МИХАЙЛОВСКИЙ ВЕСТНИК
Периодическое печатное издание
|
Четверг,
13 апреля 2017 г.
№ 10( 112)
|
Газета основана 30 мая 2011 года
|
В номере:
- Прокуратура Цивильского района информирует
О некоторых положениях лесного законодательства.
В 2013-2015 годах внесен ряд изменений в лесное законодательство Российской Федерации, направленных на борьбу с незаконными рубками лесных насаждений путем обеспечения контроля за вывозом древесины из мест ее заготовки, что исключает возможность участия в обороте незаконно заготовленной древесины. Введена уголовная ответственность за приобретение, хранение, перевозку, переработку в целях сбыта или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины, а также административная ответственность за нарушение требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней.
В частности, с 1 июля 2015 года установлена административная ответственность за осуществление транспортировки древесины без оформленного в установленном лесным законодательством порядке сопроводительного документа.
Так как через территорию Цивильского района проходят важные транспортные пути, по которым осуществляется перевозка древесины, надзор за исполнением лесного законодательства определен как одно из приоритетных направлений деятельности прокуратуры района. В рамках межведомственного взаимодействия на систематической основе при прокуроре района проводятся заседания рабочей группы по вопросам соблюдения требований законодательства об охране лесного фонда.
К примеру, проведенной прокуратурой Цивильского района Чувашской Республики проверкой в июне 2016 года выявлен факт транспортировки индивидуальным предпринимателем древесины породы «липа» объемом 25 кубических метров в отсутствие сопроводительного документа.
Постановлением прокурора района по данному факту возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По итогам рассмотрения дела мировым судьей судебного участка № 1 Цивильского района виновное лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 тысяч рублей.
Аналогичные нарушения были выявлены прокуратурой Цивильского района и ранее, как в текущем, так и в 2015 году.
Помощник прокурора
Цивильского района ЧР
младший советник юстиции Е.Ю. Максимов
Ответственность за нарушения лесного законодательства.
Лесное законодательство не только устанавливает правила использования, воспроизводства и охраны лесов, но и предусматривает ответственность за их нарушение. Юридическая ответственность - важное средство борьбы с бесхозяйственностью, нарушениями государственной, трудовой дисциплины и правопорядка, средство охраны прав и законных интересов лесопользователей граждан. Ответственность имеет задачу не только наказать нарушителя, но и предупредить правонарушение.
В теории права юридическая ответственность понимается как реализация правовой санкции в случае правонарушения, применение к правонарушителю наказания. Юридическую ответственность можно кратко определить как необходимость для виновного лица подвергнуться мерам государственного воздействия, претерпеть определенные отрицательные последствия, или как вид и меру принудительного лишения лица известных благ.
Юридическая ответственность - обязательный элемент механизма правового регулирования общественных отношений и защиты сложившегося правопорядка. Она побуждает, "принудительно стимулирует" правообязанных, правоуполномоченных лиц к поведению, предписанному законом. Способы и меры такого побуждения многообразны и, как правило, конкретны. Их совокупность составляет общеправовой институт юридической ответственности.
В широком понимании юридическая ответственность - это правовой институт, совокупность материальных и процессуальных норм о разрешенных и поддерживаемых государством способах и мерах принудительного и неблагоприятного воздействия на лиц, которые уклоняются от добровольного исполнения возложенных на них юридических обязанностей, договорных обязательств либо нарушают установленный правопорядок.
Однако при таком широком понимании ответственности теряется специфика именно юридического понимания этого термина, и возникает потребность в уточнении понятия ответственности в юридическом смысле. Смешение понятий юридической (ретроспективной) и позитивной (проспективной) ответственности, ориентирующее на растворение юридической ответственности в нравственных и других видах социальной ответственности, мало что дает в научном и практическом отношении.
Таким образом, под ответственностью за нарушение лесного законодательства следует понимать такое отношение между государством в лице уполномоченных на то органов и лицом, совершившим нарушение лесного законодательства, которое выражается в применении к нарушителю соответствующего взыскания.
Единственным и достаточным юридическим основанием ответственности за нарушение лесного законодательства является наличие в деянии правонарушителя предусмотренного нормами права состава правонарушения. При наличии юридического факта - лесонарушения - включается механизм санкции правовой нормы, и санкция из потенциальной возможности применения наказания преобразуется в действительное наказание.
Ответственность за нарушение лесного законодательства наступает при наличии состава правонарушения, то есть четырех его элементов:
противоправного поведения;
наличия вредных последствий;
наличия прямой причинной связи между действием (бездействием) и наступившими последствиями;
вины правонарушителя.
Если нет в наличии какого-либо из этих четырех элементов, то и не может быть ответственности.
ЛК РФ в комментируемой статье не устанавливает перечня нарушений лесного законодательства и конкретных мер ответственности за их совершение, а также не определяет, в каких случаях применяется административная, а в каких - уголовная ответственность.
Так, например, незаконная рубка лесных насаждений может повлечь и уголовную, и административную ответственность. Эти правонарушения в сфере лесных отношений по фактическому составу схожи.
Преступления отличаются от административных правонарушений тем, что представляют повышенную социальную опасность в силу значительности ущерба либо посягательства на особо режимные лесные объекты (леса заповедников, национальных парков и т.п.). Основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений (ст. 260 УК РФ) и незаконной рубки лесных насаждений, за которую ответственность предусмотрена ст. 8.28 КоАП РФ, является значительный размер ущерба, причиненного преступным посягательством.
Прокурор района
советник юстиции Р.Т. Рафиков
О некоторых положениях законодательства, регулирующего вопросы оборота земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Вопросы рекультивации земель регулируются Земельным кодексом РФ; Законом РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»; Постановлением Правительства РФ от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы».
Федеральным законом от 29.12.2010 № 435-ФЗ в Федеральный Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 № 101-ФЗ внесены изменения и данный закон дополнен статьей 12.1, вступившей в силу с 1 июля 2011 г., в соответствии с которой установлены полномочия органов местного самоуправления по закреплению права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли.
