История судов Чувашской АССР (1951– 1985 годы). Воспоминания И.И. Толстова
На наш взгляд, небезынтересно и полезно знать будущим поколениям судей, как работали суды в 50–80 годы ХХ века. В эти годы я работал судьей в разных судах, о работе судов мне известно из своей практики. Впервые я был избран народным судьей Советского района в декабре 1951 года, с декабря 1954 года по май 1966 года работал народным судьей, председателем Ядринского районного народного суда. В мае 1966 года был избран председателем Верховного суда Чувашской АССР, и в этой должности проработал до ухода на пенсию по возрасту (до января 1986 года). В общей сложности стаж работы судьей составляет более 34 лет.
В описываемый период территория нашей республики нисколько не изменилась, количество жителей увеличилось незначительно. По проведенным переписям, население республики в 1959 году составило 1097,9 тыс. человек, 1970 году – 1223,7 тыс. человек, 1979 году – 1292,5 тыс. человек, 1989 году – 1335,9 тыс. человек. Таким образом, за 30 лет (в 1959– 1989 гг.) численность населения в республике увеличилась на 238 тыс. человек, т.е. на 21,5 процента.
Поэтому увеличение или уменьшение поступления в суды тех или иных категорий уголовных и гражданских дел в разные годы объясняется не столько изменением количества жителей в республике, сколько другими обстоятельствами.
Районные суды
В судебной системе страны, в том числе и нашей республики, низшим, но основным звеном являлись суды в районах. В различные периоды они назывались по-разному. В пятидесятые годы назывались народными судами района. В те годы была участковая система народных судов. Участки образовывались в более крупных районах и городах. Так, в Шумерлинском районе были 3 участка и назывались Народный суд 1 (2 и 3) участка Шумерлинского района. В городе Чебоксары в 1957году было 6 участков, и назывались они «Народный суд 1(2,3,4,5,6) участка г. Чебоксары».
В небольших районах, с меньшим числом населения, где предусматривался один народный судья, участков не было, действовал один суд и назывался «Народный суд (например, Советского) района».
Народные суды участков обслуживали население, проживающее на территории участка и расположенные там учреждения и организации. Они являлись самостоятельными единицами. Имели свое помещение, имущество, свое штатное расписание, отдельную смету расходов, т.е. действовали автономно. В масштабах района (города), где работали участковые суды, органов, координирующих их деятельность, не было.
В 1951 году в республике было 30 сельских районов, в них имелись 42 народных суда, а в городах Чебоксары, Алатырь и Канаш действовали 9 народных судов. Всего в республике был 51 народный суд, в каждом из которых был один судья.
В те годы аппараты народных судов были небольшими, в них работало всего 6–8 человек. По штатному расписанию были народный судья, судебный исполнитель, секретарь суда, секретарь судебного заседания, делопроизводитель-машинистка и техничка. В некоторых судах были конюх, отдельные должности делопроизводителя и машинистки, а в городских народных судах имелись курьеры.
В 50-ые годы в республике проводились укрупнения сельских районов, соответственно и сокращение некоторых из них. К 1965 году всего было сокращено 9 районов (Кувакинский, Шихазанский, Советский, Сундырский, Калининский, Октябрьский, Первомайский, Ишлейский и Чурачикский) и остался 21 сельский район.
В 1960 году участковая система народных судов была упразднена и образовались районные (городские) народные суды, первые выборы которых состоялись 18 декабря 1960 года. В республике всего был образован по числу сельских районов 21 районный народный суд и Чебоксарский городской народный суд. Последний был самым крупным народным судом в республике, в который избирались 6 судей, по 3 судьи было в Алатырском и Канашском райнарсудах. Последующие выборы народных судей состоялись в декабре 1965 года. В этот раз в Чебоксарский горнарсуд было избрано 9 судей. Это увеличение численности судей было произведено в основном за счет сокращения их в других народных судах.
В 60-ые годы г. Новочебоксарск входил в состав г. Чебоксары, поэтому обслуживался Чебоксарским горнарсудом. В г. Новочебоксарск самостоятельный народный суд был образован в 1967 году.
В 1973 году было произведено районирование города Чебоксары, созданы 3 района, в связи с чем на базе городского суда были образованы Ленинский, Московский и Калининский районные народные суды.
В итоге в республике стало 25 народных судов: один – Новочебоксарский городской и 24 районных.
Хотя города Алатырь, Канаш и Шумерля были городами республиканского подчинения, но там отдельные народные суды не создавались и они обслуживались соответственно Алатырским, Канашским и Шумерлинским районными народными судами.
Говоря о штатной численности народных судей в республике, необходимо отметить, что, несмотря на большую нагрузку в работе, их численность в описываемый период особо не изменилась. Изменения в сторону уменьшения количества судей в 50–80-е годы происходили в связи с упразднением некоторых сельских районов.
Так, в 1951 году было избрано 51 народный судья, 1954 г. – 47 народных судей, 1960 г. – 42, 1965 г. – 43, 1970 г. – 44, 1978 г. – 49, 1982 г. – 51 народный судья.
К 1985 году прибавилось еще 3 единицы судей и общее количество народных судей в республике стало 54.
По количеству судей в 1985 г. крупными были Ленинский и Калининский районные народные суды (по 8 судей), Канашский (5 судей), Московский и Алатырский (по 4 судьи), Новочебоксарский городской и Шумерлинский районный народные суды (по 3 судьи), в остальных районных судах было по два и по одному судьи.
