожертвовал св. Евангелие, стоимостью в 45 руб., брат подрядчика Иван Макаров пожертвовал небольшое молебное Евангелие с крестом.
9-го сентября, почти с такою же торжественностью, при большом стечении народа, были подняты пять колоколов весом всего в 27 пудовъ и стоимостью в 450 р. На этот раз сбор хотя был и не так большой, но его вполне достало на доплату подрядчику сверх условленных 400 рублей.
Явилась ицерковная утварь: так сыновья Сидора Федотова: Осип купил свечдля церкви 4 пуда на 140 р.; Филипп купил очень хорошее паникадило и металлические хоругви в 200 р; крестьянин дер. Степное Тугаево Трофим Антонов пожертвовал 100 р. на престольный крест и полное священническое и диаконское облачение; местный прихожанин Ефрем Михайлов,—сборщикъ пожертвований,—передал всю доставшуюся ему за этот труд сумму 25 руб. на семисвечник, а местные прихожане: Капитон Афанасьев, Фадей Андреев, Гаврила Платонов, крестьянин д. Степное Тугаево Андрей Степанов, член комитета Ларион Гордеев и некоторые друге члены участвовали своими средствами в приобретении подсвечников, кадил, лампад, мирница и прочих церковных предметов. Крестьянин дер. Яндуш Никита Федоров Пожертвовал 8 р. на антиминс и иллитон, подрядчик Ераст Макаров пожертвовал панихидницу в 8 рублей. Не мало трудов выпало на долю жены священника—Флоренцовой, которая своими руками шила а готовила напрестольное облачение и некоторые священнические и другие церковные одеяния, а часть материала для этого ею самою и пожертвована. Дочь ееМария пожертвовала воздухи, а монахиня Парфения занавес. Ковчег и чаша были куплены на поступившую при поднятии крестов сумму.
Таким образом, благодаря щедрым пожертвованиям, задача комитета в этом отношении не только ничем не осложнилась, но напротив явилась возможность upиoбрестивсе предметы церковной утвари, более или менее лучшего качества, а ковчег, сосуды икрест из чистого серебра стоимостью около 200 р. В общем на все это израсходовано от комитета до 500 р.; кроме этих значительных пожертвований было не мало и мелких пожертвований на иконы, лампады, стаканчики и другие необходимые церковные предметы.
Но озабочиваясь приобретением церковной утвари, у некоторых из членов комитета, а также и прихожан, явилась мысль—заказанный в г. Казани местный образ св, Гурия, во имя которого и построен храм, освятить в г, Казани, при мощах св. Гypия Казанскаго чудотворца и затем, торжественно, с крестным ходом, принять его со станции Шихраны самими прихожанами.
Мыслью этою прихожане не только не приминули воспользоваться, но у некоторых, явилась новая мысль—просить частицу мощей для этого образа, но комитет на это не осмелился, а покорнейше просил только Высокопреосвященнейшаго Владыку о разрешении освятить образ св, Гурия при мощах, в кафедральном соборе. Разрешение на это не замедлило.
После принесения иконы, освященной в Казани 6 октября, оставалось освятить храм. 21-го октября о. благочинный осмотрелхрам и составил акт свидетельства, а на_ 28 октября было назначено освящение храма.
Накануне, сутра 27 октября, погода стояла хорошая. Легкий санный путь давал возможность каждому желающему присутствовать при освящении храма, квечеру вдруг погода pезко изменилась на такую сильную вьюгу имятель, что явилось опасение за прибытие приглашеннаго для освящения духовенства, но часам кпяти вечера, когда уже совсем стемнело, последнее стало собираться, а затем вскоре прибыл и благочинный, о. протоиерей Васильевскй, которому поручено было совершить освящение храма. В 6 часов ударили в всенощной. Не смотря на непогоду, уже к началу всенощной в церкви было трудно пройти.
Всенощную служил о. Иоанн Флоренцов, а лития и все другие торжественные случаи всенощнаго бдения совершались соборне благочинным о. протоиереем Васильевскнм, в сослужении о. протоиерея села Чуратчикова Ка-менскаго и священников: села Чуратчикова И. Флоренцова, села Шигалей С. Веселицкаго и села Бичурина Г. Яковлева, при четырех диаконахъ: изсела Малой Шатьмы М. Кузнецова, села Чуратчикова В. Пайшанова, села Шигалей А. Тихонравова и села Алманчина К. Степанова. За всенощным бдением был прочитан и акафист Св. Гуpию. Только в10-м часу окончилась всенощная, народу к этому времени набралось так много, что и после всенощной долго еще продолжали прикладываться кобразу Св. Гурия.
На другой день, 28 октября, погода прояснилась и едва только стало светать, как со всех сторон стал подъезжать и подходить народ. Прибывший накануне, к концу всенощной, священник села Высоковки Н. Рудольский, отслужил утреню, к которой утром прибыл и священник села Иванова М. Чебоксаров. Во время утрени народу набралось также не мало. Утреню пели певчие под управлением диакона села Чуратчикова В. Пайшанова.
В 9-м часу начался благовестъ к торжеству освящения, а в 9-т началось и самое торжество освящения, по совершении предварительно водосвятнаго молебствия.
Освящение и литургию совершал благочинный о. протоиepeй Васильевский, в сослужении о. npoтoиepeя Каменскаго и всех поименованных выше священников и диаконов.
После заамвонной молитвы о. благочинный сказал поучение на русском языке, на тему: „Цель храмов— освящение нас грешных". На ту же тему сказал поучение на чувашском языке священник о. Флоренцов.
После литургии было совершено молебствие Св. Гурию, с коленопреклонением, а в конце его, о. благочинный указав в своей речи на всех жертвователей, благотворителей и участников новосозданнаго храма, провозгласил им многая лета.
Всенощную и литургию пели певчие из бывшего приходского села Чуратчикова.
Литургия отошла во втором часу, но и после этого долго еще народ прикладывался ко кресту.
Статья, написанная Филимоновым Д.Ф. хранилась в архиве Казанской епархии. Ее, написанную шрифтом старого алфавита, предоставил Филимонову Н.П. Александров Геннадий Александрович, кандидат исторических наук, исследовавший на протяжении долгих лет жизнь и творчество Филимонова Д.Ф
Опубликована с фотографией в «Цивильском Вестнике»
№160 – 162 от 23 декабря 2011г. Николай Филимонов