Вместе с тем, анализ проведенных прокуратурой района проверок в рассматриваемой сфере свидетельствует о ненадлежащей реализации органами местного самоуправления района полномочий в рассматриваемой сфере.
Так, по итогам проверки, проведенной в марте 2017 года, прокуратурой района установлено, что за более чем пятилетний период действия законодательной нормы, позволяющей сельским поселениям оформлять право муниципальной собственности на невостребованные земельные доли, на территории Конарского сельского поселения данная работа не завершена.
Администрацией Конарского сельского поселения не ведется надлежащая разъяснительная работа среди населения о порядке осуществления гражданами отказа от права собственности на земельную долю путем подачи заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что позволило бы регистрировать право муниципальной собственности на земельные доли и (или) земельные участки, сформированные в счёт невостребованных земельных долей без обращения в суд.
Таким образом, ввиду бездействия администрации сельского поселения не обеспечивается выполнение требований закона, что ограничивает рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения и не позволяет в полной мере реализовать право муниципального образования на оформление в собственность площадей бесхозяйных, необрабатываемых земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в долевой собственности, в целях вовлечения их в гражданский оборот и увеличения доходов местных бюджетов от использования земель данной категории.
Установлено, что по состоянию на 01.01.2017 на территории Конарского сельского поселения расположены 368 га земли из категории земель сельскохозяйственного назначения, обрабатывание которых не производится.
Аналогичные нарушения выявлены в деятельности 4 иных сельских поселений района.
По выявленным нарушениям в адрес глав администраций данных поселений внесено 5 представлений об устранении нарушений законодательства.
Помощник прокурора
Цивильского района ЧР
младший советник юстиции Е.Ю. Максимов
О некоторых положениях миграционного законодательства.
В соответствии с преамбулой Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» от 18.07.2006 № 109-ФЗ миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.
Статья 4 вышеуказанного закона определяет следующие цели, основные принципы и содержание регистрационного учета: формирование полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции; защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям.
В силу положений п.п. 4 ст. 1 данного Закона, миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, место жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место жительства) - жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
На основании ст. 7 названного Закона при осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 15 того же Закона, основанием для регистрации иностранного гражданина по месту жительства является наличие у данного иностранного гражданина права пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации.
Пунктом 10 статьи 2 Закона определено понятие фиктивной регистрации по месту жительства, под которой понимается регистрация по месту жительства без их намерения проживать в соответствующем жилом помещении.
Вместе с тем, продолжают допускаться факты нарушения изложенных требований законодательства.
К примеру, прокуратурой района по итогам проверок, проведенных в 2016 году, выявлены факты фиктивной регистрации 2 граждан Республики Молодова.
Установлено, что данные лица встали на миграционный учет по месту жительства, заведомом зная, что фактически не будут проживать в предоставляемом им жилом помещении.
Учитывая изложенное, прокуратурой района в суд направлено 2 исковых заявления о снятии указанных лиц с миграционного учета по месту жительства. Данные заявления судом рассмотрены и удовлетворены.
В отношении гражданина России, фиктивно зарегистрировавшего по месту жительства указанных граждан Республика Молдова, по материалу проверки прокуратуры Цивильского района органами предварительного расследования возбуждено уголовное дело по нескольким эпизодам ст. 322.2 УК РФ по итогам рассмотрения которого, судом вынесен обвинительный приговор.
Помощник прокурора
Цивильского района ЧР
младший советник юстиции Е.Ю. Максимов
Участие присяжных заседателей в судебном заседании
Формирование коллегии присяжных заседателей для рассмотрения конкретного уголовного дела производится в закрытом судебном заседании по процедуре, подробно регламентированной законом. После этого председательствующий предлагает двенадцати присяжным заседателям занять отведенное им место, которое должно быть отделено от присутствующих в зале и расположено, как правило, напротив скамьи подсудимых. Запасные присяжные заседатели садятся также на места, специально отведенные для них председательствующим.
Если в материалах уголовного дела содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, то присяжные заседатели дают подписку о ее неразглашении, а в случае отказа получают отвод и заменяются запасными.
Все заседатели торжественно приносят присягу:
"Приступая к исполнению ответственных обязанностей присяжного заседателя, торжественно клянусь исполнять их честно и беспристрастно, принимать во внимание все рассмотренные в суде доказательства, как уличающие подсудимого, так и оправдывающие его, разрешать уголовное дело по своему внутреннему убеждению и совести, не оправдывая виновного и не осуждая невиновного, как подобает свободному гражданину и справедливому человеку".
Присяжные заседатели, в том числе и запасные, вправе:
- участвовать в исследовании всех обстоятельств уголовного дела, осмотре вещественных доказательств, документов и производстве иных следственных действий, задавать через председательствующего вопросы допрашиваемым лицам;
- просить председательствующего разъяснить нормы закона, относящиеся к уголовному делу, содержание оглашенных в суде документов и другие неясные вопросы и понятия;
- вести собственные записи и пользоваться ими в совещательной комнате.
Присяжные заседатели не вправе:
- отлучаться из зала судебного заседания во время слушания уголовного дела;
- высказывать свое мнение по рассматриваемому уголовному делу до обсуждения вопросов при вынесении вердикта;
- общаться с лицами, не входящими в состав суда, по поводу обстоятельств рассматриваемого уголовного дела;
- собирать сведения по уголовному делу вне судебного заседания;
- нарушать тайну совещания и голосования.
За неявку в суд без уважительной причины судья может наложить на присяжного заседателя денежное взыскание.
Прокурор района
советник юстиции Р.Т. Рафиков
Что относится к средствам массовой информации?
Законом Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-I «О средствах массовой информации» предусмотрено, что в Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).
Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
Так, в 2016 году мировом суде судебного участка № 1 Цивильского района было рассмотрено уголовное дело в отношении Ильина Р.Г.. Органом следствия Ильину Р.Г. предъявлено обвинение в нарушении неприкосновенности частной жизни, выразившееся в распространении сведений о частной жизни лица, составляющих его личную тайну, без его согласия.