В 50–80-х годах народные судьи избирались гражданами района, города на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В тех районах, где предусматривалось избрание нескольких народный судей, выборы проводились по избирательным округам, т. е. от каждого избирательного округа избирался один судья. Когда была участковая система народных судов, территория, обслуживаемая участком, составляла избирательный округ.
Как было указано выше, участковые народные суды были самостоятельными единицами и они обслуживали население лишь своей территории. А в районных (городских) народных судах с несколькими судьями обслуживание населения проводилось без особого учета территорий округов, т. е. каждый судья мог обслуживать граждан, проживающих на территориях других округов района.
В районе (городе), где избирались два и более народных судей, районный (городской) Совет народных депутатов по представлению министра юстиции республики утверждал на сессии председателя рай(гор)нарсуда из числа избранных судей.
Кандидаты в народные судьи выдвигались в основном трудовыми коллективами. Выдвинутые кандидаты должны были встречаться с избирателями на собраниях, проводимых по месту жительства или работы избирателей. Если кандидатом выдвигался ранее работавший судьей в этом районе, он на встречах с избирателями отчитывался о своей работе и работе суда.
В действовавших в те годы законах о судоустройстве указывалось, что судьи подотчетны и ответственны перед избирателями и отчитываются перед ними. На практике требовали, чтобы народный судья проводил отчетные доклады перед избирателями не реже одного раза в месяц.
Тогда в соответствии с требованиями закона судьей мог быть избран каждый гражданин СССР, обладающий избирательным правом и достигший ко дню выборов возраста 25 лет. Других требований к кандидатам в судьи в законе не предусматривалось. Но на практике при подборе кандидатов в судьи обязательно учитывались образование, оно должно было быть юридическим, а также морально-деловые качества.
При подборе кандидатов в судьи часто возникали затруднения, т.к. не было резервов, нередко кандидатами выдвигались, а потом избирались судьями студенты последних курсов юридических школ и вузов. Многие судьи республики начинали работать после окончания двухгодичных юридических школ со средним образованием, потом в ходе работы большинство из них, обучаясь заочно, получали высшее юридическое образование.
В 50-х годах народные судьи избирались сроком на 3 года, с 1960 г. – на 5 лет.
Поскольку народные судьи избирались населением района, была сложной процедура досрочного лишения их полномочий. Они досрочно лишались полномочий по отзыву избирателей. Для этого проводились собрания избирателей. Народный судья считался отозванным, если за его отзыв голосовало больше половины избирателей данного избирательного округа.
В описываемый период в деятельности судов всех звеньев по отправлению правосудия важная роль отводилась народным заседателям. Во всех судах уголовные и гражданские дела по первой инстанции рассматривались только с участием народных заседателей. При рассмотрении дел в составе суда были один судья и двое народных заседателей. При этом заседатели пользовались всеми правами судьи, все вопросы разрешались коллегиально.
В народных судах в случае временного отсутствия судьи (отпуск, болезнь и т.д.) исполнение его обязанностей по представлению министра юстиции республики могло быть возложено решением исполкома районного (городского) Совета народных депутатов на одного из народных заседателей этого суда.
В пятидесятые годы народные заседатели народных судов избирались, как и судьи, тайным голосованием сроком на 3 года. В один бюллетень включался весь список избираемых заседателей. В те годы, как и в последующем, в среднем на одного судью избирались 75 народных заседателей.
Конечно, выборы народных заседателей тайным голосованием по списку было явлением формальным, необходимость избрания в таком порядке ничем не вызывалась, и этот порядок был в корне изменен законом о судоустройстве РСФСР от 1960 г. Им устанавливалось, что народные заседатели районных (городских) народных судов избираются на общих собраниях рабочих, служащих и крестьян по месту их работы и жительства сроком на 2 года.
Такой порядок был сохранен и последующим законом о судоустройстве РСФСР от 1981 г. В нем указывалось, что народные заседатели рай(гор)нарсудов избираются на собраниях граждан по месту их работы или жительства открытым голосованием сроком на 2,5 года.
Народным заседателем мог быть избран каждый гражданин СССР, обладающий избирательным правом и достигший ко дню выборов 25 лет. На практике ими избирались, как правило, передовики производства, авторитетные лица. Они вовлекались в работу суда по рассмотрению уголовных и гражданских дел в установленные законом сроки. В последнее время этот срок составлял две недели в году.
Верховный суд
Верховный суд ЧАССР являлся высшим судебным органом республики. Его основные функции, состоящие в рассмотрении уголовных и гражданских дел по первой инстанции и в кассационном порядке, неизменно сохранялись все время. Но в 50–70-е годы его функции претерпевали некоторые изменения в связи с предоставлением полномочий по рассмотрению судебных дел в порядке надзора и упразднением, а потом восстановлением Министерства юстиции республики.
До 1954 года полномочием рассмотрения судебных дел в порядке надзора обладали лишь Верховный Суд СССР и Верховные суды союзных республик (РСФСР и др.), нижестоящие суды такого права не имели.
В целях усиления роли местных судебных органов в осуществлении судебного надзора Президиум Верховного Совета СССР 14 августа 1954 г. принял Указ «Об образовании президиумов в составе Верховных судов союзных и автономных республик, краевых, областных судов и судов автономных областей». Устанавливалось, что Президиум Верховного суда автономной республики рассматривает уголовные и гражданские дела в порядке надзора по протестам прокурора и председателя Верховного суда автономной республики на кассационные определения судебных коллегий и на вступившие в законную силу приговоры и решения народных судов.