Установлено, что Ильин Р.Г. в период с 12.12.2014 по 17.01.2015 на остановке общественного транспорта «Лакомка» в г. Чебоксары обнаружил сотовый телефон, утерянный жительницей города Чебоксары, в котором содержались фотографии последней, в том числе интимного характера. Подсудимый Ильин Р.Г. скопировал вышеуказанные фотографии на свой сотовый телефон, в последующем 17.01.2015 около 00 часов 21 минут, без получения согласия 20 – летней потерпевшей направил 7 фотографий, 3 из которых интимного характера, с изображением потерпевшей, с указанием ее достоверного имени и места работы, для опубликования в сети «Интернет» в социальной сети «Вконтакте». Впоследствии вышеуказанные фотоснимки интимного характера были опубликованы на главной странице группы «Курицы Чебоксар» социальной сети «Вконтакте» администратором не осведомленном о преступных намерениях Ильина Р.Г.
В ходе судебного следствия Ильин Р.Г. признал вину в совершении преступления. Судом последний признан виновным и ему назначено наказание в виде обязательных работ сроком 300 часов.
Приговор вступил в законную силу.
Прокурор района
советник юстиции Р.Т. Рафиков
Особенности приема на работу бывших государственных и муниципальных служащих
Для граждан, замещавших должности государственной или муниципальной службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами РФ (далее - бывшие государственные и муниципальные служащие), статьей 64.1 ТК РФ и статьей 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ) предусмотрены особенности приема на работу.
- Если бывший государственный или муниципальный служащий в течение 2 лет после увольнения с государственной или муниципальной службы устраивается на работу в организацию, отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления которой входили в его должностные (служебные) обязанности, то заключение трудового договора между таким гражданином и указанной организацией возможно только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (ч. 1 ст. 12 Закона N 273-ФЗ, часть первая ст. 64.1 ТК РФ).
В соответствии с ч. 1.1 ст. 12 Закона N 273-ФЗ комиссия обязана рассмотреть письменное обращение гражданина о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации в течение 7 дней со дня поступления указанного обращения и о принятом решении направить гражданину письменное уведомление в течение 1 рабочего дня.
Это уведомление на основании части второй ст. 65 ТК РФ необходимо рассматривать в качестве обязательного в такой ситуации документа, предъявляемого при приеме на работу. Вместе с тем, как указано в Разъяснениях..., приведенных в письме Минтруда России от 22.06.2012 N 17-1/10/1-248 (далее - Разъяснения Минтруда), принятие решения о необходимости получения согласия комиссии является ответственностью гражданина (бывшего служащего). Гражданин в целях принятия такого решения должен самостоятельно оценить, входило ли в его должностные (служебные) обязанности осуществление отдельных функций государственного или муниципального управления в отношении организации, в которую он планирует устраиваться на работу. Поэтому, полагаем, работодатель не вправе требовать от бывшего служащего, поступающего к нему на работу, предоставления документа, подтверждающего факт согласия комиссии на заключение трудового договора, поскольку организация в любом случае не в состоянии сама оценить необходимость наличия такого документа. Если обнаружится нарушение бывшим служащим требований ч. 1 ст. 12 Закона N 273-ФЗ, трудовой договор с ним подлежит прекращению по п. 11 части первой ст. 77 ТК РФ.
- Бывшие государственные и муниципальные служащие в течение 2 лет после увольнения с государственной или муниципальной службы при заключении трудовых договоров обязаны сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы (часть вторая ст. 64.1 ТК РФ, ч. 2 ст. 12 Закона N 273-ФЗ). Как следует из указанных норм, данная обязанность возложена на всех бывших государственных и муниципальных служащих, занимавших должности, перечень которых установлен нормативными правовыми актами РФ, вне зависимости от того, входили или нет в их должностные обязанности отдельные функции государственного (муниципального) управления организацией, в которую они принимаются на работу. На это также обращено внимание в Разъяснениях Минтруда. Несоблюдение бывшим служащим указанного требования влечет прекращение трудового договора (ч. 3 ст. 12 Закона N 273-ФЗ).
В свою очередь работодатель при заключении трудового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщить об этом представителю нанимателя (работодателю) служащего по последнему месту его службы (часть третья ст. 64.1 ТК РФ, ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ). Правила сообщения утверждены постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 N 29.
Невыполнение работодателем указанной обязанности является правонарушением и влечет административную ответственность по ст. 19.29 КоАП РФ. Как разъяснил Верховный Суд РФ, несоблюдение работодателем ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ в отношении бывшего служащего образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного именно этой статьей КоАП РФ, причем независимо от того, входили ли в должностные обязанности служащего функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, заключившей с ним трудовой договор, а также вне зависимости от размера предусмотренной этим договором заработной платы (вопрос 7 из Обзора судебной практики за четвертый квартал 2012 г., пункты 1 и 2 Обзора судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 КоАП РФ, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016). Вместе с тем отсутствие у работодателя сведений о замещении гражданином в течение предшествующих трудоустройству 2 лет должности государственной (муниципальной) службы свидетельствует об отсутствии его вины и, соответственно, состава административного правонарушения (п. 6 Обзора судебной практики по ст. 19.29 КоАП РФ).
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ соответствующая обязанность у работодателя не возникает, если бывший служащий принимается на работу по трудовому договору в государственный (муниципальный) орган либо в государственное (муниципальное) казенное учреждение, поскольку в этом случае исполнение должностных обязанностей не связано с коррупционными рисками и не может повлечь возникновение коллизии публичных и частных интересов (п. 3 Обзора судебной практики по ст. 19.29 КоАП РФ). В постановлении от 12.05.2016 N 45-АД16-5 судья Верховного Суда РФ применил точно такую же логику в отношении государственного бюджетного учреждения, но в указанном Обзоре эта позиция отражения не нашла.
|
|
Оба требования закона распространяются не на всех бывших государственных и муниципальных служащих, а лишь на занимавших должности, перечень которых установлен нормативными правовыми актами РФ. Соответствующий перечень должностей федеральной государственной службы утвержден Указом Президента РФ от 21.07.2010 N 925. Перечни же должностей государственной гражданской службы субъектов РФ и должностей муниципальной службы утверждаются органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления соответственно.
|
|
|
Как следует поступить бывшему служащему и его новому работодателю в случае, если орган, в котором он замещал должность, упразднен, разъяснил Минтруд России в письме от 01.07.2016 N 18-2/В-421. По мнению чиновников, в период работы ликвидационной комиссии уведомление работодателя о заключении с бывшим служащим трудового договора, а также заявление служащего о получении согласия комиссии на заключение такого договора надлежит представлять в установленном порядке в упраздняемый орган. После завершения работы ликвидационной комиссии эти сведения следует направлять в орган, который является правопреемником упраздненного. Если функции упраздненного органа распределены между несколькими правопреемниками, соответствующие сведения необходимо направлять в тот орган, которому были переданы функции, на реализацию которых было направлено исполнение служащим своих должностных обязанностей по ранее замещаемой должности.
Прокурор района
советник юстиции Р.Т. Рафиков
Статья 116 УК РФ (побои) снова претерпела изменения
Федеральным законом от 07 февраля 2017 года № 8-ФЗ «О внесении изменения в статью 116 Уголовного кодекса РФ» (далее – Закон) статья 116 УК РФ изложена в новой редакции, а именно из нее исключены побои в отношении близких лиц.
Новая редакция статьи 116 УК РФ предусматривает ответственность за побои и иные насильственные действия, причинившие физическую боль, но не повлекшие последствий, указанных в статье 115 настоящего Кодекса, совершенные из хулиганских побуждений, а равно по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.
Права же лиц, потерпевших от рук семейных дебоширов или близких родственников, обеспечиваются теперь путем применения статьи 116.1 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию. Это означает, что лицо, нанесшее побои, за исключением случаев, предусмотренных ст. 116 УК РФ, будет привлечено к уголовной ответственности, есил оно уже привлекалось по ст. 6.1.1 КоАП РФ (побои).
В настоящее время отделом полиции возбуждены и расследуются ряд уголовных дел, предусмотренных ст. 116.1 УК РФ.
Заместитель прокурора Цивильского района
младший советник юстиции Е.В. Илларионов
Об административной ответственности за нарушение законодательства в области оказания услуг в сфере содержания общего имущества многоквартирных жилых домов
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу ч.1.2 ст.161 ЖК РФ состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В случае если управляющей организацией ненадлежащим образом осуществляются обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирных жилых домах, то в действиях ее руководителя, либо самой организации усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту нарушения правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, ответственность за которое предусмотрена в виде штрафа в размере от четырех до пяти тысяч рублей на должностных лиц и от сорока до пятидесяти тысяч – на юридических.
К примеру, прокуратурой Цивильского района в октябре-ноябре 2016 года проведены проверки соблюдения законодательства в сфере ЖКХ в деятельности ООО «Мой Дом».
По итогам проверки выявлены многочисленные нарушения указанного законодательства.
Установлено, что в нарушение требований действующего законодательства площадки перед входами в многоквартирные жилые дома за №№ 16,18,20, расположенные по ул. Терешковой г. Цивильск Чувашской Республики, а также полы и подоконники на лестничных клетках указанных домов захламлены бытовым мусором. Кроме того, бытовой мусор имелся на придомовой территории.
Также ООО «Мой Дом» не выполнены работы по восстановлению остекления окна возле входа в санитарный узел в межквартирном коридоре 1 этажа дома № 16 по ул. Терешковой г. Цивильск. На момент проверки остекление на данном окне было нарушено.
Кроме того, установлено, что шиферная кровля крыши жилого дома № 20, расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Цивильск, ул. Мичурина, имеет отколы и трещины, просветы со стороны чердака, ослабление крепления листов к обрешетке, а также следы протечек.
Допущенные нарушения законодательства ущемляли права жильцов вышеназванных многоквартирных домов на благоприятные условия проживания, в связи с чем по выявленным нарушениям в отношении директора ООО «Мой Дом» возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 7.22 КоАП РФ (рассмотрено, на него наложен административный штраф в размере 4000 руб.)
Помощник прокурора
Цивильского района ЧР
младший советник юстиции Е.Ю. Максимов
Запрет курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах
Запрет на курение в определенных местах - одно из требований Конвенции ВОЗ по борьбе против табака.
Территории, помещения и объекты, где курение запрещено полностью, к которым относятся:
территории и помещения, предназначенные для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта. В соответствии с ранее действовавшим Федеральным законом от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака" курение запрещалось в данных помещениях, при этом курить можно было только в специально отведенных для этого местах. При этом не регулировалось расстояние, на котором места для курения должны были находиться, например, от образовательного учреждения. Как правило, такие места для курения находились во внутренних двориках или вблизи образовательного, культурного или иного учреждения, предусмотренного комментируемым пунктом.
Комментируемая норма полностью запрещает курение как в помещениях, так и на территориях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта. Таким образом, люди, находящиеся в данных помещениях, могут курить только за пределами его территории. Курение на улице во внутреннем дворике или возле входа категорически запрещено. Данная норма была необходима еще и потому, что такие учреждения часто посещают дети, которые должны быть полностью ограждены внутри таких мест от табачного дыма.
Статьей 6.24 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, на детских площадках. Наказание предусмотренное за совершение правонарушений от 500 до 3000 рублей.