Указом предусматривалось образование президиумов в составе председателя суда, заместителей председателя и двух членов суда. В Чувашии Президиум Верховного суда был образован в 1954 году в составе 5 чел., такой количественный состав сохранился до последних годов описываемого периода. Состав президиума суда утверждался Президиумом Верховного Совета Чувашской АССР.
Предоставление Верховному суду республики полномочий рассматривать судебные дела в порядке надзора повысило его ответственность, а также заметно увеличило нагрузку в работе. Поступало много надзорных жалоб, изучение их и дел по ним, составление протестов или заключений, ответов по жалобам, изучение дел с протестами, их рассмотрение президиумом требовало значительного времени.
В начале 50-х годов (и до этого) в республике имелось Министерство юстиции. Оно осуществляло организационное руководство народными судами и нотариальными конторами, проверяло и ревизировало их работу, руководило работой с кадрами народных судов и нотконтор, занималось их финансированием, материально-техническим обеспечением, организовывало работу по ведению судебной статистики.Министерство изучало и обобщало судебную практику, координируя эту деятельность с Верховным судом.
Организационное руководство в отношении Верховного суда республики осуществлялось Министерством юстиции РСФСР.
В мае 1957 г. Министерство юстиции ЧАССР было упразднено и все его вышеперечисленные функции были переданы Верховному суду республики. Верховным судом эти функции осуществлялись в течение 14 лет. В феврале 1971 г. вновь было образовано Министерство юстиции республики, которому были переданы его прежние функции.
На Верховный суд, кроме рассмотрения судебных дел по первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, возлагались полномочия по осуществлению надзора за судебной деятельностью районных (городских) народных судов, оказание им помощи в правильном применении законодательства.
Осуществление этих полномочий проводилось в различных формах: совместные с Минюстом проверки работы народных судов, выезды туда судей Верховного суда для оказания помощи (особенно молодым судьям), народные судьи вызывались в Верховный суд для прохождения практики, для них совместно с Минюстом организовывались совещания и семинарские занятия. Верховный суд самостоятельно и совместно с Минюстом периодически изучал и обобщал судебную практику по отдельным категориям дел, по итогам обобщения в народные суды направлялись письма с указанием выявленных недостатков в их работе. В последние годы ежеквартально обобщалась кассационная и надзорная практика Верховного суда, итоги которой обсуждались на занятиях с судьями.
Судебные коллегии по уголовным и гражданским делам при рассмотрении дел в кассационном порядке, обнаружив недостатки и упущения по конкретному делу, обращали на это внимание судьи частными определениями. Так, в 1985 г. судебной коллегией по уголовным делам было вынесено 45 таких определений в адрес народных судей.
Практиковалось направление народным судьям писем с замечаниями по конкретным делам.Также практиковалось направление в народные суды извлечений из постановлений президиума и кассационных определений по характерным их ошибкам и принципиальным вопросам судебной практики.
В общем, судьями Верховного суда проводилась большая, разнообразная работа по оказанию помощи народным судам и судьям.
В описываемые годы Верховный суд республики избирался Верховным Советом Чувашской АССР сроком на 5 лет. Избирался в составе председателя, заместителей председателя, членов суда и народных заседателей.
В законе о судоустройстве устанавливалась подотчетность судов органам, их избравшим, поэтому Верховный суд периодически отчитывался о своей работе перед Верховным Советом ЧАССР, а в период между сессиями – перед Президиумом Верховного Совета.
Верховный суд действовал в составе судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по уголовным делам и президиума (с 1954 г.).
При подборе кадров судей Верховного суда по закону предъявлялись те же требования, что и к кадрам народных судей, в частности, не требовалось наличие какого-то стажа судебной или другой работы. Но на практике старались представлять к избранию кандидатов с определенным опытом судебной или другой юридической работы. В те годы избрать в состав Верховного суда народных судей часто бывало трудно, т.к. партийные органы не всегда давали на это согласие. Это было связано со сложностями проведения выборов народных судей. Поэтому в состав Верховного суда нередко избирались юристы, не работавшие ранее народными судьями. Так, из работавших в 1985 году 12 судей Верховного суда, только семеро до избрания в Верховный суд работали народными судьями, а остальные 5 членов суда ранее судьями не работали.
Судьи Верховного суда все эти годы постоянно работали с большим напряжением из-за большой нагрузки, Часто приходилось им работать до и после рабочих часов, в выходные дни. Хотя официально запрещалось, но иногда судьи вынуждены были дела для изучения брать домой.
Несмотря на многократные ходатайства, правительства СССР и РСФСР явно недостаточно выделяли судам дополнительные штатные единицы, что свидетельствовало об их ненадлежащем внимании к судам.
Численный состав судей Верховного суда за 35 лет (с 1950 г. до 1985 г.) почти не изменился. В штате Верховного суда в 1950г. были председатель, два его заместителя (председатели коллегий) и 7 членов, всего 10 человек; 1957г. –12 человек, 1965 г. – 14 судей; 1975 г. – 12 судей (в 1971 г. в связи с образованием Минюста две единицы судей были сокращены) и в 1985 г. – 12 судей (председатель И.И. Толстов, два заместителя председателя – председатели коллегий Л.А. Жарков и Н.К. Филиппов и 9 членов, из них 6 – в уголовной коллегии: В.А. Александров, Н.М. Берендеев, В.В. Илларионов, С.А. Индриков, Никитина И.И., Порфирьев В.М.; 3 - в гражданской коллегии: Григорьева Н.В., В.Н. Никитин, А.С. Сидоров. За 35 лет штатная численность судей увеличилась только на две единицы, хотя полномочия Верховного суда расширились, в частности, за счет рассмотрения дел в порядке надзора.
В штате Верховного суда в 1985 году, кроме судебного состава, была одна единица консультанта по кодификации, остальные были технические работники (секретари, машинистки) и обслуживающий персонал (шофер, завхоз и две технички).
Поступление в производство судов республики
уголовных и гражданских дел, данные о количестве осужденных
и о назначенных мерах наказания
В этом разделе представим материалы, показывающие нагрузку Верховного суда и районных народных судов республики, а также приведем данные о количестве осужденных по видам преступлений и о мерах наказания, назначенных судами. Они представляют интерес для сравнения с аналогичными данными последующих лет.
Поступление в производство Верховного суда дел и надзорных жалоб
Поступило
|
1955 г.
|
1965 г.
|
1975 г.
|
1985 г.
|
уголовных дел
|
а) по первой инстанции, всего
|
67
|
|
94
|
68
|
в т.ч. об умышлен. убийстве при отягчающих обстоятельствах
|
12
|
|
37
|
30
|
об изнасиловании
|
10
|
|
52
|
23
|
о хищениях госуд. или общест.
имущества в особо крупных размерах
|
14
|
|
2
|
6
|
дела о взяточничестве
|
–
|
|
3
|
5
|
б) в кассационном порядке
|
1207
|
|
1262
|
1511
|
в) в порядке надзора:
|
|
|
|
|
дел с протестами
|
280
|
|
140
|
130
|
надзорных жалоб
|
1022
|
|
523
|
880
|
Гражданских дел
|
а) по первой инстанции, всего
в т.ч. дела о расторж. брака
|
447
389
|
975
937
|
8
–
|
9
–
|
б) в кассационном порядке
|
2514
|
1204
|
722
|
789
|
в) в порядке надзора:
|
дел с протестами
|
372
|
151
|
113
|
190
|
надзорных жалоб
|
589
|
497
|
430
|
600
|
|
|
|
|
|
|
Поступление в районные народные суды республики дел
и административных материалов
Поступило
|
1955 г.
|
1975 г.
|
1985 г.
|
I. Уголовных дел, всего
|
6673
|
4761
|
6460
|
в т.ч. хищение госуд. или обществ. имущ, (включая и мелкое хищение)
|
406
|
778
|
828
|
умышленное убийство
|
41
|
99
|
96
|
изнасилование
|
18
|
55
|
187
|
хищение личного имущ. граждан (кража, грабеж и разбой)
|
327
|
659
|
1025
|
спекуляция
|
59
|
16
|
32
|
самогоноварение
|
177
|
323
|
973
|
хулиганство
|
485
|
990
|
709
|
прогулы и самовольный уход с производства
|
1542
|
–
|
–
|
II. Рассмотрено дел об административных правонарушениях(по числу лиц)
|
|
4929
|
10281
|
в т.ч. мелкое хулиганство
|
|
4265
|
6102
|
злоупотребление алкоголем
|
|
295
|
552
|
нарушение правил администр. надзора
|
|
159
|
744
|
мелкая спекуляция
|
|
34
|
60
|
III. Гражданских дел всего
|
25244
|
11201
|
12601
|
1) Дела искового производ-ва, всего
|
19557
|
10305
|
10919
|
в т.ч. о восстановл. на работе
|
587
|
219
|
187
|
о взыскан.алиментов на содержание детей
|
1450
|
1847
|
895
|
о расторжении брака
|
–
|
2201
|
3211
|
о выселении из квартир
|
356
|
582
|
419
|
о возмещении вреда за повреждение здоровья
|
229
|
113
|
98
|
о лесонарушении
|
3236
|
368
|
119
|
2) Дела, возникающие из административно-правовых отношений
|
2473
|
115
|
80
|
3) Дела особого производства, всего
|
3214
|
781
|
1602
|
в т.ч. об установл. фактов, имеющих юридическое значение
|
249
|
537
|
901
|
о признании гражданина ограниченно дееспособным
|
|
82
|
426
|
о признании гражданина недееспособным
|
–
|
88
|
88
|
о взыскании недоимок по налогам, обязат. окладному страхованию с граждан
|
1979
|
–
|
–
|
о взыскании недоимок по обязат. поставкам с/х продуктов с граждан
|
22
|
–
|
–
|
о расторжении брака (примирительное производство)
|
417
|
–
|
–
|
Как видно из приведенных данных, в указанные годы категории поступавших в суды дел претерпевали некоторые изменения. Это объясняется происходившими изменения в законодательстве. Например, в 50-ые годы действовал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г., которым была установлена уголовная ответственность рабочих и служащих за прогул без уважительных причин и самовольный уход с производства и такие дела поступали в производство народных судов.
В те же годы в народные суды поступало много дел о взыскании с граждан и колхозов недоимок по налогам и обязательному окладному страхованию, о взыскании недоимок по обязательным поставкам сельхозпродуктов государству с колхозных дворов, о взыскании с граждан и колхозов денежных взносов за уклонение от трудового участия в дорожных работах.
В подсудности Верховного суда как по уголовным, так и по гражданским делам также происходили отдельные изменения.