Прокурор района
советник юстиции Р.Т. Рафиков
Отказ в приеме в гражданство
Отклоняются заявления о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство лиц, которые:
|
|
- выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации;
- создают угрозу ее безопасности какими-либо действиями;
- участвуют либо участвовали в международных, межнациональных, межтерриториальных или иных вооруженных конфликтах;
- участвуют либо участвовали в совершении в ходе таких конфликтов действий, направленных против российского контингента миротворческих или против Вооруженных Сил России;
- участвуют либо участвовали в совершении террористических актов, осуществлении экстремистской деятельности или в подготовке совершения таких актов, в осуществлении такой деятельности за пределами России в отношении российских граждан, представительств РФ в иностранных государствах и международных организациях, представительств субъектов РФ и их сотрудников;
- участвуют либо участвовали в совершении или в подготовке к совершению противоправных действий, содержащих хотя бы один из признаков экстремистской деятельности, за осуществление которой в России предусмотрена уголовная, административная или гражданско-правовая ответственность;
- участвуют либо участвовали в совершении или в подготовке к совершению иных действий, создающих угрозу безопасности России или ее граждан;
- имеют ограничения на въезд в РФ в связи с тем, что они подвергались административному выдворению за пределы РФ, депортации или передавались иностранному государству в порядке реадмиссии, либо в связи с принятием в отношении лица решения о нежелательности пребывания (проживания) в РФ (до истечения установленных сроков ограничения на въезд);
- использовали при подаче заявления подложные документы или сообщали заведомо ложные сведения;
- состоят на военной службе, в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не допускается международным договором Российской Федерации;
- имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, если действия, за которые они осуждены, российский закон признает преступлениями;
- преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми по российским законам (до вынесения приговора или принятия решения по делу);
- осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы (до истечения срока наказания).
|
|
Мошенничество на рынке жилья
|
|
Большая часть операций с недвижимостью осуществляется с участием посредников - риэлтерских компаний и отдельных риэлтеров. Мошенники, действующие под видом риэлтеров, часто используют различные схемы-прикрытия для совершения противоправных действий с целью обмана граждан, участвующих в приобретении жилья.
Чаще других используются следующие схемы обмана граждан, участвующих в сделках купли-продажи жилья:
- "закрытое" агентство;
- фирма-однодневка;
- авансовые платежи;
- финансовые пирамиды;
- фиктивное инвестиционное строительство;
- неравноценный обмен;
- передача квартиры государству;
- доверенность, в том числе генеральная.
Характерная черта подобных мошеннических схем - отсутствие физического принуждения граждан к заключению явно невыгодных для них сделок. Чаще всего обманутый недобросовестным риэлтером клиент "добровольно" отказывается от собственного жилья или сбережений.
|
|
|
Прокурор района
советник юстиции Р.Т. Рафиков
Административные правонарушения в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ
Е.Г. Стрельцова,
мировой судья судебного участка N 3
г. Абакана Республики Хакасия
Журнал "Судья", N 11, ноябрь 2015 г., с. 39-42.
Административная ответственность за нарушения в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов предусмотрена гл. 6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях*(1) ("Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность").
В производстве мировых судей зачастую находятся дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.8 КоАП РФ ("Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества") и ст. 6.9 КоАП РФ ("Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ").
Положения ст. 6.8 КоАП РФ направлены на предупреждение и пресечение наркомании, а также обеспечение контроля в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ административными мерами.
В соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ*(2) каждая Сторона с учетом своих конституционных положений и основных принципов своей правовой системы принимает такие меры, которые могут потребоваться для того, чтобы признать правонарушениями согласно своему законодательству, когда они совершаются преднамеренно, хранение, приобретение или культивирование любого наркотического средства или психотропного вещества для личного потребления в нарушение положений данной Конвенции (ст. 3).
Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах"*(3) в Российской Федерации запрещено потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.
Федеральным законом от 3 февраля 2015 г. N 7-ФЗ*(4) внесены изменения в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах". Так, статья 1 данного Федерального закона дополнена понятиями: "новые потенциально опасные психоактивные вещества", т.е. вещества синтетического или естественного происхождения, включенные в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен; "оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ" - это производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, приобретение, использование, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, а также сбыт новых потенциально опасных психоактивных веществ (их продажа, дарение, обмен либо отчуждение этих веществ другим лицам любыми способами).
Объектом административных правонарушений, предусмотренных указанными выше статьями административного закона, являются общественные отношения в области охраны здоровья населения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681 утвержден Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации*(5).
Административное правонарушение, предусмотренное ст. 6.8 КоАП РФ, следует разграничивать с преступлением, ответственность за совершение которого установлена ст. 228 Уголовного кодекса Российской Федерации*(6) ("Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества").
Основное отличие здесь заключается в размере приобретаемых наркотических средств или психотропных веществ, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих указанные средства и вещества.
Значительный, крупный и особо крупный размеры наркотических средств и психотропных веществ или их аналогов, а также значительный, крупный и особо крупный размер для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, или их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей ст. 228, 228.1, 229, 229.1 УК РФ утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2012 г. N 1002*(7) для каждого такого средства, вещества или растения.
В случаях, когда лицо незаконно приобретает, хранит, перевозит, изготавливает, перерабатывает без цели сбыта наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги, размеры которых в отдельности не превышают указанный в списках значительный размер таких средств или веществ, содеянное при наличии к тому оснований может влечь административную ответственность (ст. 6.8 КоАП РФ).
Между тем уголовным законом не установлена уголовная ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.
В целях предотвращения злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами законодатель ввел административную ответственность за их потребление без назначения врача (ст. 6.9 КоАП РФ).
Кроме того, Федеральным законом от 3 февраля 2015 г. N 7-ФЗ введена административная ответственность по ст. 6.9 КоАП РФ за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества.
В связи с увеличивающимся потреблением психоактивных веществ населением Федеральным законом от 3 февраля 2015 г. N 7-ФЗ внесены изменения в ст. 6.9 КоАП РФ, а именно введен запрет на потребление новых потенциально опасных психоактивных веществ. С целью отнесения новых веществ к потенциально опасным психоактивным веществам требуется проведение экспертизы (ст. 26.4 КоАП РФ).
Согласно части 1 ст. 4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения.