Количество осужденных в республике
по видам преступлений по приговорам Верховного
суда и районных (городских) народных судов,
вступившим в законную силу
|
Виды преступлений
|
1975 г.
|
1985 г.
|
Всего осуждено,
из них:
|
5392
|
7109
|
1
|
Уклонение от призыва на военную службу
|
1
|
4
|
2
|
Нарушение правил безопасности движения на ж/дорожном, водном и воздушном транспорте
|
–
|
7
|
3
|
Нарушение правил о валютных операциях
|
–
|
9
|
4
|
Хищение гос. или обществен. имущества путем кражи, грабежа и разбоя
|
445
|
643
|
5
|
Хищение гос. или обществен. имущества путем присвоения, злоупотребления служебным положен.
|
200
|
176
|
6
|
Хищение гос. или обществен. имущества путем мошенничества
|
1
|
20
|
7
|
Хищение гос. или обществ. имущества в особо крупных размерах
|
3
|
9
|
8
|
Мелкое хищение гос. или обществен. имущества
|
298
|
158
|
9
|
Умышленное уничтожение или повреждение гос. или обществен. имущества
|
8
|
3
|
10
|
Умышленное убийство при отягчающих обстоят.
|
33
|
43
|
11
|
Умышленное убийство без отягчающих обстоятельств
|
75
|
70
|
12
|
Умышленное убийство, совершенное в состоянии сильного душевного волнения
|
6
|
8
|
13
|
Неосторожное убийство
|
9
|
5
|
14
|
Умышленное тяжкое телесное повреждение
|
202
|
233
|
15
|
Умышленное менее тяжкое телесное поврежден.
|
113
|
240
|
16
|
Умышленное тяжкое или менее тяжкое телесное повреждение, причиненное в состоянии сильного душевного волнения
|
10
|
29
|
17
|
Тяжкое или менее тяжкое телесное повреждение, причиненное при превышении пределов необходимой обороны
|
5
|
7
|
18
|
Умышленное легкое телесное повреждение
|
156
|
173
|
19
|
Истязание
|
203
|
173
|
20
|
Неосторожное тяжкое или менее тяжкое телесное повреждение
|
14
|
45
|
21
|
Заражение венерич. болезнью, уклонение от ее лечения
|
13
|
20
|
22
|
Незаконное производство аборта
|
4
|
4
|
23
|
Изнасилование
|
113
|
256
|
24
|
Половое сношение с лицом, не достигшим половой зрелости
|
3
|
24
|
25
|
Развратные действия
|
4
|
14
|
26
|
Злостное уклонение от уплаты алиментов на детей
|
129
|
137
|
27
|
Оскорбление и клевета
|
76
|
9
|
28
|
Хищение личного имущества граждан путем кражи, грабежа и разбоя
|
753
|
1297
|
29
|
Завладение личным имуществом граждан путем мошенничества
|
7
|
22
|
30
|
Умышленное уничтожение или повреждение личного имущества граждан
|
39
|
26
|
31
|
Спекуляция
|
19
|
35
|
32
|
Обман покупателей и заказчиков
|
21
|
33
|
33
|
Нарушение правил торговли спиртными напитками
|
3
|
8
|
34
|
Нарушение правил торговли
|
–
|
12
|
35
|
Самогоноварение
|
397
|
979
|
36
|
Незаконная порубка леса
|
19
|
15
|
37
|
Злоупотребление властью или служебным положением
|
16
|
10
|
38
|
Превышение власти или служебных полномочий
|
5
|
6
|
39
|
Халатность
|
10
|
26
|
40
|
Дела о взяточничестве (дача, получение, посредничество)
|
14
|
13
|
41
|
Заведомо ложное показание
|
7
|
4
|
42
|
Побег из места заключения или из-под стражи
|
12
|
3
|
43
|
Укрывательство преступлений
|
4
|
18
|
44
|
Сопротивление работнику милиции или народному дружиннику
|
35
|
59
|
45
|
Угроза или насилие в отношении должностного лица или гражданина, выполняющего обществен. долг
|
31
|
41
|
46
|
Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, печатей, бланков
|
6
|
25
|
47
|
Злостное нарушение правил адм. надзора
|
25
|
131
|
48
|
Самовольный захват земли и самовольное строительство
|
27
|
5
|
48
|
Хулиганство
|
1205
|
861
|
50
|
Угроза убийством или уничтожением имущества
|
9
|
29
|
51
|
Приобретение и сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем
|
13
|
22
|
52
|
Занятие бродяжничеством, ведение иного паразитического образа жизни
|
14
|
215
|
53
|
Вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность
|
5
|
7
|
54
|
Автотранспортные преступления
|
291
|
337
|
55
|
Управление транспортными средствами в состоянии опьянения
|
29
|
75
|
56
|
Угон транспортных средств
|
89
|
122
|
57
|
Незаконное ношение, хранение, изготовление или сбыт оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ
|
70
|
69
|
58
|
Нарушение правил охраны труда
|
22
|
16
|
59
|
Осуждены за другие преступления (по 1 – 5 чел.)
|
71
|
89
|
Практика назначения судами республики наказания осужденным за все виды преступлений по приговорам, вступившим в законную силу, характеризуется следующими данными
|
|
1955 г.
|
1975 г.
|
1985 г.