Из этого следует, что срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 6.8 и ст. 6.9 КоАП РФ составляет один год с момента совершения административного правонарушения.
В пункт 2.1 ст. 4.1 КоАП РФ, введенный Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 313-ФЗ*(8), также были внесены изменения. Согласно данному пункту указанной статьи КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 3 февраля 2015 г. N 7-ФЗ) при назначении административного наказания за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах лицу, признанному больным наркоманией либо потребляющему наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, суд может возложить на такое лицо обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ. Контроль за исполнением такой обязанности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.8 и ст. 6.9 КоАП РФ, и вынесении постановления о назначении административного наказания мировой судья должен решить вопрос о возможности возложения на виновное лицо обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение либо реабилитацию. По нашему мнению, при возложении такой обязанности в постановлении необходимо указать конкретную медицинскую организацию, оказывающую соответствующие медицинские услуги, и ее фактическое местонахождение.
В связи с этим копии постановлений мировых судей по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.8 и ст. 6.9 КоАП РФ, направляются в профильные медицинские организации, а также в орган по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по месту жительства лиц, совершивших данные правонарушения, в том числе и для осуществления контроля за исполнением обязанности этих лиц пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение либо реабилитацию.
Полагаем, что при назначении наказаний по ст. 6.8 и ст. 6.9 КоАП РФ с возложением обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение либо реабилитацию мировой судья должен установить срок, в течение которого данная обязанность подлежит исполнению. Этот срок должен быть разумным, позволяющим лицу исполнить возложенную обязанность, и составлять от 10 дней до одного месяца с момента вступления судебного постановления в законную силу. По истечении установленного срока должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ вправе составить протокол.
Так, мировым судьей судебного участка N 7 г. Абакана вынесено постановление об административном наказании в отношении Ф. по части 1 ст. 6.9 КоАП РФ*(9). Как установлено, Ф. употребил наркотическое средство без назначения врача. Учитывая обстоятельства дела, личность виновного и тот факт, что на учете у врача-нарколога Ф. не состоит, судья назначил наказание в виде административного ареста с возложением обязанности в течение 10 дней с момента вступления постановления в законную силу пройти диагностику в республиканском наркологическом диспансере, расположенном по конкретному адресу. Ф. были даны разъяснения о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.9.1 КоАП РФ, в случае уклонения от прохождения диагностики в срок, установленный мировым судьей.
При отсутствии в постановлении конкретного срока выполнения обязанности от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации суд может дать оценку сроку, который фактически прошел с момента вынесения постановления об административном наказании за административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ст. 6.9.1 КоАП РФ, до момента составления протокола.
При рассмотрении административных дел данной категории в части возложения дополнительной обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия и лечение от наркомании, у мировых судей возникают вопросы, связанные с назначением конкретной обязанности лицу, привлекаемому к административной ответственности.
В случае установления факта потребления наркотических средств, психотропных веществ либо новых потенциально опасных психоактивных веществ в отношении конкретного лица впервые, возложение дополнительной обязанности, как нам представляется, необходимо. При неоднократном потреблении запрещенных веществ, а также наличии заключения врачебной комиссии об установлении диагноза "наркомания" на виновное лицо должна быть возложена обязанность пройти лечение.
Что касается нововведения в части установления ответственности за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ст. 6.9 КоАП РФ), полагаем, что процедура составления протокола и рассмотрения административного материала аналогична процедуре, определенной в ст. 12.26 КоАП РФ. Между тем встает вопрос о том, каким образом назначать обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании, медицинскую и (или) социальную реабилитацию лицу, отказавшемуся пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
На наш взгляд, к решению данного вопроса в каждом конкретном случае суд будет подходить индивидуально, учитывая личность виновного, информацию о постановке такого лица на учете у врача-нарколога, представленную административным органом, сведения о привлечении его ранее к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.8 и ст. 6.9 КоАП РФ.
Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 313-ФЗ в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях введена ст. 6.9.1, устанавливающая административную ответственность за уклонение от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ (в редакции Федерального закона от 3 февраля 2015 г. N 7-ФЗ).
Уклонение от прохождения лечения от наркомании или медицинской и (или) социальной реабилитации лицом, освобожденным от административной ответственности в соответствии с примечанием к ст. 6.9 КоАП РФ, либо уклонение от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации лицом, на которое судом возложена обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, влечет наложение административного штрафа в размере от 4 тыс. до 5 тыс. рублей или административный арест на срок до 30 суток.
В соответствии с примечанием к ст. 6.9.1 КоАП РФ лицо считается уклоняющимся от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, если оно не посещает или самовольно покинуло медицинскую организацию или учреждение социальной реабилитации либо не выполнило более двух раз предписания лечащего врача.
На территории Российской Федерации действует не утратившая силу к настоящему времени Инструкция о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания, утвержденная приказом Минздрава СССР от 12 сентября 1988 г. N 704*(10), из содержания которой следует, что диагноз наркологического заболевания устанавливается в амбулаторных и в стационарных условиях врачом психиатром-наркологом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2014 г. N 484 утверждены Правила контроля за исполнением лицом возложенной на него судом при назначении административного наказания обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача*(11).
В соответствии с п. 2 указанного Постановления контроль за исполнением лицом обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия и лечение возлагается на органы, должностными лицами которых составляются протоколы об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ст. 6.9.1 КоАП РФ.
Пунктом 83 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ установлено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.9.1 данного Кодекса, вправе составлять должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, следовательно, контроль исполнения лицом обязанности пройти диагностику и лечение от наркомании возложен на должностных лиц указанных органов.
Противодействие незаконному обороту наркотических средств
Новые потенциально опасные психоактивные вещества - это вещества синтетического или естественного происхождения, включенные в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых запрещен в Российской Федерации. К ним обычно относят "дизайнерские наркотики", курительные смеси ("спайсы"), биологически активные добавки, соли для ванн, благовония и т.д.
В соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах" в указанный Реестр включаются вещества, вызывающие у человека состояние наркотического или иного токсического опьянения, опасные для его жизни и здоровья, в отношении которых уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации не установлены санитарно-эпидемиологические требования либо меры контроля за их оборотом. Законом предусмотрена упрощенная процедура включения этих веществ в специальный Реестр: включение вещества осуществляется при получении должностными лицами уполномоченных органов сведений о его потреблении, которые должны быть подтверждены результатами медицинского освидетельствования лиц, находящихся под воздействием этого вещества.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 г. № 14 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами" для определения вида средств и веществ (наркотическое, психотропное или их аналоги, сильнодействующее или ядовитое, новое потенциально опасное психоактивное), их размеров, названий и свойств, происхождения, способа изготовления, производства или переработки, а также для установления принадлежности растений к культурам, содержащим наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, требуются специальные знания, поэтому суды должны располагать соответствующими заключениями экспертов или специалистов.
Видовая характеристика инструментов и оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, содержится в постановлении Правительства Российской Федерации от 22 марта 2001 г. № 221 "Об утверждении перечня инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ". В него включены пресс-инструменты, используемые с оборудованием для прессования таблеток; оборудование для наполнения ампул; оборудование для запайки ампул; оборудование для прессования таблеток. Обращает на себя внимание, что в подзаконном нормативном акте, каким является указанное постановление Правительства Российской Федерации, речь идет об инструментах и оборудовании, используемых "для производства и изготовления" наркотических средств и психотропных веществ, тогда как в тексте уголовного закона упоминается только их изготовление (ст. 228.2, 229.1 УК РФ).
Сегодня в России насчитывается более полутора миллионов только героиновых наркоманов. По данным Госнаркоконтроля, за последние 10 лет около 1 миллиона россиян умерли от наркотиков, почти 7,5 миллиона время от времени употребляют наркотики, около 3 миллионов - каждый день. Ежегодно в России от наркотиков умирают до 90 тысяч молодых людей. В России по популярности среди наркотиков лидируют героин, марихуана и "спайсы".
Как выход из создавшейся ситуации на ключевой механизм купирования деятельности наркоманов - это вовлечение их в программы комплексной реабилитации. И решить проблему распространения ВИЧ-инфекции поможет запуск национальной системы комплексной реабилитации наркоманов. "Национальная система комплексной реабилитации в случае ее старт-апа выступит уникальным инструментом решения проблемы распространения ВИЧ-инфекции", - подчеркнул глава ФСКН. А для воссоздания государственной системы лечения наркомании российским субъектам требуется 1,5 млрд. руб. в год. Это в 20 раз меньше, чем затраты действовавшей ранее системы лечебно-трудовых профилакториев.
Кроме этого, Россия выступает за ликвидацию транзитных зон наркотрафика всей мощью государств. В Ереване на 17-ом заседании Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков стран Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). "Транзитные зоны, порожденные масштабным наркопроизводством, должны целенаправленно ликвидироваться.
Два планетарных центра наркопроизводства - в Афганистане и Южной Америке порождают транзитные наркопроводы, выступающие инструментом политической дестабилизации ситуации в обоих полушариях. Поэтому ликвидация этих двух планетарных центров является самой важной общечеловеческой задачей на ближайшее десятилетие.
Прокурор района
советник юстиции Р.Т. Рафиков
Адвокаты-мошенники
Следует учитывать то, что передача взятки может оказаться фикцией и тогда клиент станет жертвой мошенничества.
|
|
По делу о разбойном нападении и убийстве был задержан и арестован гражданин Азербайджана Д. Родственники обвиняемого, люди состоятельные, навели справки и по рекомендации знакомых заключили соглашение с "известным и грамотным" адвокатом, который на деле оказался мошенником. Его расчет на то, что клиенты люди приезжие, иностранцы, никого в городе не знают и наводить справки не станут, оказался верным. Адвокат с успехом "произвел впечатление" блеском золотых изделий на руках и шее и лукавыми рассказами о якобы выигранных делах. Он называл имена руководителей правоохранительных органов, следователей, прокуроров, судей, а родственники арестованного завороженно слушали его, укрепляясь в мысли, что действительно нашли самого лучшего адвоката.
Дальше он "по секрету" рассказал о том, что в городе якобы существуют "расценки за услуги" правоохранительных органов, и назвал сумму - 10 тысяч долларов. Родственники безропотно выложили деньги.
Но слова адвоката так и остались словами. Никаких взяток никому он не давал, а вполне официально обжаловал арест подзащитного в суд. Суд оставил жалобу без удовлетворения. Тогда адвокат заявил подзащитному и его родственникам, что взятки в прежнем размере судье оказалось мало. Нужно еще 7 тысяч. Родственники собрали и эту сумму.
Так продолжалось на протяжении всего досудебного и судебного производства. Адвокат постоянно требовал от доверителей все новых и новых вложений для решения тех или иных вопросов через нужных людей, а деньги присваивал. Он рисовал родственникам животрепещущие картины борьбы за интересы клиента, рассказывал, как водит прокуроров и следователей в ресторан и в баню. Но ничего не выходит, потому что противоборствующая сторона одолевает еще более мощными взятками...
В итоге обвиняемый был приговорен к длительному сроку лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. На адвоката было организовано покушение, после чего он спешно сменил место жительства, уехав из области.
|
|
|
|
Квалифицируя подобные деяния, Верховный Суд РФ отмечает, что если мошенник склоняет гражданина к даче взятки должностному лицу, принимает на себя функции посредника и присваивает полученные средства, то он несет ответственность за мошенничество, а также за подстрекательство к даче взятки. Кроме того, действия адвоката, вводящего клиента в заблуждение утверждениями о том, что конкретное должностное лицо вымогает взятку у его подзащитного, могут быть квалифицированы по ч. 5 ст. 128.1 УК РФ - клевета, соединенная с обвинением в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.