|
|
Всего осуждено
из них подвергнуты:
|
3813
|
5392
|
7109
|
1
|
Смертной казни
|
6
|
3
|
2
|
2
|
Лишению свободы
|
1350
(35,4%)
|
2574
(47,74%)
|
2840
(39,95%)
|
3
|
Условному осуждению к лишению свободы с обязат. привлечением к труд
|
–
|
655
(12,5%)
|
642
(9,03%)
|
4
|
Лишению свободы с отсрочкой исполнения приговора
|
–
|
-
|
461
(6,48%)
|
5
|
Исправительным работам
|
1193
(31,3%)
|
1142
(21,18%)
|
1629
(22,91%)
|
6
|
Условному осуждению
|
218
(5,72%)
|
243
(4,5%)
|
122
(1,71%)
|
7
|
Ссылке
|
–
|
12
(0,24%)
|
53
(0,75%)
|
8
|
Штрафу
|
993(26,04%)
|
633(11,7%)
|
1294(18,2%)
|
9
|
Лишению права занимать определен. должности или заниматься опред. деят.
|
|
4
|
2
|
10
|
Общественному порицанию
|
53(1,39%)
|
9
|
4
|
11
|
Другие меры наказания
|
–
|
–
|
6
|
12
|
Освобождены по приговору от наказания по амнистии и другим основаниям
|
|
117
|
54
|
Примечание: В показатели этой таблицы за 1955 год не включены данные об осужденных за прогул и самовольный уход с производства.
Профилактическая работа судов
В описываемый период суды причислялись к правоохранительным органам и за состояние преступности в районе, республике отвечали наряду с органами милиции и прокуратуры. В этом плане работа судов оценивалась показателями качества и оперативности рассмотрения уголовных дел, практики назначения мер наказания осужденным, проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение правонарушений.
Требования к проведению профилактических мер особо усилились в 70 – 80-е годы.
Для наглядности приведу перечень мер профилактического характера, проведенных судами республики в 1985 году. Эти меры очень разнообразны.
Важное профилактическое значение придавалось проведению выездных судебных процессов по месту жительства или работы подсудимых. В 1985 году рассмотрено в выездных заседаниях народными судами 20% уголовных дел, Верховным судом – 13% дел. Причем рассмотрение дел Верховным судом в помещениях народных судов не учитывались как выездные заседания.
Нормы УПК РСФСР требовали, чтобы суды при рассмотрении дел выявляли причины и условия, способствовавшие совершению преступлений и реагировали на них путем вынесения частных определений. Таких определений вынесено народными судами – 667, Верховным судом – 29.
Освещено судебных процессов в печати, по радио и телевидению народными судами – 261, Верховным судом – 8.
С участием представителей общественности (общественных обвинителей и общественных защитников) рассмотрено народными судами 830 уголовных дел, Верховным судом – 22 дела.
Широко практиковалось ознакомление с приговорами трудовых коллективов. Для чего направлено копий приговоров по месту работы осужденных в отношении 5115 лиц народными судами и 47 осужденных Верховным судом.
Кроме того, разъяснено приговоров в трудовых коллективах в отношении 1270 лиц с участием судей и заседателей народных судов, в отношении 69 лиц – судьями Верховного суда.
В республике ежемесячно проводился «День профилактики правонарушений». В этот день бригады, состоящие из работников МВД, Прокуратуры и Верховного суда, по специальному графику выезжали в районы, где совместно с работниками местных правоохранительных органов в селениях, трудовых коллективах проводили соответствующую профилактическую работу, в частности, индивидуальные и групповые беседы с пьяницами, семейными дебоширами, с лицами, склонными к правонарушениям.
Значительная работа проводилась судьями по разъяснению законодательства. Так, проведено бесед и прочитано лекций на правовые темы для населения народными судьями – 1141, судьями Верховного суда – 176. Кроме того, проведено их для членов товарищеских судов и добровольных народных дружин народными судьями – 278, судьями Верховного суда – 37.
В 1985 г. проведено отчетных докладов перед населением народными судьями – 552, заседателями народных судов – 852.
Как видно из приведенных данных, судьями республики проводилась значительная работа по профилактике правонарушений.
Материально-техническое обеспечение
До 70-х годов подавляющее большинство народных судов республики размещалось в обычных (сравнительно просторных) крестьянских деревянных домах, с печным отоплением. В судах с одним судьей были небольшой зал, маленький кабинет судьи, одна или две комнатки для работников канцелярии и судебного исполнителя. Почти все народные суды работали в весьма стесненных условиях.
Мебель – столы, стулья и шкафы были примитивными и изношенными.
Типовые здания для народных судов стали строиться лишь в 70-х годах. В эти же годы суды начали обеспечиваться типовой мебелью.
В Чувашии первое типовое здание суда было построено в 1973 г. в с. Аликово, потом были выстроены в 1975 г. для Комсомольского, Моргаушского и Шумерлинского районных народных судов. В 80-х годах построены здания для Ядринского и Янтиковского райнарсудов.
Верховный суд до 1980 г. размещался в своем ведомственном здании, расположенном почти в центре старой части столицы. Это здание было трехэтажное, каменное, с автономным отоплением (имелась своя котельная в подвале), без канализации и водопровода. Оно было построено в 1925 – 1928 гг. специально для размещения Главсуда и Наркомата юстиции республики и в основном соответствовало требованиям судебной деятельности. В здании имелись большой и малый залы судебных заседаний, для судей и других работников имелось необходимо количество кабинетов и комнат.
Летом 1980 г. это здание было снесено в связи со строительством ГЭС, т.к. попадало в зону затопления. Сейчас на этом месте образован залив.
В эти годы строилось новое здание – Дом юстиции по ул.Байдукова, с размещением в нем Верховного суда, Министерства юстиции, всех трех районных народных судов города. Его строительство затянулось и было сдано в эксплуатацию лишь в августе 1982 г. До этого, в течение двух лет Верховный суд временно размещался в здании бывшей гостиницы «Волга», которое находилось по ул. К.Маркса, чуть ниже Чувашского драмтеатра.
Говоря об обеспечении народных судов транспортом, следует отметить, что в 50–60-ые годы они его почти не имели. Правда, в 50-е годы в некоторых судах были лошади, но впоследствии от них отказались. Лишь в 70-е годы стали появляться в отдельных судах легковые автомашины.
Верховный суд тоже не всегда имел свой транспорт. В 1966 г., когда я начал работать, не было никакого транспорта. Верховный суд обслуживался легковой автомашиной из таксомоторного парка по выделенному лимиту. Так продолжалось 5 лет. В 1971 г. Минюстом РСФСР была выделена Верховному суду автомашина «Москвич», а через год – «Волга». «Москвич» был передан Порецкому райнарсуду. С тех пор в Верховном суде постоянно имелась легковая автомашина «Волга».
В описываемые годы суды финансировались явно недостаточно. На хозяйственные расходы денег выделялось мало. Были случаи, в частности, в бытность моей работы судьей в Советском районе, из-за отсутствия средств приходилось распиливать дрова для отопления народного суда силами работников суда без оплаты.
Из-за ограниченности средств было сложно производить ремонт помещений судов и других строений.
В 50-е годы народные судьи получали зарплату наравне с заведующими отделами райисполкомов, со следователем и помощником прокурора района, а у прокурора района оклад был немного больше. Тогда госслужащие, в т.ч. и судьи, имели низкую зарплату.Трудности в материальном обеспечении в пятидесятые годы были вызваны тем, что страна восстанавливала народное хозяйство после Великой Отечественной войны.В 60–70-е годы судьям понемногу стали увеличивать должностные оклады.У судей в те годы никаких надбавок к окладу не было.
Лишь в 1980 г. были установлены надбавки к окладу за стаж судейской работы в твердой сумме. Максимальная надбавка составляла около 9% оклада. На премирование работников за успехи в труде и на оказание им материальной помощи по смете выделялись мизерные суммы
Судьи в материальном обеспечении никаких льгот не имели. Продолжительность ежегодного очередного отпуска составляла 24 рабочих дня. Никаких дополнительных отпусков не было. Нуждающимся в санаторно-курортном лечении путевки предоставлялись в общем порядке через профсоюзные органы, но у них возможности были очень ограничены. Удавалось добиваться выделения на всех работников Верховного суда лишь по одной-две путевки в год.
Большие трудности были в обеспечении судей жилой площадью, в особенности, в 50-е годы и в сельской местности. В сельских райцентрах государственных квартир было мало, новые дома строились редко. Например, Иванова Полина Даниловна, работая народным судьей в Советском районе в 1948–1951 гг., все время жила на частной квартире. После нее и мне пришлось 3 года жить в кабинете судьи, отгородив досками уголок площадью около 7 кв. метров. Переехав из с. Советское в г. Ядрин, там более двух лет жил в помещении народного суда в комнате для технички, потом 4 года жил в коммунальной квартире без всяких удобств, занимая одну комнату. Лишь в 1961 г., на 10-й год работы судьей, получил в Ядрине в новом доме однокомнатную квартиру с небольшими удобствами. Подобные проблемы с жильем испытывали многие судьи.
В 60–80-х годах возможности с жильем стали лучше, и судьи, как правило, обеспечивались жилплощадью сравнительно быстро.
Говоря об условиях работы судей в описываемый период, нельзя не отразить ряд моментов, связанных с отвлечением их от непосредственной работы.
Тогда судьями на местах (вне судебной работы) наряду с работниками других ведомств и советских органов командовали партийные комитеты. Ими давались различные поручения, не связанные с судебной деятельностью. Особенно это чувствовалось в сельских районах. Работая народным судьей в двух районах, я на себе испытывал такую практику. Во-первых, приходилось участвовать во всех выборных кампаниях. Ездили по избирательным участкам. Направляли также в колхозы для участия на отчетных и отчетно-выборных собраниях, по различным хозяйственным вопросам: для проверки подготовки ферм к зиме, по вопросам проведения сева, заготовки зерна и т.д.
Потом, работая в Верховном суде, часто приходилось отвлекаться от своей непосредственной работы. Обком КПСС посылал в районы по различным вопросам. Во время проведения выборов в Верховные Советы разных уровней (ЧАССР, РСФСР, СССР) председатель суда наряду с другими руководителями министерств и ведомств командировался в различные районы для оказания помощи в организации выборов.
У нас в Чувашии помимо Дней профилактики правонарушений по инициативе обкома КПСС проводились политдни. Один день каждого месяца по специальному графику группы лекторов выезжали в районы (города) для проведения лекций, бесед по определенной тематике. В одну из групп включался и председатель Верховного суда.
Обкомом КПСС и Президиумом Верховного Совета республики давались судьям Верховного суда разовые поручения по различным вопросам. На проведение всех этих мероприятий, исполнение разных поручений уходило немало рабочего и личного времени судей. Безусловно, проведение их было полезным, нужным делом, но из-за перегруженности в своей непосредственной работе все эти отвлечения сказывались отрицательно.