Конечно, случай полного присвоения средств доверителя - скорее исключение, нежели правило. Гораздо чаще встречаются факты частичного присвоения адвокатом сумм, которые он действительно передает на взятки нечистым на руки чиновникам и судьям. Действия такого адвоката подпадают под признаки преступлений:
- ст. 33 (ч. 4) и 291 (ч. 1) УК РФ - подстрекательство к даче взятки (если подстрекательские действия имели место);
- ст. 33 (ч. 5) и 290 УК РФ - соучастие в форме пособничества в злоупотреблении должностными полномочиями;
- ст. 159 УК РФ - мошенничество.
|
|
|
По свидетельству органов прокуратуры, наиболее часто жертвами адвокатов-мошенников становятся граждане определенных типов:
- приезжие из других регионов страны или ближнего зарубежья;
- лица, не владеющие языком уголовного судопроизводства;
- лица, склонные к защите своих законных и незаконных интересов неправомерными средствами путем дачи взяток, сделок с "нужными" людьми, незаконного противодействия правосудию и предварительному расследованию. Эти граждане убеждены, что даже законный интерес (не говоря уже о незаконном) можно защитить только незаконными средствами. Поэтому они не видят иного пути, как нанять адвокатов-посредников, имеющих неформальные связи с коррумпированными следователями, прокурорами, судьями;
- лица, впервые привлекаемые к уголовной ответственности, не имеющие опыта и навыков участия в уголовном судопроизводстве.
Часто жертвами адвокатов-мошенников становятся люди, которые совершили малозначительное деяние либо совершили преступление небольшой (средней) тяжести, но в силу неопытности, некомпетентности ошибочно полагают, что их постигнет суровое наказание. Как люди законопослушные, они тяжело переживают обстоятельства, ставшие предметом расследования, преувеличивают характер и степень своей вины и сильно раскаиваются в действительно или мнимо содеянном.
|
|
Из бухгалтерии одного государственного предприятия пропал ноутбук. По факту предполагаемого хищения возбудили уголовное дело. Было установлено, что дорогостоящую технику унесла домой одна из бухгалтеров - студентка-заочница - на период учебного отпуска, чтобы набрать дипломную работу. Предупредить же главного бухгалтера забыла. Случаи "заимствования" компьютеров на предприятии бывали и до нее.
Женщина "не имела умысла на противоправное, корыстное и безвозмездное обращение в свою пользу" государственного имущества (примечание 1 к ст. 158 УК РФ). Однако была допрошена по возбужденному уголовному делу в качестве подозреваемой в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 160 УК РФ - хищение чужого имущества, вверенного виновному, путем присвоения, совершенное лицом с использованием служебного положения, в крупном размере.
Напуганная случившимся, терзаемая муками совести, она обратилась в юридическую консультацию, где ей попался нечистоплотный адвокат. Увидев некомпетентную в правовом отношении, напуганную и совестливую женщину, адвокат без труда выяснил, что помощи ей ждать неоткуда, знакомых юристов у нее нет. Понимая при этом, что дело в отношении нее рано или поздно будет прекращено за отсутствием состава преступления, он, тем не менее, стал сгущать краски. Сказал, что ей грозит наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет с конфискацией имущества, подтвердив это ссылкой на ч. 3 ст. 160 УК РФ. Заметил, что ее вина будет обязательно доказана, поскольку следователям надо рапортовать начальству о статистике раскрываемости преступлений. Единственный способ уйти от ответственности - дать взятку следователю, который, "случайно", является его хорошим знакомым. Подозреваемая, поверив адвокату, отдала ему все свои сбережения, еще и наделав при этом долгов: общая сумма взятки составила 5 тысяч долларов.
На самом деле вся работа адвоката свелась к постановке тщательно срежиссированного спектакля. В тот же день он узнал от следователя, что уголовное дело будет прекращено, если в ходе проводимой на предприятии ревизии не будет выявлено других преступных деяний. Пока ревизия тянулась, обвиняемая пребывала в страхе, искусственно подогреваемом адвокатом. При этом он, правда, успокаивал доверительницу рассказами о "хороших отношениях со следователем и прокурором", врал о своей активной работе по ее защите. Следователь, не зная о закулисной игре адвоката, тянул с вынесением постановления, невольно играя на руку мошеннику. В результате тот сумел вытянуть из клиентки еще 10 тысяч рублей. Ел и пил за ее счет, пользовался услугами ее родственников. А когда дело было прекращено, преподнес этот факт, как итог своей многотрудной работы, снискав славу "лучшего адвоката города".
|
|
|
Обвиняемая и ее родственники могли бы легко "вычислить" мошенника, наведя справки в прокуратуре. Но они этого не сделали. Впрочем, нередко в инсценировке участвует и следователь. Тогда спектакль разворачивается по несколько иному сценарию. Следователь, прокурор или судья запугивают обвиняемого всякими карами, а адвокат изображает искреннее негодование и обещает сделать все возможное, чтобы угрозы обвинения не сбылись. В таких ситуациях речь неизбежно заходит о больших деньгах, которые затем делятся между всеми участниками преступного сговора.
В такой ситуации рассчитывать на защиту своих интересов клиенту не приходится. Он, скорее, является жертвой своего "защитника". Как этого избежать? Не соглашаться на противозаконные действия! И лучше лишний раз навести об адвокате справки в том адвокатском образовании, где он работает, или в палате адвокатов. О хорошем адвокате даже скупые на похвалу коллеги отзовутся положительно, о плохом - чаще всего промолчат. Но о мошеннике точно скажут, что не советовали бы иметь с ним дело.
Прокурор района
советник юстиции Р.Т. Рафиков
Периодическое печатное издание
«Михайловский вестник»
Адрес редакционного совета и издателя:
429920, д.Михайловка ул.Чапаева, д.18
Email: sao-mix@zivil.cap.ru
Тел.(83545) 63-0-25
|
Учредитель
Администрация Михайловского сельского поселения Цивильского района
Чувашской Республики
|
Председатель редакционного совета-главный редактор
Николаев Г.И.
Тираж 20 экз.
Объём 1 п.л. формат А4
Распространяется бесплатно
|