В заключение хочется отметить, что, несмотря на все трудности, судьи в целом справлялись с возложенными обязанностями, подавляющее большинство из них трудились честно и добросовестно, не считаясь со своим личным временем и благополучием. Многие из них судебной деятельности посвятили почти всю свою трудовую жизнь. Из судей, работавших в описываемый период, 15 человек проработали в этой должности 30 и более лет.
1. Сироткин Андрей Захарович, 1818 года рождения, судейский стаж – 40 лет (с 1939 по 1979 год). Некоторое время работал в Ибресинском районе, а в основном – в городе Канаш. Был скромным, выдержанным, квалифицированным судьей.
2. Ундрицов Гермоген Григорьевич, 1926 года рождения, стаж судьи – около 42 лет. Работая инструктором в райкоме КПСС, заочно окончил юридический институт, и в апреле 1952 г. был избран членом Верховного суда ЧАССР. С марта 1968 года работал заместителем председателя, а в декабре того же года был избран членом Верховного суда РСФСР. В этой должности проработал до 1994 года.Был высококвалифицированным юристом. Ему присвоено Почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации».
3. Галямов Тэффик Галямович, 1910 года рождения, проработал народным судьей 39 лет (с 1937 по 1976 год), из них 6 лет в Чкаловском районе, остальные 33 года – в Яльчикском районе. Среди населения пользовался авторитетом и уважением.
4. Орлов Николай Степанович, 1925 года рождения, судейский стаж –более 35 лет. Начал работать народным судьей в декабре 1951 года в Первомайском районе, потом до июня 1987 года работал председателем Марпосадского, Вурнарского и Чебоксарского районных народных судов. К работе относился честно и добросовестно. Ему присвоено почетное звание «Заслуженный юрист Чувашской АССР».
5. Сироткин Василий Семенович, 1922 года рождения, работал народным судьей в Порецком и Шумерлинском районах почти 35 лет (с 1947 по 1982 гг.). К обязанностям относился добросовестно, судебные дела разрешал качественно.
6. Сергеева Ефимия Яковлевна, 1918 года рождения, судейский стаж – более 34 лет. В 1942–1946 гг. работала народным судьей в Аликовском и Моргаушском районах, в марте 1946 г. была избрана членом Верховного суда республики и работала в этой должности 30 лет (до апреля 1978 г.). Показала себя трудолюбивой, грамотной судьей.
7. Толстов Иван Иванович, 1925 года рождения (автор данной статьи).
8. Верендеев Николай Михайлович, 1927 года рождения, стаж судьи –более 33 лет (с 1953 г. по 1987 г.). Работал народным судьей в г. Алатыре и в Козловском районе, а с 1987 г. до ухода на пенсию являлся членом Верховного суда республики.Показал себя честным, выдержанным, грамотным юристом. Ему присвоено почетное звание «Заслуженный юрист Чувашской АССР».
9. Петров Георгий Петрович, родился в 1924 году, стаж судьи – более 33 лет (с 1951 г. по 1985 г.). Работал народным судьей в Ишлейском и Цивильском районах, в 1984 г. был избран членом Верховного суда ЧАССР, а в 1972 году – заместителем председателя этого суда – председателем судебной коллегии по гражданским делам. В этой должности работал до ухода на пенсию. Отличали его высокая работоспособность и профессионализм.
10. Сенькин Василий Алексеевич, 1919 года рождения, проработал народным судьей в Шихазанском и Ибресинском районах с 1948 по 1982 год, т.е. более 33 лет. К рассмотрению судебных дел относился объективно, грамотно их разрешая.
11. Кабетов Тимофей Афанасьевич, 1910 года рождения, судейский стаж составляет 33 года. В 1939–1941 гг. являлся народным судьей Ишлейского района. После демобилизации из Советской Армии в декабре 1948 года был избран народным судьей Сундырского района. В этой должности работал в указанном и Моргаушском районах до 1973 года (до ухода на пенсию). Следует отметить его исключительное трудолюбие и скромность.
12. Григорьев Георгий Григорьевич, 1923 года рождения, его судейский стаж составляет почти 33 года. Вся его судебная деятельность прошла в Шумерлинском районе, где он являлся сначала народным судьей, с 1951 по 1984 год - председателем суда. К работе относился серьезно, в обращении с людьми был корректен, пользовался авторитетом в районе.
13. Докторова Мария Андреевна, 1922 года рождения, стаж работы судьей – более 32 лет. Работала народным судьей в 1948-1965 гг. в Коми АССР, а с 1965 по 1981 год – в г.Алатырь. К работе относилась честно и добросовестно.
14. Иванова Полина Даниловна, родилась в 1923 году, судьей проработала около 32 лет (с 1948 по 1980 г.) Народным судьей и председателем районного народного суда работала в Советском и Шумерлинском районах, членом Верховного суда республики избрана в 1966 г. и работала до ухода на пенсию. Показала себя честной, принципиальной судьей, ее отличало исключительное трудолюбие, активно участвовала в проведении профилактических мероприятий.
15. Васильев Иван Васильевич, 1915 года рождения. Проработал народным судьей 30 лет (с 1948 г. по 1976 г.) в Красночетайском районе. Был скромным, добросовестным судьей, внимательно относился к рассмотрению дел.
Все указанные выше товарищи освобождены от должности судьи в связи с уходом на пенсию по возрасту.